Методическая разработка
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СТАЖИРОВКА
Авторы:
Пидоря Татьяна Александровна, зам. директора по УВР МБОУ СОШ №3 г. Верхняя Салда
Шевчук Любовь Александровна, учитель физики Школы №2 г. Верхняя Салда
Зайцева Елена Ивановна, учитель физики Школы №2 г. Верхняя Салда
Тема. СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Оборудование:
1. Стикеры (2-х разных цветов)
2. Переносной стенд с таблицей( форма)
1 |
2 |
|
? |
! |
?! |
3. Раздаточный материал о форме проектной деятельности
4. Формат (4 шт.) и для каждого формата в конверте разрезанная цепочка алгоритма.
АНАЛИЗ ОБСТАНОВКИ |
УСТАНОВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ УДОВЛЕТВОРЕНИЮ |
ВЫЯСНЕНИЕ ИМЕЮЩИХСЯ РЕСУРСОВ, СИЛ, ВОЗМОЖНОСТЕЙ |
ВЫБОР ПОТРЕБНОСТЕЙ ИЛИ ИНТЕРЕСОВ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ КОТОРЫХ ПРИ ЗАДАННОЙ ЗАТРАТЕ СИЛ И СРЕДСТВ ДАЕТ НАИБОЛЬШИЙ ЭФФЕКТ |
ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ |
5. Формат (3 шт.) с заготовленной таблицей
6. Фломастеры, магниты (15 шт.)
ОПРЕДЕЛИТЕ |
ДА |
НЕТ |
|
1 |
Цель диагностична, измеряема |
|
|
2 |
Соответствие темы и цели проекта |
|
|
3 |
Соответствие поставленных задач цели проекта |
|
|
4 |
Соответствие содержания проекта задачам, требующим решения при реализации проекта |
|
|
5 |
Соответствие полученного результата цели проекта |
|
|
7. Маячки – руки (зеленая, красная, белая)
8. Слайд с темами проектов
9. Проекты готовые (2 шт)
10. Формат(3 шт.)
ТЕМА |
ЦЕЛЬ |
ЗАДАЧИ |
ПЛАН |
|
|
|
|
11. Смайлики, изображающие «все верно», «есть сомнения».
12. Презентация.
Ход проведения учебного мероприятия.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Мы рады вас приветствовать на нашей стажировке! А если вы сегодня здесь все собрались, значит есть какие-то методические проблемы, вопросы, требующие разрешения. Мы вас просим написать этот вопрос на стикере. А именно, что бы вы хотели узнать, в чем разобраться, что определить для себя, одним соловом: с какой целью Вы пришли именно сюда в эту аудиторию.
(Учителя пишут, стикеры приклеиваем со знаком ?)
Озвучить вопросы коллег.
Как мы видим цели и ожидания у всех разные, а наша цель – представить наш опыт сопровождения проектной деятельности обучающихся.
Можно многое говорить о проектной деятельности, ее смысле, функциях, пользе применения в образовательной деятельности, но все это нам знакомо, легко находится на просторах Интернета. Без понимания сути проектной деятельности, без принятия ее на личностном педагогическом уровне (это мне надо), конечно же, учитель не сможет осуществлять руководство проектной и исследовательской деятельностью обучающихся.
Но только тогда, когда такая же цель возникла у ребенка (это мне надо), возникнет, как в физике резонанс – единое стремление осуществить проект.
И это мы считаем главным ключевым условием проектной и исследовательской деятельности. В данном контексте речь идет даже не о первом, а о нулевом этапе: мотивационном. И здесь только личность учителя, только его профессиональные качества, знание предмета могут сыграть роль. Но еще надо хорошо помнить , что если есть цель, то будет и мотив.
Итак, мы подошли к главному. Это цель.
Проблема целенаправленности деятельности любого человека не нова, и, в принципе, она сводится к утверждению: без цели – нет управления, без цели - нет результатов.
Цель выступает как фактор, обуславливающий способ и характер деятельности, она является не только спроектированным конечным результатом, но и исходным побудителем деятельности. Ясность цели помогает всегда найти в работе «главное звено» и сосредоточить на нем усилия.
То есть мы сейчас говорим о процессе целеполагания – это процесс формирования цели, процесс ее развертывания. Это ответственная логика – конструктивная операция, которая имеет свой алгоритм.
ПРАКТИКА 1.
Предлагаем Вам, коллеги, и составить данный алгоритм – алгоритм целеполагания из предложенных звеньев цепочки.
АНАЛИЗ ОБСТАНОВКИ |
УСТАНОВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ УДОВЛЕТВОРЕНИЮ |
ВЫЯСНЕНИЕ ИМЕЮЩИХСЯ РЕСУРСОВ, СИЛ, ВОЗМОЖНОСТЕЙ |
ВЫБОР ПОТРЕБНОСТЕЙ ИЛИ ИНТЕРЕСОВ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ КОТОРЫХ ПРИ ЗАДАННОЙ ЗАТРАТЕ СИЛ И СРЕДСТВ ДАЕТ НАИБОЛЬШИЙ ЭФФЕКТ |
ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ |
Просим озвучить одну из групп, что получилось. Как мы видим целеполагание – достаточно сложная, наиболее ответственная работа учителя. Последнее звено – формулировка цели, принято в методике называть целеобразованием. Целеобразование – процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления.
Исследования целеполагания образуют одно из важных направлений учебной деятельности: изучаются зависимости целеобразования от мотивационной деятельности, роль эмоций в актах целеобразования, оценки достижения результата, соотношение общих и конкретных целей. То есть мы видим, что все идет от цели. Цель должна быть выражена существительным, быть предельно краткой и в то же время понятной. Она должна быть формализоана. Процесс формализации цели будет обязательно сопровождаться отсечением лишнего.
Неплохой пример рода чистки дал великий скульптор Микеланджело. На вопрос «Как Вам удается создавать такие великолепные статуи?» он отвечал: «Я смотрю на глыбу мрамора и просто удаляю с нее все лишнее».
Формализацию цели мы вместе с обучающимися осуществляем через задачи. Для формулирования задач используются глаголы. То есть выстраивается система задач, которые и определяют этапы работы над проектом. А где прописываются результаты каждого этапа? - В содержании проекта. Таким образом прослеживается определенная связь:
ТЕМА - ЦЕЛЬ-ЗАДАЧИ-СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В КОТОРОМ ОТРАЖАЕТСЯ ПОЛУЧЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ И КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТЫ)- ВЫВОД (АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).
Сопровождение проектной деятельности осуществляется на каждом этапе, но именно первый этап ЦЕЛЬ-ЗАДАЧИ, а от цели ТЕМА, а от задач - ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ является определяющим. Здесь в большей степени учащиеся нуждаются в помощи и поддержке учителя.
ПРАКТИКА 2.
Сейчас мы попросим выполнить Вас небольшое практическое задание. Вам представлены два проекта учащихся . Задание:
I Письменно
1. Определите диагностичность цели, ее измеряемость
2. Соответствие темы и цели проекта
3. Соответствие поставленных задач цели проекта
4. Соответствие содержания проекта задачам, требующим решения при реализации проекта
5. Соответствие полученного результата цели проекта.
ОПРЕДЕЛИТЕ |
ДА |
НЕТ |
|
1 |
Цель диагностична, измеряема |
|
|
2 |
Соответствие темы и цели проекта |
|
|
3 |
Соответствие поставленных задач цели проекта |
|
|
4 |
Соответствие содержания проекта задачам, требующим решения при реализации проекта |
|
|
5 |
Соответствие полученного результата цели проекта |
|
|
II. Оценить уровень сопровождения педагога (устно)
III. Внесите Ваши предложения по сопровождению педагогом проектной деятельности обучающегося (устно).
Выступление групп. Во время выступления одной группы, все остальные с помощью маячков – рук, голосуют (зеленый – поднимают, если согласны, красный – не согласны, белый – хотят взять слово).
ПРАКТИКА 3.
А сейчас мы Вам предлагаем выполнить более сложное практическое задание. Вы ступить в роли ученика, который только начинает работать над проектом, у которого практическую деятельность сопровождает грамотный учитель и представить «скелет» проекта по выбранной теме. Ведь, что мы делаем, привлекая детей к написанию проектов? Предлагаем темы. Выбираем на слайде.
На формате А3 группы заполняют таблицу.
ТЕМА |
ЦЕЛЬ |
ЗАДАЧИ |
ПЛАН |
|
|
|
|
Группы обмениваются своими таблицами. И выбирают смайлики (оценивая предложенные работы).
Уважаемые коллеги! Спасибо! Итак, мы видим, что хорошая формулировка цели и задач поможет педагогу управлять деятельностью обучающегося, представить процесс и результат исполнения соответствующих действий. А еще мы все специалисты и по представленному проекту обучающегося мы сможем определить и уровень сопровождения педагогом и качество исполнения проекта, когда выступаем в роли эксперта. А этот уровень несомненно нам надо повышать, чтобы проектная и исследовательская деятельность обучающихся действительно выполняла свою главную роль – самореализацию личности.
В заключении нашей встречи нам хотелось бы получить от Вас обратную реакцию. Помогла ли наша встреча в решении Ваших проблем, что Вы узнали новое для себя или встреча было бесполезной, просто надо было прийти – пришел. Выдаются стикеры другого цвета.
Учителя – пишут и приклеивают.
Свои стикеры Вы можете приклеить к разным знакам:
! – если наша встреча понравилась, в чем-то помогла
?! – если встреча не понравилась и я не понял, зачем я сюда приходил.
Озвучиваем результаты. Спасибо коллеги.
А в заключении хочу представить ведущих. Сегодня для Вас встречу вели : Зайцева Елена Ивановна и Шевчук Любовь Александровна.
ПРИЛОЖЕНИЕ
СМАЙЛИКИ
МАЯЧКИ – РУКИ
Темы проектов:
1. Артериальное давление
2. Атмосферное давление - помощник человека
3. Аэродинамика.
4. Влажность воздуха и влияние ее на жизнедеятельность человека.
5. Влияние блуждающего тока на коррозию металла.
6. Влияние внешних звуковых раздражителей на структуру воды.
7. Влияние звука на живые организмы.
8. Влияние звуков и шумов на организм человека.
9. Влияние магнитной активации на свойства воды.
10. Влияние обуви на опорно-двигательный аппарат.
11. Воздействие магнитного поля на биологические объекты.
12. Выращивание кристаллов из растворов различными методами.
13. Выращивание кристаллов поваренной соли и сахара и изучение их формы.
14. Глаз. Дефект зрения.
15. Занимательные физические опыты у вас дома.
16. Звуковой резонанс
17. Значение влажности в жизни человека.
18. Измерение плотности твердых тел разными способами.
19. Измерение силы тока в овощах и фруктах.
20. Измерение сопротивления и удельного сопротивления резистора с наибольшей точностью.
21. Измерение температуры на уроках физики.
22. Измерение ускорения свободного падения.
23. Измерение физических величин различными способами.
24. Изобретения Леонардо да Винчи, воплощенные в жизнь.
25. Изучение звуковых колебаний на примере музыкальных инструментов.
26. Изучение природы звука и необычные звуковые явления.
27. Изучение причин изменения влажности воздуха.
28. Изучение радиационной и экологической обстановки в нашем населённом пункте.
29. Изучение свойств электромагнитных волн.
30. Инерция – причина нарушения правил дорожного движения.
31. Интерактивный задачник по одной из тем курса физики.
32. Ионизация воздуха — путь к долголетию
33. Испарение в природе и технике.
34. Испарение и влажность в жизни живых существ.
35.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.