Тема: «Синектика, как метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования»
В современной педагогике под синектикой понимается метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного и метафорического мышления участников.
«Дидактические принципы генерации идей по методу синектики на уроках химии в школе».
№ |
Этапы |
Содержание |
1 |
Формулировка основной проблемы, которую требуется решить |
Как сконструировать прибор для получения и собирания водорода? |
2 |
Возможные решения (указать два варианта) |
1. Попробовать собрать прибор, аналогичный тому, как собирали прибор для получения кислорода. 2. Рассмотреть принцип работы фабричных приборов и разработать свой вариант. |
3 |
Аналогии, которые могут позволить выразить поставленную задачу в понятиях, знакомых и привычных для каждого члена группы (указать два варианта) |
1. Аналогия с прибором для получения кислорода. 2. Аналогия с молекулой, потому что газы имеют молекулярное строение. |
4 |
Предусмотреть проблемы и трудности, создающие препятствия на пути решения проблемы (позволяет устранить возникающие преграды и прийти к решению наиболее рациональным путём) |
Для того, чтобы получить и собрать газ, необходимо знать его свойства и методу его сбора. Обсудим вопросы и найдём на них ответы: 1.Назовите физические свойства газа водорода? (Водород – бесцветный газ, без запаха, малорастворим в воде, самый лёгкий газ, в смеси с воздухом взрывоопасен.) 2.Какими способами можно собрать газ водород и почему? (Так как водород легче воздуха (масса водорода = 2, а воздуха 29), поэтому его можно собрать методом вытеснения воздуха. Водород можно собрать методом вытеснения воды, т.к. этот газ малорастворим в воде.) 3.В каком положении должна находиться пробирка-приёмник и почему? (Пробирка, в которой собирается газ водород, находится в перевёрнутом положении - вверх дном.По той причине, что водород легче воздуха.) |
5 |
Наводящие вопросы для уточнения и конкретизации решения (указать два вопроса) |
1. Почему, после сборки прибора, его необходимо проверить на герметичность? 2. Почему при получении водорода необходимо соблюдать правила техники безопасности? 3. Как доказать наличие водорода в пробирке и проверить его на чистоту? |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.