Методическая разработка "Самарский край"
Оценка 4.6

Методическая разработка "Самарский край"

Оценка 4.6
pdf
14.05.2024
Методическая разработка "Самарский край"
Самарский край.pdf

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  «Центр дополнительного образования детей «Лидер» городского округа Самара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

«САМАРСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

 

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Разработчик программы:

педагог дополнительного образования Тимохина О. Б., методист Денисова Н.В.

год создания: 2016

последняя редакция: 2022 год

 

 

 

 

САМАРА

 

2. Пояснительная записка

 

  «Посмотри, как хорош край в котором ты живѐшь» - поѐтся в одной замечательной песне. Самарский край – край загадок и легенд! А много ли наши дети знают о своей малой Родине? Первоочередная задача современного образования – воспитание достойного гражданина и патриота своей Родины. Зачастую, отвечая на вопрос «Что значит – любить свою Родину?» дети произносят высокопарные заученные фразы: «Совершать подвиги» или «Отдать за неѐ свою жизнь». Это правильно, но, к сожалению, никто не говорит о том, что любить Родину– это не бросать мусор мимо урны или помочь старушке перейти через дорогу, или знать историю своего края. Ведь всѐ это является первой ступенькой к высокому званию ДОСТОЙНЫЙ ГРАЖДАНИН и ПАТРИОТ своей РОДИНЫ.  Беда нашего общества – утраченные ценности. И не мировые, а семейные. Родителям в силу своей занятости некогда поговорить с ребѐнком по душам, сходить всей семьѐй куда-либо. В результате ребѐнок развивается сам. Как может. А в помощниках у него телевизор, компьютер и ребята во дворе, что не всегда хорошо и правильно.  

Основной идеей данной программы является приобщение подростков к истории своего края посредством знакомства с его творческим наследием.

Проблема. В настоящее время изучение истории своей малой Родины, еѐ культурного наследия непопулярно в среде подростков. Поэтому, процесс ознакомления с родным краем должен быть разнообразен и регулярен.  Актуальность. На сегодняшний момент общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.

Программа «Самарское         краеведение»       социально-педагогической направленности составлена с учетом нормативных требований к программам дополнительного образования, на основе существующих федеральных программ данного вида деятельности. 

Вид программы: модифицированная, вариативная.

 

Цель программы:

      Всестороннее изучение культурного наследия Самарского края, совершенствование активной гражданской позиции учащихся и возрождение национальной гордости.

 

Задачи:

Обучающие:

-      знакомство детей с культурной историей, этнографией своего края через изучение литературы и достопримечательностей;  

-      обучение навыкам и умению сбора информации;

-      формирование банка данных полученных результатов.

Воспитательные:

-      воспитание экологически грамотной, физически здоровой, нравственной личности, любящей и знающей свой край;

-      выработка организационных качеств, умение вести себя в коллективе;

-      воспитание духовно-нравственных и эстетическихкачеств, формирование активной гражданской позиции, включающей развитие ответственности за настоящее и будущее своего края.

 

Развивающие:

-      развитие активной деятельности учащихся;

-      формирование чувства патриотизма и гражданственности;

-      выявление и развитие творческих интересов школьников через общение с культурными памятниками родного края.

 

Для этого возраста характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчивость к тому, что учащийся узнает самостоятельно и от взрослых. У детей этого возраста заметно повышается произвольность психических процессов – восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, воображения. Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым (ребенок способен им управлять), в связи с этим развивается способность запоминать: мобилизуя волю, ребенок сознательно старается запомнить правила, последовательность действий при выполнении заданий и т.п. Поведение становится более целенаправленным, целеустремленным.

Возможна реализация данной программы и с детьми с ОВЗ, обеспечивая равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Новизна данной дополнительной образовательной программы является то, по форме организации образовательного процесса она является модульной.

Дополнительная образовательная программа «Самарское краеведение» состоит из 3 модулей: «Жемчужины Жигулей.  Богатство устного народного творчества Самарского края», «Многонациональный Самарский край. Традиции, обычаи», «Ими гордится Самарская земля - самарские писатели, поэты, художники». Модули разработаны с учетом личностноориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.   Модули направлены на формирование знаний народной культуры, воспитание цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности и создание условий для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка в окружающем мире. 

Данная дополнительная программа рассчитана на полную реализацию в течение одного года.

Программа ориентирована на обучение детей 7-10 лет. Объем программы 36 часов. Режим занятий – 1 раз в неделю по 1 академическому часу, при наполняемости – 15 учащихся в группе.

Формы и методы реализации программы:

Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы работы:

-      поисково-исследовательский – самостоятельная работа кружковцев с   выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы с дальнейшим оформлением рефератов, проектов и т. д.;

-      метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в   соревнованиях;

-      метод контроля – контроль успеваемости и качества усвоения программы;

-      метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.

Для реализации данной программы обучения могут использоваться разнообразные формы обучения:

-      виртуальный экскурс;

-      творческие задания;

-      проведение круглых столов, семинаров по итогам выполненной работы; проведение   викторин, дискуссий,интерактивных игр и т.д.; проектная деятельность.

Предполагаемый результат

-   принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно- исторической, социальной и духовной жизни своей страны;

-   формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма; - формирование уважительного отношения к истории и культуре родного края;

-   формирование нравственных ценностей, толерантности.

Учебно-тематическое планирование

 

п/п

Тема занятия

Количество часов

Общее 

Теория 

Практика

1.

Диагностика

 

3

 

 

3

2.

Введение

 

3

 

1

 

2

3.

Жемчужины Жигулей.  Богатство устного народного творчества Самарского края 

14

 

4,5

 

9,5

4.

Многонациональный Самарский край. Традиции, обычаи 

8

 

 

2

 

6

 

 

5.

Ими гордится Самарская земля - самарские писатели, поэты, художники. 

11

 

3

 

8

6.

Подведение итогов курса 

2

 

 

 

2

 

Итого

36

10

26

 

Содержание программы Введение. 

Знакомство с понятием «Культурная история моего края». Терминология.

1.     Модуль «Жемчужины Жигулей.  Богатство устного народного  творчества Самарского края»

Реализация этого модуля направлена на ознакомление с местным фольклором.

     Осуществление обучения детей по данному модулю дает им возможность познакомиться с легендами, песнями сказами, преданиями родного края. Обучающиеся самостоятельно изучают народное творчество Самарского края. 

Цель модуля: 

      приобщение детей к фольклору посредством развития их эмоциональной сферы, образного мышления.

Задачи модуля: 

      изучить устное народное творчество Самарского края;

      увлечь народными сюжетами;

      обогащать чувства, воображение и речь;

      учить применять фольклорные произведения в повседневной жизни; воспитывать чуткое отношение к народному творчеству. Учебно-тематический план модуля

Наименование тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение понятия «Фольклор».

Жанры фольклора.

1

0,5

0,5

Беседа.

Опрос. Творческое задание – привести примеры жанров фольклора.

2

Легенды, сказы, предания Жигулей.

3

1,5

1,5

Чтение.

Круглый

 

Чтение.

Обсуждение.

 

 

 

стол.

3

Знаменитые места в легендах, сказах и преданиях.

1

0,5

0,5

Виртуальный экскурс

4

Конкурс рисунковиллюстраций к легендам, сказам и приданиям.

1

 

1

Практическая работа

5

Народные песни Самарского края.

2

1

1

Творческое задание – создать клип на одну из песен.

6

Выбор произведения для инсценировки. Чтение. Распределение ролей.

 

1

1

 

Выполнение домашнего задания – прочитать и выбрать произведение УНТ для постановки.

7

Репетиция. Изготовление реквизита. Изготовление деталей костюмов. Изготовление атрибутов. Подбор музыки.

3

 

3

Практическая работа

8

Показ инсценировки

1

 

1

Практическая работа

9

Итоговое занятие.

Викторина

«Жемчужины Жигулей» (на знание устного народного творчества)

1

 

1

Практическая работа

 

Итого

14

4,5

9,5

 

 

2.     Модуль «Многонациональный Самарский край. Традиции, обычаи».

      Реализация этого модуля направлена на пробуждение у детей интереса к национальным традициям и к истории самарского края.      Осуществление обучения детей по данному модулю дает им возможность познакомиться с обычаями, бытом, традициями, праздниками, играми национальных меньшинств Самарского края. 

          Цель: 

      способствовать самовыражению и социализации ребенка посредством изучения традиций и обычаев. создание условий для выявления и развития творческих возможностей ребенка через изучение народной культуры.

         Задачи: 

      приобщить детей к  общечеловеческим ценностям, истокам народной культуры; 

      формировать знания о народной культуре, традициях и обрядах; 

      воспитывать духовную  память, чувство сопричастности и родства, 

      воспитывать  бережное и уважительное отношение к историческому и культурному наследию народов Самарского края.      Учебно-тематический план модуля

Наименование тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Народы, живущие в Самарской области.             Игры народов Поволжья.

1

0,5

0,5

Виртуальный экскурс.

Практическая работа.

2

Обычаи, быт, традиции, праздники татар, мордвы, башкиров, чувашей.

4

2

2

Виртуальный экскурс.

3

Итоговое занятие. Интерактивная игра «Вместе – веселее», Чаепитие «Национальные блюда».

1

0,5

0,5

Посиделки

 

Итого

6

3

3

 

 

3.     Модуль «Ими гордится Самарская земля - самарские писатели, поэты, художники».

Реализация этого модуля направлена на развитие способности  творчески воспринимать реальную действительность и особенности еѐ отражения в художественном произведении.

          Осуществление обучения детей по данному модулю дает им возможность познакомиться с творчеством писателей, поэтов, художников, чьѐ творчество связано с Самарским краем. Цель: 

      формирование у детей целостной картины мира и приобщение к социально-нравственным нормам в процессе ознакомления с художественной творчеством. 

         Задачи: 

      обогатить читательский и художественно-изобразительный опыт детей;

      углубить и дифференцировать художественные интересы; обогатить представления о многообразии жанров, родах и видах художественного творчества;   

      раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями; 

      вырабатывать художественный вкус;

      прививать вкус к настоящим художественно-эстетическим ценностям. Учебно-тематический план модуля

Наименование тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Писателисказочники

Самарского края.

1

0,5

0,5

Чтение по ролям.

2

Поэты Самарского края.

1

0,5

0,5

Чтение стихотворений

3

Писатели

Самарского края.

1

0,5

0,5

Чтение прозы

 

Художники

Самарского края.

1

0,5

0,5

Виртуальный экскурс.

 

Самарские авторы о Великой

Отечественной войне.

1

0,5

0,5

Чтение произведений.

 

Конкурс чтецов

«Тебе, моя Самара»

1

 

1

Практическая работа

 

Буратино, дядя Стѐпа и многие ещѐ на улицах Самары.

1

0,5

0,5

Виртуальный экскурс.

 

Итоговое занятие. Культурные ценности Самары -

1

 

1

Брей-ринг

 

театры и музеи, памятники, площади и парки.

 

 

 

 

 

Итого

8

3

5

 

 

Подведение итогов курса.

Защита презентаций «Моѐ открытие» (что нового я узнал (-а)).

 

Планируемая практическая деятельность:

 

      Чтение литературных произведений

      Конкурсы рисунков 

      Создание музыкального клипа (по выбору обучающихся)

      Инсценировка легенды (по выбору обучающихся)

      Интерактивная игра «Вместе веселее!» (тема – многонациональность Самарской области)

      Интеллектуальная игра «Брейн-ринг» (тема – художественное творчество)

      Викторины 

      Создание презентаций

 

 

 

 

Литература.

 

1.                 Легенды, сказы, предания. Составитель С. Кузьменко. 

Куйбышев: кн. изд-во, 1981г. - 156с., с ил.

2.                 Самарские тайны российского кино. Составитель В.Плотников.

Самара, 2016. – 208с., с ил.

3.                 Александр Ширяевец. Песни волжского соловья: избранное. –

Тольятти, 2007.

4.                 Липатова А.М. Самарских улиц имена. – Самара, 2008.

5.                 Обедиентова Г.В. Из глубины веков. – Куйбышев: Книжное издательство, 1988. 

6.                 Кабытов П.С. История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. М.: Наука, 2000. 

7.                 Добрусин   В.А., Карасев      В.Н. (сост.)         Самарские судьбы.

Биографическая энциклопедия. – Самара: Издательский дом «Агни», 2010. 

8.                 Дмитриева Э.Я., Кабытов П.С. (сост.) Самарская область. – Самара: Самарский дом печати. 2001. - 440 с. Учебное пособие.

9.                 Гурьянов Е.Ф. Древние вехи Самары: очерки градостроительной истории. – Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1979

 

Центр дополнительного образования детей «Лидер» городского округа

Центр дополнительного образования детей «Лидер» городского округа

С АМАРА 2. Пояснительная записка «Посмотри, как хорош край в котором ты живѐшь» - поѐтся в одной замечательной песне

С АМАРА 2. Пояснительная записка «Посмотри, как хорош край в котором ты живѐшь» - поѐтся в одной замечательной песне

Всестороннее изучение культурного наследия

Всестороннее изучение культурного наследия

Дополнительная образовательная программа «Самарское краеведение» состоит из 3 модулей: «Жемчужины

Дополнительная образовательная программа «Самарское краеведение» состоит из 3 модулей: «Жемчужины

Учебно-тематическое планирование № п/п

Учебно-тематическое планирование № п/п

Задачи модуля: • изучить устное народное творчество

Задачи модуля: • изучить устное народное творчество

Выбор произведения для инсценировки

Выбор произведения для инсценировки

Задачи: • приобщить детей к общечеловеческим ценностям, истокам народной культуры; • формировать знания о народной культуре, традициях и обрядах; • воспитывать духовную память, чувство сопричастности…

Задачи: • приобщить детей к общечеловеческим ценностям, истокам народной культуры; • формировать знания о народной культуре, традициях и обрядах; • воспитывать духовную память, чувство сопричастности…

Учебно-тематический план модуля №

Учебно-тематический план модуля №

Подведение итогов курса. Защита презентаций «Моѐ открытие» (что нового я узнал (-а))

Подведение итогов курса. Защита презентаций «Моѐ открытие» (что нового я узнал (-а))
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2024