Добрый день, уважаемый председатель и члены государственной комиссии!
Де дика дойла массера а !
Актуальностью моей выпускной квалификационной работы является то, что образование предопределяет необходимость воспитания поколения, ориентированного на решение сложных интеллектуальных проблем. Концепция развития дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению ее содержания предусматривает ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, частью которого является логико-математическое развитие.
Объект исследования: процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования-организационно-педагогические условия формирования у старших дошкольников элементарных математических представлений при использовании дидактических игр (на материале палочек Дж. Кюизенера).
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально исследовать эффективность условий ознакомления детей дошкольного возраста с количественными отношениям и путем использования дидактических игр.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и осветить теоретические основы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать средства формирования у детей элементарных математических представлений.
3. Разработать критерии оценки и показатели проявления сформированности элементарных математических представлений у старших дошкольников при использовании материала Кюизенера и определить на этой основе соответствующую уровневость.
4. Изучить состояние практики учреждения дошкольного образования по проведению работы по формированию у старших дошкольников элементарных математических представлений за использование специальных дидактических игр (на материале палочек Кюизенера).
5. Разработать и апробировать организационно-педагогические условия и экспериментальную методику формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста дидактическими играми (на материале палочек Дж. Кюизенера) и обосновать результаты.
Гипотеза исследования определялась тем, что работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с количественными отношениями при использовании дидактических игр (палочек Дж. Кюизенера)приобретет большую эффективность при реализации следующих организационно-педагогических условий:
- соблюдение педагогом методики в работе с материалом Дж. Кюизенера;
-повышение интереса старших дошкольников к занятиям со специальным материалом через использование эффективных задач.
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
эмпирические: проведение серии специальных диагностических упражнений (при использовании палочек Кюизенера), целенаправленное педагогическое наблюдение.
Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе учреждения дошкольного образования «Радуга» г. Ачхой-Мартан
Было охвачено 32 детей в возрасте 6-7 лет. В первой главе раскрываются теоретико-методические аспекты ознакомления детей дошкольного возраста с количественными отношениями путем использования дидактических игр. Во второй главе описываются этапы исследования: констатирующий, формирующий и контрольный. Экспериментальное изучение процесса ознакомления детей дошкольного возраста с количественными отношениями путем использования дидактических игр.
Проведение экспериментального исследования потребовало разработки его качественных определений (критерии, показатели и уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений средствами дидактического Кюизенера), а также соответствующих диагностических методик к каждому из них. Критерий проверялся через решение серии диагностических упражнений: «Построение квадрата», «Построение прямоугольника», «Цвет и число», «Какразговаривают числа». В таблице 1 показаны критерии оценки (0-5 баллов) для всех диагностических упражнений. Распределение дошкольников по мотивационному критерию сформированности элементарных математических представлений средствами дидактического материала Дж. Кюизенера представлено в таблице 2.
В таблице 3 предоставлены результаты, полученные нами после проведения методик по деятельностному критерию сформированности элементов математики у детей старшего дошкольного возраста.
Соответствующим образом, проведя необходимые методики диагностирования детей, мы представили, с учетом полученных данных, следующие обобщенные результаты сформированности элементарных математических представлений средствами дидактического материала Дж. Кюизенера, предоставленные нами в таблице 4.
В таблице 5 - Распределение воспитанников старшей группы ДОУ по уровням сформированности представлений о количественных отношениях средствами специального дидактического материала Дж. Кюизенера(в %)
Полученные нами данные констатирующего эксперимента показали низкую эффективность работы по математике, которая проводится в старшей возрастной группе.
С целью повышения эффективности организационно-педагогических условий формирования у старших дошкольников элементарных математических представлений (при использовании специального материала Кюизенера) был проведен формирующий этап эксперимента.
По завершению нашей экспериментальной работы, которая строилась на основе определенных нами организационно-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет элементарной математики специальными математическими средствами, важно было экспериментально определить, насколько такая работа была эффектной, подтвердилась ли выдвинутая предварительно гипотеза применительно эффективности условий обучения детей элементарной математике и какую роль в этом играют дидактические игры.
Таблица 5 показывает распределение детей по уровням сформированности представлений о количественных отношениях с использованием дидактических игр Дж.Кюизенера (на контрольном этапе эксперимента)
С целью исследования эффективности осуществленной работы было проведен повторный контрольный срез, на котором мы использовали те же методики относительно участников эксперимента, что и на констатирующем этапе.
Анализ полученных данных экспериментального исследования является объективным основанием для утверждения о недостаточном внимании к проблеме формирования у старших дошкольников представлений о количественных отношениях средствами специального дидактического материала и необходимостью разработки системы работы по повышению эффективности педагогической работы этого направления.
Проведенное нами исследование на теоретическом и практическом уровнях считается осуществленным, поскольку подтверждена полностью выдвинутая предварительно гипотеза о необходимости использования соответствующих условий формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о количественных отношениях с использованием дидактических игр.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.