[февраль, 2020г.]
ОГАПОУ «Белгородский правоохранительный колледж имени Героя России В.В. Бурцева» Преподаватель информатики Шеметова Л.В. |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Методические указания 5
Ход работы 7
Заключение 17
Список литературы 18
ВВЕДЕНИЕ
В предлагаемой методической разработке приведены материалы к выполнению практической работы со справочно - поисковой системой Консультант Плюс и представлены задания, которые необходимо выполнить, чтобы освоить инструменты работы в данной системе. Данная практическая работа проводится в ходе изучения темы «Информационные системы».
При выполнении самой практической работы используется справочно - правовая система Консультант Плюс, в которой в зависимости от предварительной информации об искомом законодательном документе можно осуществить его быстрый поиск. Информационная система «Консультант Плюс» - это справочно - правовая система, которая содержит правовой массив документов (законы, указы и др.).
Общероссийская Сеть Консультант Плюс - крупнейшая сервисная сеть, работающая на российском рынке информационно - правовых услуг. Сегодня трудно назвать категорию организаций, в которых бы не использовались системы Консультант Плюс. С ней работают в министерствах и ведомствах, в налоговых инспекциях, в вузах и банках, на предприятиях всех форм собственности и направлений деятельности по всей России.
Обычно в образовательной организации имеется только один-два компьютера на которые установлены экземпляры системы Консультант Плюс, что делает еѐ недоступной для многочисленной работы учащихся одновременно, поэтому, в рамках образовательного учреждения, используем некоммерческую интернет - версию системы, реализованную на официальном сайте компании «КонсультантПлюс» (http://www.consultant.ru/).
При выполнении практической работы обучающиеся осваивают технологии работы информационными ресурсами общества, знакомятся с аспектами применения средств и методов информатики в конкретной предметной области. Данную работу можно провести как во время урока, так и во внеурочное время.
Выполнение учащимися данной работы направлено на достижение конкретных результатов:
метапредметных:
- умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.);
- умение выбирать и использовать средства ИКТ, для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;
- приобретение навыков самостоятельного создания способов решения проблем поискового характера.
личностных:
- владение навыками соотнесения получаемой человеком информации с принятыми в обществе морально-этическими нормами, т. е. с моделями оценки и поведения;
предметных:
в сфере трудовой деятельности:
- умение реализовывать алгоритмы решения аналитических задач с использованием персональных компьютеров и типовых пакетов прикладных программ;
в сфере познавательной деятельности:
освоение основных понятий и методов информатики;
- умение выделять информационные системы и модели в естественнонаучной, социальной и технической областях;
- умение планировать действия, необходимые для достижения заданной цели (связанной с преобразованием информации), при помощи фиксированного набора средств, способность реализовывать эти действия с использованием средств автоматизации, оценивать результаты работы.
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
- приобретение навыков информационной деятельности, осуществляемой в соответствии с правами и ответственностью гражданина;
- осознание проблем, возникающих при развитии информационной цивилизации, и возможных путей их разрешения;
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
- осознание того, что информация есть стратегический ресурс государства;
- приобретение опыта анализа правовых документов, посвященных защите информационных интересов личности и общества;
в сфере трудовой деятельности:
- умение строить алгоритмы решения аналитических задач и реализовывать их с использованием персональных компьютеров и типовых пакетов прикладных программ.
МЕТОДТЧЕСКТЕ УКАЗАНИЯ
При изучении темы «Информационные системы» обучающиеся опираются на знания таких понятий, как: система, информационная система, автоматизированная информационная система, информационный запрос.
В настоящее время процесс накопления информации о различных предметных областях происходит стремительно. Точно также развиваются методы и средства хранения, передачи и обработки информации. Незаменимым помощником человека в мире с быстро растущим объемом информации является компьютер с соответствующим программным и информационным обеспечением, таким, в частности, как информационные системы (ИС).
Система – это совокупность объектов и отношений между ними, образующая единое целое.
Информационная система – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих еѐ обработку информационных технологий и технических средств [1].
Информационная система – это система, построенная на базе компьютерной техники, предназначенная для хранения, поиска, обработки и передачи значительных объемов информации, имеющая определенную практическую сферу применения [4].
Информационные системы – это сложные комплексы технических (аппаратных) и программных средств, технологии и персонала, функции которых заключаются в сборе, обработке, хранении, поиске и выдаче пользователям информации о некоторой предметной области [3].
Понятие ИС не всегда связано с компьютером. Например, приходя в библиотеку и работая там с обычной неэлектронной, картотекой, используется ИС «библиографический указатель». Можно привести примеры других ИС: компьютерные архивы информации, электронные каталоги, базы данных (юридические, библиотечные, здравоохранения, налоговые, социальные, кадровые), поисковые системы в компьютерных сетях. Благодаря появлению компьютеров стало возможным создание, ведение и использование автоматизированных ИС при решении познавательных и практических задач.
Обращение пользователей к автоматизированным ИС осуществляется в виде информационных запросов.
Информационный зарос – это формализованное сообщение, поступающее на вход системы и содержащее условие поиска данных, а также указание о том, что необходимо проделать с найденными данными. Наиболее известные автоматизированные ИС – это бронирование и продажа авиа и железнодорожных билетов.
Свои информационные потребности можно реализовать с помощью информационных систем, являющихся справочными или интегрированными в какие-либо интернет - службы. В качестве справочной приведем систему, реализованную на официальном сайте компании «КонсультантПлюс» (http://www.consultant.ru/), где можно круглосуточно в свободном доступе
получить необходимую информацию об основных документах федерального и регионального законодательства (нормативные и иные правовые акты РФ общего характера, регулирующие наиболее значимые общественные отношения по всем отраслям хозяйственной деятельности).
Задание 1. Используя Карточку поиска найти федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» (№ 273 от 29.12.2012).
Задание 2. Используя Правовой навигатор, найти информацию «Об учреждении, реорганизации и ликвидации акционерного общества» и сохранить в личной папке.
Задание 3. Используя в пиктографическом меню, кнопку Кодексы найдите следующие виды обязательств: договор купли-продажи; договор поставки товаров.
Задания для самостоятельной работы
Используя поисковые инструменты в системе КонсультантПлюс, найдите информацию:
- о рассмотрении трудовых споров;
- основания возникновения трудовых соглашений;
- прекращение трудового договора;
- труд работников в возрасте до восемнадцати лет.
Ход работы
1. Загружаем страницу сайта компании «КонсультантПлюс» (http://www.consultant.ru/).
2.
![]() |
Рис.1. Главная страница сайта
Некоммерческая интернет - версия системы КонсультантПлюс – это возможность поработать с сокращенной версией коммерческой системы КонсультантПлюс в онлайн. Нажимаем кнопку «Начать работу».
3. Появляется стартовое окно
Рис.2. Стартовое окно
Из Стартового окна осуществляется переход к различным поисковым инструментам (быстрый поиск, карточка поиска, правовой навигатор и др.). Для оперативного перехода ко всем основным инструментам системы используем Панель быстрого доступа, которая представлена в виде пиктографического меню с набором кнопок. Выбор поискового инструмента зависит от конкретных поисковых задач и от первичной информации о документах, которая имеется у пользователя.
Задание 1. Используя Карточку поиска найти федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» (№ 273 от 29.12.2012).
- используем в пиктографическом меню, кнопку Карточка поиска;
|
Рис.3. Карточка поиска
Карточка поиска - одно из основных средств поиска документов.
Запросы на поиск документов строятся путем заполнения какого-либо поискового поля, либо комбинации полей.
Карточка поиска эффективна, если необходимо воспользоваться возможностями Расширенного поиска по названию и тексту документа.
Карточка поиска также эффективна в случае, если пользователь заранее хочет ограничить область поиска, например:
• искать только внутри определенного типа информации (внутри определенного раздела системы КонсультантПлюс);
• искать в определенном временном интервале (например, искать только среди документов, выпущенных за последние три года);
• искать только среди документов определенного вида и/или принявшего органа (например, искать только среди писем Минфина РФ).
Поиск с использованием нескольких полей применяется в случаях, когда при заполнении одного поля получается слишком большой список документов. Запрос в этом случае можно конкретизировать, используя дополнительную известную информацию об искомых документах.
- выполните щелчок мыши напротив поля Название документа и введите название документа «Об образовании в Российской Федерации»;
Рис.4. Ввод названия документа
-
аналогично заполните дату принятия
закона и номер. Нажмите кнопку «Построить список
документов»;
Результат поиска по сформированному запросу отражается в виде списка документов в нижней части карточки поиска.
Рис.5. Карточка поиска с заполненными полями: дата, номер, название документа.
- обратите внимание на результат поиска внизу окна Карточки поиска Законодательство Версия Проф (1), найден 1 документ. Выберите его щелчком мыши, справа появится список документов:
Рис.6. Список документов
Переход к тексту документа обычно осуществляется из списка документов.
- выполните щелчок мыши на 1 элементе построенного списка документов, и на экране появится непосредственно текст закона «Об образовании в российской Федерации».
Рис.7. Фрагмент текста закона «Об образовании в Российской Федерации»
Перед каждым
новым запросом следует очищать Карточку поиска с
помощью кнопки в
нижней части экрана.
Если заполнено несколько полей, а требуется очистить только одно поле,
то можно воспользоваться кнопкой , расположенной в конце строки
данного поля.
При выборе нескольких значений в одном поле следует обращать внимание на логические условия, которыми связываются данные значения. Для удобства наиболее часто применяемое логическое условие в конкретном поле стоит по умолчанию.
Задание 2. Используя Правовой навигатор, найти информацию «Об учреждении, реорганизации и ликвидации акционерного общества» и сохранить в личной папке.
-
нажимаем кнопку
«Правовой навигатор» на панели
быстрого доступа
(Примечание: переход к Правовому навигатору может быть осуществлен и из Стартового окна);
Рис.8. Правовой навигатор
Правовой навигатор представляет собой алфавитно-предметный указатель. Его полезно использовать в ситуациях, когда требуется вникнуть и сориентироваться в правовой проблеме так как позволяет найти и составить подборку основополагающих документов по интересующему вопросу.
Поиск по Правовому навигатору наиболее эффективен в случаях, когда пользователь не знает, как правильно описать свою проблему, а может назвать буквально 1-2 слова.
Вводя эти два слова в Правовой навигатор, пользователь получает подсказку в виде отобранных ключевых понятий, посмотрев которые, может выбрать те из них, которые наиболее точно подходят к его ситуации.
Для поиска документов в строке Правового навигатора следует задать слова, отражающие суть вопроса. После чего в левом столбце Правового навигатора будут отобраны только те группы, которые содержат понятия, относящиеся к сути вопроса.
При этом в правом столбце понятия, напрямую относящиеся к введенной в строке поиска фразе, расположены в верхней части списка. Эти понятия
помечаются цветной полосой сбоку. Далее по списку располагаются остальные понятия выбранной слева группы.
- выберите слева в окне в алфавитном списке объект «Акционерное общество (АО)», а справа объект «Учредители АО». Нажмите кнопку Построить список документов;
Рис.9. Список документов
- в построенном списке документов выберите федеральный закон «Об акционерных обществах» и откройте его щелчком мыщи;
При выполнении следующего задания используется способ быстрого изучения объемных документов.
- в строку поиска введите слова: учреждение, реорганизация и ликвидация и нажмите на кнопку Найти для поиска в тексте документа заданных слов;
- выделите текст статей 8-10 главы 2 федерального закона «Об акционерных обществах» и нажмите на кнопку Экспорт в Word;
- сохраните документ в личной папке под именем «Учреждение, реорганизация и ликвидация общества», при сохранении документа укажите формат: Документ Word.
Также Правовой навигатор интегрирован в Быстрый поиск - это позволяет использовать для решения возникших проблем одновременно два средства поиска.
Переход в текст документа также возможен по ссылке из другого документа, либо из окна "Кодексы", если документ, соответственно, является кодексом Российской Федерации.
Задание 3. Используя в пиктографическом меню, кнопку Кодексы найдите следующие виды обязательств: договор купли-продажи; договор поставки товаров.
- выберите Кодексы - Гражданский кодекс, часть 2;
- введите договор купли - продажи и нажмите кнопку Найти;
- выделите текст договора и нажмите на кнопку Экспорт в Word;
- сохраните документ в личной папке под именем «Договор купли продажи», при сохранении документа укажите формат: Документ Word;
- аналогично осуществите поиск и сохранение в личной папке копии договора поставки товаров.
Задания для самостоятельной работы
Используя поисковые инструменты в системе КонсультантПлюс, найдите информацию:
- о рассмотрении трудовых споров;
- основания возникновения трудовых соглашений;
- прекращение трудового договора;
- труд работников в возрасте до восемнадцати лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, Консультант Плюс - это эффективный инструмент и надежный помощник для специалистов (юристов, бухгалтеров, руководителей организаций) имеющих дело с законодательством. Для сотен тысяч российских специалистов марка Консультант Плюс неразрывно связана с понятием надежного информационно-правового обеспечения. Используя поисковые инструменты в системе Консультант Плюс, можно выполнить учебные задания из различных предметных областей: история, обществознание. Проведение занятий с использованием информационных ресурсов для решения возникающих проблем при познавательной и практической деятельности обучающихся, способствуют выработке ключевых компетенций, связанных с информатикой и информационными процессами, наличие которых, в условиях современного общества, необходимо большинству специалистов, а значит, могут быть использованы в подготовке обучающихся к их будущей профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
2. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике.
3. Гилуа М.М. Множественная модель данных в информационных системах. М.: Наука, 1992
4. Петухова М.В., Корзоватых И.В. Понятие информационной системы в школьном курсе информатики. Научно-методический журнал: «Информатика и образование» № 4 – 2010
5. Семенова З.В. Вводные занятия по элективному курсу «Информационные системы» для учащихся гуманитарных классов. Научно-методический журнал: «Информатика и образование» № 1 – 2009
6. http://www.consultant.ru/ - официальный сайт компании «КонсультантПлюс»
7. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.