Тема: Приёмы мотивации на разных этапах урока.
В таблице отражены задачи учителя на каждом этапе урока и приведены примеры педагогических приёмов, которые, наиболее полно способствуют их реализации.
№ |
Основные этапы урока |
Задачи этапа |
Приёмы мотивации |
1 |
Эмоциональный |
Задача данного этапа состоит в том, чтобы обучающиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного на уроке, радость победы над преодолёнными трудностями, счастье от познания нового, интересного. Задача учителя – вызвать у обучающихся любопытство – причину познавательного интереса. |
Приём «Мои ожидания» (Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?) Прием «Верю - не верю» Прием «Создание ярких наглядно-образных представлений» Прием "Ключевые слова" По ключевым словам можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал. Создание ситуации успеха Нетрадиционное начало урока: - «Удивляй» - начало урока в игровой форме - микроисследование - выполнение заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, загадки и т.д.) |
2 |
Мотивационно-целевой |
Задача этапа донести до учеников, что они должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел или тему учебной программы, что именно должны сделать, чтобы успешно выполнить учебную задачу. Задача учителя – обучить обучающихся целеполаганию в учении и их реализации. |
«Автор» (Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?) «Фантазёр» (На доске записана тема урока. Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.) «Профи» (Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?) Прием “Оратор” (за 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.) Прием «Что лишнее?» Заполнение таблицы ЗХУ |
3 |
Познавательный |
Задача данного этапа состоит в том, чтобы обучающиеся усваивали содержание темы программы и овладевали как общеучебными так и предметными учебными умениями и навыками Задача учителя – организация учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки. |
Прием «Мозговая атака» Создание ситуации успеха (начинать ответ словами: «Я знаю, что…») Поиск ошибок (редактирование текста) Прием «Проблемная ситуация» «Отсроченная отгадка» «Ассоциации» ( с чем ассоциируется слово – определение, операция, действие, в конце урока возврат к ассоциациям – вывод – определение.) Алфавит – раскрыть смысл понятия, заполнив карту с буквами алфавита. Прием «Работа над понятием» Прием «Инсерт». |
4 |
Рефлексивно-оценочный |
Задача данного этапа организовать самоанализ и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности на уроке Задача учителя помочь ученикам сформулировать получаемые результаты |
Рефлексия "Синквейн" "Плюс – минус – интересно" Прием «Продолжи фразу» Прием «Письмо самому себе» Прием «Лесенка успеха» (Нижняя ступенька - у меня ничего не получилось; средняя ступенька - у меня были проблемы; верхняя ступенька - мне всё удалось.) Прием «Определите, на каком уровне вы находитесь» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.