МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4»
СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ФИЛИАЛ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
по учебной дисциплине ЕН.01 Математика
Медицинские задачи на определение концентрации растворов
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Форма обучения - очная
Разработал: преподаватель И.К. Крылова
г. Сергиев Посад
2022 г.
Содержание
Пояснительная записка 4
План занятия 6
Содержание занятия 7
Первичное закрепление изученного материала 13
Заключение 16
Рефлексия 18
Список использованной литературы 19
Приложения 20
Приложение 1 21
Приложение 2 22
Пояснительная записка
Теоретическое занятие № 3.1
Учебная дисциплина ЕН.01 Математика
Группа 21-20 СД
Дата 10.11.2021
Тема занятия Медицинские задачи на определение концентрации растворов.
Цель: определение процента, объема и концентрации препаратов (растворов).
Задачи
Образовательные:
l обучить применять определение пропорции;
l формировать знания по определению процента;
l изучить правила работы с метрическими единицами;
l изучить основные способы расчета концентрации (приготовления) рабочих растворов;
l учиться применять полученные теоретические знания при решении задач.
Развивающие:
l развивать интеллектуальные умения и навыки;
l развивать логические и вычислительные способности студента;
l развивать и закреплять знания по метрической системе единиц;
l закреплять знания по расчету концентрации растворов.
Воспитательные
l воспитывать у студентов уверенности в профессиональной значимости изучаемого предмета;
l воспитывать ответственное отношение к обучению.
(Слайд 1, Слайд 2)
Требования к результатам освоения общих и профессиональных компетенций
Результаты (освоенные компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
Знать сущность и социальную значимость своей профессии. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. |
Уметь выбирать и применять различные приёмы решения учебных и профессиональных задач. |
ОК 3. Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
Уметь работать по образцу, соблюдая соответствующие алгоритмы. Умение применять полученные знания для решения нестандартных задач. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
Уметь получать необходимую информацию из различных источников: учебной и справочной литературы, СМИ, использование Интернет- ресурсов. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности |
Уметь применять полученные знания при решении новых типов задач. |
Тип занятия комбинированный урок.
Вид занятия лекция с элементами беседы.
Норма времени 2 часа (90 минут)
Оборудование компьютер, экран, мультимедийный проектор; презентация Power Point.
Дидактические материалы: презентация, задание для студентов на карточках,…
Образовательные технологии: информационно – коммуникационные.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный
План занятия
№п/п |
|
Время, мин |
|
1 |
|
3 |
|
2 |
|
10 |
|
3 |
|
50-55 |
|
4 |
Первичное закрепление изученного материала |
10-15 |
|
5 |
Заключительное слово преподавателя |
3 |
|
6 |
|
4 |
|
7 |
|
5 |
Содержание занятия
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
3. Изучение нового материала
3.1 Понятие пропорции. Основное свойство пропорции
Определение: отношением числа a к числу b называется частное от деления числа a на число b.
Записывают или
a : b.
Например: отношение 2 к 5 равно .
Отношение показывает
во сколько раз число a больше числа b, если a
b или какую часть числа b составляет число a, если
ab.
Определение: Пропорцией называется равенство двух отношений:
или a : b= с : d.
a, d – называют крайними членами пропорции
b, c – называют средними членами пропорции.
Основное свойство пропорции: произведение крайних членов пропорции равно произведению ее средних членов, т.е. a∙d = b∙с
Это свойство пропорции позволяет найти неизвестное число пропорции, если три других числа пропорции известны.
Например: =
,
(Слайд
3)
3.2 Процент. Основные виды задач на проценты.
Слово «процент» происходит от латинского pro centum, что буквально означает «на сотню», «со ста» или «за сотню». В популярной литературе возникновение этого термина связывается с введением в Европе десятичной системы счисления в XV в. Но идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же величинах, вызванная практическими соображениями, родилась еще в древности в Вавилоне.
Ряд задач клинописных табличек посвящен исчислению процентов, однако вавилонские ростовщики считали не «со ста», а «с шестидесяти». Проценты были особенно распространены в Древнем Риме.
Римляне называли процентами деньги, которые платил должник своему заимодавцу за каждую сотню. Вероятно, процент возник в Европе вместе с ростовщичеством. Есть мнение, что понятие процент ввел бельгийский ученый Симон Стевин. В 1584г. он опубликовал таблицы процентов.
Употребление термина «процент» в России начинается в конце XVIII в. Долгое время под процентами понималось исключительно прибыль или убыток на каждые 100 рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике. Интересно происхождение обозначения процента. Существует версия, что знак % происходит от итальянского pro cento (сто), которое в процентных расчетах часто сокращенно писалось cto. Отсюда путем дальнейшего сокращения буква t превратилась в наклонную черту (/), возник современный знак процента.
Также есть предположение, что знак % возник в результате опечатки. В Париже в 1685 г. была напечатана книга – руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик напечатал вместо cto знак %. Сейчас проценты употребляются для сравнения однородных положительных количеств.
Проце́нт (нем. Prozent, от новолат. per centum «на сотню; сотая») — сотая часть; обозначается знаком «%»; используется для обозначения доли чего-либо по отношению к целому. (Слайд 4)
Математика в медицине (Слайд 5)
Процент это один из интересных и часто применяемых на практике инструментов. Проценты частично или полностью применяются в любой науке, на любой работе и даже в повседневном общении. Человек, хорошо разбирающийся в процентах, создаёт впечатление умного и образованного.
Один процент – это по определению одна сотая:
1% = .
Соответственно, p% =
.
Один процент от количества А – это, по определению, одна сотая часть количества
А: 1% от А равен
А.
Соответственно, p% от А равен
.
Задача 1: найти 6% от числа 150. Решение: нужно 6/100 = 9.
Задачи на
проценты можно решать различными способами: составляя пропорцию, по действиям,
обозначив неизвестное за составляя и решая уравнение, используя логические рассуждения.
Задача 2 (решение задачи с помощью пропорции): из партии в 1000 ампул с новокаином, 20 ампул оказались бракованными. Определить процент неиспорченных ампул.
Решение:
Составим пропорцию:
1000 амп. – 100%
980 амп. – x %
Ответ: процент неиспорченных ампул равен 98%. (Слайд 6)
3.3 Три основных вида задач на проценты и способы их решения
3.3.1 Первый тип задач - нахождение числа по указанному проценту
Алгоритм действия: данное число делится на 100, и полученный результат умножается на число процентов.
Задача 1. В отделении за сутки в среднем расходуется 0,5 кг хлорной извести. Во время генеральной уборки помещений израсходовано 150% среднесуточного количества хлорной извести. Сколько хлорной извести израсходовал персонал отделения во время генеральной уборки помещения?
Обсудим решение:
1) 0,5 кг : 100% = 0,005 кг в 1%.
2) 0,005
Ответ: израсходовано 0,75 кг хлорной извести. (Слайд 7)
3.3.2 Второй тип задач - нахождение числа по данной величине указанного его процента.
Алгоритм действия: данная величина делится на число процентов, и результат умножается на 100.
Задача 2. Вес хлорной извести в растворе составляет 10%. Сколько потребуется воды для разведения раствора, если известно, что хлорной извести взяли 0,5 кг?
Обсудим решение:
1) 0,5 кг : 10 = 0,05 кг в 1%.
2) 0,05
Ответ: потребуется 5 л. воды. (Слайд 8)
3.3.3 Третий тип задач - нахождение выражения одного числа в процентах другого.
Алгоритм действия: умножаем первое число на 100 и результат делим на второе число. (Слайд 9)
Задача 3. За сутки в отделении израсходовано 765 г хлорной извести вместо среднесуточной нормы расхода 500 г. На сколько процентов больше израсходовано хлорной извести?
Обсудим решение:
1) 765 - 500
= 265 г. 2) 265
3) 26500 : 500 = 53%
Ответ: на 53% больше израсходовано хлорной извести за сутки.
3.4 Меры объема.
Повторим меры объёма
1 литр (л) = 1000 миллилитров (мл)
1 мл = 0,001 л
1 грамм (г) = 1000 миллиграммов (мг)
1 мг = 0,001 г.
Задача 1. Определить сколько мг содержится в 4,5 г?
Обсудим решение:
т.к. 1 г это 1000 мг, значит 4,5 г = 4,5 1000мг = 4500 мг.
Задача 2. Определить сколько граммов содержится в 250 миллиграммах?
Обсудим решение:
т.к. 1 г = 1000 мг, значит 250 мг = 250 : 1000мг = 0,25 г.
Количество мл в ложке.
1 ст л. – 15 мл
1 дес.л. – 10 мл
1 ч.л. – 5 мл
Капли.
1 мл водного раствора – 20 капель
1 мл спиртового раствора – 40 капель
1 мл спиртово-эфирного раствора – 60 капель.
3.5 Концентрация растворов.
Концентрацией называется величина, показывающая сколько растворенного вещества (в граммах, молях, моль - эквивалентах) содержится в определенном количестве раствора (в литре, миллилитре, граммах) или растворено в определенном количестве растворителя (грамме, килограмме).
Существуют различные способы численного выражения состава растворов: молярная, моляльная, нормальная, процентная концентрации, титр и др.
Существуют разные способы выражения содержания растворенного вещества в растворе.
1) Процентная концентрация.
Массовая доля (в процентах) или процентная концентрация.
(ω) – показывает число грамм растворенного вещества, содержащееся в 100 граммах раствора.
Процентная концентрация есть отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора, выраженная в процентах:
ω% = m раств. в-ва ·100%
m р-ра
где ω – процентная концентрация (%),
m раств. в-ва – масса растворенного вещества (г),
m р-ра – масса раствора (г).
Массовая доля измеряется в долях единицы и используется в промежуточных расчетах. Если массовую долю умножить на 100 % получится процентная концентрация, которая используется, когда выдается конечный результат.
Масса раствора складывается из массы растворенного вещества и массы растворителя:
m р-ра = m р-ля + m раств. в-ва (2),
где m р-ра – масса раствора (г),
m р-ля – масса растворителя (г),
m раств. в-ва – масса растворенного вещества (г).
Например, если массовая доля растворенного вещества – серной кислоты в воде равна 0,05 г, то процентная концентрация составляет 5%. Это означает, что в растворе серной кислоты массой 100 г содержится серная кислота массой 5 г, а масса растворителя составляет 95г.
2) Плотность раствора
Плотность раствора – это величина, показывающая массу единицы объема.
Плотность воды равна 1. Следовательно, 100 г воды = 100 мл воды.
Задача: что означает 9% раствор поваренной соли?
Обсудим решение: это значит, что в 100 г этого раствора содержится 9 г. соли и 91 г (мл) воды.
4 Первичное закрепление изученного материала
Работа в группах. Обучающихся делю на 3 группы. Каждой группе выдаю карточки. На каждой карточке по 4 задаче. На решение отвожу 10-15 минут. Задачи, вызвавшие особое затруднение разбираем у доски.
Карточка 1
Задача № 1: что означает 2% раствор хлорной извести?
Решение: в 100 г раствора содержится 2 г извести и 98 г. воды).
Задача № 2. Больному увеличена доза препарата в 2 раза и составила 250 мл в сутки. На сколько процентов увеличилась при этом доза препарата?
Решение:
1. Определим дозу препарата больному до увеличения 250 : 2 = 125 мл.
125 мл – 100 %
250 мл – х %
х =
3. Определим на сколько процентов увеличилась доза препарата
200 – 100 = 100 %
Ответ: на 100 %.
Задача 3: найти %-ую концентрацию раствора соли (ω, если 50 г соли развели в 200 г. воды.
Решение: m1 = 50 г (масса соли), m2 = 200 г (масса воды)
1) Масса (раствора) m = 200 г + 50 г = 250 г.
2) ω% =
Ответ: 20%.
Задача 4: имеется 30 г растворенного вещества. Сколько необходимо взять воды для приготовления 15% раствора.
Решение:
1. Определим сколько процентов воды содержится в растворе.
100 – 15 = 85 %
30 г – 15 %
х г – 85 %
х =
Ответ: для приготовления 15 % раствора, необходимо взять 170 г воды.
Карточка 2
Задача 5: В 1 литре водного раствора содержится 30 г сухого вещества. Какова %-я концентрация данного раствора?
Решение: ω% = (1 л = 1000 мл = 1000 г)
Ответ: 3%
Задача 6: 150 г вещества растворены в 350 г воды. Определить процентную концентрацию раствора.
Решение:
1. Определим сколько всего раствора получилось.
150 + 350 = 500 г
2. Вычислим, процентную концентрацию раствора.
500 г – 100 %
150 г – х %
х =
Ответ: процентная концентрация раствора 30 %.
Задача 7: сколько нужно взять сухого вещества, чтобы приготовить 2 литра 3% раствора данного вещества?
Решение: т.к. процент – это количество вещества в 100 мл.
Следовательно, в 100 мл содержится 3 г сухого вещества, 1 л = 1000 мл,
значит 2 л = 2000 мл.
3 г – 100 мл
х - 2000 мл
х= 60 г
Ответ: Для приготовления 2-х литров 3% раствора необходимо взять 60 г сухого вещества.
Задача 8: сколько новокаина содержится в ампуле 10 мл 2% - ного раствора?
Решение:
10 мл – 100 %
х мл – 2 %
х =
Ответ: 0,2 мл.
Карточка 3
Задача 9: сколько нужно взять сухого вещества, чтобы приготовить 2 литра 10% раствора данного вещества?
Решение: 10 г – 100 мл
х - 2000 мл
х= 200 г
Ответ: Для приготовления 2-х литров 10% раствора необходимо взять 200 г сухого вещества на 2 литра воды.
Задача 10: рассчитать необходимое количество единиц инсулина (ЕД) при условии, что 1 ЕД расщепляет 5 г сахара сухого вещества, если введено 10% глюкозы 800 мл.
Решение:
800 мл – 100 %
х мл – 10 %
х =
Вычислим необходимое количество единиц инсулина.
80 : 5 = 16 ЕД.
Ответ: 16 ЕД.
Задача 11: в течение 1 минуты через печень протекает 1,5 л крови. Рассчитайте, сколько раз кровь проходит через печень в течение суток (если масса среднего человека 75 кг, а кровь составляет 8%).
Решение: 1) 0,08 * 75 = 6 л (всего крови в теле человека)
2) 1 сутки – 1440 минут
3) 1440 * 1,5 = 2160 л (крови за сутки)
4) 2160 : 6 = 360 раз
Ответ: 360 раз.
Задача 12: курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет.
Решение: 1) 15% = 0,15
2) 0,15 ∙ 56 = 8,4 (лет) сократилась жизнь
3) 56 ─ 8, 4 = 47,6 (лет)
Ответ: 47,6 лет.
5. Заключение
Математика — наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов. Математика не относится к естественным наукам, но широко используется в них как для точной формулировки их содержания, так и для получения новых результатов.
Математика — фундаментальная наука, предоставляющая языковые средства другим наукам.
Медицина — система научных знаний и практических мер, объединяемых целью диагностики, лечения и профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни, а также облегчения страданий от физических и психических недугов.
Любой медицинский работник не должен закрывать глаза хотя бы на элементарную математику, которая просто необходима для организации быстрой, четкой и качественной работы. Каждый врач должен отметить для себя значение математики. И понять, что не только в работе, но и в повседневной жизни эти знания важны и намного упрощают жизнь. В обязанности медицинского работника при различных обстоятельствах входит расчет в зависимости от веса больного, правильной дозировки лекарственных средств.
Очень важна математика в анатомии и физиологии человека. Каждый человек имеет индивидуальные параметры, определяющие его физическое развитие: рост, вес, жизненная емкость легких и т. п., причем значения этих параметров могут сильно варьировать для некоторой группы людей, оставаясь при этом в пределах нормы. Указать среднее значение параметра физического развития (значение в норме) позволяет математическое понятие - «процент».
Например, в организме человека насчитывается 400-600 мышц. У новорожденного масса мышц составляет 20-22% от общего веса тела, масса мышц у мужчин составляет 40-45%, у женщин (в возрасте 22-25 лет) – 30% от массы тела; в пожилом возрасте отмечается постепенное уменьшение массы мускулатуры до 25-30%. Сердце человека весит 300 г., это примерно 0,4-0,5% веса всего тела. 85% энергии сердца расходуется на продвижение крови по артериолам и капиллярам и только 15% – на продвижение по крупным и средним артериям и венам.
Профессия медицинского работника заключается не только в оказании медицинской помощи, но и в санитарно-просветительской работе. Исследование статистических данных населения по состоянию здоровья, в последствие пропаганда ЗОЖ и профилактика вредных привычек.
6. Рефлексия. Подведение итогов урока
Вопрос |
да |
Скорее да, чем нет |
нет |
Скорее нет, чем да |
Понравилась ли вам форма проведения урока? |
||||
Чувствовали ли вы себя комфортно? |
||||
Вызвали ли затруднения задания урока? |
||||
Обучились ли вы применять определение пропорции для решения задач? |
||||
Обучились ли вы решению задач на проценты? |
||||
Обучились ли вы решению задач на процентную концентрацию и плотность раствора? |
|
|
|
|
Показался ли вам лекционный материал познавательным, полезным и интересным? |
|
|
|
|
Показались ли вам задачи интересными? |
||||
Подведение итогов, объявление оценок |
|
|
|
|
7. Домашнее задание
Учебник «Математика для медицинских колледжей» М.Г. Гилярова, п . 1.1-1.3, стр.23-24 №1-№5
Список использованной литературы
Гилярова М.Г. Математика для медицинских колледжей: учебник.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.-442с.: ил. – (Среднее медицинское образование).
Интернет-ресурсы
https://infourok.ru/metodichka-kurs-matematika-v-medicine-699261.html
https://studopedia.su/11_52079_raschet-protsentnoy-kontsentratsii-rastvorov.html
https://megaobuchalka.ru/2/18899.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/17891/Математические
Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.