Методическая разработка "Применение новых площадок для формирования у обучающихся мотивации и уважения к труду в рамках предпрофильного обучения"
Оценка 4.6

Методическая разработка "Применение новых площадок для формирования у обучающихся мотивации и уважения к труду в рамках предпрофильного обучения"

Оценка 4.6
docx
08.08.2023
Методическая разработка "Применение новых площадок для формирования у обучающихся мотивации и уважения к труду в рамках предпрофильного обучения"
Применение новых площадок.docx

Применение новых площадок для формирования у обучающихся мотивации и уважения к труду в рамках предпрофильного обучения

Гилязетдинова Г.В.,

учитель технологии МАОУ «СОШ №3»

Аннотация. В статье рассмотрено применение новых площадок для формирования у обучающихся мотивации и уважения к труду в рамках предпрофильного образования.

Ключевые слова: предпрофильное образование, мотивация к труду, новые площадки.

Annotation. The article considers the use of new platforms for the formation of motivation and respect for work among students in the framework of pre-professional education.

Keywords: pre-professional education, motivation to work, new platforms.

Важнейшим компонентом современной профориентационной работы, способствующим закреплению молодежи в регионе, является организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе.

Предпрофильная подготовка является чрезвычайно важным элементом целостной системы профильного обучения, т.к. ее основное назначение – подготовка учащихся к осознанному выбору профиля дальнейшего обучения – многократно снижает риски неудовлетворенности учащихся образованием.

Предпрофильная подготовка ориентирована: [2]

- на выявление интересов и склонностей, способностей школьников;

- на оказание психолого-педагогической помощи школьникам в выборе профиля образования;

- на развитие широкого спектра познавательных интересов и познавательной активности;

- на формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования.

Предпрофильная подготовка может быть реализована средствами курсов по выбору (не менее 2 часов в неделю), информационной работой о профилях обучения (1 час в неделю), индивидуальным консультированием (1 час через неделю), профильно-ориентированной внеурочной работой.

В отличие от элективных курсов профильного обучения, курсы по выбору в предпрофильной подготовке рассчитаны, как правило, на меньшее количество учебных часов (от 8 до 16) для того, чтобы в течение года ученик мог попробовать свои силы в разных курсах. Эти курсы могут носить предметно-ориентированный характер и, соответственно, являться пропедевтическими по отношению к профильным, или межпредметно- ориентированный характер и, тем самым, создавать ориентационную и мотивационную основу для выбора профиля.

Подчеркнем, что независимо от избираемой школой модели предпрофильной подготовки, происходит значительное изменение функций учителя. Перед учителем встает задача оказания учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда. [3]

 Учитель должен быть готов к созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом. Учитель должен таким образом строить процесс обучения, чтобы ученик мог освоить компетенции, которые позволят ему быть успешным на следующей ступени образовательной вертикали, чтобы ученик мог научиться демонстрировать свои успехи.

Элективные курсы – это обязательные предметы, также изучаемые учащимися по выбору и позволяющие выбрать актуальные для старшеклассника задачи:

- расширить представления, учащихся в какой-либо образовательной области (например, курсы художественной направленности);

- подготовиться к сдаче выпускных экзаменов (например, курс подготовки к сдаче единого государственного экзамены по предмету);

- дополнительно углубить свои знания по избранному профильному предмету (например, курсы лабораторного практикума в естественнонаучном профиле);

- изучить курсы исходя из своих интересов (например, курс дополнительного иностранного языка).

Современное образование предполагает применение массовых открытых онлайн-курсов (МООК), в результате чего достигается его глобализация с включением индивидуального подхода. Одним из условий развития и распространения МООК в нашей стране является проект «Современная образовательная цифровая среда в РФ», утвержденный на заседании президиума Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам [1].

Ключевыми возможностями по развитию образовательной организации являются академическая мобильность обучающихся, сетевое взаимодействие между образовательными учреждениями, расширение возможностей и привлекательности самой образовательной программы.

Цифровая платформа - это инструмент, который позволяет обеспечить процесс персонализации в процессе обучения и повысить мотивацию к обучению в целом, поскольку при разработке всех задач на платформе учитываются все факторы, способствующие повышению мотивации учащихся, и используются все стратегии для поддержания продуктивной мотивации. Образовательный процесс на платформе построен по модульному принципу. Учащийся выполняет основную работу в классе в своем индивидуальном темпе. [4]

Учащийся всегда может вернуться к заданию, в котором были допущены ошибки, и выполнить его снова. Целевая ориентация, выбор целей обучения, уровень их достижения самими обучающимися-составляющие факторы системы ПМО. Все это положительно влияет на мотивацию учащегося.

Цифровая платформа позволяет учителю использовать как готовый модуль, так и добавлять свой материал в модуль или полностью создавать свой модуль. Большим преимуществом этой модели является то, что разработчики предоставили различные формы оценки выполнения задач:

1. Самопроверка обучающихся по ключам.

2. Проверка педагогом.

 3. Автоматическая проверка.

4. Проверка работы одноклассником. В завершении модуля обучающиеся выполняют проверочную работу в формате ВПР.

На платформах предусмотрена обратная связь с педагогом. Модульные задания собраны по темам. Каждая тема заканчивается тестовой проверкой. Тестовые задания проверяются автоматически. Работая таким образом, обучающиеся учатся использовать помощь своих одноклассников, как ресурс для развития, а не как возможность списать, чтобы только сдать работу. Все обучающие платформы повышают мотивацию обучающихся к самообразованию, развивают культуру учения и дают возможность почувствовать свою ответственность за результат работы. [5]

Включение онлайн-курсов в образовательные программы оказывает непосредственное влияние на повышение качества обучения, расширение образовательных возможностей обучаемого, повышение гибкости учебных процессов и повышение мотивации. В целом, использование онлайн-курсов способствует снижению затрат по организации образовательного процесса.

В России с 2017 года работает направление «Профориентация школьников в медицину». Юные волонтеры-медики занимаются пропагандой здорового образа жизни и рассказывают о вреде пагубных привычек сверстникам, а после прохождения программы профориентации помогают медперсоналу в больницах и поликлиниках.

Они могут участвовать в оформлении документов, организации досуга пациентов, уходе и кормлении больных, подготовке кабинета к работе и инструментария к стерилизации. Цель данного направления – дать школьникам объективное представление о системе здравоохранения и медицинских профессиях, подготовить подростков к волонтерской деятельности в медицине.

«Билет в будущее» запустили в 2018 году в рамках нацпроекта «Образование». Цель - сформировать у учащихся средней и старшей школы навыки по осознанному выбору будущей профессии.

Материалы проекта «Билет в будущее» предназначены для создания и функционирования системы мер ранней профориентации, включающей ознакомление обучающихся 6–11 классов общеобразовательных организаций с современными профессиями, определение профессиональных интересов детей, формирование рекомендаций по построению индивидуальной образовательной траектории в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности). Проект также включает профориентационное тестирование на цифровой платформе и различные офлайн-мероприятия. В 2020 году к нему присоединились 80 регионов России.

Что касается онлайн-платформы, то она состоит из двух сегментов - общедоступного и школьного. В общедоступном все желающие смогут пройти «примерочную профессий» - это различные тесты, викторины, виртуальный тур по мультимедийной выставке, отдельный раздел для родителей, а также статьи и видеоролики о профессиях и их представителях.

Доступ к закрытому сегменту откроют только для зарегистрированных на платформе школ и их учеников. Там будут интерактивные тематические онлайн-уроки с использованием специальных пособий.

Обновлённый проект предназначен не только для учащихся, но также для родителей и учителей. Родители, например, смогут пройти тесты, чтобы узнать, совпадают ли их ожидания с карьерными устремлениями детей. А контролировать активность школьников на платформе и помогать им будут педагоги-навигаторы.

Применение МООК расширяет возможности обучающихся в доступности получения новых знаний и компетенций. Применение МООК при формировании образовательных траекторий обучающихся и развитие академической мобильности влечет за собой необходимость решения ряда проблем [2]:

- совершенствование нормативно-правовой базы на государственном уровне и установление местных правил в учебных заведениях, касающихся использования МООК;

- разница между сохранением учебной нагрузки в классе и новыми моделями организации учебного процесса при внедрении электронного обучения;

- отсутствие источников финансирования для разработки онлайн-курсов; нехватка кадров в области информационных технологий. общественная информация;

- отсутствие критериев качества МООК и системы признания результатов электронного обучения с использованием МООК в основных учебных программах;

- учащиеся недостаточно мотивированы, не готовы к самостоятельной работе и самообучению с помощью МООК;

- отсутствие независимой системы проверки знаний учащихся, низкое качество инструментов оценки; [6]

- внедрение методов онлайн-прокторинга для процедур оценки с идентификацией учащихся для обеспечения надежности оценки знаний;

- необходимость укомплектования учителей и технических специалистов вспомогательным персоналом для обучения с помощью МООК;

- управление интеллектуальной собственностью в рамках МООК, механизмы мотивации авторов к созданию и обновлению онлайн-курсов.

Преодолевая вышеперечисленные проблемные барьеры, онлайн-образование развивается, внедряется в образовательные программы, что открывает новые возможности для обучающихся.

Современные онлайн-технологии применяются в учебном процессе и меняют его изнутри. Если ранее целью образования являлась подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности, то сегодня акценты смещаются в сторону приобретения навыков самообучения, саморазвития, позволяющих адаптироваться в быстро меняющемся мире. [7]

При этом основным направлением в образовании становится его индивидуализация, построение для каждого обучающегося своей траектории развития.

Как мы видим, МООК – это хороший пример внедрения технологического решения в сферу образования. Фактически это инструмент, который позволяет изменить форму подачи материала: вместо лекций в университетах – видео-уроки, вместо практик –- интерактивные задания, упражнения. [8]

В результате организации предпрофильной подготовки и профильного обучения возможно построение учебного плана школы на основе индивидуальных образовательных маршрутов ученика.

Список литературы

1.     Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

2.                 Билет в будущее [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bilethelp.worldskills.ru; https://vk.com/biletvbuduschee; https://site.bilet.worldskills.ru; https://siteofficial.ru/bilet-v-budushchee (дата обращения 12.11.2022)

3.Гаврин Д.А. и др. Школьная цифровая платформа, как инструмент повышения мотивации учащихся. Инновационная наука. 2021. № 8-1. С. 60-62.

4. Зыкова Т.В. и др. Электронные обучающие курсы как средство реализации новых форм и методов обучения в вузе. Материалы IV Международной научной конференции. В двух частях. Красноярск, 2020. С. 109-114.

5. Кружилина Т.В., Звягинцева В.В. «BLENDED LEARNING» в рамках дистанционного обучения в вузе. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021. Т. 11. № 2. С. 111-122.

6. Куркина Д.В. Педагогический потенциал и проблемы онлайн-обучения // Вестник науки и образования № 11(47) 2018. – с. 71-75.

7. Тряпицына А.П.  Модель системы ранней профориентации обучающихся 5-9 классов / Учебно-методическое пособие: Сургут. гос.ун-т. – Сургут: ИЦ СурГУ,2019.-89с.

8. Формирование цифровой грамотности обучающихся: Методические рекомендации для работников образования в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» / Авт.-сост. М.В. Кузьмина и др. – Киров: ИРО Кировской области, 2019. - 47 с.

9. Шапошников Ю.А., Шапошникова О.В. Эффективность реализации образовательных программ при внедрении онлайн-обучения. В сборнике: Гарантии качества профессионального образования. Материалы международной научно-практической конференции. 2019. С. 210-213.


 

Скачано с www.znanio.ru

Применение новых площадок для формирования у обучающихся мотивации и уважения к труду в рамках предпрофильного обучения

Применение новых площадок для формирования у обучающихся мотивации и уважения к труду в рамках предпрофильного обучения

Предпрофильная подготовка может быть реализована средствами курсов по выбору (не менее 2 часов в неделю), информационной работой о профилях обучения (1 час в неделю), индивидуальным…

Предпрофильная подготовка может быть реализована средствами курсов по выбору (не менее 2 часов в неделю), информационной работой о профилях обучения (1 час в неделю), индивидуальным…

Современное образование предполагает применение массовых открытых онлайн-курсов (МООК), в результате чего достигается его глобализация с включением индивидуального подхода

Современное образование предполагает применение массовых открытых онлайн-курсов (МООК), в результате чего достигается его глобализация с включением индивидуального подхода

Цифровая платформа позволяет учителю использовать как готовый модуль, так и добавлять свой материал в модуль или полностью создавать свой модуль

Цифровая платформа позволяет учителю использовать как готовый модуль, так и добавлять свой материал в модуль или полностью создавать свой модуль

Билет в будущее» запустили в 2018 году в рамках нацпроекта «Образование»

Билет в будущее» запустили в 2018 году в рамках нацпроекта «Образование»

Применение МООК расширяет возможности обучающихся в доступности получения новых знаний и компетенций

Применение МООК расширяет возможности обучающихся в доступности получения новых знаний и компетенций

Современные онлайн-технологии применяются в учебном процессе и меняют его изнутри

Современные онлайн-технологии применяются в учебном процессе и меняют его изнутри

Кружилина Т.В., Звягинцева В.В

Кружилина Т.В., Звягинцева В.В
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.08.2023