Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Культурные предпосылки представления темы рока, судьбы и возмездия в русской литературе XIX века………………………………..……..6
1.1 Представление о судьбе и роке в мировой Культуре……….…….6
1.2 Представления о возмездии……………………………………….13
1.3 Особенности русской литературы XIX века……………………..15
Глава II. Судьба, рок и возмездие в произведениях русских писателей XIX века романтического и реалистического направления…………………..22
2.1 Своеобразие темы судьбы и рока в творчестве романтиков……….22
2.1.1 Поэзия В.А. Жуковского……………………………………...…….22
2.1.2 Судьба и рок в лирике А.С. Пушкина……………………….…….24
2.1.3 Судьба и рок в лирике М.Ю. Лермонтова…………………….…..27
2.1.4 Судьба и рок в повести М.Ю. Лермонтова «Фаталист»………..29
2.2 Своеобразие темы судьбы, рока и возмездия в творчестве писателей-реалистов…………………………………………………………….31
2.2.1Тема судьбы в зрелом творчестве А.С. Пушкина. СудьбаРоссии……………………………………………………………………….……31
2.2.2 Тема судьбы в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»……………..33
2.2.3 Трагизм судьбы главного героя в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»……… ……………………………………………………………………..35
2.2.4 Возмездие в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»……………………………………………………………………….37
2.2.5 Возмездие в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»……….….39
Заключение………………………………………………………….…….42
Список литературы………………………………..............................…..45
Введение
Тема работы – «Судьба, рок и возмездие в произведениях русской литературы XIX века».
Выбор темы продиктован, прежде всего, нашим интересом к отражению судьбы в жизни героев различных произведений.
Цель работы – раскрыть значительность темы рока, судьбы и возмездия в произведениях русской литературы XIXвека.
Поставленная цель подчиняется выполнению следующих задач:
1. Рассмотреть сущность рока, судьбы и возмездия в мировой культуре.
2. Показать особенности русской литературы XIXвека, как фона приведения темы судьбы, рока и возмездия.
3. Привести отражение темы судьбы, рока и возмездия в произведениях авторов русской литературы XIX века.
Тема судьбы была небезразлична русским писателям 19 века, и она касалась не только определённого героя, но и России, писателя, русского народа в целом.
Важнейшей чертой русской литературы является её связь с национальной философией, что порождает интерес к месту и роли России в мире и помогает понять судьбу русского человека в контексте всей русской литературы.
А.С. Пушкин в своём творчестве особенно ярко выразил национальную идею судьбы России в позднем творчестве.
Судьба России перекликается с темой судьбы народа и, далее – судьбы отдельного человека.
Судьба героя произведения может быть показана как счастливая и как несчастливая, в чём просматривается тема рока, неизбежной и фатальной силы. Немаловажно то, как именно роковым образом для человека складываются те обстоятельства, которые приводят его к гибели.
Тема возмездия отражает выбор человека: совершить добро и избежать наказания или совершить зло и подвергнуться возмездию. Это определяет, насколько развито в человеке чувство ответственности за свои поступки и способность видеть их последствия.
Актуальность данной работы состоит в обширности и неоднозначности её темы, поскольку тема судьбы, рока и возмездия связана с проблемой национального чувства каждого человека, способности каждого понимать развитие человечества, народа и отдельной личности, в частности. Данная тема может помочь каждому разобраться с проблемой нравственного выбора человека на примере жизнеописания литературного героя, а также заставляет задуматься о том, что для человека на самом деле важно, а что второстепенно.
Новизна работы определяется тем, что тема судьбы, рока и возмездия будет рассматриваться на фоне художественного своеобразия и авторской позиции определённых произведений русской литературы XIX века. Обращение к теме судьбы актуально на сегодняшний день, поскольку современность зачастую требует поиска новых духовных ориентиров, а также ответа на вопрос о том, насколько человек зависим от судьбоносных событий, роковых стечений обстоятельств и насколько он свободен в своих исканиях и выборе пути своего духовного развития.
Русская литература XIX века была охвачена, в основном, такими течениями, как романтизм и реализм. Эти направления повлияли на взгляды авторов литературных произведений, что привело к появлению художественных особенностей. Так, романтики в большей степени считали личность героя подверженной влиянию судьбы, рока и возмездия, а А.С. Пушкин в реалистический период своего творчества больше уделял внимания судьбе России. Размышления о судьбе крестьянства, а также о судьбе русской женщины присутствуют в лирике Н.А. Некрасова. Писатели-реалисты больше полагаются на то, что судьба человека и его подверженность року и возмездию зависит от него самого и его нравственного выбора.
Основные методы работы – описание и наблюдение.
Объектом работы являются понятия судьбы, рока и возмездия, а предметом - произведения русской литературы XIX века.
Работа состоит из Введения, Главы I, Главы II, Заключения и Списка литературы.
Глава I. Культурные предпосылки представления темы судьбы, рока и возмездия в литературе
В данной части работы рассмотрим, что такое судьба, рок и возмездие в представлении человечества, каково отношение к ним в культуре, насколько данные понятия ценны в определённые периоды развития для людей. Для нас подобное рассмотрение важно, поскольку необходимо понять основу представления темы судьбы, рока и возмездия в произведениях авторов XIX века. Мы будем обращаться к культуре славян, поскольку наша работа касается произведений русской литературы.
1.1.Представления о судьбе и роке в мировой культуре.
Судьба – понятие, выражающее зависимость человека от обстоятельств или высших сил. Судьба-рок связана с понятием неизбежности. Как отмечает исследователь С.С. Неретина в работе «Понятие Судьбы в пространстве Высшего блага», восприятие судьбы, как конечной инстанции тождественно фатализму – одной из констант мировой культуры [Неретина, 2002: 201].
Начальное представление о судьбе, по мнению исследователя А.Ф. Лосева присутствует в греческом эпосе, из которого, вероятно, было развито в культуре более поздних времен. У Гомера судьба выступает как сила, повелевающая людьми и героями, с которой должны считаться даже боги. Желая узнать веления судьбы, Зевс взвешивает на весах жребии человеческих жизней. У Гомера судьба персонифицирована в облике богини Мойры, а у Гесиода обретает облик трёх Мойр – дочерей Ночи- Клото, Лахесис и Атропос. По другой версии, приводимой Гесиодом, Мойры – дочери Зевса и Фемиды.
У трагиков судьба сближается с непреодолимой необходимостью, которой подвластен сам Зевс.
Геродот полагал, что назначенного судьбой не может избежать даже бог [Лосев, 1963: 114].
Согласно Платону, Мойры были дочерями Ананке, богини неизбежности, насылающей неотвратимое возмездие. В то же время трагики прибегали к понятию «роковая случайность», «непредвиденность».
Среди досократиков, в частности, у Анаксимандра, была популярна мысль о том, что все вещи в мире рождаются или погибают «в силу роковой задолженности». В целом, для них характерна привычка гипертрофировать судьбу в необходимость.
Гераклит считал, что «всё происходит согласно судьбе, которая есть логос, создающий сущее через противонаправленное движение и тождественна необходимости, поскольку всё предопределено. Примерно такая же позиция у Эмпедокла, который считал необходимость всё направляющим «богом единым», формами которого являлись Вражда и Любовь.
Одна и та же формулировка приписывалась Пармениду и Демокриту, которые считали, что всё происходит в силу необходимости, которая есть судьба, промысел, справедливость и творец космоса. Иногда у Демокрита судьба является объекту, как стечение обстоятельств, но в его картине мира случайности трудно найти место.
Платон считал, что каждой человеческой душе при рождении объявлена её участь в чувственном мире. Но, хотя всем существам назначена определённая участь, она складывается на основе свободных действий человека[Асмус,1999 : 76-82]. Платон выбирает следующее решение: каждая судьба сама выбирает свой жребий и несёт ответственность за выбор.
Таким образом, мифология, а позднее, мыслители Древней Греции определили понимание судьбы в культуре и в картине мира.
Как считает исследователь Гуревич А.Я. в работе «Категории средневековых культур», понятие судьбы является ключевым компонентом мировидения и относится к числу наиболее древних и универсальных. К ней постоянно поддерживается человеческий интерес, поскольку судьба - категория недоступная.
Понятия о данных сторонах картины мира представлены во многих компонентах традиционной культуры: в обрядах, ритуалах, приметах и отдельных фольклорных жанрах. Например, в родильной обрядности существуют представления о счастливой доле ребёнка, если он рождается «в рубашке» или в один из счастливых дней [Гуревич, 1991: 233].
Элементы обряда, направленные на будущую счастливую судьбу ребёнка, содержались в действиях и в вербальной сфере, например, имел место запрет хвалить новорожденного, запрет будущей матери выполнять определённые действия. Во имя крещения и имя наречения определялось «будущее» ребёнка, поэтому обращалось внимание на его поведение. Так, сон или молчание во время крещения могли означать несчастливую жизнь.
В свадебной обрядности для обеспечения благополучия молодых осыпали зерном, хмелем и деньгами, в ходе каравайного ритуала пели песни с пожеланием благополучия, выбирали наиболее благоприятное время для проведения свадьбы.
О счастье молодых гадали при помощи монет, свечей, хлеба.
Всё это примеры настроя новой семьи на счастливую судьбу [Гуревич, 1991: 234].
Категория судьбы присутствует также в календарных праздниках и обрядах. В календарное и суточное межвременье организовывалась судьба: счастье ожидало чихнувшего во время рождественской трапезы, в новогодние и купальские дни девушки гадали о качествах суженого, о качестве жизни в замужестве; в вербное воскресенье домочадцы хлестали друг друга вербными прутьями, чтобы обеспечить счастье и удачу.
В славянском фольклоре судьба является тем, от чего не уйти и что предначертано человеку свыше, о чём и говорится в пословицах: «Бойся - не бойся, а от судьбы не уйдёшь», «Не буди лихо, пока оно тихо». В русских сказках счастье счастливого работает за него, а горе представляется в виде одноглазой старухи, щуки или волках [Гуревич, 1999: 235].
Согласно традиционным представлениям, долю человеку даёт Бог. В славянской мифологии известны также Девы-Рожаницы, которые сразу после рождения ребёнка наделяют его судьбой. В древнерусских «поучениях против язычества» постоянно упоминается Род, Бог деторождения, что даёт основания считать его Богом Судьбы. Богини Доля и недоля являлись божествами счастливой и несчастливой судьбы. [Гуревич ,1999: 236].
Но судьба человека определяется не только божеством. Исследователь А.К. Байбурин в своей книге «Ритуал в традиционной культуре» считает, что славянские представления о судьбе характеризуются двойственностью. С одной стороны, доля каждого человека предопределена высшим судом (жребием), с другой - эта предопределённость не является абсолютной: судьба не только даётся, но и берётся, её характер зависит от различных обстоятельств, в некоторых случаях человек сам выбирает себе судьбу.
Такая неоднозначность индивидуальной доли проявляется также в том, что в роли её подателя могли выступать не только мифологические персонажи различных уровней, но и мать ребёнка и другие лица. Таким образом, славянская культура в большей степени склоняется к предопределённости судьбы каждого человека.
Далее рассмотрим, что представляет собой рок, как понятие, связанное с судьбой и каковы представления о нём в мировой культуре[Байбурин, 2003: 22-24].
Согласно Этимологическому Словарю М. Фасмера, слово «рок»- старославянского происхождения, и означает «судьба», по происхождению связано с индоевропейским «racanum» ( распорядок)[ Фасмер,1997: 234].
Как полагает исследователь Матецкая А.В. , в мировой культуре понятие рока содержит следующие характерные свойства:
1. Содержание идеи бессилия перед происходящим, противопоставление иллюзии свободы воли человека.
2. Неизбежность единственно возможного.
3. Присутствие рока в пессимизме, неверии в лучшее.
4. Негативность происходящих событий(гибель, трудности, несчастье).
5. Отсутствие определяемости судьбы делами человека.
6. Слепость и безразличие к происходящему случаю.
7. Осознание человеком своей ничтожности [Матецкая, 2006: 44-45].
В Древней Греции считалось, что рок – это непреодолимая, мрачная сверхчеловеческая сила, могущественнее всех богов, которой подвластно всё в мире. Роковое женское начало Судьбы в древнегреческой культуре представлено в виде трёх богинь Мойр. Мужское начало перед лицом вечно ненасытной роковой судьбы обречено на гибель. Смягчённый вариант веры в роковую неизбежность перед лицом судьбы представляли платоники и стоики. Первые увидели в Судьбе один из субъектов мировой души. Вторые широко распространили эту веру в среде культурной элиты [Лосев,1963: 114].
Против мрачности рока выступило христианство уже в Средние века. Как отмечает исследователь В.В.Соколов, судьба и рок обусловлены волей Бога, судьба «слепа» и «темна»: она не просто скрыта в некоей темноте, но и сама есть темнота, не высветленная никаким смыслом. Судьбу можно угадать, благодаря вере в Бога или с помощью божественного прорицания.
Судьба соотносится с представлениями о том, что Бог ничего не творит напрасно, в том числе и постигаемые человека роковые обстоятельства его жизни. Образ использования судьбоносных и роковых обстоятельств человеком дан ему свыше и помогает при истинной вере в Бога [Соколов,1994: 119].
В эпоху Возрождения происходит обращение к традициям античности, поэтому тема судьбы и рока рассматривается более разносторонне. Как отмечает исследователь Соколов В.В. в работе «Философия эпохи Возрождения», люди уже не полагались на одну только волю Бога, а стремились разобраться, что такое судьба, какова степень её силы и насколько обширна её власть над людьми. В странах Европы XIV-XVI веков социально-политическая обстановка не была стабильной: часто сменялись правители, вспыхивали войны, люди не знали, как жить дальше. Франческо Петрарка, основатель ренессансного гуманизма, представлял Судьбу в своих поэтических произведениях в образе Фортуны – богини случая, обладающей мощной силой, но, вместе с тем, изменчивостью, слепотой, ненадёжностью. Судьба в образе богини Фортуны особенно глубоко почиталась в эпоху Возрождения. Мыслители (Ф. Петрарка, Макиавелли) уделяли внимание вопросу соотношения свободной воли с понятием фортуны. Петрарка приводит подобный вопрос в одном из своих трудов «О средствах против всякой фортуны» и считает, что, в отличие от рока (фатума), выражающего власть над человеком неких внеземных сил, фортуна выражает понятие социальной необходимости, причудливо складывавшейся в обществе. Именно по отношению к фортуне с наибольшей силой проявляет себя свобода воли человеческой. Если перед лицом рока свобода человеческой воли остаётся сверхприродной тайной Бога, то по отношению к фортуне она в руках человека. Таким образом, в эпоху Возрождения отношение к вопросам судьбы и рока было более взвешенным и тщательным, чем в Средние века.
Развитие подхода к вопросу о судьбе прогрессирует в Новое время [Соколов , 1994: 122]
Исследователь В.Г. Гак в работе «Понятие Судьбы в контексте разных культур» отмечает, что в понимании судьбы во время XVII-XIX веков наиболее общей была мысль о том, что судьба есть движение жизни, изменение в положении человека. Это изменение может быть зависимо или не зависимо от чьей-либо воли. В свою очередь, носителем воли может быть сам человек или нечто, постороннее ему. Источником изменений, находящихся вне человека, может божество или иной распорядитель судеб, либо ни от чего не зависящий рок, предназначение, куда даже божественная сила не вправе вмешиваться. Если Бог делает выбор, от которого зависит судьба человека, то это не означает, что человек не может хотя бы частично влиять на свою судьбу, что определяется его поступками или отношением к жизни. Возможность изменения судьбы не зависит ни от человека, ни от божества, это – случай. Но человек вправе решать, воспользоваться ему случаем или упустить его. Полная несвобода человека относительно воли случая или власти судьбы является фатумом ил роком. Судьба часто интерпретируется как неизбежность, о чём говорит Лафонтен: «Встречаешь часто свою судьбу на дороге, по которой пошёл, чтобы избежать её». Желания самого человека определяются и как независимые от него самого, и как предначертанные теми силами, от которых зависит его судьба. Шиллеру принадлежит выражение: «Влечение сердца- это голос рока». Сохраняется представление об изменчивости судьбы, которая зависит от благосклонности высших сил: «Обычно счастье приходит к счастливому, несчастье - к несчастному», «Фортуна обращает всё к пользе того, кому она благоприятствует»(Ларошфуко) [Гак , 2000: 32-34].
Отмечается два вида перемены судьбы: случай, как единичное отступление от её хода и перемена - перелом.
Английский писатель XIX века Рассел, говоря о судьбе, отмечает: «Кое-какое место следует оставить и для случая». Но более существенной является вера в общую переменчивость судьбы, что прослеживается в мысли французского писателя П. Корнеля: «Фортуна обладает блеском стекла, но и такой же хрупкостью».
Неодинаковое распределение благ судьбой обычно объясняют тем, что она «слепа». Но здесь возникают уточнения: «Судьба кажется слепой лишь тем, к кому она неблагосклонна» (Ларошфуко), «Силу судьбы признают только несчастные, ибо счастливые все свои успехи приписывают своему благоразумию»(Дж.Свифт). Что касается справедливости или несправедливости судьбы, то здесь присутствует связь с качествами человека. Часто высказывается мнение о том, что хорошая судьба достаётся недостойным. Как отмечал С.Цвейг, «Жребий всегда падает на того, кто его не ждёт».
Будучи категорией индивидуально переживаемой, судьба может быть представлена не только с точки зрения рациональных законов, что представлено в работе О. Шпенглера «Закат Европы». Судьба у Шпенглера не укладывается ни в мысли, ни в представления, оставаясь вечным переживанием, тайной, фатально влекущей к себе человека [Рассел,1972: 75].
Таким образом, согласно рассмотренным представлениям о судьбе и роке в мировой культуре до ХIX века, мы можем отметить, что судьба – универсальная категория, присутствующая в культуре с древних времен и выступающая как показатель человеческих отношений с миром. Культура каждой временной эпохи обладает собственной идеей судьбы, в которой проявляются попытки персонифицировать её, чтобы приблизить к человеку. Рок является той частью судьбы, в которой проявляется негативное, случайное и неотвратимое начало.
1.2 Представления о возмездии
Возмездие в культуре, несмотря на общие черты в представлении, имеет разные стороны выражения в тот или иной исторический период. Определения понятия «возмездие» в различных культурах содержат общую идею о наказании за совершённое зло.
В древнегреческой мифологии Немезида, дочь богини ночи Никты, была богиней возмездия, карающей за нарушение общественных и моральных норм. Изображалась с атрибутами контроля( весы, уздечка), наказания( меч, плеть) и быстроты ( крылья, колесница).
Идею возмездия разделяли такие древнегреческие мыслители, как Пифагор и Аристотель. Пифагор считал, что наказанию должны подвергаться такие пороки, как кровопролитие и одержимость излишествами( в еде, развлечениях). Аристотель в работе «Никомаховаэтика» отмечал, что возмездие за совершённые человеком поступки могут осуществлять только законодатели» [Лосев, 1963: 145].
Представления о возмездии в Средние века исходили из представления о ничтожности человека, об его греховности и необходимости постоянного покаяния перед Богом и жизни в страхе перед ним. В средние века все сферы духовной жизни были пронизаны религиозными идеями и всецело им подчинялись, на чём и были основаны идеи возмездия.
С приходом эпохи Возрождения стало развиваться такое направление, как гуманизм, в котором утверждалось, что человеческие существа имеют право сами выбирать смысл и форму своей жизни. Человек в силу свободы воли подчинён правосудию, награждающему или карающему (возмездие). Возмездие зависит от выбора человека и его поведения.
Период Нового времени характеризовался изменчивостью, динамичностью и развитием индустриальной цивилизации, что повлекло за собой новые представления о возмездии. Это эпоха завоеваний и войн, но, в то же время и мощного духовного развития человечества. В XVII-XIX века считалось, что никто не управляет поведением человека, но от мыслей и поступков человека зависит его будущее. Во избежание возмездия человеку следует действовать согласно моральным принципам. Французские просветители VIII века выступали против всяких форм угнетения и насилия над человеческой личностью. Т. Гоббс считал, что возмездие как наказание, наряду с системой наград, призвано переводить моральные истины в план поведения личности [Рассел,1972: 213-215].
Таким образом, с течением времени отношение к идее возмездия отличалось изменчивостью и проявлением всё большей связи с личностью человека.
Приведённые нами взгляды на понятия судьбы, рока и возмездия позволят проследить, традициям какого времени следовали русские писатели XIX века в отношении данной темы и что именно они брали за основу в своих произведениях.
1.3 Особенности русской литературы XIX века
Русская литература XIX достигла необычных высот в своем развитии, что позволило называть данный её период «Золотым веком».
В XIX веке русская литература развивалась на фоне расцвета искусства в целом. Выходит в свет Словарь Академии Российской, который является словарём национального языка, возрастает значение сбора языкового материала, включаемого в различные словари.
Что касается литературных направлений, то произошёл существенный шаг вперёд: в начале века на смену классицизму и сентиментализму пришёл романтизм.
Обычно считается, что в России романтизм возник в поэзии В.А. Жуковского. Одно из его первых произведений «Сельское кладбище»(1802 год), затрагивает вопросы бытия, жизни и смерти, наказания за грехи, проникается лиризмом сознания одинокого путника. В русском романтизме появляется свобода от условностей классицизма, создаётся баллада, романтическая драма, лиро-эпическая поэма, то есть, обновляются художественные формы произведений [Скатов, 2005: 24]. Утверждается представление о новом предназначении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека. Романтикам свойственно ощущение скрытого богатства и беспредельных возможностей человеческого бытия. Отсюда у раннего А.С. Пушкина - энтузиазм, основанный на вере во всемогущество свободного человеческого духа, страстная жажда обновления мира.
Главным предметом изображения поэзии А.С. Пушкина оказывается внутренний мир лирического героя с его чувствами, переживаниями, стремлениями. Романтики мечтали не о частных усовершенствованиях жизни, а о целостном разрешении всех её противоречий. Присутствуют настроения борьбы и протеста против царящего в мире зла. Представитель созерцательного романтизма В.А. Жуковский нередко склонялся к мысли о господстве в жизни непостижимых, загадочных сил (рок, фатум) и о необходимости подчиниться судьбе. Судьба и рок являлись едва ли не главными определяющими мотивами поступков и мыслей героев романтических произведений.
Для романтиков характерно стремление ко всему необычному – к фантастике, народным преданиям, к прошлому и к экзотической природе. Они создают особый мир воображаемых обстоятельств и исключительных страстей. Особенно уделяется внимание духовному богатству человеческой личности. Романтизм открыл сложность и глубину духовного мира человека, его неповторимое своеобразие. Плодотворным было внимание романтиков и к культуре других народов.
Русский романтизм сформировался в иных условиях, чем романтизм литературы Европы. Он образовался в эпоху, когда стране ещё только предстояло вступить в полосу буржуазных преобразований. В нём сказалось разочарование передовых русских людей в существующих самодержавно-крепостнических порядках, неясность их представлений о путях исторического развития страны.
Прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, оказывается уже невозможным [Скатов,2005: 26-31].
В отличие от западноевропейского, русский романтизм имел ряд следующих особенностей. Во-первых, он тесно соприкасался со своими предшественниками - классицизмом и сентиментализмом, а затем с идущим ему на смену реализмом. Например, романтик В.А. Жуковский не мог полностью отстраниться от сентиментализма. Романтиком он стал с 1802 года, когда перевёл элегию Грея «Сельское кладбище» и окончательно – с 1808 года, когда переделал балладу Бюргера «Ленора» и создал подобную балладу «Светлана». Во-вторых, было заметно ослаблено индивидуальное, личностное начало. Его отодвигала на второй план постановка общечеловеческих и социальных проблем. Поэтому в творчестве В.А. Жуковского, в романтических произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева индивидуальное мироощущение будет оценено как ведущее к бездуховности и даже к преступлению. А романтики-декабристы ( К.Ф. Рылеев, П.А. Вяземский и другие) противопоставляли индивидуальному началу свою гражданскую позицию. Не случайно был выделен такой вид направления, как гражданский романтизм. Декабристы создавали такой же, как и В.А. Жуковский, идеальный, вымышленный, далёкий от реальности мир.
Представители гражданского реализма искали черты народности, национальной характерности для поэзии и находили их в гражданском патриотизме. В отличие от В.А. Жуковского они не опирались на элегический пафос и народные суеверия. А.С. Пушкин – младший современник поэтов-декабристов, и его вольномыслие формировалось в тесном общении с ними. Первое печатное стихотворение А.С. Пушкина «К другу стихотворцу» обращено к его лицейскому другу Кюхельбекеру.
Романтический герой- это не просто положительный герой, это герой, который воплощает идеал для автора, наделён невероятной силой духа. Таковым, например, является Демон у М.Ю. Лермонтова. Герой возносится над толпой обывателей, противопоставляя себя обыденности окружающего мира. Автор подобным образом получает возможность судить о мире и о людях.
Родоначальниками романтизма в России были В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков. Ранняя поэзия А.С. Пушкина, поэзия М.Ю. Лермонтова также развивались в рамках романтизма. Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России [Скатов, 2005: 40-43].
Далее рассмотрим особенности русского романтизма, как основы развития тем нашей работы.
С середины XIX века происходит становление и развитие реализма в русской литературе. Это происходит на фоне напряжённой социально-политической обстановке, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, реагирующей на общественно-политическую обстановку в стране. Литературный критик В.Г. Белинской обозначает новое направление в литературе. Его позицию разделяют Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский [Коровин, 2005: 25]. Развивается жанр реалистического романа. Несмотря на то, что роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» всё ёще близок к романтизму, влияние реализма проявляется в нём в большей степени. В реалистическом направлении создавали произведения поздний А.С. Пушкина (драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина»), М.Ю. Лермонтов (социально-психологический роман «Герой нашего времени»), И.А, Крылов, Н.В. Гоголь (поэма «Мёртвые души»), А.С. Грибоедов (комедия «Горе от ума»), А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.П. Чехов.
Реализм в литературе, как и в искусстве вообще, обладает рядом только для него характерных свойств.
Прежде всего, это принцип жизненной правды, которыми художник руководствуется при изображении действительности, стремление преподнести наиболее полное отображение жизни в её типических свойствах. Верность изображения действительности, воспроизводимая в формах самой жизни, является основным критерием художественности.
Реализм объясняет явления жизни, устанавливает их причины и следствия на социально-исторической почве. Реализм немыслим без историзма, полагает понимание данного явления в его обусловленности, в развитии и связи с другими явлениями. С помощью историзма писатель ищет в прошлом ответы на актуальные вопросы современности, а настоящее осмысливает как результат исторического развития [Коровин,2005: 27-30].
Для реализма характерно критическое изображение действительности. Писатели глубоко и правдиво показывают отрицательные стороны действительности, сосредоточиваются на обличении существующих порядков. Но при этом реализм не лишён жизнеутверждающего пафоса, потому что в его основе заложены положительные идеалы – вера в силу духа героев произведений, патриотизм, поиски положительного героя в жизни, вера в неисчерпаемые возможности человека.
Типические характеры в типических обстоятельствах изображались в тесной связи с той общественной средой, которая их сформировала и оказывала на них влияние.
Взаимоотношения личности и общества – ведущая проблема, которую ставит реалистическая литература. Для реализма важна драма этих взаимоотношений. Обычно в центре внимания оказываются личности незаурядные, неудовлетворённые жизнью, способные встать выше общества и бросить ему вызов. Их поведение и поступки становятся для писателей-реалистов предметом пристального внимания и исследования.
Характеры персонажей многогранны. Их действия, поступки и внутренний мир раск4рываются через психологические подробности и эмоциональные переживания. Тем самым реализм расширяет возможности писателей в творческом освоении мира, в создании противоречий сложной структуры личности в результате тончайшего проникновения в глубины человеческой психики.
Выразительность, яркость, точность, образность, богатство языка, разнообразие жанров выражают всю глубину содержания произведений реалистической литературы.
Первая треть XIX века открывается реалистичными баснями И.А. Крылова, в которых отразились реальные отношения людей в обществе и нарисованы комичные сцены повседневной жизни.
А.С. Грибоедов создаёт близкую к драме комедию «Горе от ума», отразив в ней идеи, которыми жило образованное общество того времени, первой четверти века. Главный герой Чацкий в борьбе с консерваторами отстаивает интересы здравого смысла и народной морали.
В творчестве А.С. Пушкина уже намечена проблематика реализма. В период с 1823-1831 годы им был создан роман в стихах «Евгений Онегин». В произведении на широком фоне картин показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции. Автор отказался от романтизма, как ведущего творческого метода, хотя начало произведения всё ещё подвержено его влиянию. Роман стал энциклопедией русской жизни 1820х годов, так как широта охваченных в нём тем, детализация быта, многосюжетность композиции, глубинна описания характеров и персонажей, достоверно демонстрируют особенности жизни той эпохи.
Литераторы всё больше обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают А.И. Герцен, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров.
Творчество И.С. Тургенева знаменито циклом рассказов «Записки охотника» (1847-1852), в котором показаны высокие духовные качества русского крестьянина. В социально-психологических романах «Рудин», «Накануне», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи- разночинцев и демократов, а также образы прекрасных русских женщин.
Ф.М. Достоевский создал такие эпические произведения, как «Преступление и наказание», «Униженные и оскорблённые», «Идиот», «Бесы», в которых отражены противоречия российской действительности и показана острота социально-психологических проблем общества.
Наиболее известные произведения Л.Н. Толстого – романы «Война и мир» и «Анна Каренина». В романе «Война и мир» писатель отобразил роль русского народа в решающие эпохи национальной жизни, изобразил жизнь русских людей различных сословий.
В романе «Анна Каренина» показано противоречие между семейным долгом и всепоглощающей страстью, которое разрешилось гибельным возмездием в отношении главной героини.
Творчество И.А. Гончарова широко известно трилогией романов «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв».
Преобладает общественно-политическая, социально-философская проблематика. Произведения становятся наполненными психологизмом.
Несмотря на то, что поэтические произведения отступают на второй план, активно создаются стихотворные произведения Н.А. Некрасова, который первым внёс в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», в которой осмысливается тяжёлая и беспросветная жизнь народа.
Реализм конца 19 века ознаменовался именами Н.С. Лескова, А.Н. Островского, А.П. Чехова. В творчестве последнего был известен малый жанр – рассказ.
Завершение XIX века проходило под знаком предреволюционных течений, на фоне которых реализм стал угасать [Коровин, 2005: 30-37].
Таким образом, для русской литературы характерна тенденция господства двух направлений – романтизма и реализма, для которых было характерно собственное изображение действительности, следовательно, темы судьбы, рока и возмездия в произведениях писателей разных направлений имеют свои особенности.
Глава II. Судьба, рок и возмездие в произведениях русских писателей XIX века романтического и реалистического направлений
2.1 Своеобразие темы судьбы, рока и возмездия в творчестве романтиков
Далее нами будет рассмотрено, как поэты-романтики представляли в своих произведениях отношение к судьбе и року, с какими темами оно перекликается и на каких сторонах лирического героя основана данная тема. Нами будут рассмотрены лирические произведения В.А. Жуковского, А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
2.1.1 Поэзия В.А. Жуковского.
Тема судьбы возникает в лирике Василия Андреевича Жуковского в связи с темой смерти, бренности человеческого бытия. Это отражено в стихотворении «На смерть Андрея Тургенева»:
Прости! Не вечно жить! Увидимся опять,
Во гробе нам судьбой назначено свиданье.
Надежда сладкая, приятно ожиданье.
«На смерть Андрея Тургенева»
На наш взгляд, эти строки намекают на определяющую роль судьбы, которая решает, сколько и как положено прожить человеку. Автор верит в судьбу, в попадание в загробный мир, который поможет ему встретить умершего друга.
Определяющий характер судьбы прослеживается и в любовной лирике поэта. Родство душ- это нечто, посланное свыше самой Судьбой, потому и не расторжимо ничем, даже смертью, что можно увидеть в стихотворении «Голос с того света»:
Не унывай: минувшее с тобою,
Незрима я , но в мире мы одном.
Будь верен мне прекрасною душою,
Сверши один начатое вдвоем.
«Голос с того света»
В балладах и элегиях В.А. Жуковский показал мир, в котором человек поставлен напрямую перед лицом Судьбы. Как правило, судьба и рок торжествуют, побеждают человека. Это чувствовал по отношению к своей жизни и сам В.А, Жуковский, что прослеживается в строках одной из его элегий «Вечер»:
Мне рок судил: брести неведомой стезёй,
Быть другом мирных сёл, любить красы природы,
Дышать под сумраком дубравной тишиной
И, взор склонив на пенны воды,
Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.
«Вечер»
В балладе «Светлана» сюжет разворачивается таким образом, что судьба зависит от самой героини. Она глубоко верит в Бога и в судьбу, потому и остаётся верной своему жениху, который находится на войне. Светлана эмоциональна, порывиста, но не легкомысленна, способна на глубокое чувство:
Год промчался – вести нет,
Он ко мне не пишет.
Ах! А им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит.
«Светлана»
Надежда и долг для героини оказываются сильнее сомнений, поэтому её судьба оказалась счастливой: жених вернулся к ней.
Таким образом, тема судьбы и рока в лирике В.А. Жуковского исходит из представлений автора о ней как об определяющем начале, которое подчиняет себе человека, но в то же время и помогает верить в лучшее.
2.1.2 Судьба и рок в лирике А.С. Пушкина
Тема судьбы и рока прослеживается в различных лирических произведениях поэта, но наиболее чётко выражена в его стихотворениях, созданных после 1820 года.
Ранние стихотворения поэта, созданные до 1820 года, наиболее подвержены романтическому направлению, поскольку поэт ещё молод и верит в свою счастливую судьбу. Мы можем увидеть это в стихотворении 1814 года «Опытность»:
За богинею слепою,
Не за Хлоей полечу,
Счастье, счастье ухвачу.
«Опытность»
Лирический герой осознаёт мимолётность счастья, которое дарит ему и его друзьям судьба, что прослеживается в стихотворении 1816 года «Друзьям»:
Богами вам ещё даны
Златые дни, златые ночи.
И томных дев устремлены
На вас внимательные очи.
«Друзьям»
Наиболее драматичное стихотворение поэта, отражающее тему судьбы и рока – «Песнь о вещем Олеге», написанное в 1826 году. Это романтическое произведение отличается историчностью, яркостью и зловещим характером роковых событий. В легенде о князе Олеге и его коне Пушкина заинтересовала неизбежность предначертанной судьбы героя. Олегу предсказывают:
Запомни же ныне ты слово моё:
Воителю слава - отрада.
Победой прославлено имя твоё,
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны, и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
«Песнь о Вещем Олеге»
Но, вместе с тем, он узнаёт о трагичном финале своей жизни:
Но примешь ты смерть от коня своего
Правду нельзя ни купить, ни обойти. Олег избавляется, как ему кажется, от угрозы смерти, отсылает своего коня, который должен, по предсказанию кудесника, сыграть роковую роль. Но через много лет, когда он думает, что опасность миновала – конь мёртв, - судьба настигает князя. Он трогает череп коня:
Из мёртвой главы гробовая змея,
Шипя, между тем, выползала.
Олег умирает от укуса змеи, и давнее пророчество сбывается. Рассказанная Пушкиным легенда о князе Олеге говорит о том, что у каждого своя судьба, её не обманешь, и своих друзей нужно беречь, любить и не бросать их при жизни.
В поэзии А.С. Пушкина тема судьбы связана с философским осмыслением предназначения лирического героя. Лирика А.С. Пушкина конца 1820х годов XIX века полна философскими размышлениями о жизни и смерти, предчувствиями новых бурь и тревог, что и прослеживается в стихотворении 1828 года «Предчувствие»:
Снова тучи надо мною
Собралися в тишине.
Рок завистливой бедою
Угрожает снова мне.
«Предчувствие»
Рок предстаёт той силой, которая лишает человека беззаботности и придаёт жизни новый, одухотворённый смысл.
Понимание судьбы как предназначение творца, поэта, мы видим в стихотворении 1826 года «Пророк». Лирический герой «духовной жаждою томим», «влачится в пустыне мрачной», то есть, одержим жаждой творчества. Вдруг появляется «шестикрылый серафим», посланник Бога, наделяющий поэта сверхслухом, сверхзрением и способностью творить. И судьбу лирического героя определяет «Бога глас»:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей!
«Пророк»
Таким образом, тема рока и судьбы в романтических стихотворениях А.С. Пушкина претерпевает изменения: в ранней лирике судьба кажется поэту лёгкой и счастливой, а в более поздней – перекликается с историей страны, а также с предназначением поэта.
2.1.3 Судьба и рок в лирике М.Ю. Лермонтова
В раннем творчестве М.Ю. Лермонтова наиболее значительна тема судьбы, поскольку она занимала его ум и воображение. Тема судьбы и рока исходит из осознания лирическим героем себя личностью в процессе самопознания и постоянного развития. Романтический герой Лермонтова полон тяги к миру и высокой судьбе и желания борьбы с роком. В стихотворениях поэта часто предстаёт образ «грозного рока»:
Вдруг предо мной в пространстве бесконечном
С великим шумом развернулась книга.
Под неизвестною рукой…
И много написано в ней было,
Но лишь мой ужасный жребий ясно для меня
Начертан был кровавыми словами.
«Смерть»
Ты не хотел! Но скоро волю рока
Узнаешь ты и в бездну упадёшь
«к NN»
Погас – и скрылся жизни сок,
Он мёртвых ветвей не питает, -
На нём печать оставил рок.
«Ответ»
В этих стихотворениях поэту представляется рок как страшная, неотвратимая, карающая сила. Но герой не избегает своей судьбы, если она помогает ему совершить достойные поступки. Это прослеживается в «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», где главный герой был казнён в борьбе между добром и злом:
Подумал Степан Парамонович:
«Чему быть суждено- то и сбудется;
Постою за правду до последнева!».
Но встречается герой, который отказывается покоряться судьбе, как, например, Наполеон, герой-призрак, умерший изгнанник из стихотворения «Воздушный корабль»:
Зовёт он любезного сына,
Опору в превратной судьбе;
Ему обещает полмира,
А Францию только себе.
«Воздушный корабль»
Высказывая своё отношение к современному ему поколению, М.Ю. Лермонтов подчёркивает, что оно само виновато в своей незавидной судьбе, что можно увидеть в стихотворении «Отрывок»:
Теперь я вижу: пышный свет
Не для людей был сотворён.
Мы сгибнем, наш сотрётся след,
Таков наш рок, таков закон.
«Отрывок»
Таким образом, в поэзии М.Ю. Лермонтова прослеживается различное отношение к року и судьбе: признание их неизбежности, готовность покориться, благодарность, а также возможность сопротивления.
2.1.4 Судьба и рок в повести М.Ю. Лермонтова «Фаталист»
В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» содержится наиболее характерная философская повесть «Фаталист». Тема судьбы и рока перекликается с темой смысла жизни. Автор указывает на то, что роковая случайность зависит не только от воли человека.
В центре повествования - споры офицеров о вере в судьбу, попытка офицера Вулича испытать судьбу путём выстрела в себя и гибель Вулича от рук казака, арест убийцы и беседа с Максимом Максимычем.
Вулич спорит о том «может ли человек своевольно располагать своею жизнью или каждому из нас заранее назначена роковая минута», подтверждая высказанное выстрелами, один из которых, в самого себя, дал осечку, а второй, уже в сторону, оказался настоящим.
Все эти события в сознании Печорина являются предметом раздумий на метафизическую тему о соотношении преодоления роковой силы и свободы воли человека. Всё происходящее в повести является основанием для скептицизма героя и автора.
Печорин, движимый эгоистическим, при этом бескорыстным интересом заглянуть в «тайну бытия», провоцирует Вулича на эксперимент с Судьбой.
Образ Вулича задан в романтическом направлении. Этот человек таинственен: «Он был храбр, говорил мало, но резко; никому не поверял своих душевных и семейных тайн». Таинственность образа Вулича поддерживается его игрой со смертью. Своим пари он противопоставляет себя обыденной жизни и миру обычных людей. Но в романтичности этого образа прослеживается прозаическая страсть Вулича к деньгам, поддержанная Печориным. Денежный долг для Вулича оказывается важнее долга воинского. Выиграв пари, он, как ему кажется, обманул судьбу и счастливо избежал роковой случайности. Прозаичность прикрывается романтическим стремлением к наживе, риску, игре со смертью, желанием оказаться необыкновенным человеком. Основа такого мироощущения – индивидуализм стремящегося к независимости самоценного и самодостаточного человека. Именно эта высокая версия о самом себе и будет разрушена Печориным, который видит на лице Вулича «печать смерти» и предсказывает ему скорую смерть. Это заставляет Вулича смутиться, что показывает не победу над судьбой, а его обречённость, приговоренность к смерти. Слово Печорина спускает Вулича «с небес на землю», разоблачает его таинственность. Но игра Вулича со смертью - это не мимолётный каприз, а поступок, за которым угадывается внутренний кризис героя, крайняя степень отчаяния, потому что готовность испытать на себе предопределение – это не что иное, как попытка покончить с собой, возможность уйти из жизни красиво. Именно Печорин не даёт ему торжествовать и чувствовать себя победителем судьбы. Далее происходит вмешательство роковой случайности: Вулич гибнет от удара сабли пьяного казака. Он погиб нелепой и случайной смертью, которая по своей внезапности и непредсказуемости, выглядит, на наш взгляд, как иллюстрация удара судьбы. Но со стороны казаков убийство не является случайным, поскольку на правдивом фоне событий Кавказской войны жизнь в ожидании осады могла вызвать у казака эмоциональный взрыв. Пьяный казак на фоне войны проявляет собой образ разрушительной стихии, агрессии, направленной на весь мир. Вулич, попавший под шашку казака, всего лишь объект, не имеющий лица, поскольку точно так же казак зарубил свинью, попавшуюся ему на пути.
Фаталистичность Вулича, его подверженность роковой случайности можно подтвердить словами Максима Максимыча, который говорит, что «видно, уж так на роду у него было написано!». Можно отметить, что тема судьбы и рока в повести «Фаталист» преподноситься в переходе от романтической традиции к реалистической, поскольку стремление героя преподнести красивый и торжественный уход из жизни оборачивается нелепой смертью от роковой случайности, что объясняется сложившимися в то время на Кавказе реальными обстоятельствами.
Таким образом, для представителей романтизма важна тема судьбы и рока, поскольку она была связана с темами любви, смерти, смысла жизни и свободы человека. Романтики считали, что предначертанная свыше судьба и роковая случайность являются определяющими для героя произведения, особенно для лирического героя. Но прозаическая повесть М.Ю. Лермонтова «Фаталист» показывает реалистическую основу роли судьбы и игрока в жизни человека.
2.2 Своеобразие темы судьбы, рока и возмездия в творчестве писателей-реалистов
В данной части работы мы будем рассматривать тему судьбы, рока и возмездия в реалистическом творчестве А.С. Пушкина, прозаических произведениях Н. В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Прослеживая раскрытие данной темы у писателей-реалистов, мы увидим отличия от раскрытия темы у романтиков, которые и будут приведены в дальнейшем.
2.2.1 Тема судьбы в зрелом творчестве А.С. Пушкина. Судьба России
В творчестве А.С. Пушкина тема судьбы и рока возникает не только по отношению к романтическому лирическому герою, но и в его более зрелых произведениях 1830 года по отношению ко всей России. Поэта волновала судьба народа и страны, поэтому героями его произведений становятся и исторические личности.
В стихотворении 1835 года «Вновь я посетил» прослеживается мысль о неотвратимости судьбы и, следовательно, о скоротечности жизни и смене поколений:
Здравствуй, племя, младое, незнакомое!
Не я увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастёшь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего.
В стихотворениях тема судьбы касалась не только лирического героя, но и всей страны, что прослеживается в стихотворении 1831 года «Клеветникам России»:
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир.
Утверждается мощь и величие России, судьба которой – быть неподвластной клевете людей.
Мысль о судьбе России особенно остро поднимается в поэме 1833 года «Медный всадник». Судьба народа и отдельного человека(бедного чиновника Евгения) переплетается с ролью монарха – Петра I, представленного в образе монумента- медного всадника.
Злой рок представлен в виде вполне реальных событий – наводнения на Неве, затоплении Петербурга, гибели Евгения и его невесты. Всё это случается потому, что интересы построившего в неподходящем месте город Петра были в своё время превыше нужд обычных людей.
Пётр I в поэме «дум великих полн», мыслит об укрощении стихии, о том, как «отсель грозить мы будем шведу», в который «все флаги в гости будут к нам». Но трагичная судьба человека, попавшего в наводнение – это не только злой рок, но и напоминание о том, что правители должны считаться с судьбой народа и отдельных людей.
2.2.2 Тема судьбы в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Н.В. Гоголь также касается темы судьбы России и русского народа в поэме «Мёртвые души». На наш взгляд, писатель также отражает тему судьбы отдельного человека, который является частью своего народа.
Судьба русского народа просматривается в описании жизни и быта крестьян, которые живут в усадьбах, посещаемых Чичиковым. Например, у Манилова перед взором героя промелькнули «серенькие бревенчатые избы» и оживляющие вид фигуры двух баб, тащивших «изорванный бредень». В ещё более ужасной нищете живут крестьяне у Плюшкина: «Бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето…Окна в избёнках были из стёкол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном». Автор подчёркивает, что, у того, «кто плохо кормит людей», они и «мрут, как мухи», многие спиваются или находятся в бегах. У кулака Собакевича и у прижимистой коробочки людям тоже живётся нелегко.
Автор подчёркивает, что девчонка Пелагея из барской дворни Коробочки, посланная показать дорогу Селифану, растёт, как сорная трава, не знает, «где право, а где лево». Помещиков не интересует судьба крестьян, как людей, они относятся к ним, как к вещам. Помещики, изображённые Гоголем – не злодеи, а всего лишь представители типичной среды, владеющие душами. Драматичность судьбы представителя русского народа для Гоголя проявляется в том, что он находится в полной зависимости от своего хозяина. Для помещика крестьянин - не человек, а раб; он может купить или продать его, живого или мёртвого. Таким образом, писатель обобщает трагизм судьбы русского народа, показывая, сколько бед стережёт его: неурожаи, болезни, пожары, власть помещиков. У крестьян появляется тупая покорность и беззащитность перед жестокой судьбой. Это подтверждается изображением таких крестьян, как забитых дяди Митяя и дяди Миняя, загнанного Плюшкиным Прошки в огромных сапогах, глупой девчонки Пелагеи, пьяниц и лентяев петрушки и Селифана.
В обобщённом образе судьбы народа автор показывает яркие персонажи, которые, к сожалению, ушли из жизни.
Так, в списке Собакевича, отмечены их достоинства и перечислены профессии. Пробка Степан – плотник, «всю губернию исходил с топором и сапогами на плечах», Максим Телятников, сапожник, «учился у немца…был бы чудо, а не сапожник», а из гнилой кожи сшил сапоги – и лавка запустела, « и пошёл он попивать да валяться по улицам»; каретник Михеев – народный умелец, делавший прочные экипажи, которые славились на всю округу.
Таким образом, несмотря на трагизм судьбы русского крестьянина, автор, сочувствуя ему, восхищается его талантами.
С темой судьбы человека перекликается и тема судьбы всей России, которая важна для автора. Он не случайно говорит о «чудном, прекрасном далёке», которое ожидает Россию. Но в риторических вопросах проскальзывает призрачность счастливой судьбы Руси: «Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца?».
В финале произведения Гоголь всё же оптимистически настроен по отношению к судьбе будущего России, создавая гимн движению, дороге, которая приведёт страну к великому будущему.
Риторический вопрос, обращённый к Руси, пронизан верой в то, что дорога страны – дорога к свету, развитию, перерождению: «Русь, куда же несёшься ты?». Русь-тройка возносится в другое измерение и «мчится, вдохновенная Богом».
Таким образом, тема судьбы в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» отражается в незавидной судьбе крепостных крестьян и в надежде автора на счастливое будущее России, на её преображение и спасение.
2.2.3 Трагизм судьбы главного героя в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
В данной части работы мы рассмотрим тему судьбы, которая относится к личности одного героя реалистического произведения. Роман писателя-реалиста Ивана Сергеевича Тургенева был создан в 1862 году.
В романе показана судьба Евгения Базарова - типичного демократа-разночинца, естественника-материалиста, борца за просвещение народа, за освобождение науки от заплесневелых традиций.
Раскрывая судьбу Базарова, автор романа показывает его место в мире других людей. Главный герой постоянно сталкивается с людьми, которые отличаются от него во взглядах и убеждениях, складу ума и образу жизни. Каждая из конфликтных ситуаций – это испытание героя на прочность его собственных убеждений. Завязка состоит в том, что Базаров оказался в обществе помещиков Кирсановых, чуждых ему людей.
Так, например, Базарову неприятно то, что Аркадий склонен говорить «красиво» и схватывать только внешние признаки новых явлений. Также Евгению – «работнику в мастерской природы», непонятно, как Николай Петрович может восхищаться ей.
Кроме того, усложняя судьбу героя, автор проводит его и через испытание любовью. Привыкшему к скромному быту и неприхотливым условиям жизни, Евгению непонятна любовь Одинцовой к комфорту и её излишняя утончённость.
Трезво мыслящий, скептически настроенный, Базаров тяготится безоглядной любовью родителей к нему.
Судьба Базарова определяется тем, что независимость его характера сформировалась ещё в детстве. Родители дали ему полную свободу, и он сформировал себя как личность совершенно самостоятельно. Базаров всего достигал сам, ни на кого не надеясь и не ожидая милостей от судьбы. Решив стать врачом, он отрицал науку, признавая только достигнутое собственным опытом.
Но Базаров превращается в человека-схему, он полностью лишён поэтического восприятия действительности, для него «романтизм- это значит рассиропиться». Невольные проявления своих чувств Базаров маскирует иронией, направленной как на других, так и на самого себя.
Базаров считает, что «настоящий» человек не должен отвлекаться на то, чем руководят чувства, а не разум: любовь, мечты, восхищение природой, искусством, так как это отдаляет его от поставленной им цели. Он уверен, что любые чувства можно обуздать и искоренить в себе усилием воли.
Но жизнь заставляет его усомниться в своих убеждениях. Любовь к Одинцовой открыла ему, что чувства всё-таки существуют, да и сама она при ближайшем знакомстве окажется странной, непонятной женщиной, а не «берёзкой» из тысячи «экземпляров».
Также своеобразно отношение Базарова к дружбе. Свои дружеские отношения с Аркадием он понимает как отношения учителя и ученика, из которого необходимо создать «настоящего» человека. Но высокомерное, часто неоправданно грубое отношение к Аркадию ведёт к разрыву «дружбы».
Столкновение Базарова с другими героями определяет его судьбу. Главным противником Базарова становится Павел Петрович Кирсанов. Их столкновения начинаются со словесных поединков, а заканчиваются дуэлью. Каждый отстаивает свою, как ему кажется, единственно правильную точку зрения. Глухота, неспособность слышать оппонента и сближает ,казалось бы, таких далёких друг от друга Базарова и Кирсанова.
Судьба Базарова оказывается трагичной: он, врач, уверенный во всемогуществе науки, умирает от болезни, вызванной случайным, нелепым порезом.
Автор, утверждая победу человека, не отказавшегося от своих убеждений, не уронившего своего достоинства, человека, у которого слова не расходятся с делом, заставляет его умереть, потому что природа всесильна, а человек не имеет права на то, чтобы возомнить себя её хозяином. Можно отметить, что смерть героя является своеобразным возмездием за то, что он пошёл против неё.
Таким образом, в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев показывает трагичность судьбы Евгения Базарова, вступившего в противоречия с обществом и с самим собой.
Далее перейдём к рассмотрению более острой проблемы возмездия в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
2.2.4 Возмездие в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Проблема возмездия исходит из названия романа – «Преступление и наказание», написанного Фёдором Михайловичем Достоевским в 1866 году. На наш взгляд, она исходит из соприкосновения с такой темолй, как противостояние добра и зла.
В центре произведения - преступление, убийство студентом Родионом Раскольниковым старухи-процентщицы и её сестры. За полгода до убийства Раскольников, «молодой человек», исключённый из студентов университета, живущий в крайней бедности», написал статью, в которой высказал свой принцип разделения людей: «люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших… и собственно на людей, то есть, имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Но эта теория разделения уже сама по себе является преступлением, поскольку решает вопрос о том, кому жить, а кому умереть.
Решив убить старуху-процентщицу, Раскольников мечтает на её деньги сотворить тысячи добрых дел, а также проверить, к какому «разряду» принадлежит он сам. Отнеся себя к «высшему разряду», он не может понять , что это расходится с его стремлением делать добро, изменить жизнь человечества.
Но Раскольников, выбрав для себя совершение преступления, забывает о христианской заповеди «Не убий», поэтому его настигает возмездие за совершённое им зло.
Раскольников оказывается повергнутым возмездию ещё перед совершением убийства: «его решения имели одно странное свойство: чем окончательнее они становились, тем безобразнее и нелепее становились и в его глазах».
И в первый вечер после убийства он испытывает не чувство облегчения, а тупой ужас от «массы награбленных у старухи вещей», которые «торчат всюду живыми уликами его злодейства». Не случайно Раскольников испытывает «внутреннюю лихорадку», «леденящий озноб», ненависть к награбленному, полусонное, полугорячечное состояние. Ему становиться отвратительно всего бояться и всех подозревать. Герой сам себя наказывает неизвестностью и непредсказуемостью будущего.
К неминуемому возмездию Раскольникова подводят постоянно усиливающееся состояние нетерпения и страха, которые выдавали его зоркому и беспощадному глазу Порфирия Петровича. Его разговоры и взгляд производят на Раскольникова гнетущее впечатление.
Систематическое преследование и беседы с Порфирием Петровичем настолько угнетают Раскольникова, что он предпочитает покончить с этой неизвестностью и сдаться полиции. Слова «убил, да за честного человека себя почитает» вызывают у Раскольникова дрожь и задыхающийся голос, чем он ещё ближе подводит себя к наказанию.
Но Раскольников оказывается наказанным не только последовавшим далее прямым наказанием (каторга) за преступление. Он наказывает себя отчуждением от тех людей, которых он любит: мать, сестра, друзья. Он словно чувствует ту бездну, которая отодвинула от него семью, друзей, весь прежний, обыкновенный мир.
Уже будучи на каторге, он оказывается во власти наказания муками сомнений. В подтверждение ему снится сон, в котором он со стороны увидел свою теорию. Каторжане презирают его и смеются над его теорией, в которой он относит себя к «высшим». И ему пришлось измениться, отказаться от своей теории и понять, что только любовь близких людей спасёт его от страданий.
Таким образом, возмездие является одним из основных сюжетных мотивов романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой, Родион Раскольников, совершив преступление, оказывается наказанным муками страха, подозрения, гнетущей неизвестности, одиночеством, каторгой и отчуждением. Но герой находит возможность переродиться и начать новую жизнь.
2.2.5 Возмездие в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
Возмездие в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»(1877 год) предопределяется эпиграфом: «Мне отмщение и Аз воздам». Это означает, что наказание осуществляется не человеком, не обществом, а Богом.
Возмездие для главной героини Анны Карениной - это её трагедия, исходящая из противоречия между семейным долгом и всепоглощающей страстью. Главная героиня – часть того общества, которое живёт под прикрытием приличий и внешней формы.
В этом обществе внешней благопристойностью можно прикрыть всё: взаимный обман, подлость, распутство, предательство. Живое, искреннее чувство неуместно и является вызовом обществу. Анну ещё совсем юной отдали замуж за Каренина, преуспевающего чиновника, который живёт по законам и внешним приличиям общества. Анна задаётся вопросом: «Я ли не пыталась любить его, любить сына, когда уже нельзя было любить мужа? Пришло время, и я поняла, что не могу уже себя обманывать».
Полюбив Вронского и отдавшись целиком своему чувству, Анна пыталась вырваться на волю из фальшивого бездушного мира, но не сумела. Обманывать мужа, как делали женщины её круга, она не смогла. Развестись с ним тоже было невозможно. Каренин не отдаёт ей Серёжу из высоких христианских побуждений. Семьи с Вронским не получается, потому что он привязан к светскому обществу. Вокруг Анны вырастает стена отчуждения, её осуждают те, кто хуже её во много раз.
Автор не оправдывает свою героиню, но он защищает её от суда светской морали. Смысл идеи возмездия эпиграфа состоит в том, что не людям судить её, а Богу.
Анна оказывается подверженной наказанием одиночеством. В её жизни нет ни друзей, ни дела, которое могло бы по-настоящему её увлечь. В жизни ей остаётся только любовь Вронского, и она начинает бояться потерять его. Она становится подозрительной, несправедливой, между ней и дорогим ей человеком появляется дух борьбы. Жизнь становится невыносимой. И единственным выходом из сложившегося тупика отношений становится смерть.
К горькому исходу приходит душа героини: «Разве мы не брошены на свет затем только, чтобы ненавидеть друг друга и потому мучить себя и других? Всё неправда, всё ложь, всё обман, всё зло!»
Наступает развязка: Анна бросается под поезд и погибает.
Таким образом, возмездие в романе «Анна Каренина» наступает вследствие конфликта Анны с обществом, непримиримости страсти и долга, а также вследствие торжества неправды и зла.
Но, несмотря на то, что произошло с героиней, симпатия автора оказывается на её стороне.
Заключение
Нами было рассмотрено своеобразие темы судьбы, рока и возмездия в русской литературе XIX века.
Представление данной темы основано на описании представления о судьбе, роке и возмездии в период, предшествующий ХIX веку. Было отмечено, что представления о судьбе сложились ещё в древности. В целом, судьба представлялась людям как понятие, выражающее зависимость человека от высших сил.
Рок – более узкое понятие, связанное с проявлением неизбежности, случайности, трагичности.
В основе понятия «возмездие» заложено наказание, необходимость выбора ответа за совершённые поступки.
В древности судьба и возмездие персонифицировалась, то есть, представлялись в виде божеств. В представлениях мыслителей Древней Греции судьба выступала как стечение обстоятельств, так и необходимость. С течением времени представление о судьбе, роке и возмездии расширялись, дополнялись и приобретали индивидуальные черты. Так, в средние века судьба и рок определялись как связь с Богом, в эпоху Возрождения судьба представлялась, как богиня Фортуна, мощная, но изменчивая сила. В Новое время судьба представлялась, в основном, как движение жизни. Возникала и развивалась мысль о том, что человек сам выбирает свою судьбу и отвечает за неё.
Что касается возмездия, то, несмотря на общее представление о нём, как о необходимости человека отвечать за свои поступки, в разные временные периоды связывается с государственностью, религиозностью и моралью.
Представления о судьбе, роке и возмездии связаны с особенностями русской литературы XIX века.
Можно отметить, что русские писатели, в зависимости от господствующего направления(1800-1830 годы – романтизм, далее – реализм) вносили индивидуальное своеобразие, раскрывая тему судьбы, рока и возмездия в своих произведениях. Так, в представлении романтиков, судьба связана с таинственностью, с проявлением вечной жизни, возможностью «поймать» счастье. Отношение к судьбе – восторженное, трепетное и поэтичное.
В представлении романтиков рок- это грозная, неизбежная и властная над человеком сила. Но, несмотря на это, в повести М.Ю. Лермонтова «Фаталист» тема судьбы и рока имеет реалистический оттенок, поскольку роковая случайность соприкасается с событиями реальной действительности.
В произведениях писателей-реалистов тема судьбы носит социальный характер и касается как судьбы России(поэзия А.С. Пушкина, «Мёртвые души» Н.В. Гоголя), так и отдельной личности («Отцы и дети» И.С. Тургенева).
На примере главного героя романа «Отцы и дети» показана трагичность судьбы Евгения Базарова, сохранившего свои убеждения, но вступающего в конфликты с другими людьми и умирающего по воле роковой случайности, поскольку человек не может быть выше природы.
Также человек не может ставить себя выше остальных людей, что продемонстрировано на примере раскрытия темы возмездия в романе Ф.М, Достоевского «Преступление и наказание». Возомнив себя высшим существом и совершив убийство, Родион Раскольников наказал себя душевными муками, напряжением и отчуждением.
Более драматично возмездие прослеживается в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина», в котором героиня оказалась осуждаема обществом из-за отказа от соблюдения внешних правил приличия и добровольно ушла из жизни. Но автор подчёркивает, что человека должен наказывать не человек, а Бог.
Таким образом, для писателей XIX века тема судьбы, рока и возмездия была важна и актуальна.
Список литературы
1.Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 1999. – 321с.
2.Байбурин А.К. ритуал в традиционной культуре. – М.,2003.- 146с.
3.Гак В.Г. Понятие Судьбы в контексте разных культур. – М, 2000. – 212с.
4.Гуревич А.Я. Категории средневековых культур.- М, 1991. – 256с.
5.Гоголь Н.В. Мёртвые души. – М, Прогресс, 1987.- 765с.
6.Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Роман. – М, Прогресс, 1984. – 779с.
7.Жуковский В.А. Стихотворения. – М, 1982.- 357с.
8.Коровин В.И. История русской литературы XIX века.- М, 2005. – 432с.
9.Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Герой нашего времени.- М, Прогресс, 1986.- 698с.
10.Лосев А.Ф. История античной эстетики.- м, Наука, 1963. – 675с.
11.Матецкая А.В. судьба как внутренняя и внешняя необходимость.- М, 2006.- 311с.
12. Неретина С.С. Понятие судьбы в пространстве высшего блага.- М, 2002. – 111с.
13. Пилецкий С.Г. О мести и возмездии.- Ярославль, 2011.- 155с.
14. Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы.- М, Прогресс, 1987.- 654с.
15. Рассел Б. История западной философии. – М, 1972.- 411с.
16. Скатов Н.Н. История русской литературы XIX века.- М., 2005. – 722с.
17. Соколов В.В. Философия эпохи Возрождения.- М., 1994. – 357с.
18. Толстой Л.Н. Анна Каренина. Роман.- М. , 1976 – 865с.
19. Тургенев И.С. Отцы и дети. Роман.- М., 1984.- 633с.
20. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4х тт. Том 3. – М, 1997. – 834с.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 12»
Методическая разработка по русской литературе для 10- 11 классов
«Судьба, рок и возмездие в произведениях русской литературы XIX века».
Разработчик:
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
Зубенко Юлия Андреевна
Красноярск 2016
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.