Методическая разработка ПР "Чтение чертежа"

  • docx
  • 20.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Чтение чертежа.docx

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Чтение сборочного чертежа

Цель: отработать умение читать сборочные чертежи и чертежи деталей машин

Оборудование, инструменты, материалы: комплект сборочных чертежей и чертежей деталей

Указания:

1.    Проанализировать материал по теме «ЧЕРТЕЖИ ДЕТАЛЕЙ И СБОРОЧНЫЙ ЧЕРТЕЖ». ЭОР «Черчение», раздел 4, тема 11, подтема 11.7  

2.    Прочитать чертеж детали, описание занести в тетрадь.

 

3.    Прочитайте сборочный чертеж, данный на рисунке 4, по плану, приведенному примере, описание занести в тетрадь

 

Порядок чтения сборочных чертежей

Читать сборочные чертежи нужно в определенной последовательности:

Найти название изделия. Зная его название, которое указывается в основной надписи, легче читать чертеж. Например, названия «авторучка», «тиски слесарные» дают представление не только о назначении, но в некоторой степени и об устройстве этих изделий.

Установить, какие изображения (виды, разрезы, сечения) даны на чертеже. В результате их сопоставления создается общее представление об изделии.

Рассмотреть, пользуясь спецификацией, изображения каждой детали. Для этого выясняют по спецификации название первой детали и относящиеся к ней данные. Находят изображения детали по обозначению ее позиции. Определяют форму детали, сопоставляя все ее изображения, данные на чертеже. Так поступают последовательно со всеми деталями.

По названию детали можно быстрее выделить ее изображения на чертеже. Например, прочитав «болт», «штифт», «втулка», «гайка», вы уже представляете их форму и как они изображаются на чертеже.

Определить, как соединяются между собой детали (с помощью резьбы, шпонки, штифта и т. п.). Выяснить, как перемещаются во время работы подвижные части изделия.

Найти другие данные, приведенные на чертеже (размеры, технические требования и т.д.).

Для примера прочитаем сборочный чертеж (рисунок 1). Вопросы к нему расположены в той последовательности, в какой вы будете читать сборочные чертежи. Вначале попытайтесь ответить на них самостоятельно.

Вопросы к сборочному чертежу:

Как называется изделие?

Какие изображения приведены на чертеже?

Из скольких деталей состоит изделие? Как называются детали 1. 2. 6? Какова их форма?

Какие детали и как соединены между собой? Укажите особенности соединения деталей 3, 4, 5 и 6, а также 1 и 2. Как соединены каретка и стержень?

Какая резьба нарезана на детали 7?

 

Чертеж для чтения

Рисунок 1 - Чертеж для чтения

 

Теперь проверьте свои ответы.

 

Ответы на вопросы к сборочному чертежу:

1. Изделие называется «рейсмус».

2. Даны главный вид в соединении с разрезами, сечение и разрез А А.

3. Изделие состоит из семи деталей. Деталь 1 называется «основание». Ее форма образована двумя цилиндрами разного диаметра, имеющими фаски в виде усеченного конуса. Вдоль оси детали просверлено цилиндрическое отверстие, в котором нарезана метрическая резьба. В нижней части большого цилиндра имеется цилиндрическая выточка (на рисунке 2 даны наглядные изображения деталей).

Деталь 2 называется «стержень». В целом она представляет собой цилиндрический стержень со сферическими торцами.

В нижней части детали нарезана резьба. Она доходит до большего по диаметру цилиндра с плоскими срезами (лысками), расположенными с двух сторон.

Детали рейсмуса

Рисунок 2 - Детали рейсмуса

 

Деталь 6 называется «винт зажимной». Она составлена из двух цилиндров разных диаметров. На меньшем из них нарезана резьба и на конце снята фаска в виде усеченного конуса. В большем цилиндре перпендикулярно оси просверлено сквозное цилиндрическое отверстие.

4. Детали рейсмуса соединены двумя способами:

при помощи резьбы (детали 1 и 2, 4 и 7, 5 и 6);

свободно сопряжены (детали 2 и 4. 3 и 6).

Особенность соединения деталей 3, 4, 5 и 6 состоит в том, что закрепление их осуществляется перемещением детали 6 в отверстии детали 4 при завинчивании детали 5. При этом деталь 3 может быть установлена под любым углом на разной высоте. Каретка (дет. 4) надевается на стержень (дет. 2) и крепится винтом (дет. 7).

5. На винте 7 нарезана метрическая резьба, наружный диаметр которой 2,5 мм. Это вы можете узнать из обозначения винта, данного в спецификации.

Пояснения к сборочному чертежу на рисунке 3. Вилка служит для контакта электрического провода со штепсельной розеткой. Провод, проходящий через отверстие в средней части корпуса 1, поджимается прокладкой 3 и крепится гайкой 5 на штыре 4. Контакты 2 предназначены для крепления штырей 4 и позволяют подключать сверху еще одну вилку.

Чтобы легче было понять сборочный чертеж, на рисунке 3 дано наглядное изображение вилки.

Вилка

Рисунок 3 Вилка

 

 

Чертеж для чтения

Рисунок 4 Чертеж для чтения

 

Оформление результата работы:

Рабочая тетрадь

 

параметры оценивания работы:

Точное выполнение инструктивных указаний

Правильное определение элементов чертежа

Правильное описание элементов деталей

Правильное определение размеров

Грамотное описание

итого

5

5

5

5

5

25

 

 

 

 

 

 

 

 

Система оценивания работы:

 

отметка

«5»

         «4»

         «3»

         «2»

% соотношение от максимального кол-ва баллов

91…100%

 

85…90%

 

75…84%

 

менее 74%