Методическая разработка «Современный урок и его особенности»
Оценка 4.7

Методическая разработка «Современный урок и его особенности»

Оценка 4.7
docx
23.05.2020
Методическая разработка  «Современный урок и его особенности»
Методическая разработка .docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМИ НАЦИОНАЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ

 

 

 

 

 

Методическая разработка

«Современный урок и его особенности»

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: учитель информатики

Пальшина Юлия Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар 2020

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

Современный урок и его особенности

Об уроке написано множество методических материалов. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и дистанционные технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Как для обучающихся, так и для преподавателя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный(от лат. actualis – деятельный) означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предполагает новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательной среды. В связи с этим педагогу необходимо овладеть соответствующей технологией подготовки урока.

Доказано педагогической практикой, что результативность обучения
связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания
значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации.
На основании опыта работы можно отметить возможности современного
урока:
· в развитии доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
·эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
· при освоении основных моральных норм (взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
· при формировании адекватной позитивной осознанной самооценки;
ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития
познавательных интересов, учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания и других личностных действий.
Идёт процесс формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, необходимых учащимся для овладения ключевыми компетенциями.

 

Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное — творить, изобретать, исследовать.

 

В наши дни преподавателю доступен весьма богатый арсенал электронных образовательных ресурсов. Для того чтобы целенаправленно и методически обоснованно их выбирать, преподавателю важно знать, какие образовательные задачи можно решать с помощью данных ресурсов, какие методические функции они выполняют и какие виды учебной деятельности могут поддерживать и инициировать. Следует учитывать тот факт, что ЭОР обладают такой важной дидактической характеристикой, как интерактивность, которая в данном случае означает наличие условий для учебного диалога.

Таким образом, подготовка современного урока представляет собой целенаправленное сочетание следующих элементов, направленных на достижение планируемых  образовательных результатов:

   педагогическая ситуация;

   содержание обучения;

   техническое оснащение;

   программное обеспечение;

   организация обучения в информационно-образовательной среде урока.

При этом каждый современный урок конструируется учителем с учётом как общих, так и индивидуальных особенностей обучающихся, исходя из условий и специфики данного образовательного учреждения, в котором будет происходить процесс обучения.

современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.

Первый аспект - Мотивационно – целеполагающий.

Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель  можно отождествить с результатом урока. Результатом урока  является  не успеваемость,  не объем изученного материала, а приобретаемые УУД  обучающихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке  не отрицает значения знаний,  он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

К  новым образовательным целям урока относятся  цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

Второй аспект современного урока  - Деятельностный

Новым смыслом урока является   решение проблем самими обучающегосями в процессе урока через самостоятельную  познавательную деятельность. Проблемный характер урока  с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения  решения проблем, информационную компетентность  при работе с текстом.

Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.

Развитию УУД  на уроке способствует применение  современных педагогических технологий:  технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа,  дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы преподаватель не искажал технологию, используя  из нее только отдельные приемы.

Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где преподаватель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а обучающийся воспринимается преподавателем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

Многие преподаватели, понимая важность умения учиться и разделяя идеи концепции развития УУД, всё же испытывают большие сомнения в возможности достижения поставленных задач. И одна из основных причин – недостаток знаний и умений в области применения таких психолого-педагогических технологий, с помощью которых становится возможным достижение новых образовательных результатов.

Следует отметить, что современный урок отличается тем, что представляет собой урок-систему. Каждый последующий урок является продолжением предыдущего урока. И если преподаватель не выработает систему, то результаты будут плачевными.

Отличительной чертой современного урока является его цельность. Цельность урока, его подчинённость одной идее обеспечивается двумя важнейшими компонентами – мотивацией и обобщением. Если обобщение – это содержательно-смысловой стержень урока, т.е. то, «ради чего» проводится урок, то мотивация, обеспечивающая возникновение вопроса, - это динамический стержень урока, т.е. то, «из-за чего» проводится урок.Благодаря обобщению обеспечивается содержательная цельность, или единство урока, а благодаря мотивации – его психологическая цельность, обусловливающая психологическую связанность  и необходимость всех этапов, предотвращение распада урока на отдельные составные части. Всё это становится тем более понятным, если вспомнить, что идея методики исследования заключается в моделировании естественного процесса открытия. Для того чтобы это открытие состоялось, чтобы получение нового знания психологически переживалось как открытие, урок и должен обладать особыми характеристиками, которые обозначаем через определение урока как системы.

Цели деятельности учителя  направлены, прежде всего, на развитие личности обучающихся и включают:

   развитие позитивных индивидуальных свойств обучающихся – способностей, интересов, склонностей;

   развитие у обучающихся интеллектуальной, исследовательской, информационной, коммуникативной, рефлексивной культуры;

   развитие личностно смыслового отношения обучающихся к изучаемому предмету;

   развитие ценностного отношения обучающихся к окружающей действительности.

Формы организации урока могут быть самыми разнообразными. Важным является использование таких средств, с помощью которых преподаватель добивается включения каждого обучающегося в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой работы.

Именно в данных уроках появляются все основания для того, чтобы перейти от внешней эффективности передачи знаний к более глубинному основанию знаний. Процесс проникновения в глубину способствует возникновению личностного смысла знаний. Он становится возможным тогда, когда обучающийся участвует в производстве своих знаний.

 

 

Приложение 1.Конспект современного урока.

 

Конспект урока «Правила безопасного поведения в сети Интернет»

1.    Предмет: информатика

2.    Класс: 8

3.    Базовый учебник: Семакин И.Г и др.

4.    Цель деятельности учителя: организовать деятельность учащихся по изучению и первично­му закреплению правил безопасного поведения в сети Интернет.

5.    Педагогические задачи учителя:

- актуализировать субъектный опыт учащихся;

-предоставить возможность учащимся самостоятельно сформулировать правилабезопасного поведения в сети Интернет;

- содействовать развитию у школьников умений анализировать, сравнивать, выделять главное в информации по теме урока;

-предложить систему упражнений и заданий на применение учащимися полученных знаний в разнообразных ситуациях;

- использовать классификационные и систематизирующие схемы и таблицы;

- инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности и своего субъектного опыта;

- провести рефлексию познавательных действий школьников.

6.    Ожидаемые результаты деятельности учащихся на уроке

Предметные:

- сформулируют правила безопасного поведения в сети Интернет;

- осуществят использование полученных знаний на практике.

Метапредметные:

- формули­руют проблему, предложат пути ее решение;

- поставят цель и спланируют свою деятельность;

- осуществят структури­рование информации;

- осуществят самокон­троль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Личностные:

- осознают социальную, практическую и лично­стную значимость учебного материала.

7.    Технологии:

1.    технология деятельностного метода;

2.    технология развития критического развития через чтение и письмо.

8.    Тип урока:урок открытия  нового знания

9.    Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная

10.    Методы обучения: словесный (дискуссия, рассказ), видеометод, наглядный (демонстрация), практический; частично-поисковый, проблемный, метод мотивации интереса; интерактивная форма обучения (обмен мнениями, информацией), сингапурская методика (Джот ТОТС, Зум ин)

11.    Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска или проектор, ЦОР, компьютер, дидактический материал.

12.              Структура и ход  урока

1)      Мотивация  к  учебной деятельности (2 минуты)

2)      Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (5 минут)

3)      Выявление места и причины затруднения (5 минуты)

4)      Построение  проекта выхода из ситуации (3 минуты)

5)      Реализация построенного проекта. (12 минут)

6)      Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (4 минут)

7)      Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (9 минуты) 

8)      Включение в систему знаний и повторение. (3 минуты) 

9)      Рефлексия  учебной деятельности  на  уроке (2 минуты)

 

 

 

 

Этап урока

Содержание этапа

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок. Думайте, высказывайтесь, не бойтесь ошибиться, все вместе мы найдем правильный ответ.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

(Слайд 1)

- Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла фразу Ротшильда «Кто владеет информацией – владеет миром» Как вы её понимаете?

Информация обладает уникальным свойством в любых сферах знания: она является единственным видом ресурсов, который в ходе исторического развития человечества не только не истощается, а постоянно увеличивается и совершен­ствуется.

Давайте вспомним, что мы понимаем под информацией? (Информация – сведения о каком-либо объекте, уменьшающие степень неопределенности о нем.)

Какие источники информации существуют? (Человек, книги, журналы, радио, ТВ, Интернет.)

 Какой из источников для вас более информативен? (Интернет.)

(Слайд 2)

Ваш сверстник н считает также. Послушайте, какая история с ним однажды приключилась. Слушайте внимательно, потому что вам предстоит ответить на вопрос «Сколько ошибок совершил n при работе в сети Интернет?»

Свой день, как обычно, Вася начал, включив компьютер. Компьютер был новый, не всеми программами обеспеченный. Но радость обладания новой техникой заглушала мысли об осторожности. Вчера он просидел у экрана три часа.

Нужно было скачать нужную информацию с одного сайта. Хорошо, что регистрации не требовалось - только указать адрес электронной почты, так что много времени это у Васи не заняло.

Зайдя на другой сайт, Вася с удивлением обнаружил, что забыл пароль. Не беда! Вбил адрес электронной почты – и дело в шляпе!

Много времени ушло на скачивание нужных программ с различных сайтов.

Сегодня,  прежде всего Вася решил проверить почту. Пароль почты был простенький (дата рождения мальчика), он давно хотел поменять его, но все руки не доходили. 

Почта была переполнена рекламными письмами. Папка «Спам» также солидно пополнилась. Чтобы очистить почту от этого «мусора», Васе понадобилось полчаса.  Времени, конечно, жалко,  но делать нечего.

Васе нужно было сообщить  старому другу Петьке, семья которого еще год назад уехала в Питер на пмж, о  предстоящей поездке с папой и мамой в город на Неве. Он обозначил даты приезда и отъезда,  договорился с другом о встрече.

«Ага, - заметил Вася новое письмо, - сейчас мы тебя прочитаем». Вася, не обратив внимания на то, что письмо было  с незнакомого адреса, открыл его и послушно щелкнул по содержащейся в нем ссылке. Вышло сообщение «Ваш доступ к сайту  заблокирован». Для того чтобы разблокировать сайт, Вася послушно указал свой номер телефона.

Закрыв почту, мальчик решил посмотреть погоду в Санкт-Петербурге. Всплыл яркий баннер, любопытство заставило мальчика по нему кликнуть.

Вася вспомнил, что ему нужно запустить одно приложение с рабочего стола. Компьютер, который работал как по мановению волшебной палочке, стал «тормозить».

«Ничего, вернусь, тогда и разберусь,  чем дело», - подумал мальчик, выключая технику.

Нужно сделать звонок. Вася очень удивился, что счет оказался нулевым.

Вернувшись из Санкт-Петербурга, семья нашла квартиру пустой, украли и Васин новенький компьютер.

 

Итак, сколько ошибок совершил наш герой?

Учащиеся испытывают затруднения при подсчете количества ошибок.

 

3. Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание выполняли? (искали ошибки, совершенные Васей при работе в интернете.)  Кто не справился с заданием?

–  Справились с заданием? (Не совсем.)

– Почему? (Не знаем всех правил безопасного поведения в сети Интернет.)

 

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Исходя из этого, сформулируйте цель нашего урока. (Узнать правила безопасного поведения в сети Интернет.)

(Слайд 3)

- Какова тема урока? (Правила безопасного поведения в сети Интернет.)

- Что нужно сделать, чтобы реализовать цель урока?

1. Изучить теоретический материал по теме урока.

2. Сделать выводы.

3.Использовать полученные знания на практике.

 

 

5. Реализация построенного проекта.

- Итак, вы сказали, что интернет самый востребованный источник получения информации. А что такое интерне: добро или зло? ( И добро, и зло, потому что у интернета есть и плюсы, и минусы.)

(Слайд 4)

- Да ребята, вы правы, я с вами согласна, к вашей точке зрения соединятся и Марта Кетро. Ей принадлежит следующее высказывание: «Интернет несет читателю тонны мусора и крупинки золотого песка, и умение выбрать самое интересное  и полезное становится весьма востребованным талантом». Вы должны уметь из тонны мусора выделить крупинки золотого песка, а для того хорошо знать достоинства и недостатки интернета.

(Структура Джот ТОТС)

- Итак, вы еще до начала урока образовали группы. Внимание! Задание: каждый член группы должен записать на листочке одно слово или словосочетание, с которым у вас ассоциируются плюсы или минусы интернета. (Учащиеся делают записи.)

Учащиеся по очереди озвучивают записи, с предложенными словами и словосочетаниями коллективно составляются предложения. В итоге формулируются достоинства и недостатки, оформленные в виде таблице. Например,

 

Достоинства

Интернет имеет неограниченные возможности дистанционного образования

Недостатки

.       Интернет магазины – это плохо, потому что это наиболее популярный вид жульничества в Интернете. 

Чрезмерное увлечение интернетом приводит к интернет-зависимости

 

- Вспомните, какие ошибки допустил н, и сформулируйте правила безопасного поведения в интернете, оформите кластер. На выполнение задания вам отводится 7 минут.

(Слайд 5)(Зум ин)

- Готовы? Посмотрите видеофрагмент. Отредактируйте кластеры.

https://www.youtube.com/watch?v=wVDsCpYSpeo

(Слайд 6)

-    Внимание на экран, сравните свой кластер с эталоном и, если необходимо, внесите изменения. Оцените свою работу.

Группы по очереди дают оценку своей работе по предложенным критериям в соответствие содержания теме;

Кластер не составлен- 2б;

Cсодержание кластера не соответствует основной теме; кластер построен не логично- 3б

·         В кластере не полно раскрыто содержание основной теме, но показано общее понимание; кластер построен не логично

·         (содержание кластера в основном соответствует основной теме;

·         в кластере не до конца простроены логические связи)- 4б

Содержание кластера соответствует основной мысли (теме)

·         в кластере точно простроены логические связи- 5б

- Итак, возвращаемся к истории н, назовите количество ошибок, совершенных мальчиком и составьте «напоминалку» для Васи «Правила безопасного поведения в сети Интернет».

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Прокомментируйте их.

Учащиеся, пользуясь сформулированными правилами безопасного поведения в сети Интернет, называют все ошибки, допущенные Васей, и комментируют их.

 

 

 

 

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Небольшая самостоятельная работа

1 Вариант

1. Если вам пришло сообщение с заголовком «От провайдера», где запрашивают ваш логин и пароль для входа в Интернет, вы:

А. Вышлите только пароль: они сами должны знать логин.
Б. Отметить письмо как спам.

2.В случае, если антивирусная защита на компьютере не рекомендует заходить на сайт, который вам нужен, вы:

А. Проигнорируйте предупреждение;
Б. Не будете заходить на «подозрительный» сайт, где могут быть вирусы, которые могут повредить вашему компьютеру.

3.Какую информацию нельзя выкладывать в социальные сети?

А.Ф.И.О.

Б.Собственные увлечения

В. Паспортные данные

Г. Собственные фотографии

 

2        вариант

1. Пароль пользователя должен:

А. Содержать цифры, буквы, специальные символы или знаки препинания, и быть сложным для угадывания

Б. Содержать только цифры или буквы

В. Иметь явную привязку к владельцу (его имя, дата рождения, номер телефона и т.п.)

Г. Быть простым и легко запоминаться, например «123», «111», «qwerty» и т.д.

2. Можно ли отправлять SMS или оставлять свой номер телефона с незнакомого сайта, чтобы получить код доступа к игре или подарку?
А. никогда не следует отправлять SMS или давать свой номер телефона
Б. всегда оставлять номер телефона, а SMS слать нельзя
В.  всегда отправлять сообщение и давать номер, чтобы получить код доступа

 3. На вашу электронную почту пришло письмо от неизвестного,  сомнительного адресата, вы:
А. откроете письмо;
Б.  отметите как спам;

- Проверьте по образцу

(Слайд 7)

1 вариант: 1-Б, 2-Б, 3-В.

2 вариант: 1-А, 2-А, 3-Б

Работа над ошибками.

Физкультминутка

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Теперь мы с вами поработаем с интерактивной доской и попробуем выполнить задания на тему «Безопасный Интернет».

https://learningapps.org

1.https://learningapps.org/592573- Потребительские риски

2.https://learningapps.org/1977467- Как обезопасить себя отинтернет мошенников

Рис.1-« Потребительские риски»

Скриншот 2018-09-13 19_50_15

Рис.2- «Как обезопасить себя от интернет- мошенников

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какую цель поставили в начале урока?

¾  Вы достигли поставленной цели?

¾  В чем было затруднение?

¾  Как вы открывали новое знание?

¾  Что вы использовали при построении нового знания?

Оцените свою работу на сегодняшнем уроке.

(Слайд 8)

Выберите каждый начало предложения и закончите его.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я научился…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…

 

 Я вам желаю, чтобы вы отдавали предпочтение образовательным сайтам.

Список используемой литературы:

1. Агибалова, С.В. Методическое сопровождение учителя в условиях введения профессионального стандарта педагога / С.В. Агибалова, И.И. Ковешникова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – 1(6). – С. 141-143.

2. Петунин, О.В. Профессиональный стандарт педагога как ориентир профессионального развития учителя / О.В. Петунин, Л.Е. Шмакова // Инновации в образовании. – 2016. – № 4. – С. 14-21.

3. Феклин, С.И. Профессиональный стандарт педагога: от теории к практике / С.И. Феклин // Профильная школа. – 2017. – Том 5. – № 1. – С. 4-13.


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОАТЕЛЬНОЕ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Современный урок и его особенности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Современный урок и его особенности

Идёт процесс формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, необходимых учащимся для овладения ключевыми компетенциями

Идёт процесс формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, необходимых учащимся для овладения ключевыми компетенциями

Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой

Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой

Следует отметить, что современный урок отличается тем, что представляет собой урок-систему

Следует отметить, что современный урок отличается тем, что представляет собой урок-систему

Приложение 1.Конспект современного урока

Приложение 1.Конспект современного урока

Тип урока: урок открытия нового знания 2

Тип урока: урок открытия нового знания 2

Свой день, как обычно, Вася начал, включив компьютер

Свой день, как обычно, Вася начал, включив компьютер

Вернувшись из Санкт-Петербурга, семья нашла квартиру пустой, украли и

Вернувшись из Санкт-Петербурга, семья нашла квартиру пустой, украли и

Реализация построенного проекта

Реализация построенного проекта

Кластер не составлен- 2б; C содержание кластера не соответствует основной теме; кластер построен не логично- 3б ·

Кластер не составлен- 2б; C содержание кластера не соответствует основной теме; кластер построен не логично- 3б ·

Пароль пользователя должен: А

Пароль пользователя должен: А

Рис.1-« Потребительские риски»

Рис.1-« Потребительские риски»

Список используемой литературы: 1

Список используемой литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2020