Методическая разработка
по МДК.01.01 Устройство автомобилей
на тему
«Технические характеристики грузовых автомобилей»
2019
Цели занятия:
1. Изучить техническую характеристику армейских автомобилей, органы управления, системы автоматизации и обеспечения комфортных условий в кабине грузового автомобиля.
2. Воспитывать у обучающихся чувство личной ответственности за безаварийную эксплуатацию АТТ.
3. Развивать интерес к изучению автомобильной техники, память, целеустремлённость.
4. Формировать профессиональную компетенцию 4.2. Выполнять основные работы по техническому обслуживанию автомобильной техники, устранять возникшие во время эксплуатации транспортного средства мелкие неисправности.
5. Формировать общие компетенции ОК-1 – ОК-10.
Время:2 часа
Место:кабинет по устройству и эксплуатации АТТ
Учебно - материальное обеспечение:
Плакаты: « Шасси автомобиля », «Классификация автомобилей »,
« Общее устройство автомобиля ».
Распределение времени занятия:
Вступительная часть до 5 мин;
Проверка подготовки обучающихся к занятию 10мин;
Учебные вопросы занятия:
1. Техническая характеристика автомобилей: Зил-131, Урал-4320,
Камаз-431025 мин;
2. Органы управления, средства информационного обеспечения 25 мин;
3. Системы автоматизации управления и обеспечения комфортных условий в кабине 20 мин;
Заключение 5мин.
Содержание занятия
Вступительная часть
- принять рапорт дежурного по группе;
- проверить наличие обучающихся и их готовность к занятию;
- проверить наличие учебной литературы;
- ответить на вопросы, которые возникли при подготовке к занятию на самостоятельной работе;
- довести тему учебные вопросы и цели занятия.
Проверка подготовкиобучающихся к занятию
Опрос рекомендуется провести устно, задавая вопросы и вызывая одного-двух обучающихся для ответа,
Методические рекомендации:
При подготовке к занятию изучить учебные вопросы, содержание методической разработки, ознакомиться с методическими рекомендациями. По завершению личной теоретической подготовки составить и утвердить план проведения занятия.
Накануне занятияподготовить к показу электронный демонстрационный материал, приобрести навыки его использования с компьютером и проектором или подготовить ассистента, который будет управлять компьютером.
Во вступительной части принять рапорт дежурного по группе, проверить наличие и внешний вид обучаемых, наличие учебников и тетрадей для ведения конспектов. Объявить тему, цели и учебные вопросы занятия, порядок его проведения.
При изложении учебного материала использовать слайды, приводить примеры из практической деятельности и жизни. Для активизации обучающихся задавать вопросы, направленные на самостоятельное уяснение устройства или функции механизмов, общее устройство транспортного средства.
– при рассмотрении первого вопроса, особое внимание следует уделить технической характеристике автомобилей ЗиЛ-131 и КамАЗ-4310;
– при рассмотрении второго вопроса необходимо обратить внимание обучающихся на назначение и расположение органов управления;
– при изучении третьего вопроса особое внимание следует уделить системам автоматизации управления.
Подводя итоги по каждому учебному вопросу необходимо выделить главное, подчеркнув необходимость изучения данного вопроса, напомнив обучающимся о необходимости своевременного и качественного технического обслуживания.
В заключении представить перспективные направления развития и конструирования автомобильной техники, подвести итоги занятия, сделать вывод о достижении учебных целей, дать задание на самостоятельную работу.
1. Техническая характеристика автомобилей
Параметры |
УАЗ-3151 |
ГАЗ-66 |
ЗиЛ-131 |
Урал-4320 |
КамАЗ-4310 |
|
Тип автомобиля |
Лег. |
Груз. |
Груз. |
Груз. |
Груз. |
|
Колесная формула |
4х4 |
4х4 |
6х6 |
6х6 |
6х6 |
|
Грузоподъёмность |
0,6 |
2,0 |
3,5-5 |
4,5 |
6 |
|
Масса снаряжённого автомобиля, кг -с лебёдкой - без лебедки |
1540 |
3640 3470 |
6700 6460 |
8200 7800 |
8715 |
|
Полная масса автомобиля, кг -с лебедкой -без лебедки |
2150 |
5970 5770 |
10425 10185 |
13300 13100 |
15100 |
|
Допустимая масса буксируемого прицепа, кг |
- |
2000 |
4000 |
7000 |
7000 |
|
Габаритные размеры, мм -длина -ширина -высота |
4026 1785 1925 |
5635 2322 2440 |
7040 2500 2480 |
7350 2690 2680 |
7650 2500 3090 |
|
Наименьший радиус поворота, м |
6,5 |
9,5 |
10,2 |
10,5 |
10,5 |
|
Дорожный просвет, мм |
210 |
315 |
330 |
400 |
365 |
|
Преодолеваемый брод, м |
0,7 |
0,8 |
1,4 |
1,5 |
1,4 |
|
Преодолеваемый подъём, 0 |
36 |
30 |
30 |
30 |
30 |
|
Максимальная скорость, км/ч |
100 |
90 |
80 |
75 |
85 |
|
Контрольный расход топлива, л/100км |
16,0 |
31,5 |
51,0 |
71,0 |
47 |
|
Запас хода по топливу, км |
487 |
677 |
666 |
507 |
532 |
|
Двигатель установленный на автомобиле |
ЗМЗ 414 |
ЗМЗ 66 |
ЗиЛ 131 |
Модели 740 |
Модели 740 |
|
Ёмкость топливных баков, л |
2х39 |
2х105 |
2х170 |
210+60 |
2х170 |
|
2 Органы управления,средства информационного обеспечения
Рис.1 Органы управления автомобиля КамАЗ-4310.
1-кнопка крана управления вспомогательным тормозом 2-педаль выключения сцепления; 3-педаль управления рабочим тормозом 4-педаль управления подачей топлива; 5-комбинированный переключатель; 6-рулевое колесо; 7-рычаг механизма дистанционного управления коробкой передач; 8-рукоятка механизма регулирования жесткости подвески сиденья водителя; 9-рукоятка троса рычага остановки двигателя; 10-рукоятка крана управления стояночным и запасным тормозами; 11-рукоятка троса ручного управления подачей топлива; 12-рычаг механизма продольного перемещения сиденья водителя.
Кнопка 1 крана управления вспомогательным тормозом расположена на полу кабины под рулевой колонкой. При нажатии на кнопку также отключается подача топлива.
Педаль 2 выключения сцепления (навесного типа) закреплена на кронштейне под панелью приборов, слева от рулевой колонки.
Педаль 3 управления рабочим тормозом и педаль 4 управления подачей топлива закреплены в одном кронштейне, который установлен на полу кабины справа от рулевой колонки.
Комбинированный переключатель 5 закреплен на рулевой колонке под рулевым колесом 6 и состоит из переключателя света, переключателя указателей поворота и двух выключателей звуковых сигналов. На корпусе его нанесены символы включаемых потребителей электроэнергии.
Кнопка 4 включения пневматического звукового сигнала расположена в торце переключателя света.
Рычаг 1 переключателя указателей поворота расположен с левой стороны комбинированного переключателя. При перемещении рычага вперед включаются указатели правого поворота, при перемещении назад — указатели левого поворота автомобиля. Переключатель имеет автоматическое устройство для возвращения рычага в нейтральное положение по окончании поворота и возвращении рулевого колеса в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой. Электрический звуковой сигнал включается при перемещении рычага вверх.
Рычаг 7 механизма дистанционного управления коробкой передач находится справа от сиденья водителя.
Рукояткой 8, расположенной справа от сиденья водителя, регулируется жесткость подвески сиденья в зависимости от массы водителя: для увеличения жесткости поверните рукоятку в положение «+» (для уменьшения — в положение «—») и сделайте несколько качательных движений вверх-вниз. Для регулирования продольного положения сиденья водителя переместите рычаг 12 по направлению к сиденью, подвиньте сиденье на необходимое расстояние и отпустите рычаг.
На уплотнителе опоры рычага переключения передач (справа от сиденья водителя) расположены рукоятка 9 троса рычага останова двигателя и рукоятка 11 троса ручного управления подачей топлива. Для установки постоянной частоты вращения коленчатого вала двигателя нажмите педаль управления подачей топлива, азатем вытяните рукоятку троса ручного управления подачей топлива и поворотом рукоятки зафиксируйте необходимую частоту вращения. Для останова двигателя вытяните рукоятку 9. Если рукоятка утоплена — двигатель готов к пуску.
Рукоятка 10 крана управления стояночным и запасным тормозами расположена справа от сиденья водителя, имеет два фиксированных положения — вертикальное и горизонтальное; в любом промежуточном положении включен запасной тормоз. Для включения стояночного тормоза вытяните рукоятку крана и переведите ее в вертикальное положение (рис. 5); для выключения— снова вытяните и переведите в горизонтальное положение.
Расположение контрольно-измерительных приборов и органов управления специальным оборудованием изображено на рис. 6.
Все контрольно-измерительные приборы расположены на щитке 1 в левой части приборной панели. Щиток приборов крепится к панели двумя винтами. В левом и правом углах щитка приборов имеются блоки контрольных ламп. На панели предохранителей, которая откидывается при вытягивании на себя, расположены клавишные выключатели и переключатели 2 приборов электрооборудования. Переключатель стеклоочистителя имеет два положения, обеспечивающие работу на двух скоростях. Переключатель стеклоомывателя имеет нефиксированное положение.
Рис.2 Передняя панель автомобиля КамАЗ-4310.
1 — щиток приборов; 2— клавишные переключатели и выключатели; 3— пепельница; 4— панель предохранителей откидная; 5 — вещевой ящик; 6 — предохранитель предпускового подогревателя; 7— переключатель предпускового подогревателя; 8— рычаг крана управления давлением в шинах (только для КамАЗ-4310); 9 — кнопка дистанционного выключателя аккумуляторных батарей; 10 — замок выключателя приборов электрооборудования и стартера; 11 — рукоятка управления жалюзи; 12— рычаг крана включения механизма блокировки межосевого дифференциала; 13 — кнопка крана аварийного растормаживания; 14 — рукоятки управления краном отопителя и заслонками воздухораспределителей
На внутренней стороне панели смонтирован блок предохранителей. В правой части находится вещевой ящик 5, освещаемый софитной лампой.
Рычаг 8 крана системы регулирования давления воздуха в шинах имеет три положения. Для снижения давления в шинах рукоятку крана нужно перевести в положение ВЫПУСК, а для увеличения давления плавно перевести рукоятку в положение НАКАЧКА. После достижения необходимого давления рукоятку крана зафиксируйте в среднем нейтральном положении. Накачивать шины можно при давлении воздуха в контуре I или контуре II пневматического привода тормозов не ниже 5,5 кгс/см2.
При нажатии на кнопку 9 включаются аккумуляторные батареи, при повторном нажатии — выключаются.
При повороте ключа в замке 10 выключателя приборов электрооборудования и стартера вправо до щелчка включаются приборы, а при дальнейшем повороте ключа включается стартер.
При вытягивании рукоятки 11 управления жалюзи на себя створки жалюзи закрываются.
Рычагом 12 пользуйтесь при движении по скользким дорогам и бездорожью для включения блокировки межосевого дифференциала.
Кнопка 13 крана аварийного растормаживания предназначена для выключения стояночного тормоза в случае его аварийного включения.
Кран отопителя полностью открывается при крайнем правом положении верхней рукоятки 14 управления краном. Две нижние рукоятки управляют заслонками воздухораспределителей. При крайнем левом положении происходит обогрев кабины и подача воздуха к ногам водителя и правого пассажира. При крайнем правом положении происходит только обогрев стекол кабины. Промежуточные положения рукоятки плавно изменяют эффективность обогрева кабины и ветровых стекол.
Вывод.Органы управления и средства информационного обеспечения современных автомобилей достаточно удобны для водителя, что в свою очередь качественно влияет на безопасность дорожного движения.
Ответить на вопросы.
3.Системы автоматизации управления и обеспечения комфортных условий в кабине
Каждый год на дорогах России, в результате дорожно-транспортных происшествий, погибает примерно 35 000 человек. Это наши с вами братья и сестры, родители и дети, друзья, знакомые и просто соотечественники.
Свыше 270 тысяч человек получает в ДТП травмы различной степени тяжести, лишаются рук или ног, становятся инвалидами.
В этих условиях в последнее десятилетие проблема обеспечения безопасности дорожного движения приобрела особую актуальность. В России, за 10 лет в дорожных авариях погибли около 315 тыс. человек, около 2 млн. получили увечья. Ежесуточно на автомобильных дорогах страны почти 100 человек (в том числе 4 ребенка) погибают и около 700 (из них 67 несовершеннолетних) получают различные телесные повреждения. Такие человеческие потери на дорогах не несет ни одна страна мира.
Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике России колоссальный ущерб - за последние три года он составил более 300 млрд. руб., что равно 2,4 - 2,6% ВВП, страны.
В тысячи раз уменьшит число аварий, разрабатываемая нами система!
Для этого мы прямо сейчас работаем над созданием СПАУА(система полного автоматического управления автомобилем), проще говоря система полного автопилота для автомобиля. Представьте себе, что вы садитесь в автомобиль, выбираете на сенсорном мониторе, конечную точку вашего путешествия и вместо управления, занимаетесь во время поездки в автомобиле, своими делами. Автомобиль сам везет вас, соблюдая все правила дорожного движения и выбирая самый оптимальный маршрут.
Прямо сейчас мы создаем СПАУА(систему полного автоматического управления автотранспортом)!
Задача сложная, но вполне решаемая. Мы отлично понимаем цену ошибки, поэтому подходим к выбранной нами задаче очень серьезно и ответственно.
Если все выразить простым языком, понятным простому человеку, то получится вот что. Ставим на автомобиль кучу датчиков и камер, ставим компьютер, устанавливаем систему "нажимания на газ, тормоз, переключения передач, кручения руля и прочих". Далее все это соединяем вместе, запускаем специальную программу на компьютере и все готово!
Из чего состоит система?
СПАУА можно условно разделить на 2 части. Это датчики получающие информацию из внешнего мира и блок принятия решений.
Давайте подробнее остановимся на внешних датчиках. Как человек, который управляет машиной получает информацию?
У человека есть всего лишь его 2 глаза, да плюс вестибулярный аппарат. И этого человеку вполне хватает для управления автомобилем.
Мы же добавим больше датчиков для более уверенного вождения.
1 GPS система. Она нужна автомобилю, чтобы понимать где ты находишься, для прокладки маршрута и вообще ориентации в глобальном пространстве.
2 Компас и измеритель угла наклона. Они помогут нам определить направление движения и угол наклона корпуса автомобиля.
3 Датчики ускорения(замедления). Позволят нам установить, что сейчас происходит с автомобилем, с каким ускорением он сейчас тормозит или ускоряется. Причем эти датчики мы разместим в разных частях автомобиля, так как например при поворотах, на различные части автомобиля действуют различные нагрузки.
4 Видеокамеры. Мы планируем применять стереозрение, поэтому видеокамеры будут идти парами. Видеокамеры будут установлены по всему периметру автомобиля и таким образом мы получим абсолютно полный круговой обзор в 360 градусов. Причем видеокамеры должны уметь "видеть" даже в полной темноте и при ярком солнечном освещении или в ситуации засветки от фар встречных машин.
5 Лазерные сканеры LIDAR. Эти сканеры помогут нам помимо стереозрения, "видеть" окружающую обстановку. Все наверное знают, что при помощи лазерного луча, можно измерить расстояние до некоторой точки. Так вот если при помощи дух зеркал постепенно отклонять луч лазера, то можно получить так называемую трехмерную карту местности.
6 Ультразвуковые локаторы. Они помогут точно припарковаться.
7 Инфракрасные локаторы.
8 Датчики давления, влажности, задымления, уровня радиоактивности, давления окружающего воздуха и датчики давления в шинах.
Вывод.Автомобильная промышленность постоянно совершенствует системы автоматизации управления автомобилем, тем самым делая поездку на автомобиле белее комфортабельной и безопасной.
Ответить на вопросы.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- подвести итоги занятия;
- напомнить тему, цели и учебные вопросы;
- объявить оценки;
- ответить на вопросы;
- отметить активность и дисциплину на занятии;
- дать задание на самоподготовку.
Используемая литература при составлении методической разработки:
1. Передерий В. П. Устройство автомобиля [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.П. Передерий. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 288 с.:- (Профессиональное образование). - www.znanium.com
2. Стуканов В. А.Устройство автомобилей [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.А. Стуканов, К.Н. Леонтьев. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 496 с.- (Профессиональное образование). - www.znanium.com
3. Автомобильные эксплуатационные материалы. Лабораторный практикум : учеб. пособие / В.А. Стуканов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 304 с. — (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/93
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.