Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области –
детский сад комбинированного вида «Лучик»
Методическая разработка
Психологический тренинг для родителей
«Семья – это мир, в котором нам уютно»
Педагог – психолог:
Швенк Екатерина Валерьевна
2020
Аннотация
В методической разработке описан личный опыт работы педагога – психолога по использованию тренингов для родителей. Данная разработка будет интересна педагогам – психологам, старшим воспитателям, руководителям ОУ.
Крепка бывает та семья,
Где нету места букве «Я»,
Где правит только слово «Мы»,
Где есть совместные мечты…
Семья - сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, малыш воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру (Э.Эриксон).
Психологический климат семьи можно определить как совокупность психологических установок, настроения, отношений между родителями и детьми. В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяются следующие: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.
Д.В. Винникотт выделяет две категории психологического климата: благоприятный и неблагоприятный. Благоприятный психологический климат в семье определяется следующими особенностями внутрисемейных отношений: взаимопонимание и устойчивость, сплочённость, положительное эмоциональное состояние, нравственные семейные ценности. Важное влияние на психологический климат семьи оказывает культура общения супругов между собой и с детьми, совместное семейно-бытовое самообслуживание семьи, создание семейной субкультуры. Стабилизация эмоциональных отношений зависит от равноправности её членов, индивидуальных потребностей, которые удовлетворяет брак и семейная жизнь в целом.
Неблагоприятный же психологический климат в семье определяется в том случае, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение. При этом дети отличаются конфликтностью и в других сферах общения — в детском саду и в школе, неформальных объединениях, а впоследствии и в трудовых коллективах.
Необходимо отметить, что одним из факторов формирования психологического климата семьи является характер. Устойчивость, стабильность черт характера дает нам возможность предположить, как человек будет вести себя в определенной ситуации, его реакции на житейские трудности и т.п.
Особенность детско-родительских отношений в семье состоит в том, что они отличаются особой эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителей, следовательно, формируют определенный психологический климат в семье. Важнейшими проявлениями родительского отношения являются нежность, забота, чувствительность к потребностям ребенка, надежность, обеспечение безопасности, предсказуемость, последовательность.
Характер семейной атмосферы определяется, прежде всего, тем, как члены семьи общаются друг с другом. Есть дружные семьи, в которых никто не остается в стороне, где нет тех, кто подавляет инициативу и активность других. Родители здесь уважают и поддерживают друг друга - не очерняют друг друга в глазах ребенка, не подрывают авторитет. Семья, таким образом, превращается в мир, в котором отражается вся жизнь и где все трудности преодолеваются с помощью всех членов семьи.
Воспитать счастливого, уверенного в себе ребенка — мечта всех родителей. Почему же отношения у них часто не складываются? Возможно, проблема в чрезмерной опеке, строгих требованиях, неумении слушать и слышать ребенка.
Новизна данной методической разработки обусловлена созданием системы практических тренингов для родителей направленных на взаимопонимание между родителями и детьми.
Цель данной публикации - показать использование тренинга на примере личного опыта нашего ДОУ.
Для достижения цели определены задачи:
- проанализировать состояние проблемы в научно-методической литературе;
- описать методическую разработку;
- сформулировать основные функции и принципы;
- раскрыть внедрение и реализации тренинга.
Формы и методы работы:
Тренинг разработан для родителей. Он состоит из игр и упражнений. Продолжительность встречи 45 минут.
Тренинги проводятся во второй половине дня. Предполагает работу с группой родителей детей дошкольного возраста. И проводятся в отдельном просторном помещении.
Тренинг для родителей
«Семья – это мир, в котором нам уютно»
Цель: Актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей.
Задачи:
1. Совершенствовать умение согласовывать свои действия с действиями своего ребенка;
2. Способствовать снижению эмоционального напряжения;
3. Овладение приемами взаимодействия с ребенком.
Психолог: Здравствуйте ! И Сегодня мы продолжаем наш тренинг. И начнем мы его с приветствия.
Приветствие «Давайте поздороваемся».
Цель: снятие мышечного напряжения у участников тренинга, переключение внимания.
Оборудование: стулья по количеству участников, мяч.
Инструкция участникам. Сядьте в круг. Передавая мяч соседу справа, назовите свое имя, а также поделитесь своими ожиданиями от этой встречи. Например, «Здравствуй, я — Ирина, искренняя. Я жду от встречи…».
Беседа «Семейные отношения — что это?»
Педагог-психолог: Как вы думаете, что для ребенка мир? В первую очередь — это его родной дом, семья. Что такое семья?.. Семья — это не просто сумма всех ее членов, а сложная система «невидимых» связей и взаимоотношений. Семья — это взаимозависимость одних членов от других: детей от родителей, родителей от бабушек и дедушек, других родственников и наоборот. Ни один человек не является в семье абсолютно автономным. Семья — это целостность. Изменение в поведении одного члена семьи ведет к изменению всей системы. Например, непослушание ребенка влияет на другие семейные проблемы. Поэтому семья обязательно рассматривается в контексте семейных отношений.
Мы предлагаем на выбор три определения понятия «семейные отношения». Какое из них вы считаете правильным и почему? Итак, семейные отношения — это:
1) характер взаимного общения взрослых и детей в семье;
2) эмоциональная окраска поведения каждого члена семьи;
3) психологический климат семьи, принятые в семье нормы поведения всех ее членов, т. е. определенный стиль взаимоотношений.
Тест «Ваш стиль воспитания»
Материал: бланки вопросов к тесту, ручки.
Педагог-психолог: Стиль семейного воспитания — это отношение родителей к ребенку, характер контроля, формы поощрения и наказания. Существуют следующие стили воспитания:
• демократический — родители, воспитывая ребенка, применяют минимум наказаний, способны идти на разумные уступки, уважают ребенка как личность;
• авторитарный — родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения, подавляют его волю, диктуют, как ему надо вести себя, не считаясь с его интересами и желаниями;
• либеральный, или попустительский — если родители используют этот стиль воспитания, ребенок испытывает дефицит внимания к себе, отсутствует контроль, который приводит к его противоречивым поступкам.
Каков стиль воспитания ребенка в вашей семье нам поможет определить тест.
Интерпретация результатов
Сосчитайте, какие ответы преобладают среди выбранных вами — А, Б, В или Г. Чем больше ответов одного из типов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.
А — авторитетный стиль. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.
Б — авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что из-за вашего постоянного контроля ребенку порой неуютно.
В — либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?
Г — индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!
Если среди ответов нет преобладающих, это говорит о противоречивом стиле воспитания, при котором отсутствуют четкие принципы, а поведение родителей зависит от сиюминутного настроения.
Упражнение «Хлопнет тот, у кого…»
Цель: актуализировать стиль взаимоотношений.
Хлопните те, у кого есть сын (кто никогда не наказывал своего ребенка; кто периодически наказывает своего ребенка; кто всегда выполняет обещания, данные ребенку; кто соблюдает семейные традиции и т. п.).
Упражнение «Ребенок в нас»
Оборудование: мяч.
Инструкция участникам. Встаньте в круг. Вам необходимо передать друг другу мяч со словами: «Мне кажется, в детстве ты был…». Тот, у кого оказался мяч, либо соглашается, либо отвергает высказанное предположение.
Вопросы для обсуждения:
• С чем из услышанного в свой адрес вы согласны? Почему?
• С чем из сказанного вы не согласны? Почему?
• Что бы вы хотели добавить к сказанному?
Педагог-психолог: Общение и отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно, и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.
Родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть, что она проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу.
Упражнение «Ассоциации»
Материал: листы бумаги, ручки.
Педагог-психолог: Наша цель — воспитать счастливого ребенка. Кто может воспитать счастливого ребенка?.. Кто такой счастливый ребенок?.. Кто такой эффективный родитель?.. На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.
Инструкция участникам. Разделитесь на две команды. Задание для первой команды — написать свои ассоциации к сочетанию «счастливый ребенок». Для второй — написать ассоциации к сочетанию «эффективный родитель». После завершения представитель команды озвучивает результаты работы. Другая команда может задать уточняющие вопросы или дополнить ответ.
Вывод педагога-психолога: Счастье — это когда тебя любят и понимают, и это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться. Самые важные учителя для детей — родители. Родительский дом — первая школа для ребенка. Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно, что познается на собственном опыте. Особенно их привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть. Запоминают они не все, а только то, что особенно поразило. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от действий и поступков, которые не могут служить для них хорошим примером.
Упражнение «Недетские запреты»
Материалы и оборудование: ленточки, стул.
Педагог-психолог: Часто родители, делая замечания ребенку в опасных для его жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо. В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его поступать наоборот. Например, что сделает ребенок в ответ на слова: «Не суй вилку в розетку»?..
Инструкция участникам. Выберите ведущего. Ведущий выступает в роли ребенка и садится на стул в центре круга. Задача остальных участников — подходить по одному к «ребенку» и говорить, что ему запрещено делать. То, что вы часто запрещаете своим детям. При этом лентой вы завязываете ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» — завязываете рот. «Не бегай» — завязываете ноги и т. д. Начали игру.
А теперь пусть наш «ребенок» попытается встать… Получилось? Сделать это практически невозможно, если его не развязать. Поэтому сейчас каждый участник подходит к «ребенку», и развязывает ленту, которую завязал, и снимает запрет — говорит, что делать можно. Например: «Не кричи — говори спокойно».
Вопросы участнику-«ребенку»:
• Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
• Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
• Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
• Что хотелось развязать в первую очередь?
• Что вы чувствуете сейчас?
Вопросы остальным участникам:
• Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
• Что вам хотелось сделать?
• Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
• Какие чувства вы испытываете сейчас?
Упражнение «Маленькая птичка»
Цели: развить чувства эмпатии, дать участникам возможность расслабиться.
Материал: перышко.
Музыкальное сопровождение: музыка для релаксации.
Инструкция участникам. Положите руки на колени, соединив ладони вместе. Закройте глаза. Представьте, что вы держите маленького пушистого птенчика. Он такой крохотный, что легко помещается в ваших ладонях… Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движения, чтобы не разбудить его. Если кому-то хочется погладить своего птенчика, сделайте это осторожно, легким движением… мысленно успокойте его. Возможно, он испугался чего-то… Скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится ровным, спокойным, медленным. Он в безопасности… Улыбнитесь ему еще раз и тихонько положите на теплое одеяльце… Теперь можете открыть глаза.
Вопросы для обсуждения:
• Вам понравилось заботится о птенце? Как Вы считаете, ему комфортно было в ваших руках? Что он чувствовал? Хотели бы вы еще раз его приласкать? Этот птенчик – это ваш ребенок, которому с вами тепло и уютно. Так давайте чаще повторять это чувство заботы и опеки – тепла и любви.
Беседа «Основные законы воспитания»
Материал: памятка для каждого участника (см. памятку «Основные законы воспитания»).
Педагог-психолог: Подводя итог нашей встречи, я хочу предложить несколько советов, выполнение которых поможет вам эффективно взаимодействовать с детьми и сделает взаимоотношения в семье спокойными и теплыми.
Инструкция участникам. Сейчас каждый из вас получит памятку. По очереди зачитываем каждый пункт и обсуждаем его.
Обсуждения.
Психолог: Закончить нашу встречу, я бы хотела прекрасными стихами:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Рефлексия. Обмен идеями, мыслями и чувствами по данной теме. Подведение итогов работы в рамках практикума.
Спасибо за внимание до новых встреч.
Выводы.
Таким образом, Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает заново открывать для себя радость общения с ребенком. Многие в результате участия в игровых тренингах открывали такие, например, истины, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; нельзя, сеять в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку и любовь.
Список используемой литературы:
1. Кардаш Л. И. Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество // Мо-лодой ученый. — 2014. — №18. — С. 575-577
2. - Т. Н Доронова – активные формы работы с родителями.
3. - А. В. Козлова – “Работа ДОУ с семьей”. Москва 2008.
4. Ботнарь,В. Д. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путём приобщения к их зтнической культуре [Текст]/В. Д. Ботнарь, Э. К. Суслова. – М. ,1993
5. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.