муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «Лидер» городского округа Самара
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик программы:
педагог дополнительного образования Тимохина О. Б., методист Денисова Н.В.
год создания: 2016
последняя редакция: 2022 год
САМАРА
2. Пояснительная записка
«Посмотри, как хорош край в котором ты живѐшь» - поѐтся в одной замечательной песне. Самарский край – край загадок и легенд! А много ли наши дети знают о своей малой Родине? Первоочередная задача современного образования – воспитание достойного гражданина и патриота своей Родины. Зачастую, отвечая на вопрос «Что значит – любить свою Родину?» дети произносят высокопарные заученные фразы: «Совершать подвиги» или «Отдать за неѐ свою жизнь». Это правильно, но, к сожалению, никто не говорит о том, что любить Родину– это не бросать мусор мимо урны или помочь старушке перейти через дорогу, или знать историю своего края. Ведь всѐ это является первой ступенькой к высокому званию ДОСТОЙНЫЙ ГРАЖДАНИН и ПАТРИОТ своей РОДИНЫ. Беда нашего общества – утраченные ценности. И не мировые, а семейные. Родителям в силу своей занятости некогда поговорить с ребѐнком по душам, сходить всей семьѐй куда-либо. В результате ребѐнок развивается сам. Как может. А в помощниках у него телевизор, компьютер и ребята во дворе, что не всегда хорошо и правильно.
Основной идеей данной программы является приобщение подростков к истории своего края посредством знакомства с его творческим наследием.
Проблема. В настоящее время изучение истории своей малой Родины, еѐ культурного наследия непопулярно в среде подростков. Поэтому, процесс ознакомления с родным краем должен быть разнообразен и регулярен. Актуальность. На сегодняшний момент общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.
Программа «Самарское краеведение» социально-педагогической направленности составлена с учетом нормативных требований к программам дополнительного образования, на основе существующих федеральных программ данного вида деятельности.
Вид программы: модифицированная, вариативная.
Цель программы:
Всестороннее изучение культурного наследия Самарского края, совершенствование активной гражданской позиции учащихся и возрождение национальной гордости.
Задачи:
Обучающие:
- знакомство детей с культурной историей, этнографией своего края через изучение литературы и достопримечательностей;
- обучение навыкам и умению сбора информации;
- формирование банка данных полученных результатов.
Воспитательные:
- воспитание экологически грамотной, физически здоровой, нравственной личности, любящей и знающей свой край;
- выработка организационных качеств, умение вести себя в коллективе;
- воспитание духовно-нравственных и эстетическихкачеств, формирование активной гражданской позиции, включающей развитие ответственности за настоящее и будущее своего края.
Развивающие:
- развитие активной деятельности учащихся;
- формирование чувства патриотизма и гражданственности;
- выявление и развитие творческих интересов школьников через общение с культурными памятниками родного края.
Для этого возраста характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчивость к тому, что учащийся узнает самостоятельно и от взрослых. У детей этого возраста заметно повышается произвольность психических процессов – восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, воображения. Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым (ребенок способен им управлять), в связи с этим развивается способность запоминать: мобилизуя волю, ребенок сознательно старается запомнить правила, последовательность действий при выполнении заданий и т.п. Поведение становится более целенаправленным, целеустремленным.
Возможна реализация данной программы и с детьми с ОВЗ, обеспечивая равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Новизна данной дополнительной образовательной программы является то, по форме организации образовательного процесса она является модульной.
Дополнительная образовательная программа «Самарское краеведение» состоит из 3 модулей: «Жемчужины Жигулей. Богатство устного народного творчества Самарского края», «Многонациональный Самарский край. Традиции, обычаи», «Ими гордится Самарская земля - самарские писатели, поэты, художники». Модули разработаны с учетом личностноориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него. Модули направлены на формирование знаний народной культуры, воспитание цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности и создание условий для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка в окружающем мире.
Данная дополнительная программа рассчитана на полную реализацию в течение одного года.
Программа ориентирована на обучение детей 7-10 лет. Объем программы 36 часов. Режим занятий – 1 раз в неделю по 1 академическому часу, при наполняемости – 15 учащихся в группе.
Формы и методы реализации программы:
Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы работы:
- поисково-исследовательский – самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы с дальнейшим оформлением рефератов, проектов и т. д.;
- метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях;
- метод контроля – контроль успеваемости и качества усвоения программы;
- метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.
Для реализации данной программы обучения могут использоваться разнообразные формы обучения:
- виртуальный экскурс;
- творческие задания;
- проведение круглых столов, семинаров по итогам выполненной работы; проведение викторин, дискуссий,интерактивных игр и т.д.; проектная деятельность.
Предполагаемый результат
- принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно- исторической, социальной и духовной жизни своей страны;
- формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма; - формирование уважительного отношения к истории и культуре родного края;
- формирование нравственных ценностей, толерантности.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
||
Общее |
Теория |
Практика |
||
1. |
Диагностика |
3 |
|
3 |
2. |
Введение |
3 |
1 |
2 |
3. |
Жемчужины Жигулей. Богатство устного народного творчества Самарского края |
14 |
4,5 |
9,5 |
4. |
Многонациональный Самарский край. Традиции, обычаи |
8
|
2
|
6
|
5. |
Ими гордится Самарская земля - самарские писатели, поэты, художники. |
11 |
3 |
8 |
6. |
Подведение итогов курса |
2 |
|
2 |
|
Итого |
36 |
10 |
26 |
Содержание программы Введение.
Знакомство с понятием «Культурная история моего края». Терминология.
1. Модуль «Жемчужины Жигулей. Богатство устного народного творчества Самарского края»
Реализация этого модуля направлена на ознакомление с местным фольклором.
Осуществление обучения детей по данному модулю дает им возможность познакомиться с легендами, песнями сказами, преданиями родного края. Обучающиеся самостоятельно изучают народное творчество Самарского края.
Цель модуля:
• приобщение детей к фольклору посредством развития их эмоциональной сферы, образного мышления.
Задачи модуля:
• изучить устное народное творчество Самарского края;
• увлечь народными сюжетами;
• обогащать чувства, воображение и речь;
• учить применять фольклорные произведения в повседневной жизни; воспитывать чуткое отношение к народному творчеству. Учебно-тематический план модуля
№ |
Наименование тем |
Количество часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Введение понятия «Фольклор». Жанры фольклора. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа. Опрос. Творческое задание – привести примеры жанров фольклора. |
2 |
Легенды, сказы, предания Жигулей. |
3 |
1,5 |
1,5 |
Чтение. Круглый |
|
Чтение. Обсуждение. |
|
|
|
стол. |
3 |
Знаменитые места в легендах, сказах и преданиях. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Виртуальный экскурс |
4 |
Конкурс рисунковиллюстраций к легендам, сказам и приданиям. |
1 |
|
1 |
Практическая работа |
5 |
Народные песни Самарского края. |
2 |
1 |
1 |
Творческое задание – создать клип на одну из песен. |
6 |
Выбор произведения для инсценировки. Чтение. Распределение ролей.
|
1 |
1 |
|
Выполнение домашнего задания – прочитать и выбрать произведение УНТ для постановки. |
7 |
Репетиция. Изготовление реквизита. Изготовление деталей костюмов. Изготовление атрибутов. Подбор музыки. |
3 |
|
3 |
Практическая работа |
8 |
Показ инсценировки |
1 |
|
1 |
Практическая работа |
9 |
Итоговое занятие. Викторина «Жемчужины Жигулей» (на знание устного народного творчества) |
1 |
|
1 |
Практическая работа |
|
Итого |
14 |
4,5 |
9,5 |
|
2. Модуль «Многонациональный Самарский край. Традиции, обычаи».
Реализация этого модуля направлена на пробуждение у детей интереса к национальным традициям и к истории самарского края. Осуществление обучения детей по данному модулю дает им возможность познакомиться с обычаями, бытом, традициями, праздниками, играми национальных меньшинств Самарского края.
Цель:
• способствовать самовыражению и социализации ребенка посредством изучения традиций и обычаев. создание условий для выявления и развития творческих возможностей ребенка через изучение народной культуры.
Задачи:
• приобщить детей к общечеловеческим ценностям, истокам народной культуры;
• формировать знания о народной культуре, традициях и обрядах;
• воспитывать духовную память, чувство сопричастности и родства,
• воспитывать бережное и уважительное отношение к историческому и культурному наследию народов Самарского края. Учебно-тематический план модуля
№ |
Наименование тем |
Количество часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Народы, живущие в Самарской области. Игры народов Поволжья. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Виртуальный экскурс. Практическая работа. |
2 |
Обычаи, быт, традиции, праздники татар, мордвы, башкиров, чувашей. |
4 |
2 |
2 |
Виртуальный экскурс. |
3 |
Итоговое занятие. Интерактивная игра «Вместе – веселее», Чаепитие «Национальные блюда». |
1 |
0,5 |
0,5 |
Посиделки |
|
Итого |
6 |
3 |
3 |
|
3. Модуль «Ими гордится Самарская земля - самарские писатели, поэты, художники».
Реализация этого модуля направлена на развитие способности творчески воспринимать реальную действительность и особенности еѐ отражения в художественном произведении.
Осуществление обучения детей по данному модулю дает им возможность познакомиться с творчеством писателей, поэтов, художников, чьѐ творчество связано с Самарским краем. Цель:
• формирование у детей целостной картины мира и приобщение к социально-нравственным нормам в процессе ознакомления с художественной творчеством.
Задачи:
• обогатить читательский и художественно-изобразительный опыт детей;
• углубить и дифференцировать художественные интересы; обогатить представления о многообразии жанров, родах и видах художественного творчества;
• раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями;
• вырабатывать художественный вкус;
• прививать вкус к настоящим художественно-эстетическим ценностям. Учебно-тематический план модуля
№ |
Наименование тем |
Количество часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Писателисказочники Самарского края. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Чтение по ролям. |
2 |
Поэты Самарского края. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Чтение стихотворений |
3 |
Писатели Самарского края. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Чтение прозы |
|
Художники Самарского края. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Виртуальный экскурс. |
|
Самарские авторы о Великой Отечественной войне. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Чтение произведений. |
|
Конкурс чтецов «Тебе, моя Самара» |
1 |
|
1 |
Практическая работа |
|
Буратино, дядя Стѐпа и многие ещѐ на улицах Самары. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Виртуальный экскурс. |
|
Итоговое занятие. Культурные ценности Самары - |
1 |
|
1 |
Брей-ринг |
|
театры и музеи, памятники, площади и парки. |
|
|
|
|
|
Итого |
8 |
3 |
5 |
|
Подведение итогов курса.
Защита презентаций «Моѐ открытие» (что нового я узнал (-а)).
Планируемая практическая деятельность:
• Чтение литературных произведений
• Конкурсы рисунков
• Создание музыкального клипа (по выбору обучающихся)
• Инсценировка легенды (по выбору обучающихся)
• Интерактивная игра «Вместе веселее!» (тема – многонациональность Самарской области)
• Интеллектуальная игра «Брейн-ринг» (тема – художественное творчество)
• Викторины
• Создание презентаций
Литература.
1. Легенды, сказы, предания. Составитель С. Кузьменко.
Куйбышев: кн. изд-во, 1981г. - 156с., с ил.
2. Самарские тайны российского кино. Составитель В.Плотников.
Самара, 2016. – 208с., с ил.
3. Александр Ширяевец. Песни волжского соловья: избранное. –
Тольятти, 2007.
4. Липатова А.М. Самарских улиц имена. – Самара, 2008.
5. Обедиентова Г.В. Из глубины веков. – Куйбышев: Книжное издательство, 1988.
6. Кабытов П.С. История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. – М.: Наука, 2000.
7. Добрусин В.А., Карасев В.Н. (сост.) Самарские судьбы.
Биографическая энциклопедия. – Самара: Издательский дом «Агни», 2010.
8. Дмитриева Э.Я., Кабытов П.С. (сост.) Самарская область. – Самара: Самарский дом печати. 2001. - 440 с. Учебное пособие.
9. Гурьянов Е.Ф. Древние вехи Самары: очерки градостроительной истории. – Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1979
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.