Министерство образования Московской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Сергиево-Посадский аграрный колледж»
(ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский колледж»)
АННОТАЦИЯ. 2
ВВЕДЕНИЕ. 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ.. 21
В методической разработке анализируется современное состояние узловых вопросов теории проблемного обучения.
Она содержит конкретные педагогические приемы, методы и задания, а также алгоритм подготовки проблемного урока и ряд практических рекомендаций.
Эта методическая разработка — для каждого преподавателя, независимо от того, какую дисциплину и на каком курсе он преподает. Вообще-то в жизни так не бывает, чтобы один рецепт годился для всех. Но технология проблемного обучения действительно универсальна: открывать знания можно на любой дисциплине и на всех курсах профессиональной подготовки.
Проблемное обучение отвечает требованиям времени:
обучать - исследуя, исследовать - обучая.
Проблемное обучение относится к активным технологиям обучения. В его основе лежит решение какой-либо проблемы, задачи. В широком смысле проблема – это сложный теоретический и практический вопрос, требующий изучения и разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
Проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, в ходе которого студенты усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности. Преимущества проблемного обучения – это, прежде всего, большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности студентов; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, нестандартность мышления. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности, также здесь срабатывает известный в психологии «эффект неоконченного действия», открытый Б.В.Зейгарник. Его суть в том, что действия, которые были начаты, но не закончены, запоминаются лучше. Иначе говоря, проблемное обучение связано с исследованием и потому предполагает растянутое во времени решение задачи. Студент попадает в ситуацию подобно деятелю, решающему творческую задачу или проблему. Он постоянно думает над ней и не выходит из этого состояния, пока ее не решит. Именно за счет этой незавершенности и формируются прочные знания и умения.
Проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях.
Распространенные объяснительно-репродуктивные технологии не в состоянии обеспечить развитие и саморазвитие учащихся. Они могут дать приращение знаний, умений, навыков, но не приращение развития. Чтобы обеспечить развитие, необходимо ввести учебный процесс "в зону ближайшего развития" (Л.Выготский, Л.Занков). Этим и обладает проблемное обучение. Оно предполагает наличие особого, внутренне -противоречивого, проблемного содержания; но, чтобы обучение приобрело проблемный характер, этого недостаточно.
Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К.Селевко, 1998).
Проблемы с объективной необходимостью должны возникнуть в сознании обучающихся через проблемную ситуацию.
Проблемная технология предполагает раскрытие того способа, который приведет к проблемному знанию. Следовательно, студент должен уходить с урока с проблемой.
Обратим лишь внимание на то, что логическая структура проблемного урока имеет не линейный характер (одно-, двух-, трехлинейный), а более сложный - спиралеобразный, "криволинейный" вид. Логика учебного процесса здесь проявляется очень зримо. Если в начале урока, предположим, поставлена проблема, а последующий ход урока будет направлен на разрешение проблемы, то преподавателю и студентам периодически придется возвращаться к началу урока, к тому, как была поставлена проблема.
Суть проблемного обучения состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед студентами проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.
Главные психолого-педагогические цели проблемного обучения:
ü развитие мышления и способностей студентов, развития творческих и профессиональных умений;
ü усвоение студентами знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате чего эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
ü воспитание активной творческой личности студента, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Первым – важным этапом проблемного обучения является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для обучающихся. Ее введением и осознанием завершается первый этап.
На втором этапе разрешения проблемы («закрытом») студент перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для ответа, и активно включается в добывание недостающей информации.
Третий этап («открытый») направлен на приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний. Этот этап завершается пониманием, как можно решить проблему.
Далее следуют этапы решения проблемы, верификации (проверки) полученных результатов, сопоставления с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.
Условия успешного проблемного обучения:
§ обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;
§ обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);
§ значимость информации, получаемой при решении проблемы;
§ необходимость диалогического доброжелательного общения преподавателя и студента, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным студентом.
Формы проблемного обучения: проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара; проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, а студенты лишь мысленно включаются в процесс поиска решения; частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента на лабораторных работах; в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Вопросы преподавателя должны вызвать интеллектуальные затруднения студентов и целенаправленный мыслительный поток; самостоятельная исследовательская деятельность, когда обучающиеся самостоятельно формируют проблему и решают ее с последующим контролем преподавателя.
Принцип проблемности содержания обучения может быть реализован в форме учебных деловых игр.
Известный польский ученый В.Оконь в своей книге «Основы проблемного обучения» пишет, что чем больше ученики стремятся в ходе своей работы попасть на тот путь, по которому идет исследователь, тем лучше достигаемые результаты. Отечественные психологи Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, З.И.Калмыкова и другие разработали психологические основы так называемого проблемного обучения в его разных модификациях. Суть его заключается в следующем. Перед студентами ставится проблема, познавательная задача, и студенты (при непосредственном участии преподавателя или самостоятельно) исследуют пути и способы ее решения. Они строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
Проблемное обучение включает несколько этапов:
1) осознание общей проблемной ситуации;
2) ее анализ, формулировка конкретной проблемы;
3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их);
4) проверка правильности решения проблемы.
Этот процесс развертывается по аналогии с тремя фазами мыслительного акта, который возникает в проблемной ситуации и включает осознание проблемы, ее решение и конечное умозаключение. «Мышление, – отмечает А.В.Брушлинский, – берет свое начало в проблемной ситуации, которая означает, что в ходе своей деятельности человек начинает испытывать какие-то непонятные трудности, препятствующие успешному продвижению вперед... Так возникшая проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу».
Поэтому проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности обучающихся, реализуемой в рассуждении, размышлении. Это эвристический, исследовательский тип обучения с большим развивающим потенциалом.
Проблемная ситуация – это интеллектуально-психологическое затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию. Другими словами, это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Следовательно, суть активизации учения школьника посредством проблемного обучения заключается в активизации его мышления путем создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделировании умственных процессов, адекватных подлинному творчеству. При этом вырабатываются навыки поискового, исследовательского подхода к решению теоретических или практических проблем.
Структуру проблемного обучения можно схематически представить как систему проблемных ситуаций, каждая из которых включает в себя соответствующую задачу (или вопрос), систему средств обучения и деятельность по преобразованию условий задачи и получению искомых результатов.
Этапы проблемного урока:
1) Подготовительный.
Учащиеся получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составлением вопросов, презентаций.
Преподаватель занимается составлением вопросов, кроссвордов, викторин, изготовлением необходимо дидактического материала и т. д.
2) Собственно урок, в котором
выделяется три основных этапа урока.
Первый этап. Ставятся проблемы, выясняется
степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока.
Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные,
развивающие и воспитательные задачи. Качество выполнения учащимися
предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении
урока преподаватель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока,
уровень их подготовленности, их возрастные и психологические особенности.
Второй
этап. Сообщение нового материала,
формирование знаний учащихся в различных "нестандартных" формах организации
их мыслительной активности.
Третий
этап. Он посвящен формированию
умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а
"растворяется" в каждом из предшествующих этапов.
3) Анализ.
При анализе данных уроков целесообразно оценить как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения – эмоциональный тонус урока не только при общении преподавателя с учащимися, но и учащихся между собой.
Очевидно, что рассмотренные частности – это только ориентиры, наметки для педагогического творчества. Но они устанавливают некоторые "точки опоры".
Виды проблемных ситуаций. Существует несколько видов проблемных ситуаций:
· ситуации неожиданности создаются, когда учащиеся знакомятся с материалом, вызывающим удивление, поражающим своей необычностью;
· ситуации неопределенности возникают, когда учащимся предлагаются задания с данными, не достаточными или избыточными для получения однозначного ответа;
· ситуации конфликта возникает при наличии противоречий. Причем противоречия могут быть разных типов: между практически достигнутым результатом или известным фактом и недостаточности знаний для его теоретического обоснования; между жизненным опытом учащихся, их бытовыми понятиями и представлениями и научными знаниями;
· ситуации опровержения создаются, когда учащимся предлагается доказать несостоятельность какого-либо предположения, идеи, вывода на основе всестороннего анализа;
· ситуации предположения создаются, когда требуется доказать справедливость какого-то предположения или предполагает существование какого-либо явления или закона, расходящегося с полученными ранее знаниями.
Пути создания проблемных ситуаций, постановка проблемных задач и вопросов на уроках биологии.
1 прием. Подвести студентов к противоречию и предлагается им самим найти способ его решение.
Например: при изучении вопроса «Биосинтез белка» возникает проблемная ситуация – противоречие: Информация о структуре белка кодируется генами молекулы ДНК ядра клетки. Синтез белка осуществляется на рибосомах, которые находятся в цитоплазме. Каким образом информация передается на рибосомы и осуществляется сборка белковой молекулы?
У студентов возникают различные мнения по этому поводу. Для решения этого противоречия ребята стремятся найти доказательства своей точки зрения. И вместо того, чтобы показаться сложными, вопросы о транскрипции и трансляции, которые ребята изучают на уроке, кажутся интересными. Таким образом, на уроке идет процесс коллективного исследования. Предполагается критическое сопоставление позиций. Дети получают удовольствие от того, что являются на уроке полноценными участниками различных форм работы.
2 прием. Сталкивать противоречия в практической деятельности.
Например: Рассмотрите строение клеток растений и животных (можно и бактерии) под микроскопом и объясните, различия в их строении?
Студенты, выполняя практическую работу «Сравнение строения клеток», наблюдают строение растительной и животной (бактериальной) клеток, и получают результат, что их строение различно. Они понимают, для того чтобы дать полный, развернутый и правильный ответ одного наблюдения недостаточно и необходимо дополнить свои практические действия и наблюдения теоретической информацией. Эту работу обычно делаю групповой. Ведь лучшая истина рождается в обсуждении.
Этот прием позволяет создавать не только проблемную ситуацию и предложить студентам способы ее решения. Он позволяет создавать условия для формирования знаний, умений и навыков развития коммуникативных способностей студентов.
Можно задать задание на дом: На что должны обратить свое внимание ученые, принимая решение: где организовывать заповедник для охраны редких растений и животных. Рассмотрите данный вопрос с различных позиций: климатолога, биолога, географа, эколога и т. д.
Студенты готовятся к деловой игре «Охрана биосферы», которая состоится через занятие: студенты по желанию выбирают роли специалистов, изучают дополнительную литературу и материал учебника, используют различные источники информации. Подобные действия развивают любознательность, трудолюбие.
3 прием. Побуждать студентов делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты. Можно применять на лабораторно-практических занятиях. Этот прием способствует развитию общеучебных умений и навыков, логического мышления у студентов.
4 прием. Ставить конкретные вопросы, направленные на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения. Таких вопросов возникает у любого преподавателя множество.
Очевидно, что без репродуктивных вопросов в обучении не обойтись, так как они позволяют контролировать степень понимания и усвоения студентами информации, фактического материала. Известно, что "пустая голова не рассуждает" (П.П.Блонский). Однако нельзя обходиться только репродуктивными вопросами, можно их переформулировать, превратив их в проблемные.
Репродуктивный вопрос |
Проблемный вопрос |
Какие неорганические вещества входят в состав клетки? |
Вода и минеральные соли – это неорганические вещества клетки? |
Каковы строение и функции митохондрий и хлоропластов? |
В чем заключаются различия между митохондриями и хлоропластами? |
Эти вопросы уже являются проблемными. Их основная особенность состоит в том, что они вызывают у студента состояние осознаваемого им противоречия между знанием и незнанием, выходом из которого может стать только поиск ответа на вопрос.
5 прием. Ставить проблемные задачи с недостаточными избыточными или заведомо ошибочными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с ограниченным временем решения (например, различные генетические задачи).
Помимо приемов существуют способы создания проблемных ситуаций, которые используются в практике.
1 способ - Демонстрация или сообщение некоторых фактов, которые не известны студентам и требуют для объяснения дополнительной информации, побуждают к поиску новых знаний.
Ответы оцениваются на следующем уроке при проверке знаний. При этом учитывается правильность ответа, логика размышления, количество и качество используемой литературы при подготовке.
Подобные задания создают условие для развития у учащихся умения познавать окружающий мир и самих себя, способности использовать умения и навыки в реальной жизненной практике.
2 способ – Использование противоречия между изучаемыми фактами и имеющимися знаниями, на основе которых учащиеся высказывают неправильные суждения.
Например, при изучении темы: «Закономерности изменчивости» (после темы: «Закономерности наследственности»).
Ребята, существуют ли в природе тигры с окраской зайца, а зайцы с окраской тигра? Если да, то, как объяснить такое явление. Студенты сразу дают отрицательный ответ, но увидев своими глазами тигра альбиноса и кролика с полосатой окраской, задаются вопросом: как все это можно объяснить? Этот вопрос я ставлю в начале урока. А он в свою очередь создает проблемную ситуацию:
1. Ребята выдвигают гипотезы по поводу увиденного факта.
2. Предлагают пути решения проблемы.
3. Проводят теоретическое исследование (используют при этом различные источники информации: учебник, дополнительную литературу, интернет и т. д.)
4. Делают выводы, объясняют явление, находят и обсуждают подобные примеры явления изменчивости.
Задача способствовала активизации мышления учащихся, формированию умения увидеть проблему, сформулировать, выдвинуть гипотезу о её возникновении, предложить и апробировать разные способы решения этой проблемы.
Через актуальное, личностно-значимое содержание она вызывает эмоциональный отклик.
Данная задача – это демонстрация частично-поискового метода, так как вызывает поисковую деятельность и приводит к активному усвоению новых знаний.
3 способ – Объяснение фактов на основе известной теории.
Например, при изучении темы «Антропогенез» подтемы «Этапы эволюции человека».
Обезьяны и человек относятся к одному отряду Приматы классу Млекопитающие типу Хордовые. Известно, что предком человека был дриопитек, древесная обезьяна. Почему сейчас от человекообразных обезьян не происходят люди?
При этом вопросе студенты встают в тупик, тогда демонстрируется схема «Эволюция человека» и у них возникают различные гипотезы, объясняющие данный факт. Далее они ищут доказательства и решение поставленной перед ними задачи.
4 способ – Построение гипотезы на основе известной теории, а затем ее проверка.
Например: Решение генетических задач по законам Г. Менделя.
Моногибридное скрещивание. В медико-генетическую консультацию обратилась молодая женщина с вопросом: как будут выглядеть уши ее будущих детей, если у нее прижатые уши, а уши ее мужа несколько оттопыренные. Известно, что, ген, ответственный за степень прижатости ушей – рецессивный.
Генетика пола. Женщина невероятно взволнована случайно полученной от «доброжелателей» информацией о тайне семьи своего мужа. Оказалось, что ее муж, и его братья, и их отец – все они в раннем детстве прошли через хирургическое отделение ЦРБ родного города, где каждому из них была сделана однотипная операция по ликвидации перепончатости (перепонки между указательным и средним пальцем рук). И хотя все эти мужчины неизменно успешно избавлялись от данного врожденного дефекта и пытались воодушевленно убедить женщину, насколько это безболезненно и легко устранимо, женщина обратилась за советом к медикам. Как будут выглядеть дети от одного из представителей этого, по меньшей мере, странного «перепончатого» семейства: мальчики?, девочки?
Подобные задачи, во-первых, закрепляют теоретические знания, во-вторых, развивают логическое мышление и повышают интерес студентов к предмету биологии.
5 способ – Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и конечная цель.
Такие задачи чаще задаются студентам на дом (по желанию), т.к. для ответа требуется дополнительная информация и анализ уже имеющихся знаний. Но что интересно, выполняют данные задания не только сильные ученики, а чаще те, кого сильными не назовешь и выполняют его прекрасно.
Таким образом, подобная деятельность способствует повышению адаптивных возможностей ребят за счет формирования гибкого нешаблонного мышления и объективной самооценки.
6 способ – Нахождение самостоятельного решения при заданных условиях.
Это уже творческая задача, для решения которой, зачастую недостаточно урока, необходимо использование дополнительной литературы, справочников.
Например, при изучении темы «Микроэволюция».
За сутки одна божья коровка уничтожает до 100 тлей. Ее самка за летний период откладывает до 1000 яиц, а каждая личинка до окукливания (40 суток) может уничтожить до 1000 тлей или 3000 их личинок. Рассчитайте, сколько тлей может уничтожить пара жуков и их поколение за летний период (90 дней). На основе полученных данных сделайте вывод о значении божьих коровок в регуляции численности тлей.
Через решение данной задачи усиливается роль самостоятельного образования, инициативность. Самостоятельный поиск решения проблемной ситуации развивает чувство ответственности, повышает самомотивацию, волю учащихся.
Подобные задания позволяют интегрировать материал с другими дисциплинами: математикой, химией, географией и т. п.
Эти задания показывают связь между дисциплинами, как бы говоря студентам о том, что их образование – это не отдельные островки различных наук в океане мировоззрения, а о том, что все науки это единый архипелаг островов, связанных между собой мощными историческими «сухопутными мостами», неразрывно взаимодействующих между собой.
Через создаваемую на уроке проблемную ситуацию, студент, как открытая система находится в постоянном и непрерывном энергоинформационном процессе обмена с окружающим миром. Он от интуитивного познания (первоначальный анализ проблемы), постепенно переходит ко второму, творческому этапу и выступает как человек-творец, который совершает открытия и может сделать определенные выводы. Таким образом, происходит развитие сознания учащегося – его личный рост.
Результативность применения проблемного обучения
Использование проблемного подхода в обучении биологии, позволяет мне достигать определенных результатов:
v проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой студенту очень сложно учиться, тем более с интересом; у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предмета, познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к биологии;
v возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся: умения мыслить логично, научно, творчески, сформированы у большинства учащихся навыки поисковой и исследовательской деятельности, умений применять знания в нестандартной ситуации на занятии и в жизни;
v коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда, через воздействие на эмоциональную сферу; у большинства студентов сформировалась уверенность в своих силах, взаимоуважение, умение слушать мнение других, взаимовыручка, чувство удовлетворенности от напряженной умственной работы, которая заканчивается удачным решением;
v проблемное обучение является одним из условий сознательного усвоения учащимися биологии. Самостоятельный поиск путей решения проблемы, проблемные вопросы и задачи, побуждают учащихся к самостоятельной деятельности, развивает, обеспечивает прочные знания;
v проблемное обучение способствует эмоциональному восприятию учебного материала, что создает благоприятную обстановку на уроке, хороший психологический климат. Это развивает творческие способности учащихся, создает ситуацию взаимодействия студентов и преподавателя, ситуацию сотрудничества.
Достоинства проблемного обучения очевидны. Это в первую очередь большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности студентов; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, осторожность и решительность и т.п. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности.
Проблемное обучение имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным, так как: 1) учит мыслить логично, научно, диалектически, творчески; 2) делает учебный материал более доказательным, способствуя тем самым превращению знаний в убеждения; 3) как правило, более эмоционально вызывает глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувство радостного удовлетворения, чувство уверенности в своих возможностях и силах, поэтому увлекает обучающихся, формирует серьезный интерес студентов к научному знанию; 4) установлено, что самостоятельно «открытые» истины, закономерности не так легко забываются, а в случае забывания самостоятельно добытые знания быстрее можно восстановить.
К недостаткам проблемного обучения можно отнести то, что оно всегда вызывает затруднение у студента в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. Кроме того, как и при программированном обучении, разработка технологии проблемного обучения требует от преподавателя большого педагогического мастерства и много времени.
Несмотря на преимущества и большую роль проблемного обучения в повышении эффективности уроков и всего учебного процесса, его нельзя признать универсальным и единственным способом активизации познавательной деятельности учащихся. Не на всех уроках биологии можно применять проблемное обучение, не во всех случаях оно оказывается наиболее рациональным и эффективным.
Ведь лишь часть знаний может быть усвоена проблемно. Приходится считаться с содержанием учебного материала, временем и другими факторами учебного процесса. Следовательно, проблемное обучение целесообразно применять по возможности, но в оптимальном соотношении с другими способами активизации познавательной деятельности.
1. Проблемное обучение – перспективная педагогическая технология, режим доступа: http://www.den-za-dnem.ru/school.php?item=231
2. Проблемное обучение, режим доступа: https://didaktica.ru/osnovnye-napravleniya-sovremennogo-obucheniya/176-problemnoe-obuchenie.html
3. Проблемно-диалоговое обучение, режим доступа: http://pdo-mel.ru/chto-pochitat/kniga/1-ya-kniga/o-chem-i-dlya-kogo-napisana-eta-kniga
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К.Селевко. - М.: Народное образование, 1998.
5. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М.И.Махмутов. - М.: Педагогика, 1975.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.