Методическая разработка "Преемственность школы и дошкольного учреждения"
Оценка 4.8

Методическая разработка "Преемственность школы и дошкольного учреждения"

Оценка 4.8
docx
12.05.2020
Методическая разработка "Преемственность школы и дошкольного учреждения"
Проблемы обучающихся при поступлении в школу.docx

Медуница Т.Н.

Муниципальное автономное

общеобразовательное

учреждение Белоярского района

«Средняя общеобразовательная

школа № 3 г. Белоярский»

 

Проблемы обучающихся при переходе

с дошкольного на начальное общее образование

 

 

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Поступление ребенка в первый класс – сложный и ответственный период; и от того, как пройдёт адаптация, зависит вся школьная жизнь ребёнка.

Одна старинная притча гласит: «Однажды виноградную лозу спросили: «Как высоко ты можешь дотянуться?». А она ответила: «Дайте мне руку, и я дотянусь до солнца». Наша задача –разобраться в том, с какими проблемами сталкиваются первоклассники, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам, чтобы они смогли, безболезненно адаптироваться и стать успешными, как и лоза, дотянуться до солнца, название которого «Знания».

Проблема готовности к школьному обучению – одна из важнейших областей изучения, интересующая как теоретиков, так и нас, педагогов-практиков. Это обосновано тем, что неподготовленность ребёнка к школьному обучению вызывает множество проблем на всех его последующих этапах.

И тут необходимо отметить, что, определяя понятие готовности ребёнка к школьному обучению, детский психолог Леонид Абрамович Венгер отмечает: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

На практике же мы часто сталкиваемся с тем, что преемственность сводится именно к подготовке к новым требованиям следующего уровня образования.

Важная задача, которую должно решать предшкольное образование, – формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний. Именно эти качества хотят видеть в будущем первокласснике педагоги начальной школы.

Представление о том, что все современные дети хорошо подготовлены к школе, - миф! Это доказывают наши исследования за последние 10 лет.

В условиях вариативности дошкольного образования и отсутствия единых представлений о готовности к школьному обучению дети приходят в школу с -  не развитой мелкой моторикой (35−40% ); 

 - не развитой устной речью ( 60%);  

-у 70% первоклашек не сформировано умение организовать свою деятельность.

 Да, многие ещё до школы учатся читать и писать. Но чаще это просто результат «натаскивания». Читающий и пишущий ребёнок может иметь нарушения речевого развития, проблемы с памятью и концентрацией внимания. И таких детей сегодня много.

Подготовка дошкольников к обучению в школе не должна дублировать программу 1-го класса, так как процесс обучения в школе перестаёт быть развивающим и познавательным для обучающихся. Очень важно, чтобы была соблюдена преемственность между ДОУ и уровнем начального образования (учителя начальных классов должны знать образовательную программу ДОУ, а воспитатели ДОУ должны быть знакомы с требованиями стандарта НОО и программой ОУ).

Многие родители убеждены в том, что самая главная подготовка до школы — это как можно быстрее научить ребенка считать, читать и писать. Однако, как доказал многолетний опыт педагогов и психологов, это не главное.

Приведу пример:

В этом году я вновь набрала 1 класс. За 35 лет моей работы были в 1 классе и читающие, и не читающие дети. Но вторые очень быстро догоняли первых. А читающие порой даже отставали в обучении в итоге. Ведь запомнить букву легко, если у ребенка нет никаких отклонений в развитии. А вот запомнить характеристику звука, уметь рассуждать, строить свое высказывание — это трудно. Многие напрасно думают, что если ребенок до школы научился читать, то ему будет легко в школе..."

Ведь, если у ребенка будет развиваться внимание, различные виды памяти, воображение, он будет уметь высказывать свои мысли — ему, соответственно, будет легче вступать в контакт и учиться рассуждать.  

Для старших дошкольников очень важно, чтобы родители и воспитатели больше говорили с детьми, задавали им вопросы, не просто читали, но и беседовали о прочитанном.

Очень важно на сегодняшний день - заниматься развитием мелкой моторики рук. Это — эффективный способ подготовки руки к письму. Пальчиковая гимнастика, штриховка, занятия изобразительным искусством, работа с пластилином и бумагой, и т.д. — обязательные занятия для будущего первоклашки. "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев",- так говорил В. Сухомлинский. Развитие руки — это очень важно, так как плохая моторика — это неполноценное выполнение задания, усталость, стрессы, что приводит к негативному отношению к школе, появляются неврозы, срывы и нежелание идти в школу.

Представим, что "подготовка к школе", это некий прямоугольник, где самая большая его сторона называется "Умение читать, считать, писать". Эти навыки называют педагогической готовностью ребенка. К сожалению, многие "зациклены" на этой стороне прямоугольника и не хотят посмотреть на все стороны и аспекты "подготовки к школе". Однако если мы с вами "завернем за каждый угол", то увидим, что ещё одна сторона подготовки к школе называется "психологическая готовность", также есть "речевая готовность" и "физическая готовность". Важно понимать, что все эти аспекты взаимосвязаны, и необходимо развивать каждый из них.

Подготовка к школе с клубом ''АЗ-БУ-КА''

При любом уровне знаний и готовности ребенок будет принят в первый класс. А вот неуспеваемость, нежелание учиться — это результат того, что дошкольник психологически не был готов к обучению в школе.

Что же такое психологическая готовность к обучению школе?

Когда говорят о психологической готовности, то подразумевают три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Иными словами, ребенок должен уметь не только ориентироваться во времени и пространстве, но и иметь запас бытовых знаний об окружающем мире; принять новую социальную роль — роль школьника; следовать правилам, вопреки своим желаниям; уметь ставить перед собой цель и принимать решения, выполнять определенные команды, следовать алгоритму выполнения действий, уметь оценить свои действия и действия других; это умение ребёнка общаться с коллективом, дружить и жить в коллективе, умение общаться с учителем и взрослыми людьми, соблюдать определенные нормы поведения.

Развитию волевой готовности помогут занятия творческого цикла — рисование, конструирование, лепка.

Развитию коммуникативной готовности способствуют регулярные занятия (как занятия по раннему развитию, так и по подготовке к школе), посещения праздничных мероприятий, конкурсов, выступления на концертах, посещение театральной студии, занятие музыкой и танцами.

 

 

Подготовка к школе с клубом ''АЗ-БУ-КА''

Я думаю, что более подробно на этих вопросах остановятся мои выступающие коллеги.

Физическая готовность — это не только умение "удержания статических поз в положении сидя", но и развитие мелкой моторики рук (умение завязать шнурки, застегнуть пуговицы, уверенно и правильно держать столовые приборы), а также общая физическая выносливость. Помогут в развитии физической готовности занятия ритмикой, танцами, занятия в спортивных секциях, занятия по бисероплетению и вязанию.

Речевая готовность. Известно, что чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему овладеть чтением и письмом. Ребёнок должен уметь вести диалог, уметь задавать вопросы, отвечать на них, уметь пересказать прочитанное или услышанное, уметь владеть связной речью. При подготовке к школе необходимо уделить внимание качеству звукопроизношения, умению строить предложения, правильному употреблению предлогов, умению составлять рассказ по картинке.

Исследования показали, что "в письменных работах пропускают буквы те дети, которые имеют низкий уровень развития фонематического слуха, у которых слабая концентрация внимания, имеется несформированность приемов самоконтроля.

Неразвитость орфографической зоркости у детей с низким уровнем развития произвольности, с несформированностью приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), с низким уровнем объема и распределения внимания и низким уровнем развития кратковременной памяти.

При исследовании отмечалось, что 17% детей невнимательны и рассеяны. Это говорит о том, что у этих детей низкий уровень концентрации и устойчивости внимания, а преобладающая мотивация учения — игровая.

Учащиеся, испытывающие трудности при решении математических задач, имеют низкий уровень развития образного мышления, низкий уровень развития общего интеллекта, слабое понимание грамматических конструкций.

13,5 % детей испытывают затруднения при пересказывании текста. Это дети с низким уровнем речевого развития, с низким уровнем развития образного мышления, заниженной самооценкой, низким уровнем развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации).

13,1% неусидчивых детей с низким уровнем развития волевой сферы.

12,7% трудно понимает объяснение с первого раза. Это учащиеся с несформированностью приемов учебной деятельности и слабой концентрацией внимания, с низким уровнем развития общего интеллекта и низким уровнем развития восприятия.

Особо хочется сказать о выявлениях такого нарушения, как грязь в тетради. Это говорит о слабо развитой тонкой моторики пальцев рук, несформированности приемов учебной деятельности, о низком уровне развития кратковременной памяти у ребенка.

Плохо списывают с доски (8,7%). У таких учеников не сформированы предпосылки учебной деятельности, у них низкий уровень переключения внимания и низкий уровень развития кратковременной памяти.

Было замечено, что если во время урока ребенок выходит и отсутствует продолжительное время, то это означает, что у него отсутствует учебная мотивация, не сформировано отношение к себе как к школьнику, возникают трудности в усвоении материала".

Чтобы преодолеть будущие трудности в обучении ребенка, нужно обойти весь прямоугольник и понять, что же ещё не успели сделать до школы. Дать консультации родителям: кому-то записаться на ритмику или шахматы, посетить театральную студию, логопеда, психолога или занятия творческого цикла. А может быть записать ребенка на вязание или бисероплетение? Каратэ или йогу? Танцы, вокал, музыку или конструирование?

Сейчас в городе да и в самих детских образовательных учреждениях открыто множество студий, позволяющих полноценно подготовиться к школе, скорректировать более слабые стороны и решить проблемы переходного периода от дошкольного учреждения к школе.

Чтобы проверить готовность дошкольника к школе, существует много разных методик и тестов. Подготовка к школе — это длительная комплексная подготовка ребенка вместе с педагогами и родителями, которая даст свои плоды только при регулярных и систематических занятиях не только за 3 месяца до школы и даже не за 1 год, а намного раньше. — Если подготовка к школе будет проходить комплексно, охватывая все стороны "прямоугольника", и будет направлена на быстрый адаптационный период первоклассника в школе, то возникновение трудностей в обучении будет гораздо меньше. Все это достигается путем регулярных занятий в играх, труде, в познании окружающего мира.

Комплексная подготовка детей к школе — задача непростая, но вполне решаемая, и одним из важнейших факторов на пути ее реализации является настрой и решимость родителей. Старайтесь больше разговаривать с ребенком, давайте ему решать логические игры, общаться со сверстниками, читайте, занимайтесь творчеством, физической подготовкой, и у вас все получится. Зная основные аспекты подготовки вашего малыша, вам обоим будет проще пройти этот непростой путь подготовки к новой увлекательной жизни под названием "ШКОЛА".

И еще хочется остановиться на одной из проблем преемственности. Конечно, если в школе между начальным и основным уровнями образования существует преемственность (педагогам предоставляется возможность посещения занятий,  учителя сотрудничают при переходе обучающихся из начальной школы в 5-ый класс, отслеживают результаты обучения своих выпускников, систематически общаясь с педагогами основной школы и самими учащимися), то необходимо отметить, что на  протяжении многих лет работники дошкольных образовательных учреждений не отслеживают результаты адаптации и успешность своих выпускников на начальном уровне образования, а значит и не владеют внешней оценкой  качества своей деятельности, эффективности применяемых технологий и методов развития ребёнка, что затрудняет их коррекцию в зависимости от полученных результатов. Да и учителя начальных классов не посещают ДОУ

 

Проанализировав сложившуюся ситуацию, предлагаю:

1. Составить план работы, направленный на обеспечение преемственности между ДОУ и начальным общим образованием.

2. Педагогическим работникам ДОУ:

2.1. изучить требования ФГОС НОО;

2.2. отслеживать результаты обучения на уровне начального образования.

3. Учителям начальных классов:

3.1. изучить требования стандарта ДОУ и образовательную программу ДОУ;

3.2. взаимодействовать с педагогическими работниками  ДОУ (в соответствии с утверждённым, конечно, планом).

4. Включить в план работы следующие мероприятия:

4.1. мероприятия с педагогами:

- совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

- семинары, мастер- классы;

- круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;

- взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

- открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

-  педагогические и психологические наблюдения.

4.2. мероприятия с родителями:

- совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

- круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

- консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;

- дни открытых дверей;

- анкетирование, тестирование родителей;

-  тренинги и практикумы для родителей;

- заседания родительских клубов.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Медуница Т.Н. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Медуница Т.Н. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

В условиях вариативности дошкольного образования и отсутствия единых представлений о готовности к школьному обучению дети приходят в школу с - не развитой мелкой моторикой (35−40%…

В условиях вариативности дошкольного образования и отсутствия единых представлений о готовности к школьному обучению дети приходят в школу с - не развитой мелкой моторикой (35−40%…

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев",- так говорил

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев",- так говорил

Я думаю, что более подробно на этих вопросах остановятся мои выступающие коллеги

Я думаю, что более подробно на этих вопросах остановятся мои выступающие коллеги

Это дети с низким уровнем речевого развития, с низким уровнем развития образного мышления, заниженной самооценкой, низким уровнем развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации)

Это дети с низким уровнем речевого развития, с низким уровнем развития образного мышления, заниженной самооценкой, низким уровнем развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации)

Все это достигается путем регулярных занятий в играх, труде, в познании окружающего мира

Все это достигается путем регулярных занятий в играх, труде, в познании окружающего мира

ДОУ и школы; - открытые показы образовательной деятельности в

ДОУ и школы; - открытые показы образовательной деятельности в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2020