Методическая разработка
профориентационного мероприятия для обучающихся 9-11 классов
«Проба реальных профессий» или «Требуются профессионалы»
Номинация: «Время выбирать»
Автор: Киркина М. Е.,
педагог дополнительного образования
г. Норильск, 2021
Пояснительная записка
Профориентационное мероприятие «Проба реальных профессий» или «Требуются профессионалы» разработано для школьников 9-11 классов с целью знакомства обучающихся с навыками мышления о будущем на примере материалов Атласа новых профессий.
Ребятам в интерактивной форме предлагается понятный алгоритм работы с собственным будущим, который не только готовит их к будущей профессиональной деятельности и осознанному выбору профессии, но и к осознанному выбору личного жизненного пути в целом.
Форма: профессиональные пробы в форме решения кейсов на основе реальных задач работодателя.
Количество участников: 20 человек.
Методическое обеспечение:
- Атлас новых профессий (скачивание доступно по ссылке: https://atlas100.ru/catalog/);
- презентация «Надпрофессиональные навыки» (скачивание доступно по ссылке: https://atlas100.ru/loto/loto_presentation.pdf);
- кейс-задания (см. в Приложении 1).
Техническое обеспечение: мультимедийная установка, компьютер, экран.
Продолжительность: от 1 до 1,5 часов.
Ход мероприятия
1. Вводная часть
- Здравствуйте, ребята!
Приглашаем переместиться в будущее – лет так на 10-15 вперед. Конечно, в идеале нам потребуется машина времени, но пока ученые над ней работают, воспользуемся Атласом новых профессий.
Демонстрация проморолика об Атласе новых профессий (ссылка для скачивания: https://www.youtube.com/watch?v=2wPTtElzVT8)
- «Атлас новых профессий» — это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он не только рассказывает, какие профессии будут востребованы в ближайшем будущем, но и какие навыки потребуются специалистам для успешного построения карьеры.
Короткий рассказ-презентация «Надпрофессиональные навыки».
2. Основная часть.
- Каждое десятилетие появляется множество новых профессий и исчезает старых. Есть профессии, которые уже не существует. Можете ли вы их назвать?
Ученики называют исчезнувшие профессии (например, кучер, бондарь и так далее).
- А есть профессии, которые только появятся. Давайте разобьёмся на 4 группы по 5 человек. Каждая группа получит названия профессий будущего. Ваша задача – определить, чем занимаются представители данных профессий и в какой сфере они работают.
(Ученикам предлагаются карточки с названиями профессий из Атласа и даётся 3 минуты на обсуждение ответа. Ребята кратко дают ответы: 1 минута на команду).
- Итак, профессии, которые вы сейчас обсудили, это примеры «специальностей будущего», которые представлены в Атласе новых профессий.
На экране вы видите список отраслей, которые выделили авторы Атласа.
Для дальнейшей работы с вами мы выберем 4 отрасли: медицина, IT-сектор, медиа и развлечения, строительство.
А сейчас мы попробуем «примерить» на себя профессии будущего и решить кейс-задания.
Каждая группа вытягивает случайную область из четырех предложенных. Таким образом, у каждой группы своя сфера деятельности и кейс. Кейсы смотрите в Приложении 1.
Для решения кейсов учащимся выдаётся вспомогательный материал: описание образа будущего выбранной отрасли, перечень надпрофессиональных навыков и профессий будущего в соответствии с отраслью.
На решение кейсов группе даётся 30 минут.
После решения кейсов, ребята презентуют готовые работы.
На презентацию каждой команды - 2-3 минуты.
3. Итоги мероприятия. Рефлексия.
- Наше мероприятие подходит к концу. Предлагаю ответить на вопросы.
Что нового вы сегодня узнали?
Пригодится ли вам это в будущем?
Возможно ли реализация кейсов, которые вы решали, в реальном времени?
Если нет, то почему?
Задание на перспективу: познакомиться поближе с Атласом новых профессий и представить себя в образе одного из «специалистов будущего», учитывая свои склонности и возможности. Придумать свой план достижения цели – как и что нужно делать, чтобы стать выбранным специалистом.
Приложение 1.
Кейс – задания для команд по отраслям.
МЕДИЦИНА
Выполните одно из заданий на выбор. Выполнение задания предполагает разработку «бумажного» проекта.
Для справки: «Бумажный» проект – это проекты неосуществимые в реальности из-за своей технической сложности, стоимости или масштабности.
Задание 1. Компания по изготовлению медицинского оборудования «Medical Technologies» планирует запустить линейку оборудования нового поколения для хирургических клиник. К разработке привлечены известные учёные из разных областей науки. Также в разработке предлагается принять участие талантливым студентам, поэтому заказ-задание размещено на онлайн-площадке СтартапStudent.
Попробуйте кейс ниже.
Придумайте нейрошлем, который помогал бы хирургу управлять роботом силой мысли.
Задание 2. Агентство по здоровой жизни «Stellar Health» специализируется на работе со звездами. Среди их клиентов звезды кино, эстрады и другие известные деятели. Не секрет, что медийные люди очень трепетно относятся к своему внешнему виду, здоровью. Особенно их волнует вопрос продления молодости.
Попробуйте решить кейс ниже.
Удаленно разработайте диету и комплекс профилактических мер для стареющей звезды с учетом её генетики. Звезду и сферу её деятельности выберите самостоятельно.
В выбранном кейсе определите, сколько и каких специалистов нужно, чтобы выполнить задачу? (воспользуйтесь Атласом новых профессий). Какие надпрофессиональные навыки потребуются специалистам?
МЕДИА И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Выполните одно из заданий на выбор. Выполнение задания предполагает разработку «бумажного» проекта.
Для справки: «Бумажный» проект – это проекты неосуществимые в реальности из-за своей технической сложности, стоимости или масштабности.
Задание 1. Создайте контекстно-зависимую (то есть использующую информацию о состоянии игрока, чтобы формировать ход игры) ARG-игру про тайный орден магов в Санкт-Петербурге.
Для справки:
ARG-игра - Alternate Reality Games (игры в альтернативной реальности; иногда: игры, изменяющие реальность) интерактивное повествование с игровыми элементами, использующее в качестве платформы реальный мир.
Задание 2. Придумайте линейку гаджетов, которые будут дополнять интерактивный сериал по вселенной Star Trek.
В выбранном кейсе определите, сколько и каких специалистов нужно, чтобы выполнить задачу? (воспользуйтесь Атласом новых профессий). Какие надпрофессиональные навыки потребуются специалистам?
СТРОИТЕЛЬСТВО
Выполнение задания предполагает разработку «бумажного» проекта.
Для справки: «Бумажный» проект – это проекты неосуществимые в реальности из-за своей технической сложности, стоимости или масштабности.
Задание. Рост численности населения существенно ускорился. Это имеет следующие последствия: увеличение потребления ресурсов, соответственно, увеличение отходов в результате потребления. Нехватка места для проживания спровоцировала появление идеи осваивать пустыни под строительство новых жилых комплексов.
Попробуйте решить кейс ниже.
Спроектируйте жилой комплекс в пустыне так, чтобы он был максимально экологичным. В качестве исходного материала для печати надо использовать песок.
В выбранном кейсе определите, сколько и каких специалистов нужно, чтобы выполнить задачу? (воспользуйтесь Атласом новых профессий). Какие надпрофессиональные навыки потребуются специалистам?
IT – СЕКТОР
Выполните одно из заданий на выбор. Выполнение задания предполагает разработку «бумажного» проекта.
Для справки: «Бумажный» проект – это проекты неосуществимые в реальности из-за своей технической сложности, стоимости или масштабности.
Задание 1. Для выставки в музее космонавтики нужно разработать и установить интерфейсы дополненной реальности.
Для справки: Интерфейс — это набор инструментов, позволяющих пользователю взаимодействовать с операционной системой компьютера, мобильного устройства или других видов техники.
Задание 2. Разработать виртуальный офис для распределённой команды сценаристов (т.е. команды, состоящей из людей, которые физически находятся в разных местах): VR-шлемы, интерфейс, дизайн виртуального пространства, который вдохновлял бы на творчество.
В выбранном кейсе определите, сколько и каких специалистов нужно, чтобы выполнить задачу? (воспользуйтесь Атласом новых профессий). Какие надпрофессиональные навыки потребуются специалистам?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Атлас новых профессий.
2. Методические рекомендации по работе с набором профориентационных игр «Мир профессий будущего».
3. Сборник профориентационных уроков «Разговоры о будущем».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.