Система работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Дарование к творчеству, изменению (преобразованию) природы,
созданию свежего продукта реальности, может быть, основная особенность,
отличающая нас, людей от мира животного. По-новому думающие люди выделяются
тем, что готовы переделывать, переопределять мир с тем, чтобы она подходила не
только их умственным нуждам, но и потребностям.
Современной психологией и педагогикой «одаренность» трактуется как интегральное
показание многообразных возможностей в целях точной деятельности.
Свойства одаренности:
1) нововведение как выход за пределы запросов производимой деятельности, что
разрешает раскрывать новые приемы и закономерности;
2) развитость качественно неповторимого отдельного стиля деятельности,
выражающегося в склонности «все совершать по-своему» и сопряженного со
свойственной талантливому ребенку самодостаточной системой саморегуляции
(развитие деятельности по инициативе самого ребенка и есть творчество);
3) рефлексивный прием обработки информации (склонность точно исследовать вопрос
до принятия какого-нибудь решения, установка на обоснование личных действий);
4) специальный тип организации знаний талантливого ребенка: возвышенная
структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе
всевозможных связей; свернутость познаний в соответствующей предметной области
при одновременной их готовности распуститься в свойстве контекста поиска
заключения в нужный момент времени; категориальный нрав (увлеченность всеобщими
идеями, тяга находить и определять общие закономерности.
Одарённые дети – это дети, которые распознаны образовательной налаженностью
превосходящими уровень умственного развития других ребят своего возраста. Они
проявляют свои таланты в раннем возрасте. Одарённые дети владеют многими
потребностями, которые обычная образовательная концепция не в состоянии
удовлетворить.
Вот задачи, которые преподаватель обязан ставить пред собой перед собой:
• создать обстановку для индивидуального формирования личности учащихся,
подходящие их способностям и дарованиям, через систему воспитательской работы;
• проводить диагностику одаренности обучающихся на каждом возрастном этапе и
поиск соответственного метода реализации личности в определенных вариантах
деятельности;
• создать условия для осуществления экспериментальной деятельности обучающихся
и преподавателя в ходе общей разработки планов в области профессионального
образования.
Условия нашей современности, которые мы должны принимать как данность, вовсе не
способствуют формированию упомянутых выше талантов. И всё же учитель, учитель
обязан верить, что любой его подшефный одарён, но по-своему.
Поощряйте
каждый успех ребёнка в достижении учебного процесса.
Занятие с детками с высоким уровнем возможностей можно символически разбить на
2 группы:
Урочная деятельность
1) проектная работа
2) нестандартные уроки с использованием ИКТ-технологий, творческой мастерской,
критического мышления и др.
3) самостоятельная работа (с учебником, справочным материалом, создание заданий
на опережение и задач расширенного уровня)
4) занятие в группе
Внеурочная деятельность
1) предметные недели
2) научно-практические конференции
3) олимпиады по предмету
4) участие в конкурсах экспериментальных работ
5) участие в конкурсах «Русский медвежонок», «Полиглот»
6) участие в дистанционных конкурсах посредством сети Интернет и др.
В учебной деятельности мое занятие по этому течению базируется на персональном
и дифференцированном подходах, что способствует расширению и глубокому
исследованию русского языка и литературы.
Необыкновенно ясно гениальность ребят выражается в творчестве. Поэтому всегда
провожу уроки, основывающиеся на фантазию:
урок творчества, урок изобретательства, комплексно-творческий отчёт, урок
"удивительное рядом", "урок выставка". Уроки, изображающие
какие-нибудь занятия или виды работ: экскурсия, заочная экскурсия, гостиная,
поход в прошлое, урок-экспедиция. Уроки с игровой конкурсной основой:
урок-деловая игра, урок-диспут, игра-обобщение, урок "Что? Уроки с
изменёнными методами организации: урок - лекция, оборона идей, урок - встреча.
При объяснении нового материала зачастую применяю проблемную технологию, когда
преподаватель не говорит занимающимся готовые сведения, а выдает учащимся
нужный языковой материал, проанализировав который, они смогут делать самостоятельные
выводы.
Как любой учитель, стремлюсь к тому, чтобы домашнее задание было
дифференцированным, вливало в себя как обязательную часть, так и
исследовательскую и творческую.
Одним из первенствующих течений в работе педагога является введение в образовательный
процесс проектной технологии, именно она призвана адаптировать классно-урочную
систему к возможностям и потребностям любого ученика, что позволяет делать для
любого учебный процесс личностно значимым, в котором он приобретает вероятность
всецело открыть свой творческий потенциал, обнаружить свои исследовательские
способности, фантазию, активность, самостоятельность. Это особенно важно
потому, что знания не столько передаются, сколько выходят в процессе
личностно-значимой деятельности.
Творческая позиция к изучаемой теме активизирует показание одарённости. Ребята
радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции направляют их к
формированию своих, пусть и очень небольших, способностей.
Концепция занятия с одарёнными детьми включает в себя проблемное обучение,
элементы проблемного обучения. Дети постоянно и везде обязаны обучаться
самостоятельно думать, принимать решения, брать за свои решения важность на
себя, потому что жизнь – это и есть проблемное обучение, к которой ребенок обязан
быть подготовленным со школьной скамьи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.