Выступление на педсовете
по теме «Повышение качества образования как основной
показатель работы школы»
Достоинство преподавания каждого учебного предмета зависит сколько от личности преподавателя, столько же и от тех учебных средств, какими он может свободно распоряжаться. Без них у него нет возможности удовлетворить многим педагогическим требованиям как бы не казались они ему основательными и разумными
В.Я. Стоюнин.
Качество образования – залог успеха школы.
Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. Обновление школы предполагает решение ряда системных задач: нормативно-правовых, экономических, содержательных. Первостепенной из них является задача достижения нового, современного качества образования.
Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.
Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Одна из главных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру.
Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой создания развивающей среды в классе. Задача учителя – создание в классе такой среды. Характеристики ситуаций, которые должен организовывать любой учитель с целью создания в классе развивающей среды.
Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь. Поэтому его нужно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а следовательно, повышению качества обучения. Еще Киплинг писал: “Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”
Качество образования “задает” качество жизни человека и общества. И наша задача - искать пути повышения качества образования, ведь качество образования это – итог деятельности школы, то есть нашей работы.
Во-первых, необходимо вызвать интерес к изучаемому предмету, содержание учебного материала должно быть таким, чтобы школьники умели выходить за рамки образца.
Во-вторых, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к обучению.
В-третьих, строгий контроль знаний.
В классе обучаются разные дети, работа учителя не должна сводиться к обучению с опорой на определенную группу детей, чаще всего среднего уровня, а другие школьники – слабые и сильные выпадают из поля зрения педагога. Зная индивидуальные особенности учащихся, можно определять дифференцированные формы его дальнейшего обучения. Дифференцированное обучение школьников является одной из наиболее актуальных проблем образования. Учащиеся одного класса могут быть разделены на разное количество групп, которое зависит от соотношения между уровнем обучаемости и работоспособности. Деление на группы происходит негласно и состав групп постоянно меняется. Способы дифференциации учебной работы предполагают дифференциацию содержания учебных заданий, использование разных способов организации деятельности, задания по выбору учащихся, дифференциация домашних заданий. Эффективность дифференцированного обучения зависит от целесообразного сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм обучения, в зависимости от целей и задач урока, от специфики данного учебного материала.
С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.
1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.
2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.
3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.
Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитии. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.
Дети 2 группы более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.
Дети 3 группы обладают «академической одарённостью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включённости, мотивации и способности к регуляции своих действий.
Таким образом, на уроке все учащиеся активны, осознают важность и значимость выполняемых ролей, учатся задавать наводящие, провокационные вопросы, оппонировать друг другу.
Мною выявлено, что широкое внедрение дифференцированного обучения на уроках создаёт условия для повышения уровня активной деятельности учащихся, способствует повышению их познавательных интересов, содействует улучшению качества успеваемости.
В своей работе использую книги, которые вызывают интерес, будят воображение.
Книга «Задачи на смекалку» авторов Шарыгина И.Ф. и Шевкина А.В. интересна по содержанию, много иллюстраций. Здесь подобраны логические задачи, комбинаторные задачи, задачи на смекалку.
В научно-практическом журнале «Математика для школьников» можно найти много интересных задач для 8-9 классов.
Интерес к предмету начинается с интересного урока. В своей практике я использую нетрадиционные формы урока:
Деловая игра
Урок - викторина
Смотр знаний
Урок - конкурс
Математическая игра
Урок-КВН
Урок-практикум.
Урок - деловая игра «Банкиры» в 8 классе,
Урок- практикум «Измерительные работы» в 9 классе.
Невозможно каждый день создавать праздник, поэтому необходим индивидуальный и дифференцированный подход, вариативные разноуровневые задания. В зависимости от характера взаимодействия учителя и ученика можно условно выделить четыре уровня вариативных заданий.
• 1-й уровень несамостоятельная (обычная) активность — восприятие учеником объяснения учителя, усвоение образца умственного действия при решении задач, выполнение учеником работ воспроизводящего характера;
• 2-й уровень — полусамостоятельная активность — характеризуется применением знаний в новых условиях и участием учащегося в поиске способа решения поставленной учителем задачи.
• 3-й уровень — самостоятельная активность — предусматривает решение задач репродуктивно-поискового типа. Ученик сам работает по тексту учебника, применяет прежние знания в новой ситуации, контролирует, решает задачи среднего уровня сложности.
• 4-й уровень — творческая активность — предполагает выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа и догадки, открытия нового способа решения вариативных задач, самостоятельных выводов и обобщений.
Вариативные задания позволяют
• осмысливать учебный материал;
• закреплять полученные знания;
• формировать и развивать качества, необходимые для творческой исследовательской деятельности;
• овладевать приемами продуктивного мышления;
• приобретать опыт применения знаний в новой ситуации.
Исследования показывают, что 1 уровень активности проявляют 42% обучающихся, 2 уровень - 25%, 3 уровень - 23%, 4 уровень - 10%.
Мои помощники в составлении вариативных разноуровневых заданий:
1. И.О. Ершова, ВВ. Голобородько, А.С. Готова «Алгебра. Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы» для 7, 8, 9 классов, издательство «Илекса».
2. В.И. Жохов. Л.В.Крайпева «Геометрия. Карточки для проведения контрольных работ и зачётов» для 7. 8. 9 классов. Издательство «Мнемозииа».
3. «Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации, 9 класс», ФИПИ.
Контроль знаний осуществляется на каждом уроке, в каждом классе.
Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения - это, то для чего мы работаем. С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи: усиление интенсивности урока; повышение мотивации учащихся; мониторинг их достижений. Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ. ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля учащихся.
Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно...». Слайды презентации, вызывают эмоциональный отклик, даже у безразличных или расторможенных детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными, запоминающими. Ещё в древнем мире игра использовалась как одна из форм обучения, но преобладало иное мнение, что учение - это тяжёлый труд, предполагающее естественное принуждение. Сам термин «дидактические игры» впервые ввели Ф.Фребель и М. Монтессори. В России только в 60-е годы начала распространяться формула «Учение с увлечением», пропагандируемая С.Л.Соловейчиком.
Существуют определённые требования к организации дидактических игр:
1. Игра - форма деятельности учащихся, в которой осознаётся окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.
Требования к подбору игр следующие:
1. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строится с учётом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
2. Игры должны соответствовать определённым учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
3. Игры должны базироваться на определённом дидактическом материале и методике его применения.
Выделяют следующие виды дидактических игр:
1. Игры - упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины и т.д.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируются в задуманных условиях, учащиеся играют определённые роли.
4. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Поскольку в настоящее время интерес к дидактической игре быстро растёт, это приводит к увеличению числа игр, а также к их разнообразию. Поэтому возникает потребность в их классификации. Задача классификации - навести порядок во множестве различных игр, выделить принципиальные отличительные признаки, характерные для разных групп. Игра - настолько многогранное понятие, что говорить об одной классификационной модели просто невозможно. Из всего многообразия этих моделей можно выделить:
1. Ролевые игры;
2. Игры с правилами;
3. Комплексные игровые системы (КВН, Брей - ринг и т.д.)
Также важна классификационная модель по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры:
- игры для изучения нового материала;
- игры для закрепления;
- игры для проверки знаний;
- обобщающие игры;
- релаксационные игры-паузы;
Существует несколько психологических принципов стимулирования творческого поведения учащихся во время игры. Необходима доброжелательная, творческая, непринуждённая атмосфера в классе. Учителю следует подавать пример творческого подхода, воздерживаться от оценок и критики творческих начинаний, поощрять оригинальные замыслы и таким образом стремиться к созданию атмосферы «мозгового штурма». Задавая вопросы и направляя ход мыслей школьников, учитель контролирует их активность, способствует творческому решению возникающих проблем. Тем самым реализуется творческое партнёрство учителя и учеников.
Достоинство такой методики состоит в следующем:
1. Игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников - внимание, восприятие, мышление, запоминание, воображение;
2. Игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;
3. Игры позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям математикой
4. Игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счёт чего учащиеся получают прочные, осознанные знания.
5. Одним из главных достоинств является повышение интереса к предмету практически у всех учащихся класса.
Таким образом использование современных педагогических технологий: дифференцированного обучения, ИКТ, игровой - дают возможность учащимся приобретать знания, умения, навыки, осваивать способы самостоятельной работы, развивать творческий потенциал, познавательную активность, поддерживать высокую учебную мотивацию, и как результат этого способствовать повышению качества знаний.
Успешность обучения школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности. Создание мотивации, в первую очередь, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. Результат обучения свидетельствует об эффективности предложенной модели обучения, при которой не только учитываются способности и возможности обучающихся, но и осуществляется максимальное развитие их личности.
Широкое внедрение инновационных технологий, в частности дифференцированного обучения, ИКТ, игровой, создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.
Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы средствами инновационных технологий, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов, активности и творческих способностей
В микрогруппах дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнению товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации (коммуникативная компетенция).
Игра сохраняет познавательную активность ребенка и облегчает сложный процесс учения. В играх дети раскрепощаются, развивается мышление, внимание и активизируется познавательная деятельность (личностная компетенция).
Условием конструктивного диалога является уважение к собеседнику. Умение слушать и слышать его, задавать вопросы и высказывать собственное мнение, находить аргументы и убедительно использовать их.
Выводом моего исследования является то, что развитие личности ребенка успешно реализуется в условиях психологической безопасности, которая складывается в случае признания безусловной ценности каждого ребенка, отказа от внешнего оценивания, глубоком эмпатическом понимании, опоре на позитивные стороны личности, проявлении такта и осторожности при встрече с неудачами, стремлении обеспечить условия для проявления самостоятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.