Дата:
Класс: 8
Учитель:
Предмет: История
Тема: «Внутренняя политика Екатерины II»
1. Контролируемые элементы содержания
· Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. «Просвещённый абсолютизм», его особенности в России. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство – «первенствующее сословие» Империи
2. Контролируемые умения
· Развитие умений анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего
· Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего
3. Проверяемые элементы содержания
· Внутренняя политика Екатерины II. «Просвещённый абсолютизм», его особенности в России. Секуляризация церковных земель. Уложенная комиссия. «Наказ» Уложенной комиссии. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска ассигнаций. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий
4. Предметные умения
· Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов
· Использовать изобразительную наглядность при изучении событий (явлений, процессов); проводить атрибуцию изобразительной наглядности как исторического источника
· Группировать (систематизировать, обобщать) отдельные элементы исторического знания по определённым признакам
· Различать в исторической информации события, явления, процессы; факты и мнения
5. Личностные результаты
· Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
· Уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране
6. Функциональная грамотность
· Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)
Тип урока: Комбинированный урок
Библиотека ЦОК: https://m.edsoo.ru/8a18d9e4
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
1.1. Мотивация на учебную деятельность
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке, надеюсь, что вы активно будете работать и реализуете все свои возможности. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, посмотрите на своих одноклассников и подарите им свои положительные эмоции.
1.2. Актуализация опорных знаний
Перед вами изображение картины Д. Левицкого «Екатерина – законодательница в храме богини Правосудия». В этом произведении художнику удалось воплотить идеал эпохи XVIII века – образ просвещённого правителя. Этот парадный портрет императрицы наполнен многочисленными символами и аллегориями. Внимательно рассмотрите изображение, опишите основные элементы композиции картины и ответьте на вопросы:
• Какие черты Екатерины II как правительницы отразил художник?
• Какие особенности правления Екатерины II нашли отражение в картине?
«Расшифровать» некоторые аллегории поможет следующая информация:
– императрица изображена в виде жрицы богини правосудия Фемиды, символом которой являются весы;
– у ног Екатерины II изображены своды законов и орёл как символ государственности;
– императрица указывает рукой на жертвенник с надписью «Для общего покоя»;
– на жертвеннике сжигаются маки, которые являются символом бога Морфея, олицетворяющего сон и покой.
1.3. Целеполагание
Как вы думаете, чем мы сегодня займемся? Какая цель у нашего урока? Достигнем ли мы ее?
2. Освоение нового материала
2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Екатерина II
Определите основные особенности характера и личности Екатерины II, которые повлияли на её правление.
История жизни Екатерины II похожа на сказку о бедной немецкой принцессе, которая стала женой наследника российского престола, а затем – российской императрицей. Стремительный взлёт, не правда ли? Но для того чтобы эта сказка превратилась в реальность, будущей императрице нужно было приложить немало усилий. Её путь к престолу оказался нелёгким, и во время своего правления Екатерина проявила такие качества характера, как воля, терпение, умение идти на компромисс. Одним из качеств её характера было честолюбие, которое сочеталось с хладнокровием, умением дождаться подходящего момента для принятия решения.
Сразу после приезда в Россию будущая императрица начала активное изучение языка, традиций, истории и религии новой родины. Екатерина в совершенстве овладела русским языком, усвоила русские обычаи и хорошо узнала страну, которой впоследствии стала управлять. Ещё будучи женой наследника российского престола, Екатерина Алексеевна всё своё свободное время посвящала изучению литературы, искусства и наук. При этом она читала труды Вольтера, Монтескье и других просветителей. С помощью самообразования она стала одной из самых образованных женщин своего времени.
Обычный день императрицы Екатерины II начинался в 6–7 часов утра с чашки горячего кофе, пера и бумаги. Она сразу приступала к государственным делам, начинала работу с важными бумагами. После обеда она могла продолжать работу до 18 часов – только после этого можно было отдохнуть: погулять, посетить театр.
Екатерина умела выбирать и привлекать на государственную службу умных и способных людей. Оказываясь в сложном положении, Екатерина всегда проявляла решительность, самообладание и волю. Екатерина II обладала многочисленными талантами: сочиняла пьесы для театра и сама писала законы, издавала журнал «Всякая всячина» и переписывалась с французскими просветителями. Екатерина II оставила после себя огромный архив. Её письма, записки, пьесы, сказки для внуков, исторические, философские и публицистические произведения составляют десятки томов.
Реформы Екатерины II
1763г.- Реформа Сената.
1764 г.- Секуляризация церковных земель.
1775 г.-Губернская реформа.
1782 г.-Полицейская реформа.
1785 г.- Жалованная грамота дворянству.
1785 г. - Жалованная грамота городам.
1786 г.- Школьная реформа.
1763г.- Реформа Сената (Сенат был разделён на 6 департаментов, которые ведали определёнными сферами управления, изъятие законодательных функций, которые сохранялись у монарха).
1764г.- Секуляризация церковных земель (сделала государственными 910 тыс. церковных и монастырских душ; при этом церковь сохранила право владеть недвижимостью, но потеряла землю, обрабатывавшиеся подневольным трудом).
1775г.-Губернская реформа («Учреждения для управления губерний» ввела новую систему местных органов власти. Вместо 15 было создано 50 губерний; вместо 3-х уровнего административно - территориального устройства (губерния –провинция- уезд) вводилось 2-х уровневое (губерния - уезд: 300-400 тыс. душ, 20-30 тыс. душ. Многие функции перешли от центральных коллегий к губернским органам- Казённая палата и Казначейство занималась финансами, Палата уголовного и гражданского суда-судебными делами, административно -полицейская власть в уезде передавалась нижнему земскому суду во главе с капитаном – исправником, в городах - городничему, в губерниях - губернатору. 2-3 губернии объединялись под властью наместников – генерал- губернаторов. Суд отделялся от администрации: дворян судили уездный и верхний земский суды, горожан – губернский и городовой магистраты, государственных крестьян- нижняя и верхняя расправы. В губерниях были созданы приказы общественного призрения, ведали народными училищами, сиротскими домами, больницами, богадельнями, аптеками).
1782 г.-Полицейская реформа (Был издан «Устав благочиния» - закон о полиции, которой поручались воспитание и контроль за выполнением поданными своих обязанностей).
1785г.- Жалованная грамота дворянству (Было создано дворянское самоуправление: в губерниях и уездах избирали губернских и уездных предводителей дворянства, обсуждали дворянские «нужды и пользы», ходатайства и жалобы губернатору).
1785г. - Жалованная грамота городам (вводила городское самоуправление. «Собрание градского общества» избирало городского голову и городскую думу. Они ведали благоустройством города, городским хозяйством, «заведением» нужных городу зданий, пристаней, амбаров, магазинов и их санитарным состоянием, но под контролем городничего из дворян. Дума была шестигласная по количеству выборных от 6-ти групп. Избирательным правом обладали лишь обыватели, достигшие 25 лет и имеющие годовой доход не менее 50 рублей).
1786 г.- Школьная реформа (создала систему бессословного среднего образования. В губернских городах открылись главные ( 4-годичные), а в уездных-малые (2-годичные) народные училища. В классы набирались ученики одного возраста, уроки велись по одним программам и типовым государственным учебникам. Впервые появились сохранившиеся до нашего времени настенная доска, классный журнал, обязательные экзамены и регулярные каникулы. Впервые открылись учебное заведение для дворянских девушек – Смольный институт в Петербурге (1764) и Коммерческое училище в Москве(1772).
- Что ещё нового появилось в стране? (В 1773 году указ Синода провозгласил принцип веротерпимости, особое значение он имел для мусульман, которые могли строить мечети ранее строительство было запрещено, в 1788 году по указу Екатерины II было разрешено создание Уфимского Духовного Магометанского закона Собрания- первого муфтията в России).
3. Применение изученного материала.
3.1 Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
«Собою подала пример»
Проанализируйте качества характера и особенности личности Екатерины II на примере первой в России прививки от оспы.
Летом 1768 года ко двору Екатерины II прибыл англичанин Томас Димсдейл. Он должен был выполнить очень важную миссию. Эта миссия была не только важной, но и опасной. Для Димсдейла по приказу императрицы наготове держали почтовую карету, чтобы он мог скрыться из России в случае неудачи его миссии. Всё закончилось хорошо – и для императрицы, и для Димсдейла. После успешного выполнения своей миссии он получил баронский титул, 500-фунтовую ежегодную пенсию (по тем временам это была огромная сумма), звание лейб-медика и чин действительного статского советника. В память об успехе этой миссии была выбита серебряная медаль с памятной надписью «Собою подала пример» и поставлен балет.
В 1769 году Екатерина II писала в письме прусскому королю Фридриху II: «С детства меня приучили к ужасу перед оспою, в возрасте более зрелом мне стоило больших усилий уменьшить этот ужас... Весной прошлого года, когда эта болезнь свирепствовала здесь, я бегала из дома в дом... не желая подвергать опасности ни сына, ни себя. Я была так поражена гнусностию подобного положения, что считала слабостию не выйти из него. Мне советовали привить сыну оспу. Я отвечала, что было бы позорно не начать с самой себя и как ввести оспопрививание, не подавши примера? Я стала изучать предмет... Оставаться всю жизнь в действительной опасности с тысячами людей или предпочесть меньшую опасность, очень непродолжительную, и спасти множество народа? Я думала, что, избирая последнее, я избрала самое верное...».
4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
4.1 Диагностика/самодиагностика
Мини-тест.
1. Как называлось руководство Уложенной комиссии?
1) « Всякая всячина»;
2) «Ведомости»;
3) «Наказ»;
4) « Юности честное зерцало».
2. Эпоха Екатерины II вошла в историю как:
1) эпоха просвещенного абсолютизма;
2) имперская эпоха;
3) "бироновщина";
4) эпоха великих перемен.
3. Секуляризация земли – это передача земли от…
1. церкви государству;
2. государства дворянам;
3. церкви дворянам;
4. крестьян помещикам.
4. В период правления Екатерины II был(а) создан(а):
1. Московский университет;
2. Государственный совет;
3. Уложенная комиссия;
4. Святейший синод.
5. В каком ряду указаны даты эпохи Екатерины II?
1)1547 г., 1598 г. 2)1610 г., 1613 г. 3) 1762 г., 1785 г. 4)1798 г., 1810 г.
5. Подведение итогов, домашнее задание
5.1. Рефлексия
· сегодня я узнал…
· было интересно…
· было трудно…
· я выполнял задания…
· я понял, что…
5.2. Домашнее задание. Подготовить доклад или презентацию на тему: «Личность Екатерины II»
5.3. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.