методическая разработка "Самарский край"

  • pdf
  • 14.05.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Самарский край.pdf

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  «Центр дополнительного образования детей «Лидер» городского округа Самара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

«САМАРСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

 

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Разработчик программы:

педагог дополнительного образования Тимохина О. Б., методист Денисова Н.В.

год создания: 2016

последняя редакция: 2022 год

 

 

 

 

САМАРА

 

2. Пояснительная записка

 

  «Посмотри, как хорош край в котором ты живѐшь» - поѐтся в одной замечательной песне. Самарский край – край загадок и легенд! А много ли наши дети знают о своей малой Родине? Первоочередная задача современного образования – воспитание достойного гражданина и патриота своей Родины. Зачастую, отвечая на вопрос «Что значит – любить свою Родину?» дети произносят высокопарные заученные фразы: «Совершать подвиги» или «Отдать за неѐ свою жизнь». Это правильно, но, к сожалению, никто не говорит о том, что любить Родину– это не бросать мусор мимо урны или помочь старушке перейти через дорогу, или знать историю своего края. Ведь всѐ это является первой ступенькой к высокому званию ДОСТОЙНЫЙ ГРАЖДАНИН и ПАТРИОТ своей РОДИНЫ.  Беда нашего общества – утраченные ценности. И не мировые, а семейные. Родителям в силу своей занятости некогда поговорить с ребѐнком по душам, сходить всей семьѐй куда-либо. В результате ребѐнок развивается сам. Как может. А в помощниках у него телевизор, компьютер и ребята во дворе, что не всегда хорошо и правильно.  

Основной идеей данной программы является приобщение подростков к истории своего края посредством знакомства с его творческим наследием.

Проблема. В настоящее время изучение истории своей малой Родины, еѐ культурного наследия непопулярно в среде подростков. Поэтому, процесс ознакомления с родным краем должен быть разнообразен и регулярен.  Актуальность. На сегодняшний момент общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.

Программа «Самарское         краеведение»       социально-педагогической направленности составлена с учетом нормативных требований к программам дополнительного образования, на основе существующих федеральных программ данного вида деятельности. 

Вид программы: модифицированная, вариативная.

 

Цель программы:

      Всестороннее изучение культурного наследия Самарского края, совершенствование активной гражданской позиции учащихся и возрождение национальной гордости.

 

Задачи:

Обучающие:

-      знакомство детей с культурной историей, этнографией своего края через изучение литературы и достопримечательностей;  

-      обучение навыкам и умению сбора информации;

-      формирование банка данных полученных результатов.

Воспитательные:

-      воспитание экологически грамотной, физически здоровой, нравственной личности, любящей и знающей свой край;

-      выработка организационных качеств, умение вести себя в коллективе;

-      воспитание духовно-нравственных и эстетическихкачеств, формирование активной гражданской позиции, включающей развитие ответственности за настоящее и будущее своего края.

 

Развивающие:

-      развитие активной деятельности учащихся;

-      формирование чувства патриотизма и гражданственности;

-      выявление и развитие творческих интересов школьников через общение с культурными памятниками родного края.

 

Для этого возраста характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчивость к тому, что учащийся узнает самостоятельно и от взрослых. У детей этого возраста заметно повышается произвольность психических процессов – восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, воображения. Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым (ребенок способен им управлять), в связи с этим развивается способность запоминать: мобилизуя волю, ребенок сознательно старается запомнить правила, последовательность действий при выполнении заданий и т.п. Поведение становится более целенаправленным, целеустремленным.

Возможна реализация данной программы и с детьми с ОВЗ, обеспечивая равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Новизна данной дополнительной образовательной программы является то, по форме организации образовательного процесса она является модульной.

Дополнительная образовательная программа «Самарское краеведение» состоит из 3 модулей: «Жемчужины Жигулей.  Богатство устного народного творчества Самарского края», «Многонациональный Самарский край. Традиции, обычаи», «Ими гордится Самарская земля - самарские писатели, поэты, художники». Модули разработаны с учетом личностноориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.   Модули направлены на формирование знаний народной культуры, воспитание цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности и создание условий для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка в окружающем мире. 

Данная дополнительная программа рассчитана на полную реализацию в течение одного года.

Программа ориентирована на обучение детей 7-10 лет. Объем программы 36 часов. Режим занятий – 1 раз в неделю по 1 академическому часу, при наполняемости – 15 учащихся в группе.

Формы и методы реализации программы:

Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы работы:

-      поисково-исследовательский – самостоятельная работа кружковцев с   выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы с дальнейшим оформлением рефератов, проектов и т. д.;

-      метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в   соревнованиях;

-      метод контроля – контроль успеваемости и качества усвоения программы;

-      метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.

Для реализации данной программы обучения могут использоваться разнообразные формы обучения:

-      виртуальный экскурс;

-      творческие задания;

-      проведение круглых столов, семинаров по итогам выполненной работы; проведение   викторин, дискуссий,интерактивных игр и т.д.; проектная деятельность.

Предполагаемый результат

-   принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно- исторической, социальной и духовной жизни своей страны;

-   формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма; - формирование уважительного отношения к истории и культуре родного края;

-   формирование нравственных ценностей, толерантности.

Учебно-тематическое планирование

 

п/п

Тема занятия

Количество часов

Общее 

Теория 

Практика

1.

Диагностика

 

3

 

 

3

2.

Введение

 

3

 

1

 

2

3.

Жемчужины Жигулей.  Богатство устного народного творчества Самарского края 

14

 

4,5

 

9,5

4.

Многонациональный Самарский край. Традиции, обычаи 

8

 

 

2

 

6

 

 

5.

Ими гордится Самарская земля - самарские писатели, поэты, художники. 

11

 

3

 

8

6.

Подведение итогов курса 

2

 

 

 

2

 

Итого

36

10

26

 

Содержание программы Введение. 

Знакомство с понятием «Культурная история моего края». Терминология.

1.     Модуль «Жемчужины Жигулей.  Богатство устного народного  творчества Самарского края»

Реализация этого модуля направлена на ознакомление с местным фольклором.

     Осуществление обучения детей по данному модулю дает им возможность познакомиться с легендами, песнями сказами, преданиями родного края. Обучающиеся самостоятельно изучают народное творчество Самарского края. 

Цель модуля: 

      приобщение детей к фольклору посредством развития их эмоциональной сферы, образного мышления.

Задачи модуля: 

      изучить устное народное творчество Самарского края;

      увлечь народными сюжетами;

      обогащать чувства, воображение и речь;

      учить применять фольклорные произведения в повседневной жизни; воспитывать чуткое отношение к народному творчеству. Учебно-тематический план модуля

Наименование тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение понятия «Фольклор».

Жанры фольклора.

1

0,5

0,5

Беседа.

Опрос. Творческое задание – привести примеры жанров фольклора.

2

Легенды, сказы, предания Жигулей.

3

1,5

1,5

Чтение.

Круглый

 

Чтение.

Обсуждение.

 

 

 

стол.

3

Знаменитые места в легендах, сказах и преданиях.

1

0,5

0,5

Виртуальный экскурс

4

Конкурс рисунковиллюстраций к легендам, сказам и приданиям.

1

 

1

Практическая работа

5

Народные песни Самарского края.

2

1

1

Творческое задание – создать клип на одну из песен.

6

Выбор произведения для инсценировки. Чтение. Распределение ролей.

 

1

1

 

Выполнение домашнего задания – прочитать и выбрать произведение УНТ для постановки.

7

Репетиция. Изготовление реквизита. Изготовление деталей костюмов. Изготовление атрибутов. Подбор музыки.

3

 

3

Практическая работа

8

Показ инсценировки

1

 

1

Практическая работа

9

Итоговое занятие.

Викторина

«Жемчужины Жигулей» (на знание устного народного творчества)

1

 

1

Практическая работа

 

Итого

14

4,5

9,5

 

 

2.     Модуль «Многонациональный Самарский край. Традиции, обычаи».

      Реализация этого модуля направлена на пробуждение у детей интереса к национальным традициям и к истории самарского края.      Осуществление обучения детей по данному модулю дает им возможность познакомиться с обычаями, бытом, традициями, праздниками, играми национальных меньшинств Самарского края. 

          Цель: 

      способствовать самовыражению и социализации ребенка посредством изучения традиций и обычаев. создание условий для выявления и развития творческих возможностей ребенка через изучение народной культуры.

         Задачи: 

      приобщить детей к  общечеловеческим ценностям, истокам народной культуры; 

      формировать знания о народной культуре, традициях и обрядах; 

      воспитывать духовную  память, чувство сопричастности и родства, 

      воспитывать  бережное и уважительное отношение к историческому и культурному наследию народов Самарского края.      Учебно-тематический план модуля

Наименование тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Народы, живущие в Самарской области.             Игры народов Поволжья.

1

0,5

0,5

Виртуальный экскурс.

Практическая работа.

2

Обычаи, быт, традиции, праздники татар, мордвы, башкиров, чувашей.

4

2

2

Виртуальный экскурс.

3

Итоговое занятие. Интерактивная игра «Вместе – веселее», Чаепитие «Национальные блюда».

1

0,5

0,5

Посиделки

 

Итого

6

3

3

 

 

3.     Модуль «Ими гордится Самарская земля - самарские писатели, поэты, художники».

Реализация этого модуля направлена на развитие способности  творчески воспринимать реальную действительность и особенности еѐ отражения в художественном произведении.

          Осуществление обучения детей по данному модулю дает им возможность познакомиться с творчеством писателей, поэтов, художников, чьѐ творчество связано с Самарским краем. Цель: 

      формирование у детей целостной картины мира и приобщение к социально-нравственным нормам в процессе ознакомления с художественной творчеством. 

         Задачи: 

      обогатить читательский и художественно-изобразительный опыт детей;

      углубить и дифференцировать художественные интересы; обогатить представления о многообразии жанров, родах и видах художественного творчества;   

      раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями; 

      вырабатывать художественный вкус;

      прививать вкус к настоящим художественно-эстетическим ценностям. Учебно-тематический план модуля

Наименование тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Писателисказочники

Самарского края.

1

0,5

0,5

Чтение по ролям.

2

Поэты Самарского края.

1

0,5

0,5

Чтение стихотворений

3

Писатели

Самарского края.

1

0,5

0,5

Чтение прозы

 

Художники

Самарского края.

1

0,5

0,5

Виртуальный экскурс.

 

Самарские авторы о Великой

Отечественной войне.

1

0,5

0,5

Чтение произведений.

 

Конкурс чтецов

«Тебе, моя Самара»

1

 

1

Практическая работа

 

Буратино, дядя Стѐпа и многие ещѐ на улицах Самары.

1

0,5

0,5

Виртуальный экскурс.

 

Итоговое занятие. Культурные ценности Самары -

1

 

1

Брей-ринг

 

театры и музеи, памятники, площади и парки.

 

 

 

 

 

Итого

8

3

5

 

 

Подведение итогов курса.

Защита презентаций «Моѐ открытие» (что нового я узнал (-а)).

 

Планируемая практическая деятельность:

 

      Чтение литературных произведений

      Конкурсы рисунков 

      Создание музыкального клипа (по выбору обучающихся)

      Инсценировка легенды (по выбору обучающихся)

      Интерактивная игра «Вместе веселее!» (тема – многонациональность Самарской области)

      Интеллектуальная игра «Брейн-ринг» (тема – художественное творчество)

      Викторины 

      Создание презентаций

 

 

 

 

Литература.

 

1.                 Легенды, сказы, предания. Составитель С. Кузьменко. 

Куйбышев: кн. изд-во, 1981г. - 156с., с ил.

2.                 Самарские тайны российского кино. Составитель В.Плотников.

Самара, 2016. – 208с., с ил.

3.                 Александр Ширяевец. Песни волжского соловья: избранное. –

Тольятти, 2007.

4.                 Липатова А.М. Самарских улиц имена. – Самара, 2008.

5.                 Обедиентова Г.В. Из глубины веков. – Куйбышев: Книжное издательство, 1988. 

6.                 Кабытов П.С. История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. М.: Наука, 2000. 

7.                 Добрусин   В.А., Карасев      В.Н. (сост.)         Самарские судьбы.

Биографическая энциклопедия. – Самара: Издательский дом «Агни», 2010. 

8.                 Дмитриева Э.Я., Кабытов П.С. (сост.) Самарская область. – Самара: Самарский дом печати. 2001. - 440 с. Учебное пособие.

9.                 Гурьянов Е.Ф. Древние вехи Самары: очерки градостроительной истории. – Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1979