Методическая разработка Технические характеристики грузовых автомобилей
Оценка 4.7

Методическая разработка Технические характеристики грузовых автомобилей

Оценка 4.7
doc
21.12.2019
Методическая разработка Технические характеристики грузовых автомобилей
Техническая характеристика грузовых автомобилей.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

по МДК.01.01 Устройство автомобилей

на тему

 «Технические характеристики грузовых автомобилей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019


 

Цели занятия:

1.   Изучить техническую характеристику армейских автомобилей, органы управления, системы автоматизации и обеспечения комфортных условий в кабине грузового автомобиля.

2.   Воспитывать у обучающихся чувство личной ответственности за безаварийную эксплуатацию АТТ.

3.   Развивать интерес к изучению автомобильной техники, память, целеустремлённость.

4.   Формировать профессиональную компетенцию 4.2. Выполнять основные работы по техническому обслуживанию автомобильной техники, устранять возникшие во время эксплуатации транспортного средства мелкие неисправности.

5.   Формировать общие компетенции ОК-1 – ОК-10.

 

Время:2 часа

 

Место:кабинет по устройству и эксплуатации АТТ

Учебно - материальное обеспечение:

Плакаты:  « Шасси автомобиля », «Классификация  автомобилей »,

« Общее устройство автомобиля ».

 

 

Распределение времени занятия:

Вступительная часть                                                                        до 5 мин;

Проверка подготовки обучающихся к занятию                                       10мин;

Учебные вопросы занятия:                                

1. Техническая характеристика автомобилей: Зил-131, Урал-4320,

Камаз-431025 мин;

2. Органы управления, средства информационного обеспечения 25 мин;

3. Системы автоматизации управления и обеспечения комфортных условий в кабине  20 мин;

Заключение                                                          5мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание занятия

 

Вступительная часть

 

-      принять рапорт дежурного по группе;

-      проверить наличие обучающихся и их готовность к занятию;

-      проверить наличие учебной литературы;

-      ответить на вопросы, которые возникли при подготовке к занятию на самостоятельной работе;

-      довести тему учебные вопросы и цели занятия.

 

Проверка подготовкиобучающихся к занятию

 

Опрос рекомендуется провести устно, задавая вопросы и вызывая одного-двух обучающихся для ответа,

 

Методические рекомендации:

При подготовке к занятию изучить учебные вопросы, содержание методической разработки, ознакомиться с методическими рекомендациями. По завершению личной теоретической подготовки составить и утвердить план проведения занятия.

Накануне занятияподготовить к показу электронный демонстрационный материал, приобрести навыки его использования с компьютером и проектором или подготовить ассистента, который будет управлять компьютером.

Во вступительной части принять рапорт дежурного по группе, проверить наличие и внешний вид обучаемых, наличие учебников и тетрадей для ведения конспектов. Объявить тему, цели и учебные вопросы занятия, порядок его проведения.

При изложении учебного материала использовать слайды, приводить примеры из практической деятельности и жизни. Для активизации обучающихся задавать вопросы, направленные на самостоятельное уяснение устройства или функции механизмов, общее устройство транспортного средства.

                       при рассмотрении первого вопроса, особое внимание следует уделить технической характеристике автомобилей ЗиЛ-131 и КамАЗ-4310;

                       при рассмотрении второго вопроса необходимо обратить внимание обучающихся на  назначение и расположение органов управления;

                       при изучении третьего вопроса особое внимание следует уделить системам автоматизации управления.

Подводя итоги по каждому учебному вопросу необходимо выделить главное, подчеркнув необходимость изучения данного вопроса, напомнив обучающимся о необходимости своевременного и качественного  технического обслуживания.

В заключении представить перспективные направления развития и конструирования автомобильной техники, подвести итоги занятия, сделать вывод о достижении учебных целей, дать задание на самостоятельную работу.

 

 


 

1. Техническая характеристика автомобилей

Параметры

УАЗ-3151

ГАЗ-66

ЗиЛ-131

Урал-4320

КамАЗ-4310

Тип автомобиля

Лег.

Груз.

Груз.

Груз.

Груз.

Колесная формула

4х4

4х4

6х6

6х6

6х6

Грузоподъёмность

0,6

2,0

3,5-5

4,5

6

Масса снаряжённого автомобиля, кг

-с лебёдкой

- без лебедки

 

 

 

1540

 

 

3640

3470

 

 

6700

6460

 

 

8200

7800

 

 

 

8715

Полная масса автомобиля, кг

-с лебедкой

-без лебедки

 

 

2150

 

5970

5770

 

10425

10185

 

13300

13100

 

 

15100

Допустимая масса буксируемого прицепа, кг

 

-

 

2000

 

4000

 

7000

 

7000

Габаритные размеры, мм

-длина

-ширина

-высота

 

4026

1785

1925

 

5635

2322

2440

 

7040

2500

2480

 

7350

2690

2680

 

7650

2500

3090

Наименьший радиус поворота, м

 

6,5

 

9,5

 

10,2

 

10,5

 

10,5

Дорожный просвет, мм

210

315

330

400

365

Преодолеваемый брод, м

0,7

0,8

1,4

1,5

1,4

Преодолеваемый подъём, 0

36

30

30

30

30

Максимальная скорость, км/ч

100

90

80

75

85

Контрольный расход топлива, л/100км

 

16,0

 

31,5

 

51,0

 

71,0

 

47

Запас хода по топливу, км

487

677

666

507

532

Двигатель установленный на автомобиле

ЗМЗ

414

ЗМЗ

66

ЗиЛ

131

Модели

740

Модели

740

Ёмкость топливных баков, л

2х39

2х105

2х170

210+60

2х170

2  Органы управления,средства информационного обеспечения

 

Рис.1 Органы управления автомобиля КамАЗ-4310.

1-кнопка крана управления вспомогательным тормозом 2-педаль выключения сцепления; 3-педаль управления рабочим тормозом 4-педаль управления подачей топлива; 5-комбинированный переключатель; 6-рулевое колесо; 7-рычаг механизма дистанционного управления коробкой передач; 8-рукоятка механизма регулирования жесткости подвески сиденья водителя; 9-рукоятка троса рычага остановки двигателя; 10-рукоятка крана управления стояночным и запасным тормозами; 11-рукоятка троса ручного управления подачей топлива; 12-рычаг механизма продольного перемещения сиденья водителя.

 

Кнопка 1 крана управления вспомогательным тормозом распо­ложена на полу кабины под рулевой колонкой. При нажатии на кнопку также отключается подача топлива.

Педаль 2 выключения сцепления (навесного типа) закреплена на кронштейне под панелью приборов, слева от рулевой колонки.

Педаль 3 управления рабочим тормозом и педаль 4 управления подачей топлива закреплены в одном кронштейне, который уста­новлен на полу кабины справа от рулевой колонки.

Комбинированный переключатель 5 закреплен на рулевой ко­лонке под рулевым колесом 6 и состоит из переключателя света, переключателя указателей поворота и двух выключателей звуко­вых сигналов. На корпусе его нанесены символы включаемых по­требителей электроэнергии.

Кнопка 4 включения пневматического звукового сигнала рас­положена в торце переключателя света.

Рычаг 1 переключателя указателей поворота расположен с ле­вой стороны комбинированного переключателя. При перемеще­нии рычага вперед включаются указатели правого поворота, при перемещении назад — указатели левого поворота автомобиля. Пе­реключатель имеет автоматическое устройство для возвращения рычага в нейтральное положение по окончании поворота и воз­вращении рулевого колеса в положение, соответствующее движе­нию автомобиля по прямой. Электрический звуковой сигнал включается при перемещении рычага вверх.

Рычаг 7 механизма дистанционного управления короб­кой передач находится справа от сиденья водителя.

Рукояткой 8, расположенной справа от сиденья водителя, регу­лируется жесткость подвески сиденья в зависимости от массы во­дителя: для увеличения жесткости поверните рукоятку в положе­ние «+» (для уменьшения — в положение «—») и сделайте неско­лько качательных движений вверх-вниз. Для регулирования продольного положения сиденья водителя переместите рычаг 12 по направлению к сиденью, подвиньте сиденье на необходимое расстояние и отпустите рычаг.

На уплотнителе опоры рычага переключения передач (справа от сиденья водителя) расположены рукоятка 9 троса рычага оста­нова двигателя и рукоятка 11 троса ручного управления подачей топлива. Для установки постоянной частоты вращения коленчато­го вала двигателя нажмите педаль управления подачей топлива, азатем вытяните рукоятку троса ручного управления подачей топ­лива и поворотом рукоятки за­фиксируйте необходимую часто­ту вращения. Для останова дви­гателя вытяните рукоятку 9. Если рукоятка утоплена — двигатель готов к пуску.

  Рукоятка 10 крана управления стояночным и запасным тормо­зами расположена справа от си­денья водителя, имеет два фик­сированных положения — верти­кальное и горизонтальное; в любом промежуточном положе­нии включен запасной тормоз. Для включения стояночного тор­моза вытяните рукоятку крана и переведите ее в вертикальное положение (рис. 5); для выключе­ния— снова вытяните и переведите в горизонтальное положение.

Расположение контрольно-измерительных приборов и органов управления специальным оборудованием изображено на рис. 6.

Все контрольно-измерительные приборы расположены на щитке 1 в левой части приборной панели. Щиток приборов кре­пится к панели двумя винтами. В левом и правом углах щитка приборов имеются блоки контрольных ламп. На панели предохра­нителей, которая откидывается при вытягивании на себя, распо­ложены клавишные выключатели и переключатели 2 приборов электрооборудования. Переключатель стеклоочистителя имеет два положения, обеспечивающие работу на двух скоростях. Переклю­чатель стеклоомывателя имеет нефиксированное положение.

 

 

Рис.2 Передняя панель автомобиля КамАЗ-4310.

1 — щиток приборов; 2— клавишные переключатели и выключатели; 3— пепельница; 4— па­нель предохранителей откидная; 5 — вещевой ящик; 6 — предохранитель предпускового подо­гревателя; 7— переключатель предпускового подогревателя; 8— рычаг крана управления дав­лением в шинах (только для КамАЗ-4310); 9 — кнопка дистанционного выключателя аккуму­ляторных батарей; 10 — замок выключателя приборов электрооборудования и стартера; 11 — рукоятка управления жалюзи; 12— рычаг крана включения механизма блокировки межосевого дифференциала; 13 — кнопка крана аварийного растормаживания; 14 — рукоятки управления краном отопителя и заслонками воздухораспределителей

 

На внутренней стороне панели смонтирован блок предохрани­телей. В правой части находится вещевой ящик 5, освещаемый софитной лампой.

Рычаг 8 крана системы регулирования давления воздуха в ши­нах имеет три положения. Для снижения давления в шинах руко­ятку крана нужно перевести в положение ВЫПУСК, а для увели­чения давления плавно перевести рукоятку в положение НАКАЧКА. После достижения необходимого давления рукоятку крана зафиксируйте в среднем нейтральном положении. Накачи­вать шины можно при давлении воздуха в контуре I или контуре II пневматического привода тормозов не ниже 5,5 кгс/см2.

   При нажатии на кнопку 9 включаются аккумуляторные бата­реи, при повторном нажатии — выключаются.

При повороте ключа в замке 10 выключателя приборов элект­рооборудования и стартера вправо до щелчка включаются прибо­ры, а при дальнейшем повороте ключа включается стартер.

При вытягивании рукоятки 11 управления жалюзи на себя створки жалюзи закрываются.

Рычагом 12 пользуйтесь при движении по скользким дорогам и бездорожью для включения блокировки межосевого дифферен­циала.

Кнопка 13 крана аварийного растормаживания предназначена для выключения стояночного тормоза в случае его аварийного включения.

Кран отопителя полностью открывается при крайнем правом положении верхней рукоятки 14 управления краном. Две нижние рукоятки управляют заслонками воздухораспределителей. При крайнем левом положении происходит обогрев кабины и подача воздуха к ногам водителя и правого пассажира. При крайнем пра­вом положении происходит только обогрев стекол кабины. Про­межуточные положения рукоятки плавно изменяют эффектив­ность обогрева кабины и ветровых стекол.

 

Вывод.Органы управления и средства информационного обеспечения современных автомобилей достаточно удобны для водителя, что в свою очередь качественно влияет на безопасность дорожного движения.

 

Ответить на вопросы.


 

3.Системы автоматизации управления и обеспечения комфортных условий в кабине

Каждый год на дорогах России, в результате дорожно-транспортных происшествий, погибает примерно 35 000 человек. Это наши с вами братья и сестры, родители и дети, друзья, знакомые и просто соотечественники.

Свыше 270 тысяч человек получает в ДТП травмы различной степени тяжести, лишаются рук или ног, становятся инвалидами.

В этих условиях в последнее десятилетие проблема обеспечения безопасности дорожного движения приобрела особую актуальность. В России, за 10 лет в дорожных авариях погибли около 315 тыс. человек, около 2 млн. получили увечья. Ежесуточно на автомобильных дорогах страны почти 100 человек (в том числе 4 ребенка) погибают и около 700 (из них 67 несовершеннолетних) получают различные телесные повреждения. Такие человеческие потери на дорогах не несет ни одна страна мира.

Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике России колоссальный ущерб - за последние три года он составил более 300 млрд. руб., что равно 2,4 - 2,6% ВВП, страны.

В тысячи раз уменьшит число аварий, разрабатываемая нами система!

Для этого мы прямо сейчас работаем над созданием СПАУА(система полного автоматического управления автомобилем), проще говоря система полного автопилота для автомобиля. Представьте себе, что вы садитесь в автомобиль, выбираете на сенсорном мониторе, конечную точку вашего путешествия и вместо управления, занимаетесь во время поездки в автомобиле, своими делами. Автомобиль сам везет вас, соблюдая все правила дорожного движения и выбирая самый оптимальный маршрут.

 Прямо сейчас мы создаем СПАУА(систему полного автоматического управления автотранспортом)!

Задача сложная, но вполне решаемая. Мы отлично понимаем цену ошибки, поэтому подходим к выбранной нами задаче очень серьезно и ответственно.

Если все выразить простым языком, понятным простому человеку, то получится вот что. Ставим на автомобиль кучу датчиков и камер, ставим компьютер, устанавливаем систему "нажимания на газ, тормоз, переключения передач, кручения руля и прочих". Далее все это соединяем вместе, запускаем специальную программу на компьютере и все готово!

Из чего состоит система?

СПАУА можно условно разделить на 2 части. Это датчики получающие информацию из внешнего мира и блок принятия решений.

Давайте подробнее остановимся на внешних датчиках. Как человек, который управляет машиной получает информацию?

У человека есть всего лишь его 2 глаза, да плюс вестибулярный аппарат. И этого человеку вполне хватает для управления автомобилем.

Мы же добавим больше датчиков для более уверенного вождения.

1 GPS система. Она нужна автомобилю, чтобы понимать где ты находишься, для прокладки маршрута и вообще ориентации в глобальном пространстве.

2 Компас и измеритель угла наклона. Они помогут нам определить направление движения и угол наклона корпуса автомобиля.

3 Датчики ускорения(замедления). Позволят нам установить, что сейчас происходит с автомобилем, с каким ускорением он сейчас тормозит или ускоряется. Причем эти датчики мы разместим в разных частях автомобиля, так как например при поворотах, на различные части автомобиля действуют различные нагрузки.

4 Видеокамеры. Мы планируем применять стереозрение, поэтому видеокамеры будут идти парами. Видеокамеры будут установлены по всему периметру автомобиля и таким образом мы получим абсолютно полный круговой обзор в 360 градусов. Причем видеокамеры должны уметь "видеть" даже в полной темноте и при ярком солнечном освещении или в ситуации засветки от фар встречных машин.

5 Лазерные сканеры LIDAR. Эти сканеры помогут нам помимо стереозрения, "видеть" окружающую обстановку. Все наверное знают, что при помощи лазерного луча, можно измерить расстояние до некоторой точки. Так вот если при помощи дух зеркал постепенно отклонять луч лазера, то можно получить так называемую трехмерную карту местности.

6 Ультразвуковые локаторы. Они помогут точно припарковаться.

7 Инфракрасные локаторы.

8 Датчики давления, влажности, задымления, уровня радиоактивности, давления окружающего воздуха и датчики давления в шинах.

 

Вывод.Автомобильная промышленность постоянно совершенствует системы автоматизации управления автомобилем, тем самым делая поездку на автомобиле белее комфортабельной и безопасной.

 

Ответить на вопросы.

 


 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

-      подвести итоги занятия;

-      напомнить тему, цели и учебные вопросы;

-      объявить оценки;

-      ответить на вопросы;

-      отметить активность и дисциплину на занятии;

-      дать задание на самоподготовку.

 

Используемая литература при составлении методической разработки:

1.        Передерий В. П. Устройство автомобиля [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.П. Передерий. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 288 с.:- (Профессиональное образование). - www.znanium.com

2.        Стуканов В. А.Устройство автомобилей [Электронный ресурс]:   учебное пособие / В.А. Стуканов, К.Н. Леонтьев. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 496 с.- (Профессиональное образование). - www.znanium.com

3.        Автомобильные эксплуатационные материалы. Лабораторный практикум : учеб. пособие / В.А. Стуканов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 304 с. — (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/93

Методическая разработка Технические характеристики грузовых автомобилей

Методическая разработка Технические характеристики грузовых автомобилей

Методическая разработка Технические характеристики грузовых автомобилей

Методическая разработка Технические характеристики грузовых автомобилей

Методическая разработка Технические характеристики грузовых автомобилей

Методическая разработка Технические характеристики грузовых автомобилей

Методическая разработка Технические характеристики грузовых автомобилей

Методическая разработка Технические характеристики грузовых автомобилей

Методическая разработка Технические характеристики грузовых автомобилей

Методическая разработка Технические характеристики грузовых автомобилей

Методическая разработка Технические характеристики грузовых автомобилей

Методическая разработка Технические характеристики грузовых автомобилей

Методическая разработка Технические характеристики грузовых автомобилей

Методическая разработка Технические характеристики грузовых автомобилей

Методическая разработка Технические характеристики грузовых автомобилей

Методическая разработка Технические характеристики грузовых автомобилей

Методическая разработка Технические характеристики грузовых автомобилей

Методическая разработка Технические характеристики грузовых автомобилей

Методическая разработка Технические характеристики грузовых автомобилей

Методическая разработка Технические характеристики грузовых автомобилей

Методическая разработка Технические характеристики грузовых автомобилей

Методическая разработка Технические характеристики грузовых автомобилей

Методическая разработка Технические характеристики грузовых автомобилей

Методическая разработка Технические характеристики грузовых автомобилей

Методическая разработка Технические характеристики грузовых автомобилей

Методическая разработка Технические характеристики грузовых автомобилей

Методическая разработка Технические характеристики грузовых автомобилей

Методическая разработка Технические характеристики грузовых автомобилей

Методическая разработка Технические характеристики грузовых автомобилей

Методическая разработка Технические характеристики грузовых автомобилей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2019