Методическая разработка «Сборник дидактических материалов для уроков по родной (русской) литературе в 5-6 классах»
Оценка 4.7

Методическая разработка «Сборник дидактических материалов для уроков по родной (русской) литературе в 5-6 классах»

Оценка 4.7
doc
17.06.2021
Методическая разработка   «Сборник дидактических материалов для уроков по родной (русской) литературе в 5-6 классах»
statiya2.doc

Методическая разработка

учителя русского языка и литературы

Кокшаровой Светланы Геннадьевны

«Сборник дидактических материалов

для уроков по родной (русской) литературе в 5-6 классах»

 

В соответствии с требованиями ФГОС ООО учебный предмет «Родная (русская) литература» является обязательным. В 2020/2021 учебном году уже третий год, как я преподаю родную (русскую) литературу. На протяжении двух лет из-за отсутствия УМК, учебного пособия по данному предмету, испытывала дефицит методических материалов. К тому же, чтобы достичь личностных и предметных результатов, сформировать метапредметные универсальные учебные действия, возникла потребность в обновлении форм, методов, приемов, средств обучения.

Актуальность выбранной темы по обобщению педагогического опыта связываю с необходимостью поиска, обновления и разработки дидактического обеспечения образовательного процесса по учебному предмету «Родная (русская) литература».

Целью педагогической деятельности является создание и практическая апробация комплекса эффективных дидактических материалов для обеспечения процесса образования по учебному предмету «Родная (русская) литература».

В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:

- уточнить понятие «дидактические материалы» в педагогической науке;

- выявить проблемы дидактических материалов на основе опыта работы;

- проанализировать виды существующих дидактических материалов;

- определить принципы построения дидактических материалов;

- расширить содержание учебного предмета «Родная (русская) литература» путем разработки дидактических материалов.

Исследование проводилось в четыре этапа, каждый из которых был направлен на решение конкретных задач.

1 этап - изучалась научно-педагогическая литература.

2 этап - определены принципы создания дидактических материалов для обучающихся, разработаны дидактические материалы, определены критерии эффективности использования этих материалов в образовательной деятельности.

3 этап - разрабатывалась методика работы с дидактическими материалами.

4 этап - осуществлялись анализ, обобщение, систематизация и описание полученных результатов, выяснение степени эффективности предложенных разработок.

На первом этапе своей работы, анализируя литературу по проблеме разработки дидактических материалов, я поняла, что нет однозначного определения и четкого разграничения понятий «дидактические материалы» и «средства обучения». Также для развития исследовательской, творческой, познавательной деятельности учителю нужно искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса. Об этом говорят ученые в последние годы. Группа исследователей под руководством С.Парнса предложила следующие рекомендации по созданию творческой обстановки в ходе обучения:

- устранять внутренние препятствия творческим проявлениям,

- уделять внимание работе подсознания,

- воздерживаться от оценок,

- показывать учащимся возможности использования метафор и аналогий для творческого поиска, отыскания новых ассоциаций и связей,

- давать возможность умственной разминке, давать «разогревающие» упражнения,

- поддерживать живость воображения,

- «дисциплинировать» воображение, фантазию, контролировать их,

- устранять внутренние препятствия для мышления,

- развивать восприимчивость, повышать чувствительность, широту и насыщенность восприятия всего окружающего,

- расширение фонда знаний,

- помогать учащимся видеть смысл, общую направленность их творческой деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей решать творческие задачи.

Все перечисленные рекомендации осуществимы лишь в условиях свободного обмена мнениями, идеями, в обстановке живого обсуждения, творческой дискуссии.

Л.В.Шамрей заявляет, что «объектом изучения на уроке литературы должна стать поэтика текста и литературного процесса, особенности творчества писателя или периода культуры. По отношению друг к другу творчество автора и культура эпохи могут стать контекстами, освоение которых (логическое и эмоциональное) ведет к философскому пониманию произведения».

Как подчеркивает Т.А.Рыжкова, хотя дидактические средства не оказывают решающего влияния на конечные результаты учебно-воспитательной работы, тем не менее, обогащая используемые методы обучения, они содействуют росту их эффективности.

Дидактические материалы – это особый тип наглядных учебных пособий, использование которых позволяет обучающимся проделывать конструктивную работу в процессе обучения и осознанно усваивать учебный материал. Дидактические материалы дополняют, иллюстрируют, более полно раскрывают отдельные разделы и темы образовательной программы.

Дидактические материалы могут направлять самостоятельную работу обучающихся, учитывая их индивидуальный стиль работы; быть самостоятельным источником учебной информации; могут дополнять текст учебника или объяснения преподавателя; возбуждают эмоции и вызывают интерес обучающихся; создают возможности для возникновения проблемных ситуаций; делают разнообразным процесс обучения; способствуют осуществлению контроля и самоконтроля.

Использование дидактического материала положительно влияет на эффективность усвоения учебного содержания, способствует повышение интереса к предмету и экономит время на проведение самостоятельных работ.

Дидактические материалы могут быть представлены на бумажных или электронных носителях.

К наиболее эффективным формам и видам дидактического материала, реализуемого в процессе обучения родной (русской) литературе можно отнести:

1. Обучающие тексты - алгоритмы для работы с различными источниками информации (учебником, справочниками, экономическими словарями, электронными ресурсами, таблицами, схемами, рисунками и т.п.) (Памятки)

2. Презентации по изучаемым темам

3. Задания по формированию универсальных учебных действий (сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, систематизировать, интегрировать и др.):

- задания различного уровня сложности (репродуктивного, продуктивного, поискового, исследовательского, творческого.);

- задания с проблемными вопросами;

- задания на развитие воображения и творчества;

- задания разного вида (вопросы, тесты разного типа, упражнения, задания разного типа, разнообразные диктанты),

- дидактические игры.

В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактических материалов, хотелось бы выделить следующие:

- принцип доступности (дидактические материалы подбираются преподавателем согласно достигнутого уровня обучающихся);

- принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);

- принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);

- принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);

- принцип познавательной мотивации;

- принцип проблемности (в ходе работы обучающийся должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки; находясь в ситуации, отличной от ситуации на уроке, в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы).

Определив цели обучения (для чего создаю дидактический материал), я начала отбор содержания учебного материала, который позволил бы эффективно донести содержание до каждого обучающегося.

Рабочая программа «Родная (русская) литература» в 5-9 классах реализуется в объеме 0,5 часов в неделю (1 час в течение первого полугодия), 17 часов в год. Сборник дидактического материала составлен мною с целью реализации данной рабочей программы, т.е. достижения планируемых результатов (личностные, предметные и метапредметные). 

«Сборник дидактических материалов

для уроков по родной (русской) литературе в 5-6 классах»

В сборник дидактических материалов включила задания и упражнения для моделирования на уроках родной (русской) литературы таких учебных ситуаций, которые раскрепощали бы обучающихся, будили бы в них творческое начало, мотивировали бы их речевую деятельность, воспитывали бы положительные личностные качества.

Этап актуализации опорных знаний предполагает моделирование учебно-проблемной ситуации, которая подводит детей к вопросам, предстоящим к изучению. Поэтому на данном этапе урока подбираю задания, способствующие самостоятельному формулированию темы.

Например, урок, посвященный изучению повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством», начинаю стихотворением Генри Лонгфелло:

Кругом рождественская мгла.

Во мгле гудят колокола,

И с ними в лад Слова звучат:

«Мир на земле и счастья всем!».

Я чувствовал, как в этот день,

Жизнь городов и деревень

Объединив, звучит призыв:

         «Мир на земле и счастья всем!»

После выразительного прочтения предлагаю учащимся вопросы: О каком времени суток говорится в произведении? (ночь); Каким словом поэт называет ночь? (мгла); Какие ассоциации у вас вызывает слово мгла? (темнота, страх, одиночество) А какое настроение в стихотворении? (радостное, торжественное) Почему настроение такое радостное? (связано со светлым праздником Рождеством) Какие у вас ассоциативные образы возникают у вас с этим праздником? (Веселье, праздник, смех, подарки, чудеса, волшебство). О чем сегодня на уроке мы говорить? (О Рождестве, о волшебном и фантастическом).

При изучении рассказа И.А.Бунина «Подснежник» актуализировать мыслительную деятельность учащихся мне помогают произведения художников: Й.Лауэр «Подснежники», В.М.Васнецова «Подснежник», Е.Г.Яцута «Подснежники».

https://img-fotki.yandex.ru/get/71249/121447594.85e/0_1898b8_6f146a2a_XL.jpghttps://cs2.livemaster.ru/storage/6b/91/3f7c9a8d5142f74c9f00a1342e9j--kartiny-i-panno-kartina-maslom-s-podsnezhnikami-pervye-vesenn.jpghttps://i.pinimg.com/736x/aa/48/98/aa4898089ab73781002d3bf3011fd99f--elf.jpg                                                                             

-Какие цветы изображены на полотнах? (Подснежники). Подберите эпитеты для описания этого цветка, передающие ваше отношение (Тонкие, красивые, прекрасные, нежные, хрупкие, одинокие). Какие эмоции у вас вызывают эти первые весенние цветы? (Восхищают красотой, мне их жалко, что они на снегу такие тоненькие, с поникшими бутонами, как будто грустят). Скажите, о чем пойдет речь на уроке? (О подснежниках). И соглашусь, и не соглашусь с вами. Послушайте: «Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица - и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником». Это начало рассказа И.А.Бунина, который так и называется «Подснежник». Кто уточнит цель нашего урока, сформулирует проблемный вопрос? (Почему рассказ И.А.Бунина называется «Подснежник»?).

Также для возбуждения познавательного интереса, активизации мыслительной деятельности на первых этапах урока организую работу с пословицами, идейно и содержательно связанные с темой урока. При изучении сказки-пьесы «Двенадцать месяцев» на втором уроке предлагаю детям поработать с пословицами: мир не без добрых людей; час в добре пробудешь — всё горе забудешь; следовать добру — взбираться на гору; следовать злу — скользить в пропасть; тёплое слово и в мороз согревает; добро поощряй, а зло порицай; доброе дело без награды не остаётся. Актуализация знаний проходит с опорой на изученное. Сопоставьте приведенные пословицы с эпизодами сказки, обоснуйте свой выбор. Какие силы борются в сказке? (Светлые и темные, добрые и злые). Какой важный вопрос мы должны на уроке решить? (Что побеждает: добро или зло – в сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»?).

Приведенные выше дидактические упражнения способствуют развитию умения формулировать тему и цель урока; умений анализировать, сравнивать, обобщать; воспитывается доброта, сострадание.

В условиях реализации ФГОС ООО на уроках родной (русской) литературы ставлю задачи развития и совершенствования речи, воспитания ценностного отношения к слову, развития речевых способностей учащихся.

Прежде всего работаем над толкованием лексического значения слова. Главные помощники учащихся в этом виде учебной деятельности – словари. Использую словари самые разные: «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, «Словарь устаревших слов русского языка: по произведениям русских писателей XVIII-XX вв.» Р.П. Рогожниковой, Т. С. Карской, «Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений» Н. Абрамова, «Фразеологический словарь для школьников с приложениями» Л.А.Субботиной.

Приведу несколько заданий, направленных на совершенствование речи.

1)      Объясните значение устаревших слов из сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок». Сначала работаем со словами, у которых значение можно определить по контексту: басурманин – иностранец, седмица – неделя, льзя – можно. Значение других слов объясняем по словарю устаревших слов: спальник – придворный чин, бабка - игральная кость, зело – сильно, каурка – лошадь рыжей масти, лубки – яркие картинки, острог – тюрьма, шабалки – шабаш, конец, рядиться – торговаться, договариваться, малахай – длинная, широкая одежда без пояса.

2)      «Составление словариков». Вы познакомились с повестью Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством», где встретили много незнакомых слов и выражений. Соотнесите слово и его значение. Используйте контекст и словарь устаревших слов. Это задание разработано в нескольких вариантах и использовано в виде карточек для индивидуальной работы.

Для карточки № 1.

 

Слово

 

Значение слова

1

Писарь

А

Должностное лицо для переписки и составления канцелярских бумаг

2

Дьяк

Б

На Руси в XIV – XVII веках: должностное лицо в государственных учреждениях

3

Сотник

В

Командир сотни

4

Городничий

Г

Начальник уездного города (до середины XIX века)

5

Подкоморий

Д

Судья по делам размежевания земельных владений

6

Шинкарь

Е

Содержатель шинка (пивной)

7

Кум

Ж

Крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной матери

8

Кухмистр

З

Повар

9

Уланы

И

Конные полки в дореволюционной армии

10

Комиссар

К

Чиновник, исполняющий полицейские функции

Карточка № 2.

 

Слово

 

Значение слова

1

Чета

А

Двое (супруги)

2

Голова

Б

Выборная должность, глава села на Украина XVIII - начале XX века

3

Запорожец

В

Казак из Запорожской Сечи, особого казачьего войска, существовавшего до 1775 года, главный стан которого находился за Днепровскими порогами (в Запорожье)

4

Знахарь

Г

Лекарь-самоучка, действующий собственными невежественными способами, якобы с помощью колдовства

5

Гурт

Д

Стадо скота, перегоняемое для каких-нибудь хозяйственных целей

6

Гетьман

Е

Начальник казацкого войска и верховный правитель

7

Кобеняк

Ж

Упрямец

8

Цирюльник

З

Парикмахер

9

Дегтярь

И

Тот, кто гонит деготь

10

Франт

К

Модно одевающийся человек, щеголь

3)  Выберите из синонимического ряда те слова, которые характеризуют образ. Обоснуйте свой ответ. Задание может выполняться как письменно, так и устно при изучении сказок, рассказов, повестей:

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Охарактеризуйте царицу, используя из каждого синонимического ряда подходящее слово:

- умная, рассудительная, расчетливая, мудрая, интеллектуальная;

- зловредная, насмешливая, вредоносная, бессердечная, мстительная;

- завистливый, жадный, ревнивый, вспыльчивый;

- страшный, неприятный, суровый, безжалостный.

Подтвердите примерами из текста проявление выбранных вами черт характера.

4)  Вставьте на месте пропусков слова, наиболее подходящие по смыслу.

Тема стихотворения А.Фета «Еще майская ночь» - красота майской ночи, пробуждающая в … (людском, человеческом, гуманном) сердце … (возвышенные, одухотворенные, благочестивые, благородные) чувства. Автор передает … (искреннее, истинное, неподдельное, честное) восхищение и выражает … (душевный, духовный, нравственный) подъем.

Лирический герой восхищается … (непрозрачным, черным, темным) временем суток и благодарит … (родной, отечественный, родимый) край за такую благодать. Ночное небо … (безоблачное, ясное, погожее), поэтому герой может наслаждаться звездами. Небесные светила смотрят в его душу и от этого воздух наполняется тревогой и любовью.

Упоминает поэт и о … (прекрасном, восхитительном, великолепном) символе любви – соловьиной песне.

Есть в стихотворении символ русской земли – березы. О них лирический герой говорит с … (особой, исключительной, необыкновенной) теплотой. Он не отходит от … (народных, фольклорных) традиций, сравнивая березу с молоденькой девушкой. Береза символизирует … (девчоночью, девичью) чистоту.

 

Систематическое выполнение подобных заданий приводит к тому, что учащиеся активно владеют лексикой, характеризующей духовный мир героя литературного произведения, явления природы, жизненные ситуации. Эти эффективные упражнения способствуют активизации языкового чутья, обогащают словарь ребенка, формируют внимательное отношение к слову.

Родная (русская) литература – благодатная почва для развития творческих способностей учащихся. Творчество доступно детям, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее. Именно в творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка. На уроках часто использую разного вида творческие работы:

1)      Сочинения – миниатюры. Объясните смысл пословицы. Объясните смысл названия.

2)      Дополнительная глава. После изучения рассказа И.А.Бунина «Подснежник» предлагаю задание: напишите дополнительную главу к рассказу, вообразите себя другом Саши, опишите ваше совместное времяпрепровождение, включите детали исторического прошлого.

3)      Сочинить сказку, рассказ, стихотворение. Примеры: сочините сказку о современной царевне, сочините рождественский рассказ, сочините стихотворение о зиме.

4)      Синквейн. Это особое стихотворение, в котором большая по объему информация выражается пятью короткими строками. Синквейн строится по определенной схеме: 1 строчка – имя существительное, 2 строчка – два имени прилагательных, 3 строчка – три глагола, 4 строча – фраза, выражающая суть проблемы, 5 строчка – имя существительное, подводящее итог. Задания по созданию синквейна помогают детям глубже понять и охарактеризовать образ литературного героя: составьте синквейн о царевне, об Елисее из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», об Иване из сказки «Конек-горбунок». На уроках, посвященных изучению лирических произведений, в форме синквейна учащиеся представляют поэтические образы. Иногда включаю в создание синквейна дополнительное условие. Например, сочините синквейн о зиме, используя художественные средства, или сочините синквейн о войне, где будет звучать призыв к миру. Считаю, создание синквейна на уроках родной (русской) литературы формирует образное, метафорическое мышление.

    На уроках родной (русской) литературы практикую задания по созданию кластеров, обобщающих или сравнительных таблиц, кругов Эйлера. Подобные задания способствуют формированию умений систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в текстах, а также выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной или наглядно-символической форме.

Поддерживать познавательный интерес к предмету «Родная (русская) литература» мне помогают задания игрового плана: викторины, кроссворды.

Приведу примеры. Викторина по сказке П.П.Ершова «Конек-Горбунок».

На каждый вопрос викторины ответьте «верю» или «не верю».

№ п/п

Вопрос

Иллюстрация

Правильный ответ

1

Старший брат Ивана Гаврило и средний брат Данило продавали пшеницу

кино 1

верю

2

Иван спас золотую рыбку

Описание: https://ru-static.z-dn.net/files/d98/4b792f3c9361b8ca69c82d4b71225eeb.jpg

не верю

(Иван спас чудо-юдо рыбу кит)

3

Конька звали горбунком, потому что у него был один горб

21

не верю

(у горбунка было два горба)

4

Конька-горбунка родила белая кобылица

16

верю

5

Конек-горбунок был ростом три вершка

20

верю

6

Иван прятал перо Жар-птицы в заветную шкатулку

10

не верю

(Иван прятал перо в тряпицу и в шапку)

7

Родителями Царь-девицы были царь с царицей

2

не верю

(Месяц-мать)

8

Чудо-юдо рыба кит была наказана за то, что проглотила 30 кораблей

9

верю

9

Конек-горбунок выручал Ивана три раза

25

не верю

(4 раза)

10

Главного героя звали Иван Петрович

31

верю

11

Царский спальник узнал о Царь-девице из разговора поваров и слуг

кино 2

верю

12

Иван выполнял задания три года и три дня

12

не верю (шесть недель и три дня)

 

Эффективность использования дидактических материалов подтвердилась результатами успеваемости (100%) и высоким качеством знаний по родной (русской) литературе, высокой степенью обученности.

По результатам мониторинга наблюдаем положительную динамику по отдельным позициям сформированности познавательных УУД: преобразование информации, анализ, синтез, построение рассуждений, выделение главного.

Повысилась и результативность участия в конкурсах и олимпиадах.

Таким образом, в ходе апробации в течение двух лет выявлена целесообразность использования сборника дидактических материалов для обучения предмету «Родная (русская) литература».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы, которой я пользовалась:

1.       А.Г. Асмолов. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. – М. Просвещение, 2010

2.       П.Я. Гальперин. Методы обучения и умственного развития ребенка. /П.Я. Гальперин. - М.: МГУ, переиздан, 2009.- 82с.

3.       Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики/ Под ред. М.Н. Скаткина. — М.: Просвещение, 1982.

4.       Л.В. Занков. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М, 2000

5.       М.В. Кларин. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) –– Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. – 176 с.

6.       Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/ Российская академия образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008

7.       Кудина И.Ю. Современный фонд средств обучения литературе: состояние и тенденции развития.

8.       Н.И. Кудряшев. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. – М., 1981. – С.168-182.

9.       Т.А. Рыжкова. Проектирование уроков литературы. М., Педагогический университет «Первое сентября», 2008.

10.   S. J. Parnes Creative Behaviour Book New-York: Charles Scribner's Sons, 1967.

11.   Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644)/Минобрнауки России. – М.: Просвещение, 2014.

12.   Л.В. Шамрей. Особенности структурирования учебного материала на уроках моделирующего типа//Образность как основа и принцип изучения художественной литературы: монография. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2015. – С.29-40.

 

 


Методическая разработка учителя русского языка и литературы

Методическая разработка учителя русского языка и литературы

На первом этапе своей работы, анализируя литературу по проблеме разработки дидактических материалов, я поняла, что нет однозначного определения и четкого разграничения понятий «дидактические материалы» и…

На первом этапе своей работы, анализируя литературу по проблеме разработки дидактических материалов, я поняла, что нет однозначного определения и четкого разграничения понятий «дидактические материалы» и…

Все перечисленные рекомендации осуществимы лишь в условиях свободного обмена мнениями, идеями, в обстановке живого обсуждения, творческой дискуссии

Все перечисленные рекомендации осуществимы лишь в условиях свободного обмена мнениями, идеями, в обстановке живого обсуждения, творческой дискуссии

Дидактические материалы могут быть представлены на бумажных или электронных носителях

Дидактические материалы могут быть представлены на бумажных или электронных носителях

Определив цели обучения (для чего создаю дидактический материал), я начала отбор содержания учебного материала, который позволил бы эффективно донести содержание до каждого обучающегося

Определив цели обучения (для чего создаю дидактический материал), я начала отбор содержания учебного материала, который позволил бы эффективно донести содержание до каждого обучающегося

Я чувствовал, как в этот день,

Я чувствовал, как в этот день,

Это начало рассказа И.А.Бунина, который так и называется «Подснежник»

Это начало рассказа И.А.Бунина, который так и называется «Подснежник»

Объясните значение устаревших слов из сказки

Объясните значение устаревших слов из сказки

Гурт Д Стадо скота, перегоняемое для каких-нибудь хозяйственных целей 6

Гурт Д Стадо скота, перегоняемое для каких-нибудь хозяйственных целей 6

Родная (русская) литература – благодатная почва для развития творческих способностей учащихся

Родная (русская) литература – благодатная почва для развития творческих способностей учащихся

Поддерживать познавательный интерес к предмету «Родная (русская) литература» мне помогают задания игрового плана: викторины, кроссворды

Поддерживать познавательный интерес к предмету «Родная (русская) литература» мне помогают задания игрового плана: викторины, кроссворды

Иван прятал перо Жар-птицы в заветную шкатулку не верю (Иван прятал перо в тряпицу и в шапку) 7

Иван прятал перо Жар-птицы в заветную шкатулку не верю (Иван прятал перо в тряпицу и в шапку) 7

Эффективность использования дидактических материалов подтвердилась результатами успеваемости (100%) и высоким качеством знаний по родной (русской) литературе, высокой степенью обученности

Эффективность использования дидактических материалов подтвердилась результатами успеваемости (100%) и высоким качеством знаний по родной (русской) литературе, высокой степенью обученности

Список литературы, которой я пользовалась : 1

Список литературы, которой я пользовалась : 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2021