Праздник для младших школьников "Берегите природу!"
Описание:
Данное мероприятие подготовлено к Международному
дню леса - 21 марта с детьми младшего школьного возраста (1-4 классы) в рамках
большой систематической воспитательной работы с классом по экологическому
воспитанию, направленному на формирование ответственного отношения к окружающей
среде, воспитание экологической культуры, создание ярких эмоциональных
представлений о своем крае, бережного и уважительного отношения ко всему
живому, привитие чувства сострадания, милосердия к животным, растениям, птицам,
развитие внимательности и наблюдательности, умение видеть необычное в привычном,
расширению кругозора детей об окружающем мире.
Цели:
- Повторить правила поведения детей в лесу,
воспитывать экологическую культуру.
- Обобщить знания о растительном и животном мире
лесов;
- Развивать познавательный интерес к изучению
природы и её охране;
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к
природе, ко всему живому.
Оборудование:
- рисунки учащихся «Как прекрасен этот мир»
- презентация
- выставка экологических журналов и книг
- поделки детей из природного материала;
- ноутбук, мультимедиа проектор, экран.
Действующие
лица: Учитель, хозяйка леса,
Старичок - Лесовичок, учащиеся 1-4 классов, герои сценок.
Ход мероприятия
I. Приветствие участников и гостей программы.
Звучит песня «Гимн эколят» (фонограмма)
Учитель:
- Придумано кем-то и просто, и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
«Здравствуйте!», - скажем солнцу и птицам,
«Здравствуйте!», - милым улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе «Здравствуйте!» слышно и вечером!
- Здравствуйте, девочки!
- Здравствуйте, мальчики!
- Здравствуйте, взрослые!
- Здравствуйте, здравствуйте, все!
Здравствуй, солнце, и небо, и птицы,
Здравствуй лес, и цветы, и трава
Здравствуй, день, что сегодня родился
Мы приветствуем песней тебя!
II. Основная часть.
(На фоне медленной музыки и слайдов презентации с
изображением живописных уголков родного края «Берегите
природу!»)
Учитель:
Когда-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую.
Дал ей форму шара большого
И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться.
Змеи, слоны, черепахи и птицы.
Вот вам подарок, люди, владейте,
Землю вспашите, хлебом засейте.
Всем завещаю вам я отныне -
Вы берегите эту святыню!
Учитель:
Друзья, сегодня мы ещё раз поговорим обо всём,
что нас окружает. Что даёт нам силы жить, дарит свою красоту, вдохновляет нас.
Вспомним о том, как мы должны себя вести, чтобы эта красота приумножалась.
Сегодня у нас в гостях хозяйка всего живого на земле. Поприветствуем её
аплодисментами.
Хозяйка
леса:
Я пришла вас навестить,
В гости к другу пригласить.
В свое волшебное царство,
Зеленое государство.
В царстве моем есть и звери, и птицы,
Дятел и крот, есть лиса и синица.
Есть комары, муравьи, соловьи.
Лес – украшение нашей земли!
Дружат все: птицы, цветы и зверье,
Очень богатое царство мое!
(Видеоклип
«Завораживающее пение птиц»)
Выходят
дети - чтецы:
Чтец 1:
Посмотри вокруг себя …
Все, что нас с тобою окружает-
Небо, лес, река, луга
Мы природой называем
Нас ждет сейчас прогулка в лес
Мы встретим много там чудес
Весной природа оживает
И встреча с ней нас ожидает.
Чтец
2.
Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Чтец 3.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья,
Живёшь в том доме светлом ты,
И все твои друзья.
Чтец 4.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
Чтец
5.
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить...
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!
Хозяйка
леса:
Возьмемся за руки, друзья,
И по тропе лесной.
Отправимся туда, где лес,
Манит своей листвой!
А вот и главные лесные жители.
Посмотреть на них, не хотите ли?
(слайды)
Дуб:
Я дерево могучее, я леса санитар.
И знает это дерево любой – и стар, и мал.
Расту до самой старости и сто, и двести лет.
Мой ствол, большой, могучий, ты не обхватишь,
нет.
Любому дам я силу, и всем, конечно люб.
Меня узнали, дети, ведь я - могучий…..
Береза:
Я деревце российское, я деревце-краса!
Собою украшаю я летние леса.
В лесу далёко виден мой белый нежный стан.
С зеленою каймою мой летний сарафан.
И символом российским недаром я зовусь.
Меня увидишь только – и сразу вспомнишь Русь.
Проще не найти вопроса,
Что за дерево? ……
Осина:
Всегда от холода трясусь,
Всего-всего в лесу боюсь.
Не береза, не рябина,
Я – пугливая…..
Ива:
Над рекой склоняюсь,
В речке я купаюсь.
В воду ветви опущу,
Целый день их полощу.
Посмотрите как красива.
Догадались? Это …..
Сосна:
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Коль расту я на опушке,
Ветки только на макушке.
Вверх тянусь я как струна,
Корабельная….
Учитель:
Дерево к дереву – получится лес.
Радуют зеленью сосны до небес.
Дерево к дереву – воздуха глоток.
Радует на дереве зелененький листок.
Низко я березоньке в пояс поклонюсь,
В белой березоньке отразилась Русь!
Белое платьице, зеленая коса,
Хороши вы, русские, родимые леса!
Хозяйка
леса:
Ну-ка, ветер, паренек,
Дуй, веселый наш дружок!
Вы ж, деревья, не стесняйтесь,
На полянке покачайтесь!
ТАНЕЦ
ДЕРЕВЬЕВ Под музыку «Танец деревьев»
Бела Барток (танец второй) дети исполняют различные танцевальные движения. В
руках у них зеленые ленты, на головах веночки из бумажных листьев.
Хозяйка
леса
В этом путешествии мне будет помогать мой верный
друг и помощник, страж всех моих владений – Старичок - Лесовичок.
Старичок
- Лесовичок:
Посмотри, мой юный друг!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года-
Это все вокруг природа!
Сегодня, друзья, я приглашаю вас сходить в лес
не за грибами, не за ягодами, не за орехами, а …..а что если отправиться в лес
за загадками. Грибы и ягоды собирать интересно, а загадки ещё интереснее
отыскивать. Что там грибы, орехи! Соберёшь и успокоишься. А как загадки
разыщешь - так и покой потеряешь. А как нашёл загадку- так отгадку подавай,
значит, в лес иди отгадку ищи. Пока ищешь – две новые найдёшь. И пошло –
поехало - конца не видно! (Н. Сладков)
Предлагаю вам показать свои знания и ответить на
вопросы викторины: «Зеленый друг» (Ответы отражаются на слайдах-рисунках)
Учитель
-Внимание, вопрос:
1. Какие ядовитые грибы растут в наших лесах?
(Ответ: бледная поганка, мухомор, ложный опенок,
ложная лисичка и др.)
2. Что значит «плач» берёзы весной?
(Начало сокодвижения.)
3. Какое дерево даёт сладкий сок, как и берёза?
(Клён)
4. У каких деревьев осенью краснеют листья?
(У рябины. черёмухи, осины и у некоторых
кустарников)
5. Как называются сплошные рощи из берез?
(Березняки.)
6.Из какого дерева делают спички?
(Из осины)
7. Какое дерево применяется для изготовления
лыж? (Береза.)
8. Какое самое страшное бедствие в лесу?
(Пожар.)
Лесовичок:
Помните, ребята, что из одного дерева можно
сделать миллион спичек. А одной спичкой можно сжечь миллион деревьев. Будьте
осторожны в лесу с огнём
Хозяйка
леса:
На земле живёт много разных птиц, зверей,
насекомых. А знаете ли вы, ребята, какие животные имеют крылья? Интересны у них
названия и каждое по-своему характеризует хозяина.
Хозяйка
леса:
Послушайте разговор между Мухоловкой и Кукушкой.
Сценка
«Мухоловка и Кукушка»
- Что ты плачешь, Мухоловочка? Бедненькая!
- Как же мне, кукушечка, не плакать. Было у меня
в гнезде пять яичек, осталось четыре. Сойка одно яйцо утащила!
- Ах душегубка! Ах, негодница! Не плачь,
мухоловочка, я помогу твоему горю. Я тебе своё яичко положу.
- Нет, нет, нет! Прошлое лето одна кукушка
помогла мне так же, так я всех своих деток лишилась. Вылупился кукушонок-
злодей и всех моих деток из гнезда выкинул. Знаю я тебя, помощницу. Лети, лети
от сюда.
Хозяйка
леса: А теперь очередь Кукушки и
Пеночки.
Сценка
«Кукушка и Пеночка»
- Ты чего кукушка, головой трясёшь, будто
волоском подавилась?
- Каким там волоском! Целая волосатая гусеница в
горло попала!
- Ах ты бедная! Как же тебе не повезло?
- почему это не повезло? Я их таких волосатых-то
уже три десятка проглотила. Вот тридцать первую заглатываю. Вкусные такие,
мохнатенькие!
Старичок
- Лесовичок: Птицы – это гонцы
весны. Весна выслала их вперёд. Знаете ли вы, ребята, птиц, которые прилетают к
нам весной?
Группа
детей исполняют песню « Скворцы прилетели»
ИГРА со зрителями «Экологический светофор»
- Давайте, ребята, немного отдохнём и поиграем. Я буду
задавать вопросы. Если вы согласны со мной, хлопните 3 раза в ладоши, а если не
согласны – топните 3 раза ногами.
Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.
Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.
Хозяйка
леса:
А мы продолжаем наше путешествие по моим
владениям. Какой удивительный и неповторимый животный мир! Какой он
разнообразный и интересный, полный тайн и загадок. Но свои тайны лес раскроет
только самым внимательным, самым наблюдательным и любознательным. Давайте,
ребята, будем природе другом, и тогда она нам откроет свои тайны.
Старичок-лесовичок:
Пойду, посмотрю, как поживают мои зверушки. Как
они зиму провели?
Сценка
«Разговор между животными»
(играют
сценку группа детей в масках животных)
Ёж: Я спал. Похудел.
Белка: У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас
так хорошо себя чувствую, будто и не было холодной зимы.
Лиса: А я голодала. Одними мышками питалась. Да изредка кур
в соседней деревне посчитывала. А что ты, кум, такой худой?
Волк: Будешь худ с такой едой.
Я не ел четыре дня.
Увидал обед у пня.
А обед во все лопатки
Припустился от меня.
Вот несчастье, вот беда!
Быстроногая еда!
Лиса: Миша! Расскажи, как ты весну чуть не проспал?
Медведь:
без забот и без тревоги
Спал я , спал в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны .
И, конечно, видел сны!
Лиса:
Вдруг проснулся косолапый,
Медведь:
Слышу каплет-
Вот беда
В темноте пошарил лапой
И вскочил – кругом вода.
Еж:
Поспешил медведь наружу.
Тает снег..
Хором: Пришла весна.
- Ой, ребята, а кто это к нам идет? (под фонограмму «Песня медведя» появляется медведь)
Сценка «Медведь и девочка»
Медведь:
Ничего я не пойму,
Столько мусора в лесу
Кто пришел в мой лес густой?
И нарушил в нем покой?
Банки, склянки и пакеты
Ох, не справиться мне с этим!
Девочка:
Здравствуй, дедушка медведь!
Перестань скорей реветь!
Все убрать в твоем лесу
Я скорее помогу!
Медведь с девочкой убирают мусор
Медведь:
Потрудились мы не зря,
Стала чистою земля.
Я тебя благодарю
Тебе шишек подарю.
Учитель
- Ребята, а сейчас я вам зачитаю одну ситуацию, как вы в ней поступите?
– Нашёл Лёша гнездо с яичками пеночки в траве.
Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка
кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше?
Слайд
Гнездо на ветке – птичий дом.
Вчера птенец родился в нем.
Ты этот дом не разоряй
И никому не позволяй!
- Молодцы!
Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.
Слайд
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Учитель. Ребята, посмотрите, вот солнышко, а вот его лучики. Я хочу, чтобы вы подарили эти лучики солнышку и каждый из вас сказал, что хорошего и полезного он хочет сделать для природы.
Игра «Пожелания».
Дети берут по одному лучику и говорят, что хорошего для природы они хотят
сделать и дарят свой лучик солнцу.
Учитель:
Опять пришла весна и распевают птицы.
И дома нам совсем уж больше не сидится.
Ребята, вы со мной, согласны?
Когда кругом весна, то на душе прекрасно!
Старичок
- Лесовичок:
Весна- красна будит землю ото сна,
Наполняет соком почки,
На лугах растит цветочки.
Прогоняет с речек лёд
Светлым делает восход.
Всюду в поле и в лесу
Людям дарит красоту.
Хозяйка
леса:
В природе, ребята, три весны: весна света –
март, весна воды – апрель, весна зелёной травы – май. Основу живой природы
составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам. Леса
называют «легкими» планеты Земля. Но, к сожалению, с каждым годом сотни тысяч
деревьев исчезают с нашей планеты. «Жить в зелёном мире хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
шустрым бегает зверьком,
в облаках кружиться птицей,
скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.
Человек природе друг!»:
Учитель Но не все мы
и всегда с любовью и добротой относимся к природе, бережем её сокровища: леса,
поля, реки, дары природы и живых её обитателей?
-Давайте решим экологическую задачу: «В
путешествие отправились 50 человек. Сколько погибнет цветов, если каждый сорвет
по 3 цветка?»
-Ландыши люди рвут не задумываясь. А чтобы
ландыш зацвел с того дня, как семечко упадет в землю, должно пройти десять лет.
Мальчик и девочка, окончившие 1 класс, успеют за это время окончить школу.
Подумайте над этим! Не рвите цветы. Их осталось так немного!
Старичок
- Лесовичок:
Ребята, а хотите ли вы быть друзьями природы?
(дети отвечают)
Тогда давайте ещё раз повторим правила друзей
природы. Будем их не только знать, но и выполнять и другим расскажем как это
важно и нужно!
Дети
называют правила и показывают условные обозначения к каждому правилу.
Слайды
1.Помните!
Не рвите цветы, не собирайте букеты в дикой
природе, не плетите венки. Красивыми растениями любуйтесь в лесу, на лугу, в
парке, а не губить их.
2. Помните!
Не оставляй на месте бивака мусор, его надо
сжечь, консервные закопать после пережигания.
Бумага до полного разложения будет лежать 2
года, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет. Для разложения
стеклянной бутылки понадобится 2000 лет.
3.
Помните!
Пришел в лес, будь в нем хозяином и защитником.
Не руби живые деревья, не включай громко музыку.
4.
Помните!
Для разведения костров пользуйся сухостоем и
валежником. Не разжигай костер вблизи деревьев, не оставляй его без присмотра. Погасив
за собой костер, заложи кострище дерном.
5.
Помните!
Не используй нижних ветвей хвойных деревьев для
подстилки. Не врубай топор в дерево, храни его в чехле или клади на хворост.
6.
Помните!
Соблюдать правила поведения в лесу: не кричать,
не разорять птичьих гнёзд, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.
Не трогать, не обижать никого, даже самых
маленьких жучков, паучков и червячков.
Учитель:
Лесные жители наши помощники, береги их.
«Птицам – небо, зверю – леса, луга, горы, рыбе-
вода, а человеку – Родина. Так давайте сохраним травы зелеными, а зверей
живыми».
Ученик:
Взгляни на глобус-шар земной
Ведь он вздыхает, как живой,
и шепчут нам материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
и тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Группа
детей исполняют песню на мотив «Солнечный круг»:
1. Солнечный круг, небо вокруг
Это рисунок мальчишки,
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:
Припев:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
Пусть всегда будут реки,
Пусть всегда будет рыба,
Пусть всегда будет море,
А в пустыне верблюд.
Пусть всегда будут рощи,
Пусть всегда будут птицы,
Пусть в тайге будут звери,
А у дома – цветы.
Пусть всегда будут люди,
Пусть всегда будут дети,
Пусть всегда в чистом небе
Будет солнце светить!
Игра «Рыба, птица, зверь».
Все участники встают и запоминают движения. Рыба – рукой необходимо показать, как плывет рыбка (волнообразные движения). Птица – подпрыгивание на обеих ногах на одном месте. Зверь – все участники должны присесть на корточки. Насекомое – похлопать в ладоши. Дерево – поднять руки вверх. Ведущий называет животных и деревья.
Заяц, щука, тополь, липа, волк, воробей, бабочка, скворец, сом, лиса, лось, клён, стрекоза.
III. Заключительная часть.
(на фоне презентации и мелодии песни «Как
прекрасен этот мир»)
Учитель:
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям!
Старичок- Лесовичок:
Давайте будем беречь планету,
Во всей Вселенной похожей нету.
Хозяйка
леса:
Во всей Вселенной совсем одна.
Что будет делать без нас она?
Учитель:
На этом праздник «Берегите, природу, берегите»
закончен. Благодарим всех за внимание, понимание и активное участие. Большое
спасибо нашим лесным гостям.
Хозяйка
леса:
Грустно, ребята, расставаться. Скоро лето, все
придёте ко мне в гости. Я и мои лесные жители с радостью будем ждать встречи с
вами.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.