Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Щигровская детская школа искусств»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Роль информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе».
Подготовил: преподаватель отделения народных инструментов
Ю. В. Шацкая
г. Щигры, 2021 г.
Содержание
Аннотация_________________________________________________________3
Введение__________________________________________________________3
Информация о педагогическом опыте___________________________________4
Использование мультимедиа технологий в ДШИ__________________________6
Результативность применения ИКТ на уроке «Специальность
(баян, аккордеон)»___________________________________________________9
Заключение________________________________________________________13
Библиографический список___________________________________________14
Приложение_______________________________________________________15
Аннотация
Любая методическая работа в образовательном пространстве предназначена для передачи положительного педагогического опыта и направлена, прежде всего, на повышение качественной подготовки учащихся.
В данной работе я рассматриваю вопрос использования информационно-комуникативных технологий в процессе работы в образовательных учреждениях и считаю эту тему актуальной в современной инструментальной педагогике.
Введение
Федеральные государственные требования, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление требований к музыкальному образованию, но и обновление информационно-образовательной среды образовательных организаций, а так же эффективное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Их внедрение позволяет существенно обогатить, качественно обновить образовательный процесс и повысить его эффективность. Средства ИКТ позволяют визуализировать для детей изучаемые объекты, явления, моделировать процессы и ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, использовать средства, благодаря которым обучение осуществляется в игровой форме.
Обучать интересно и результативно – цель любого педагога. Как порой сложно этого добиться! На современном этапе развития школы искусств выдвигается задача преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования – задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе[1]. Естественной в учебно-воспитательном процессе становится установка на самостоятельное получение знания обучаемыми, на их самообразование и на самопознание. В связи с этим в настоящее время особое внимание уделяется индивидуальному (ориентированному на личность) подходу при обучении учащихся, созданию условий, для того чтобы ребенок овладел многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, развивал свой творческий потенциал[2]. Одним из главных направлений, которое помогает решить эту задачу, является внедрение информационных средств в процесс обучения. Таким образом, практика педагогической работы ставит задачу индивидуализации обучения.
Применение ИКТ в дополнительном образовании уже не новшество, а реальность современного цивилизованного мира. Наше общество прочно связано с процессом информатизации. Повсеместно внедряются компьютерные технологии. И приоритетным направлением этого неизбежного процесса является информатизация образования. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития образования.
Цель данной работы – рассмотреть и проанализировать применение мультимедиа-технологий в музыкальном образовании, взяв за пример их использование в школе искусств. Практическим результатом работы стал анализ личного опыта в этой сфере.
В области дополнительного образования, в том числе и музыкального, имеют место процессы компьютеризации и информатизации. Данные процессы во многом преобразуют составляющие системы обучения. В результате такого преобразования повышается качество, эффективность и доступность образования.
Применение информационных технологий не только обогащает традиционные формы обучения, делая процесс образования и воспитания более интересным, но и раскрывает перед учащимися новые горизонты знаний, умений и навыков, необходимых им в повседневной жизни. Следует отметить, что у учащихся всех возрастных групп достаточно велика мотивация к освоению новых технологий, поэтому повышается интерес к предмету изучения, активизируются все психологические процессы, необходимые для успешного обучения – внимание, память, восприятие, эмоциональный отклик и др. Это является залогом более успешного обучения и воспитания учащихся школы искусств.
Информация о педагогическом опыте
В педагогике существует понятие информационной технологии обучения. Это понятие характеризует процесс подготовки и передачи информации обучаемому. Средством осуществления данного процесса выступают компьютерная техника и программные средства.
По данным исследований психологов люди запоминают только 20% того, что видят, 30% того, что слышат, 50% того, что видят и слышат и 80% того, что они видят, слышат и делают одновременно. Необходимо напомнить о том, что: «Вижу, слышу, понимаю, исполняю, интерпретирую» - один из основополагающих принципов музыкального обучения и исполнительства на всех этапах обучения. Следовательно, использование ИКТ позволяет значительно улучшить качество знаний учащихся[3].
В информационных технологиях обучения выделяются два компонента, служащих для передачи учебной информации:
- технические средства: компьютерная техника и средства связи;
- программные средства, которые могут быть различного назначения.
Для разработки уроков с применением информационных технологий преподаватель должен знать функциональные возможности и условия применения каждого из данных компонентов. Как технические, так и программные средства обладают своей спецификой и определенным образом влияют на учебный процесс.
Итак, возможности использования компьютера в преподавании широки:
Уроки |
- использование на различных этапах разучивания нового материала; - различные формы использования ПК (групповая, индивидуальная); |
Проектная деятельность |
- поиск информации; - разработка проекта на бумажном носителе; - презентация проекта; - создание творческих видеороликов; |
Самостоятельная работа учащихся |
- самообразование; - поиск информации о композиторах, музыкальных произведениях, стилях и т.д.; - создание презентаций, видеороликов; |
Внеклассные мероприятия |
- поиск информации; - участие в интернет-олимпиадах, творческих конкурсах и фестивалях; - красочное оформление мероприятий; |
Для преподавателя |
- самообразование, повышение профессионального уровня; - планирование (календарное, поурочное); - документация (графическая, текстовая); - поиск нотного и методического материала. |
Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Программное средство учебного назначения – это такое программное средство, в котором воссоздается некоторая предметная область, где реализуется технология ее изучения, создаются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие программные средства, функционально поддерживающие различные виды учебного процесса, получили название педагогических программных средств.
Педагогическими программными средствами могут выступать:
- онлайн - уроки;
- контролирующие задания (тестовые и пр.);
- демонстрационные (слайд - или видеофильмы);
- учебно-игровые и досуговые (компьютерные игры).
Все без исключения программные средства направлены на оптимизацию учебного процесса, привнесение разнообразия в подачу материала, облегчение его усвоения и повышение эффективности обучения в целом.
Использование мультимедиа технологий в ДШИ
Сфера музыкального образования долгое время оставалась достаточно консервативной и практически не использовала технологических инноваций. (Слово «инновация» произошло от латинского слова «innovus» (in — в и novus — новый) и переводится на русский язык как «новинка», «обновление», «изменение»). Это было связано с тем, что педагогика искусства отличается ярко выраженной спецификой, обусловленной индивидуальным характером обучения, обращенным к эмоциям и духовному миру человека. Основная цель обучения в школе искусств - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка ученика как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, и ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
В современном образовательном процессе основной организационной формой передачи знаний, умений, навыков является урок. Каждый урок в музыкально-исполнительском классе детской школы искусств является определенным и вполне конкретным звеном целостной системы учебно-педагогического процесса. Желание каждого преподавателя – привить любовь и интерес к своему предмету, сделать урок современным и привлекательным для обучающихся.
Как этого можно достичь? Каким бы высоким профессионализмом не обладал педагог в наше время, ему необходимо повышать собственную грамотность в области информационно-коммуникативных технологий, знать и использовать компьютерные программы на своих уроках.
Для разработки уроков с применением информационных технологий преподаватель должен знать функциональные возможности и условия применения каждого из данных компонентов. Как технические, так и программные средства обладают своей спецификой и определенным образом влияют на учебный процесс.
Однако вопрос о применении технических средств в музыкальном образовании вызывал и до сих пор вызывает неоднозначные суждения. Внедрение информационных технологий в музыкальное образование затруднено как из-за проблем с материальным обеспечением, так и из-за отсутствия обоснованной концепции их использования в практике обучения.
В чем же заключаются преимущества компьютерной технологии?
1. В возможности получения различного рода материалов через сеть Интернет;
2. В интегрировании обычного урока с ИКТ позволяющего педагогу сделать процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность и удовлетворяющего потребности современных детей;
3. В помощи педагогу лучше оценить способности и знания ребенка, побуждении поиска новых, форм и методов обучения, стимулирующих его профессиональный рост и все дальнейшее освоение информационных технологий.
Цели использования информационных технологий на уроке:
- для профессиональной подготовки исполнителей;
- для использования как источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.).
- сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между преподавателем и учащимся;
- помочь преподавателю образно и интересно подать материал;
- расширить кругозор ученика.
Основные направления использования технологий на уроках:
- визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);
- демонстрационный материал (упражнения, таблицы, понятия);
- самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.
Материалами новых методов обучения выступают мультимедийные образовательные ресурсы. К данному роду ресурсов относят электронные библиотеки, энциклопедии, нотные архивы, музыкальные антологии, виртуальные музеи (в том числе музеи музыкальных инструментов), каталоги обучающих музыкальных программ, электронные пособия. В последнем случае материал должен быть грамотно структурирован и организован. Преподаватель в этом случае выступает как консультантом, так и контролером усвоенных знаний.
В организации учебной деятельности технологии мультимедиа имеют большой педагогический потенциал. Мультимедиа-система позволяет создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся.
На уроках в ДШИ активно применяются такие информационные технологии:
1. Различного типа видео- и аудио-ряды (фильмы, картинки, таблицы, презентации, фонограммы, треки и пр.);
2. Интернет-ресурсы (обучающие игровые программы).
С учениками можно использовать программы с музыкальными играми, тренажерами. Различные программы являются хорошим средством вовлечения обучаемых в творческий процесс. Это также и способ формирования у них устойчивой мотивации и интереса к изучению данной дисциплины.
Таким образом, программы являются хорошим средством вовлечения обучаемых в творческий процесс. Это также и способ формирования у них устойчивой мотивации и интереса к изучению данной дисциплины.
Ребенок развивается в деятельности: 20% должен делать педагог, а остальное учащийся. Важно создать среду для творчества. Основой отношений педагога и ребенка должна быть доверительность, строгость, обаяние, требовательность, мягкое управление ребенком. Педагог должен подводить ребенка к самопониманию, анализу своей деятельности. Ведь не зря Феликс Аронович в своей статье выражал надежду, что «школе предстоит стать гуманной, «теплой» для ребенка и при этом открытой к диалогу и сотрудничеству со всеми социальными институтами общества; она научится организовывать педагогический процесс с ориентацией на интересы и потребности как ребенка, так и общества, в котором он живет; она станет беречь интимность семейных отношений и поймет, что педагог может объяснять, рекомендовать, советовать, но никогда не навязывать родителям готовых решений...»[4].
Результативность применения информационных технологий на уроке
«Специальность (баян, аккордеон)»
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности»[5]. Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе научно-познавательная онлайн-игра, тестовые задания и многое другое.
Для первых уроков, когда мы только начинаем знакомиться с инструментом, с музыкальной грамотой, я составила последовательно разработанный материал, который поэтапно знакомит учеников с новым материалом. Для закрепления использую игровые формы (простукивание, прохлопывание, пропевание, ритмические задачи и т.д.) см. Приложение.
В своей работе я использую программу Power Point 2010, с помощью которой можно подготовить проект иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), а потом перевести ее в любой формат видео и обмениваться с детьми. В связи с тем, что основным средством коммуникации сейчас является смартфон и не всегда у детей есть возможность открывать презентации на смартфоне, я обмениваюсь видео файлами и в таком формате материал доступен для просмотра[6].
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию знаний, умений, навыков, а на их применение и приобретение новых (часто и путем самообразования). Активное вовлечение учащихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Проектно-исследовательская деятельность дает особые возможности для:
· развития творческих способностей учащихся, выработки у них исследовательских навыков;
· формирования аналитического и критического мышления учащихся;
· выявления одаренных и талантливых учащихся, реализации их творческого потенциала;
· воспитания целеустремленности и системности в учебной деятельности;
· оказания помощи в профессиональной ориентации;
· самоутверждения учащихся благодаря достижению поставленной цели.
В своей практике я использую метод проектов на отдельных этапах работы. Для изучения гамм я создала проект «Тренируем пальчики»[7]. На основе изобразительного ряд у детей включается образное мышление, запоминание, сопоставление, что способствует целостному восприятию учебного материала и повышению интереса в работе над техникой.
Так же можно сделать презентации по биографии и творчеству композиторов-баянистов. Например: «Творчество Е. Дербенко», «Путешествие в творчество В. Гридина» и другие. Ознакомить с этим учебным материалом можно в формате классного часа с непосредственным участием обучающихся. Дети создают презентацию, читают сообщение о жизни и творчестве композитора, а я в свою очередь, провожу викторину по изученному материалу и демонстрирую любое произведение этих композиторов собственным исполнением.
Для работы по предмету «Музицирование» мной была разработана система, которая в форме игры помогает детям развивать гармонический и мелодический слух, осваивать различные ритмические рисунки, различать на слух лады мажор и минор и т.д[8]. Сюда можно добавить любые игровые способы, которые будут развивать учеников, и помогать в работе педагогу.
Повышает интерес к изучаемым пьесам просмотр видео, где играют на баяне и аккордеоне юные музыканты. Мы вместе с учеником слушаем те произведения, которые он играет. После обсуждаем исполнение, сравниваем со своей интерпретацией. Ребенок думает, анализирует, находит свое понимание исполняемой музыки, тем самым развивается интеллектуально-творческое мышление.
Ученики со средними музыкальными способностям плохо запоминают ритмический рисунок мелодии, ее интонацию или забывают, в каком темпе надо учить. Я в таких случаях, беру в работу с ними ритмические упражнения, которые ученики дома разбирают самостоятельно со счетом вслух, простукивают упражнения на столе ладошками, а потом повторяют на инструменте, используя любой звук[9]. Еще один способ работы: можно записать свое исполнение пьесы на данном этапе работы и дать задание, чтобы он дома слушал запись и постарался сыграть так, как учитель. Этот метод также эффективный.
Для одаренных детей на последнем этапе работы над пьесой я применяю такой способ: записываю их игру на видеокамеру, а потом вместе слушаем. Ученик слышит себя со стороны и делает сам себе замечания. После такой формы работы его игра становится заметно лучше. Впоследствии, после работы над произведением, эти видеозаписи мы используем для участия в различных дистанционных конкурсах.
В старших классах считаю актуальным исполнять пьесы под фонограмму «минус». Для этого можно либо найти сборники с пьесами и фонограммами «-» в сети Интернет[10], либо самостоятельно записать минусовые фонограммы. С помощью программы TimeFactory можно регулировать темп, тональность фонограммы «-» и в работе над пьесой на уроках и дома играть сначала в медленном, а потом постепенно увеличивать темп[11].
Для активизации работы учащихся можно применить занимательные формы: викторины, кроссворды, занимательные вопросы, тестовые задания, а сопровождение анимированными картинками вызывает неподдельный интерес детей, желание работать продуктивно, повышает мотивацию к учению[12].
Я часто использованию ресурсы нотных библиотек и музыкальных антологий в Интернете. Дети очень любят играть популярную музыку. Не всегда можно купить сборники с понравившимися пьесами. В интернете можно найти и скачать любые ноты да еще в облегченном варианте.
В своей работе я использую Яндекс Диск для размещения видео- файлов, на которых записана игра моих учеников.
Интернет представляет огромные возможности поиска необходимого, важного и значимого материала, а общение с компьютером создает мотивацию для обучения и добывания необходимой информации. Здесь можно узнать о музыкальных конкурсах и фестивалях. Все эти конкурсы дают возможность нашим ученикам открыть свои способности, реализовать возможности, продемонстрировать свои творческие замыслы и таланты.
Игровые программы представляют особый интерес, ведь они очень разнообразны по смыслу, структуре и форме (например, интеллектуальные логические игры на поиск связей, закономерностей, словотворчество).
Игровые программы помогают развить такие умственные операции, как анализ, синтез, обобщение, умение конкретизировать классификацию данных, развивать коммуникативные умения (например, умение запоминать, воссоздавать и интерпретировать информацию; дискуссировать, давать оценку и самооценку, формулировать задачи, которые требуют неоднозначных ответов)[13].
При изучении музыкальной грамоты с учащимися я использую различные сайты.
Например:
1. Онлайн сольфеджио https://xn--d1abeilrfr3a3f.xn--80asehdb/%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D1%80/%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8B
2. Нотная грамота для начинающих https://ok.ru/video/1834608759155
Обучающиеся моего класса пользуются видеохостингом YouTube, с помощью которого разучивают самостоятельно понравившиеся им пьесы. В этот процесс разучивания подключается навык подбора по слуху, транспонирования. Они самостоятельно пытаются подобрать аккомпанемент левой рукой. Ритмические неточности устраняем на уроке. По итогу, ученики с удовольствием подбирают по слуху, исполняют любимые песни и танцы, развивают гармонический и мелодический слух.
Заключение
Роль информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе значительна. В музыкальном образовании они улучшают формирование музыкально - исполнительских навыков, способны поднять подготовку специалистов на более высокий уровень, и являются большой помощью в развитии продуктивно - творческих способностей учащихся.
Как показывает опыт, применение информационных технологий повышает мотивацию у учащихся, делает процесс обучения разнообразным, интересным, доступным, во многом облегчает восприятие учебного материала и применение его на практике. Все это очень важно для повышения эффективности обучения, интеллектуально – творческого развития личности учащихся и доступности музыкального образования.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Развитие информационно – коммуникационных технологий в музыкальном образовании перспективно, актуально и объективно необходимо.
Библиографический список
1. Белобородова В. Методика музыкального образования. - М.: Академия, 2010.
2. Горбунова И. Б. Компьютеры в обучении музыке. - М.: РГПУ, 2002
3. Дмитриева А., Черноиваненко Н. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Академия, 2011.
4. Захарова И. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для высш. учеб. Заведений. - М.: “Академия”, 2008.
5. Интернет и музыкальное образование школьников Искусство и образование. - 2000. - №1. - С.45-50
6. Кларин М. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.: Просвещение, 2009.
7. Лифановский Б. Интернет для музыканта. М.,2006
8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/Е.С.Полат и др.- М.: изд. центр «Академия»,2001.
9. Петренко А. И. Мультимедиа. - М., Бином. 1994.
10. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
11. Селевко П. Современные преподавательские технологии. – М.: Просвещение, 2010.
12. Штепа В. Компьютерные обучающие программы на уроках музыки. – М.: Просвещение, 2011.
Приложение
1 урок.
· Нотный стан – это 5 линеек, на которых пишутся ноты.
· Скрипичный ключ – ключ «соль», пишется со второй линейки, поэтому так и называется. Он открывает «царство» высоких звуков.
· Басовый ключ – ключ «фа», пишется на четвёртой линейке, на которой пишется нота «фа» в басовом ключе.
· Три ноты в басовом ключе – до, фа, соль.
· Длительности нот (целая, половинная, четвертная и восьмая).
· Учиться писать ноты в тетради разными длительностями. Обратить внимание на то, что штили пишутся вверх и вниз после 3 линейки.
· Знакомство с инструментом.
· Знакомство с левой клавиатурой.
2 урок.
· Закрепить написание длительностей нот в тетради.
· Выучить расположение нот на левой клавиатуре в басовом ключе:
Ноты в басовом ключе
· Научить писать ноты в басовом ключе (весь звукоряд от «фа» большой октавы до «ля» малой октавы). Д/З
· Посадка обучающегося и постановка инструмента.
· Объяснить важность ведения меха, упражнения на воздушном клапане.
· Обозначение смены меха:
· Игра на левой клавиатуре нот «до», «фа», «соль» всеми изученными длительностями. Обязательно контролировать ровное ведение меха и правильную смену меха.
3 урок.
· Научить обучающегося ориентироваться по рядам в левой клавиатуре: играть упражнения:
Если нужно, использовать зеркало, для того, чтобы ученик зрительно закрепил передвижение 2 пальца по аккордовым рядам.
· Сначала играть упражнения «бас и аккорд вместе», затем по очереди.
· Обязательно следить за правильной сменой меха.
· Для грамотного исполнения необходимо объяснить правило:
Левая рука чаще всего играет аккомпанемент. Поэтому играть нужно коротко и ритмично. Играть со счётом вслух: на «раз» играет бас, а на «и» пауза; на «два» аккорд, а на «и» пауза. Счёт «и» всегда на паузе.
· Начать знакомство с звукорядом в скрипичном ключе, дать понятие об октавах .
4 урок.
· Знакомство с правой клавиатурой.
Аппликатура – правильная расстановка пальцев
· Постановка правой руки
· Находим ноты (сколько в зависимости от возраста ученика) на клавиатуре, следим за аппликатурой и ровным ведением меха
· Игра упражнений на правой клавиатуре.
5 урок
· Гамма - это звукоряд протяженностью в октаву, то есть от одной ноты до другой такой же, но на октаву выше или ниже.
· Играем гамму до мажор правой рукой, запоминаем, где находятся ноты в 1 октаве.
· Дать понятие о размере:
· Играем упражнения правой рукой:
· Знакомство со второй октавой:
6 урок.
__________________________________________________________________
7 урок.
Правая клавиатура
(хроматическая гамма)
3 ряд 2 ряд 1 ряд
8 урок
Скачано с www.znanio.ru
[1] Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999- 2000 гг. – М. – 2000. [с.168]
[2] Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. [с.191]
[3] https://www.pedm.ru/categories/3/articles/890
[4] Фрадкин Ф.А. Школа в системе социализирующих факторов // Педагогика. – 1995 – № 2 – С. 79 – 83.
[5] К. Д. Ушинский «О наглядном обучении» https://www.liveinternet.ru/users/rayusha/post272196373/
[6] https://yadi.sk/i/NYzbGpU6lghf5A
[7] https://infourok.ru/prezentaciya-dlya-obuchayushihsya-po-klassu-bayana-v-dshi-treniruem-palchiki-1-2-klassy-5140115.html
[8] https://yadi.sk/i/_Fqq-ufYLupkBQ
[9] https://rusyaeva.ru/uploads/documents/ritmicheskie-uprazhneniya.pdf
[10] https://cloud.mail.ru/public/C3kD/Wp6iVcjLB
[11] https://yadi.sk/i/NPKPgZU54RgipQ
[12] https://testedu.ru/test/muzyika/
[13] https://pedsovet.su/load/1195
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.