Методическая разработка раздела образовательной программы по математике «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100»
(письменные вычисления)
Содержание
1. Введение
1.1 Актуальность.
1.2 Краткий анализ литературных источников
1.3 Цель, задачи работы
1.4 Методы исследования.
1.5 Теоретическая и практическая значимость
1.6 Возможность использования данного материала
2. Основная часть
2.1 Психолого-педагогическое обоснование освоения учебного материала.
2.2 Ожидаемые результаты освоения раздела программы
2.3 Обоснование используемых образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся
2.4 Система знаний и система деятельности.
2.5 Учебно-тематическое планирование
3. Литература
1.Введение
1.1. Актуальность
Обучение математике играет одну из первых ролей в формировании у младших школьников умения учиться и является важнейшей составляющей начального образования. Раздел «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100» является весьма актуальным на сегодняшний день, так как помогает научиться быстро и правильно выполнять письменные вычисления. А это важно для младших школьников как в плане продолжающейся работы с числами, так и в плане практической значимости для дальнейшего обучения. От прочных владений навыками устных и письменных вычислений, которые приобретаются в начальной школе, зависит успешное обучение математике в старших классах.
Формирование у учащихся осознание цели своей деятельности начинается с первых уроков и проводится на основе практических действий с числами. Такой подход дает возможность использовать ранее накопленный детьми опыт, их первоначальные знания о числе и счете.
При этом важно использовать не только имеющийся опыт ребенка, но и развивать дальнейшие умения и навыки, формировать приемы умственной деятельности, осознание содержания математических понятий и их взаимосвязи; использовать учебные задания, способствующие созданию комфортных условий для активной работы на уроке; научиться общаться друг с другом.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органичное сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и использование не только содержательных, но и организационных способов дифференциации.
Потребность современного общества в гармоничном развитии личности предъявляет новые требования к системе образования. Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать способности. Особенно это важно на начальном этапе обучения, где должны претерпеть изменения средства, методы обучения и воспитания детей.
1.2.Краткий анализ литературных источников
Приступая к изучению новой темы, необходимо знать весь объём работы по ней. Только в этом случае урок будет выступать как органическая часть целого. В результате анализа литературы по данному разделу мною были изучены поурочные разработки по математике для 2 класса, тематическое планирование учебного материала, конспекты занятий, дидактические игры, загадки, ребусы, задания на развитие логики и смекалки, тексты физкультминуток. Если в учебнике предлагается типовое, репродуктивное задание, то необходимо определить, целесообразно ли его использовать в предложенном виде. Чаще всего требуется преобразовывать задание, усилить его развивающую направленность, заменить репродуктивное задание на продуктивное. В рабочих тетрадях по математике представлена система разнообразных тренировочных и развивающих упражнений. Содержание учебного материала должно быть ориентировано на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
1.3.Цель, задачи работы
Цель методической разработки: обобщить опыт по изучению раздела «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100» (письменное вычисление) во втором классе, выделив наиболее эффективные формы и методы обучения.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. изучить программу Моро М.И. и Волкова [5], методическую литературу (см. главу «Литература»);
2. предоставить используемые образовательные технологии и формы организации деятельности учащихся;
3. предоставить разработанную систему знаний, сформированную у учащихся в ходе изучения раздела;
4. предоставить дидактические материалы по разделу.
В познавательные цели раздела входит:
Формировать знания:
· о способах вычисления периметра прямоугольника,
· о способах измерения углов,
· о способах письменного вычисления в столбик,
Формировать умения:
· находить с помощью треугольника прямой, острый и тупой угол,
· находить периметр фигуры прямоугольной формы,
· определять, является ли треугольник прямоугольным, используя модель прямого угла,
· решать задачи практического характера, с использованием формулы
· нахождения периметра прямоугольника,
· находить сумму и разность чисел, записывая их столбиком,
В развивающие цели раздела входит:
· создавать условия для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности,
· развивать математические, интеллектуальные способности учащихся,
· развивать логическое и алгоритмическое мышление,
· развивать способность к контролю и самоконтролю,
· развивать стремление к творческому решению учебных и практических задач,
· развивать умение сравнивать, выявлять, обобщать закономерности,
· развивать умения пересказывать текст учебника, выделять из текста важную информацию,
· развивать эстетический вкус учащихся.
В воспитательные цели раздела входит:
· воспитывать трудолюбие, волю, настойчивость для достижения конечных результатов,
· воспитывать способность к преодолению трудностей,
· формировать интерес к математике как к части общечеловеческой культуры,
· воспитывать уважительное отношение к одноклассникам,
· воспитывать аккуратность, внимательность.
1.4.Методы исследования
В соответствии с возрастными особенностями, уровнем развития внимания, памяти, мышления учащихся, в связи с их учебной мотивацией по предмету, при планировании изучения данного раздела можно использовать разные образовательные педагогические технологии, методы и формы.
На уроках при изучении раздела «Сложение и вычитание от 1 до 100» используются компьютерные технологии: электронный учебник, УМК «Живая математика», «Инструменты» в интерактивной доске, что способствует лучшему усвоению материала, т.к. у большинства учащихся более всего развита зрительная память, а также формируется интерес к предмету.
Использование компьютерной техники на общеобразовательных уроках также позволяет:
• подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин;
• использовать формы организации школьной жизни, обеспечивающие ученику возможности выбора задания, способа его выполнения, материала, темпа, объема, партнеров и т.д.;
• расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта; прежде всего - в русле совместной предметной деятельности;
• повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся (проектные виды деятельности школьников в индивидуальной и групповой формах).
Возможности современных информационных технологий обучения позволяют учителю существенно интенсифицировать процесс овладения учеником учебной информацией, передав компьютеру роль транслятора учебного материала и беспристрастного экзаменатора, максимально высвободив при этом время на урок.
Технология проблемного обучения так же применяется при изучении данного раздела, т.к. большинство учащихся успешно справляются с заданиями базового уровня. На каждом уроке данного раздела можно создавать проблемные ситуации, активизирующие самостоятельный поиск детьми ответов или решений. Например при изучении темы «Сложение вида 45+23» учащиеся предлагают возможные варианты записи и решения данного примера. Они анализируют способы решения и делают «открытие» новых знаний, способов действий. Многие учащиеся данного класса могут сделать правильный с точки зрения математики вывод, выявить свойства, определить закономерности и возможные варианты решения конкретной задачи.
Исходя из анализа межличностных отношений в данном классе, который характеризуется как достаточно сплоченный, на отдельных уроках можно применять групповую работу. Это делается с целью организации взаимопомощи и взаимообучения, а также для формирования культуры диалога. В данном разделе такой прием можно использовать на уроках, в ходе которых изучаются виды углов, решаются задачи на нахождение периметра прямоугольника с практическим содержанием.
В ходе изучения раздела учащимся предлагается следующее практическое задание на дом: составить аппликацию, состоящую из геометрических фигур с последующим вычислением периметра получившегося рисунка. Предварительно учитель показывает ребятам примеры самых интересных подобных работ.
Пропедевтически целесообразным в этом возрасте являются задания на сочинение математических сказок, где главными героями являются те или иные геометрические фигуры. Учащимся, проявляющим интерес к геометрии можно предложить исследовательские работы по следующим темам: «Как измерить периметр всех школьных коридоров? «Вычисление периметра бордюра для школьных цветников». Целесообразно предложить разработать проекты: «Ремонт в доме», «Ландшафтный дизайн», «Планировка садового участка».
1.5.Теоретическая и практическая значимость
Раздел программы ориентирован на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
1.6.Возможность использования данного материала
Представленная разработка соответствует целям и задачам образовательной программы по предмету, обеспечивает преемственность с другими разделами программы.
При разработке раздела образовательной программы учитываются психологические особенности младших школьников. Логика изложения материала построена в соответствии с основными закономерностями развития ребенка младшего возраста с учетом особенностей детского восприятия, мышления, общения. Важным условием эффективности при изучении раздела является создание положительного эмоционального фона при работе с учащимися.
Практическая значимость: материалы, содержащиеся в разработке, могут использоваться в деятельности учителей начальной школы, во внеурочной деятельности.
2.Основная часть
2.1 Психолого-педагогическое обоснование освоения учебного материала
Основной особенностью младших школьников является слабость произвольного внимания, поэтому требуется близкая мотивация. Ребенок не может долго сосредотачиваться на неинтересной или трудной работе ради результата, который ожидается в будущем. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Оно становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, вызывает у школьника эмоциональное отношение. Поэтому важнейшим условием организации внимания является наглядность обучения, широкое применение наглядных пособий, ИКТ.
Память в младшем школьном возрасте под влиянием обучения развивается в двух направлениях: усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным). Ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявление (запоминание, воспроизведение, припоминание). Младшие школьники овладевают приемами запоминания.
Воображение - один из главных психических процессов, так как невозможно усвоить материал учебника, понять, о чем говорит учитель без умения оперировать наглядными образами. Характерной особенностью воображения младших школьников является его опора на конкретные предметы. Без этого им трудно создать образы воображения. В начальной школе, прежде всего, совершенствуется воссоздающее воображение, связанное с представлением ранее воспринятого или созданием образа в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком. Получает развитие и творческое воображение.
Основой мышления и практической деятельности ребёнка является восприятие. Развитие восприятия не происходит само собой. Очень велика роль педагога в этом процессе, который может специально организовать деятельность детей по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Как показывают психологические исследования, одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Те учащиеся, которые в полной мере овладевают этим методом, имеют более глубокое восприятие, количество ошибок у них значительно уменьшается. В результате учебной деятельности восприятие учащиеся само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.
Все эти особенности возрастного развития создают предпосылки для включения учащихся в активную познавательную деятельность.
Эмоциональное состояние учащихся связанно с эмоциональным климатом всего коллектива. Занятия раскрывают привлекательность совместной деятельности, осознание понятия «мы», развивают чувство ответственности перед товарищами, веру в свои силы. При проведении уроков во 2 классе следует использовать парную и групповую работу, дав, тем самым возможность учащимся общаться друг с другом, научиться слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения, совместно находить оригинальное решение поставленной задачи.
В 2 «А» классе обучается 25 человека: 9 девочек и 16 мальчиков. Дети обучаются единым коллективом с первого класса. На «5» обучаются 5 человек (20%), на «5» и « 4» 16 человек (64%), на «4» и « 3» 4 человека (16%).
Классный коллектив дружный, отзывчивый, готовый прийти на помощь. Взаимоотношения в коллективе хорошие. Ученики их оценивают как благополучные.
Семьи класса разные, 2 ученика проживают в неполных семьях. Все родители заинтересованы в успешной учебе детей, ведут постоянный контроль и осуществляют посильную помощь в учебно-воспитательном процессе.
Школьный психолог периодически проводит работу с детьми, изучает особенности учащихся, школьную мотивацию, проводит социометрию.
Изучение сформированности личностных УУД проводилось с помощью теста на определение учебной мотивации (М.Битяновой). Были получены следующие результаты: высокий уровень отмечается у 64% - 16 человек (76% - 19 человек в прошлом году); средний уровень у 28% - 7 человек(4% - 1 человек в прошлом год); низкий уровень 8% - 2 человека ( 20% - 5 человек в прошлом год).
Сформированность личностных УУД (логическое мышление) определялось с помощью методики И.И.Аргинской «Заселение дома».
1) Дети высокого уровня развития: быстро принимающие инструкции, работоспособные, занимаются сосредоточенно, допустив ошибку, могут устранить её самостоятельно - 11 человек, что составляет 44% учащихся.
2) Дети среднего уровня развития: инструкции принимают полностью, до конца урока не удерживают внимание, ошибки самостоятельно исправить иногда не могут, при работе необходим контроль - 9 человек, что составляет 36 % учащихся.
3) Дети низкого уровня развития: принимают инструкцию в небольшом объеме, или не принимают вообще, при работе невнимательны, задания выполняют неточно, в ходе работы теряют интерес к заданию. Для них необходимо неоднократное повторение - 5 человека, что составляет 20% учащихся.
Сформированность регулятивных УУД (внимание) изучалось на основании методики «Человечки» (Р.В.Овчаровой, Э.А.Кочкиной) Были получены следующие результаты: высокий уровень отмечается у 56% - 14 человек (32% - 8 человек в прошлом году); средний уровень у 28% - 7 человек(28% - 7 человек в прошлом год); низкий уровень 16% - 4 человека ( 40% - 8 человек в прошлом год). Концентрация внимания на высоком уровне у 64% - 14 человек; на среднем уровне у 28% - 7человек; на низком уровне у 16% - 4 человека. Работоспособность в течении урока растёт у 16% - 4 человека, внимание в течении урока не меняется у 78% - 17 человек, внимание со временем падает у 16% - 4 человека. У большинства детей психолог отмечает ровную работоспособность.
Сформированность коммуникативных УУД (социальная адаптация) диагностировалось с помощью методики «Лесенка настроения» (Р.В.Овчаровой). Были получены следующие результаты: высокий уровень адаптации у 52% - 13 человек (80% - 20 человек в прошлом году); средний уровень у 44% - 11 человек(16% - 4 человек в прошлом год); низкий уровень 4% - 1человека ( 4% - 1 человек в прошлом год). Уровень школьной тревожности соответствует норме.
Общая динамика развития класса за год: высокая. Норму в развитии опережают 63% детей, на уровне нормы развиваются 37%, проблем в развитии ни у кого не обнаружено. Уровень развития способностей класса - высокий. Потенциально на «4» и «5» способны учиться 84% детей. Особенно успешно развивались интеллектуальная, поведенческая и нравственная сферы личности детей.
Сформированность регулятивных УУД
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2. Ожидаемые результаты освоения раздела программы
В результате освоения предметного содержания предлагаемого раздела программы по математике у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностные результаты
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.
Использование математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Раздел программы «Сложение и вычитание от 1 до 100» обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Изучение данного раздела способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников.
2.3. Обоснование используемых образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся
Программа раздела предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Содержание раздела программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
2.4. Система знаний и система деятельности
Обучение математике очень тесно связано с другими науками. Это гуманитарные науки: каждый ребёнок должен достаточно хорошо овладеть навыком чтения и письма, прежде чем мы начнём решать какие-то математические задачи. Это естественные науки: именно здесь мы производим расчеты некоторых величин (масса тела, длина предметов, рассчитываем время, сравниваем единицы времени и т.д.). На уроках математики при решении текстовых задач иногда приводятся интересные факты из жизни животных, растений; зачастую, после такого урока дети самостоятельно идут в библиотеку и находят что-то новое для составления математических задач.
Это социальные науки: каждый ребёнок - член социума. И на уроках математики мы учимся выслушивать друг друга, прислушиваться к мнению товарищей, отстаивать свою точку зрения - учимся общению.
К самоорганизующей деятельности на уроках математики относится прежде всего самоконтроль и самооценка. Каждый ребёнок видит своё продвижение вперёд, старается помочь товарищу, если у того что-то не получается, радуется тому, что «принёс пользу», помог достичь какого-то результата не только себе, но и товарищу.
2.5 Учебно-тематическое планирование.
«Сложение и вычитание чисел от 1 до 100»
(письменные вычисления)
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
65 |
Сложение вида 45+23. |
1 |
66 |
Вычитание вида 57-26. |
1 |
67 |
Проверка сложения и вычитания. |
1 |
68 |
Закрепление изученного. |
1 |
69 |
Угол. Виды углов. |
1 |
70 |
Закрепление изученного. |
1 |
71 |
Сложения вида 37+48. |
1 |
72 |
Сложение вида 37+5. |
1 |
73 74 |
Прямоугольник. |
2 |
75 |
Сложение вида 87+13. |
1 |
76 |
Вычисления вида 40 -8, 32 +8. |
1 |
77 |
Вычитание вида 50-24. |
1 |
78 79 |
Решение текстовых задач. |
2 |
80 |
Вычитание вида 52 -24. |
1 |
81 |
Свойства противоположных сторон прямоугольника. |
1 |
82 |
Квадрат. |
1 |
83 |
Странички для любознательных. |
1 |
84 |
Проект: «Оригами». |
1 |
85 |
Что узнали. Чему научились. |
1 |
86 |
Контрольная работа № 6 «Письменные приемы сложения и вычитания» Что узнали. Чему научились |
1 |
87 |
Анализ контрольной работы. Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту № 5. |
1 |
88 |
Решение текстовых задач. |
1 |
3. Литература
1. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 2 класс.-М.: ВАКО,2013.
2. Дьячкова Г.Т. Устный счёт для начальной школы. - М. Педагогическое общество России, 2012.
З. Моро М. И., Бантова М. А. Математика. Учебник. 2 класс. В двух частях. - М.: Просвещение, 2011.
4. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2012.
5. Школа России. Сборник рабочих программ. В 2-х ч. М., 2011.
6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2010.
7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х томах. - М.: НИИ школьных технологий. - 2010.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2011.
9. Поливанова К.А. Проектная деятельность школьников. М., 2011.
10. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие/Под ред. Н.Н.Деменевой.- М.:АРКТИ,2013
11. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
12. Зак А. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6-10 лет. М.: НПО «ПЕРСПЕКТИВА», 1993.
13. Контрольно-измерительные материалы. Математика. 2 класс/ Сост. Т.Н.Ситникова. – 5-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.