Методическая разработка: «Тренинговые упражнения при работе с группой риска».
Оценка 4.8

Методическая разработка: «Тренинговые упражнения при работе с группой риска».

Оценка 4.8
docx
10.01.2024
Методическая разработка: «Тренинговые упражнения при работе с группой риска».
1. «Тренинговые упражнения при работе с группой риска»..docx

Методическая разработка: «Тренинговые упражнения при работе с группой риска».

1. Разминки

Задача разминочных упражнений — подравнять функциональ­ное состояние группы, которая только что собралась вместе, вве­сти участников группы в тренинговую атмосферу, помочь им по­чувствовать эту атмосферу, расшевелить одних, несколько поуба­вить пыл других, начать притирку каждого члена группы к груп­пе, поднять общий тонус всей группы и каждого ее участника. С этих упражнений начинается первое занятие. Необходимое ко­личество разминочных упражнений определяется ведущим.

Вообще разминки нужны для трех-четырех первых дней тре­нинга. Только после этого подростки привыкают приходить на тренинг в адекватном для него функциональном состоянии, и не­обходимость в разминках отпадает. Разминки могут ритуализироваться, и тогда с них начинается каждый день тренинга до самого последнего.

Обычно разминки представляют собой общегрупповое — ин­дивидуальное, попарное или коллективное — простое, приемле­мое для всех, но необычное действие. В разминках всегда требует­ся немного символики, изобразительности, виртуальности.

ПСИХОГИМНАСТИКА

Существует огромное множество психогимнастических упраж­нений (Н.Ю.Хрящева и др). Опишем только два-три попроще и два-три посложнее.

«Рукопожатие»

Группа игроков произвольно делится ведущим на две пример­но равные подгруппы-команды. Команды могут подобрать себе название. Еще лучше, если у ведущего уже заготовлены два брос­ких общепонятных названия команд, типа «Команда забияк». «Молодые драчуны», «Львы» и «Пантеры» и т.д. Подгруппы ста­новятся напротив друг друга. Ведущий встает во главе одной из них и объясняет упражнение. Его команда, выстроенная в затылок друг другу, подходит к «соперникам» (другой подгруппе) и здо­ровается с каждым из них за руку. Ведущий начинает это привет­ствие-рукопожатие; две цепочки (команды-соперницы) движут­ся навстречу друг другу.

Эта процедура напоминает приветствие двух футбольных или хоккейных команд. Возможно использование следующих вариан­тов усложнения:

а) необходимо поздороваться левой рукой;

б) похлопать соперника по плечу;

в) одновременно с рукопожатием и похлопыванием необхо­димо сказать сопернику несколько соответствующих ситуации слов, например: «Мы сегодня выиграем», «Что-то ты сегодня плохо выглядишь», «Не расстраивайся, мы тебя сегодня взгреем» и т.п. Члены второй подгруппы соответственно также побуждаются к вербальным и невербальным выражениям своего отношения к коллегам-соперникам.

Поскольку ведущий идет первым в своей команде, он и де­монстрирует все необходимые образцы поведения. Упражнение, естественно, заканчивается, когда каждый «поприветствовал» всех соперников, и команды вновь оказались на своих исходных пози­циях.

«Наш камень в ваш огород»

Это упражнение можно проводить сразу после «Рукопожатия», когда подгруппы еще стоят друг против друга. Ведущий предлага­ет участникам своей подгруппы представить, что перед ними на­ходится «большой и тяжелый камень (кусок скалы, спиленное дерево, бочка, бревно и пр.)». Он предлагает своей команде под­нять этот воображаемый камень и, поднатужившись, бросить его «подальше», или даже в сторону «противников», как бы демонст­рируя им свою силу. Ведущий побуждает всех членов своей груп­пы принять участие в этом действии, демонстрируя усилия, руко­водя «подниманием камня» и пр. «Кинув камень», он вместе с членами своей подгруппы побуждает «противников» ответить ка­ким-либо образом на свой вызов: «бросить» камень обратно или еще дальше, сделать что-то другое для демонстрации силы их ко­манды. Вполне возможен еще один цикл «устрашающих действий». Пусть их форму предложат сами участники игры.

«Ловля моли»

Ведущий указывает на одну из участниц игры, представляя ее как «хозяйку, которая пригласила нас в гости. У нее дома разве­лось много моли. Она пригласила нас для того, чтобы все мы вместе помогли ей избавиться от моли». Далее ведущий предлагает всем участникам группы «убить по 10 штук моли», и первый де­монстрирует «убивание моли» хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам и головам участников, по вещам в помещении и т.п. Он побуждает всех членов игры принять участие в этом действии.

Прекращает упражнение ведущий с учетом меры вовлеченности всех участников в игру.

РАБОТА С МЯЧОМ

«Здравствуй!»

Группа садится в круг. Используется мяч для большого тенниса или аналогичный. При отсутствии мяча приемлемы яблоко или апельсин. В некоторых случаях можно использовать завязанный в комок шарф. Тренер ловит взгляд одного из подростков и кидает ему мяч со словами: «Здравствуй! Как тебя зовут?». Далее он дает инструкцию: «Выбери любого в группе, кто тебе интересен, поймай его взгляд, перекинь ему мячик, поздоровайся».

В какой-то момент перекидывания мяча тренер уточняет ин­струкцию: «Старайтесь перекинуть мяч тому, кто еще не ловил его».

«Комплименты»

Мяч перекидывается так же, но необходимо не поздороваться, а сказать тому, кому вы кидаете мяч, комплимент. И опять-таки, в какой-то момент перекидывания мяча тренер дает дополнитель­ную инструкцию: «Постарайтесь, чтобы каждый из нас получил хотя бы один комплимент».

 

«Рекорд группы»

Тренер подсчитывает количество участников тренинга и пред­лагает группе поставить рекорд — перекинуть мяч столько раз, сколько сегодня участников тренинга. Главное — ни разу не уро­нить мяч на пол, т.е. стараться ловить его. Опыт показывает, что в группе в 20—25 человек это не так легко.

Если же группа быстро добилась положительного результата, тренер вводит следующую инструкцию: «Сейчас мы перекинули мяч 25 (например) раз за полторы минуты. Сможем ли мы это сделать за одну минуту и 15 секунд. Помните, что главноекидать мяч только тому, чей взгляд вы поймали».

У этого упражнения есть любопытное продолжение, но уже за пределами собственно разминки. Понятно, что перекидывать мяч в группе из 25 человек, сидящей в кружок, быстрее чем за 50 се­кунд, будет чрезвычайно трудно. Если все же группа добилась это­го результата — примерно 50 секунд на 25 перекидываний, тренер может ввести креативную инструкцию: «Хорошо. Мы, кажется, поставили рекорд. Но есть способ, когда все 25 участников тренин­га перекинут друг другу мяч всего за 25 секунд».

Решение здесь состоит в том, чтобы перекидывать мяч по кру­гу соседу. Пусть это решение найдут сами подростки. На это обыч­но нужно некоторое время. Но когда решение найдено, тренер вводит вторую креативную инструкцию: «Есть еще один рекорд:я гарантирую, что можно перекинуть мяч друг другу в группе из 25 человек всего за 5—7 секунд».

Решение заключается здесь в том, чтобы максимальное коли­чество подростков сложили ладони в виде лодочки, расположив их друг под другом. Мяч кладется в верхние ладони, и перекидывание заключается всего-навсего в том, чтобы раздвинуть ладо­ни. Самое трудное в этом решении: последний в серии — а ведь 25 подростков просто не смогут встать рядом друг с другом, что­бы их сложенные ладони были друг под другом, поэтому при­дется делать две или даже три такие «этажерки», — быстро пе­редает мячик в соседнюю «этажерку», не допустив его падения на пол.

 

Упражнения на новый сенсорный опыт

Назначение упражнений этой группы — поставить человека (подростка, юношу, девушку) в ситуацию, в которой он заведо­мо вынужден будет столкнуться с относительно новым для него сенсорным опытом (опытом восприятия и ощущения), причем в достаточно психологически комфортной, не опасной для него ситуации, и затем побудить его поделиться с группой своими ощущениями и переживаниями, сравнить свои впечатления с впечатлениями и ощущениями других членов группы после полу­чения от них обратной связи.

Сначала создаются благоприятные условия, чтобы участник тре­нинга более или менее произвольно, осознанно и добровольно совершил некоторое действие, связанное с новым сенсорным опытом (или по отношению к участнику были бы совершены дей­ствия, которые дадут ему новый опыт). Затем ему дается возмож­ность в максимально свободной атмосфере и форме рассказать, что он чувствовал (ощущал, переживал, видел, слышал, вообще что происходило) и получить обратную связь по поводу своих переживаний от других, хотя бы в форме рассказа об их опыте в такой же ситуации. Этот принцип лежит в основе практически всех упражнений психологического тренинга. В данной группе уп­ражнений он может быть наиболее выразителен и к тому же свя­зан именно с новыми сенсорными ощущениями.

Поскольку больше всего ощущений нам дает зрение, общим моментом большинства упражнений этого типа является выклю­чение зрения. Глаза или завязывают, или закрывают. Вторым прин­ципом конструирования упражнений этого типа является поиск модальностей, которые обычно находятся на периферии ориен­тировки человека в мире, и подбор упражнений именно на эти модальности. Речь идет о тактильных ощущениях, о запаховом ана­лизаторе, о вестибулярном аппарате и ощущениях и пр.

«Слепой и поводырь»

Это центральное, «ядерное» упражнение данного типа. Группа разбивается на пары. Одному человеку из пары предлагается закрыть глаза и на протяжении примерно 5 минут представлять, что он слепой. Для младших подростков иногда по­является необходимость завязать глаза, но для более старших это совсем не обязательно. Каждому второму из пар также предлагает­ся как можно более реально представить, что перед ними слепые люди и что им необходима помощь. Предложите «поводырям» взять за руки своих подопечных — «слепых». После этого необходимо поставить игровую задачу. Это может быть задача:

а) познакомить «слепых» с комнатой, в которой находится группа, т.е. свободно поводить их по комнате;

б) не просто поводить, а максимально сориентировать «сле­пых» в комнате, сделать доступными для них все ключевые объек­ты комнаты, с которыми они могут столкнуться или каким-либо образом взаимодействовать (дверь, ее ручка, окно, форточки, ос­новные препятствия и соответственно основные проходы и тра­ектории движения, стол, стулья, вешалки, электроприборы, дру­гие необходимые вещи и предметы);

в) не ориентировать, а предлагать вещи и объекты для отгадывания — «Что это такое?». Например, предлагается предъявить каж­дому «слепому» десять произвольно выбранных предметов для опознания. Это могут быть личные вещи участников, сами эти Участники («Кто это?»), предметы из обстановки и оборудование комнаты и пр.

Таким образом, возможны три варианта выполнения упражне­ния: когда «слепой» и его «поводырь» в основном молчат, когда они общаются, но инициатором-рассказчиком является «поводырь», и когда они общаются, но «поводырь» уже не рассказыва­ет, а скорее загадывает «слепому» загадки.

После выполнения задания и небольшой паузы (для спонтан­ных реакций участников) ведущий побуждает бывших «слепых» рассказать о своих ощущениях в этой роли, об их переживаниях и наблюдениях. Как правило, выговориться предоставляется возмож­ность всем желающим, в том числе и «поводырям». Возможны дополнительные вопросы: «Не было ли вам страшно? Уверенно ли вы себя чувствовали? Довольны ли вы своим поводырем? Что было труднее всего отгадать?» и т. п.

После этого надо дать возможность «слепому» и «поводырю» поменяться ролями, т.е. испытать эти новые для зрячего челове­ка ощущения и наблюдения, а потом и всем членам группы. Причем во второй раз стоит давать и более сложные, более труд­ные задачи.

Это может быть задание, когда «слепой» и «поводырь» должны пройти по коридорам того этажа, на котором находится тренинговая комната, и даже по лестнице подняться на другие этажи, походить там и только потом вернуться.

Здесь также необходимо дать возможность выговориться и «сле­пым» и «поводырям».

Наконец, возможен еще один вариант этого упражнения. Для его реализации необходимо большое свободное пространство — асфальтированный двор или большая школьная рекреация. «По­водырь» просто отпускает «слепого» в это большое пространство, сопровождая его по возможности бесшумно и полностью гаран­тируя безопасность (стены, лужи во дворе, ступеньки, уступки, острые навесы и пр.).

«Нож в масло»

Это самостоятельное упражнение, в котором используется тот же принцип выключения зрительного восприятия и необходимость быть внимательным к остальным своим ощущениям. Однако в этом случае новые ощущения заведомо должны прийти не из мира ве­щей, а из мира людей.

Для этой игры необходим один доброволец. Он становится в начале или напротив достаточно длинного и не очень широкого прохода, который можно организовать из двух рядов стульев или как-то иначе. Середину этого прохода занимают стоящие в нем участники группы. Они образуют что-то вроде плотной пробки в этом проходе. Во всяком случае, ведущий, который становится в центр этой плотной группы, призывает всех сплотиться и пред­стать для добровольца «как монолит». Одновременно ведущий не­громко инструктирует стоящих вокруг него: когда доброволец по команде ведущего пойдет «на группу», все должны в последний момент быстро и молча расступиться перед ним, сомкнувшись за ним опять. Добровольцу же ведущий громко говорит примерно следующее: «Посмотрите на группу. Вы видите перед собой плотный монолит из тел. Теперь закройте плотно глаза. Нацельтесь на мой голос. Нацелились? Теперь быстро и уверенно по моей команде идите на нас. Не думайте ни о чем, кроме своего желания сокру­шить этот монолит, протаранить его. Ничего не бойтесь. Приго­товьтесь. Внимание! Идите».

Самые первые попытки «идти на группу» могут быть не очень успешными: доброволец не знает, как быстро ему идти; группа еще не умеет быстро расходиться перед ним, чтобы он никого не задел. Но упражнение можно повторить, предложив добровольцу идти быстрее и увереннее. Да и группа быстро обучится своему маневру. Необходимо только отметить, что на ведущем лежит от­ветственность за то, чтобы самый «ретивый» доброволец, пройдя группу, не врезался в стену. В конце прохода можно поставить страхующего участника или же командовать добровольцу «Стоп!».

Можно придать упражнению характер испытания. Для этого несколько добровольцев предварительно покидают комнату, и для каждого следующего прогона упражнение сохраняет свою новиз­ну. Кстати, потом можно будет обсудить индивидуальные стили поведения добровольцев в этой новой для них ситуации.

Возможно и другое усложнение упражнения: после трех-четы­рех проходов добровольцев предлагается «протаранить» группу сра­зу двум добровольцам, плотно взявшимся за руки. В этом случае надо подумать о резервах пространства для расходящейся перед идущими группы.

Однако это усложнение возможно только после того, как пер­вые добровольцы не только пройдут сквозь группу, но и поделят­ся по возможности своими ощущениями от этого процесса. Эф­фект упражнения связан с эффектом сенсорного синтеза: испы­туемый настроился на привычное комплексное ощущение, кото­рое он обычно переживает, когда врезается в толпу людей. Но в ожидаемом месте траектории движения он не получает этого ощу­щения. Для неподготовленного человека это что-то вроде сенсор­ного шока. Он останавливается в недоумении и медленно идет Дальше. Вот про все это и должен рассказать испытуемый.

Вероятно, найдутся и те участники, которые вызвавшись доб­ровольцами и пойдя на группу, в последний момент замедлят ход, спасуют, поосторожничают. Их тем более стоит побудить рас­сказать, что они ощутили в этот момент. Не возбраняется и веду­щему принять участие в этом упражнении, но желательно не в числе первых, чтобы не задавать образец поведения. Это упражнение имеет и другую форму проведения. В модифицированном упражнении участвуют только два человека — тренер и доброволец. Они стоят друг против друга на расстоянии 4—5 метров. Доброволец закрывает или завязывает глаза. Тренер побуждает его нацелиться на голос и спокойным шагом «врезаться» в тренера. Одна­ко на самом деле тренер в самый последний момент бесшумно уходит в сторону. Именно после этого упражнения в самоотчете один из добровольцев-подростков сказал: «Я почувствовал, что вхожу в живое пространство. Здесь только что был человек. Оно еще густое...».

Чтобы возникло это чувство, тренер должен оставлять добро­вольцам, которые пожелают повторить упражнение, шанс вре­заться в человека. Установка на то, что можно врезаться в живого человека, должна все время сохраняться.

«Поднять и покрутить»

Это упражнение активизирует вестибулярный аппарат. В нем участвуют, как правило, только девушки. Тренер готовит крепкий стул и просит девушку, изъявившую желание испытать себя в интересном упражнении, крепко и глубоко сесть на этот стул и закрыть глаза. Одновременно он приглашает двух сильных юно­шей, которые бесшумно подходят к стулу, удобно берутся за него с двух сторон, мягко поднимают стул с девушкой и аккуратно крутят его несколько оборотов. Так же аккуратно стул ставится на землю. Затем девушку просят рассказать, что с ней происходило и что она чувствовала. Ощущения девушки связаны с тем, что она теряет опору, кружится со стулом, не знает, кто это делает, чув­ствует опасность слететь со стула, хочет, но не решается открыть глаза, переживает чувство «невесомости».

Если тренер угадал и на первые прогоны этого упражнения выбрал сензитивных, чувствительных девушек, группе достанутся восторженные отзывы. Это резко увеличит количество доброволь­цев, тренеру придется искать дополнительные пары юношей, чтобы «крутить девушек на стуле». На самом деле траектория воз­душного движения девушек на стуле может быть самой разной, включая даже траектории «американских горок», главное, что­бы девушка чувствовала себя на стуле надежно и достаточно ком­фортно.

Юноши не участвуют в этом упражнении, потому что для них есть более серьезное испытание — «Поднять парня, стоящего на стуле». Это упражнение граничит с типом упражнений на испыта­ния, и мы описываем его в соответствующем месте книги.

«Опознать на ощупь»

Это упражнение имеет множество модификаций. В его основу положен следующий принцип: подросток-доброволец знакомит­ся с группой от трех до пяти подростков. Затем доброволец закры­вает глаза, подростки меняются местами, и доброволец должен опознать их, используя только регламентируемую тренером сен­сорную информацию.

Чаще всего используются такие варианты этого упражнения - опознать по рукопожатию; ощупывая руками волосы; ощупывая руками плечи; ощупывая лбом и носом плечо и шею; ощупывая спиной спины стоящих подростков.

В хорошо «разогретых» группах я решаюсь даже дать вариант с ощупыванием партнера коленкой.

Наконец, как вариант этого упражнения проводится опозна­ние по запаху. Для этой модификации на стадии знакомства доб­роволец должен не столько зрительно познакомиться с группой подростков, сколько запечатлеть исходящие от них запахи. Для этого тренер подводит добровольца к каждому из опознаваемых и дает принюхаться к запаху в области шеи.

Хочется отметить, что последняя модификация значительно лучше выполняется девушками, они оказываются более внима­тельными к человеческим запахам, чем юноши. Тактильное же опознание очень индивидуально и в целом одинаково успешно для юношей и девушек.

Самостоятельным вариантом упражнения на опознание явля­ется игра, которую можно провести в небольшой группе. Она за­имствована из подростковой субкультуры. Участники сидят на сту­льях, установленных в круг. Тот, кто водит, завязывает глаза. Тре­нер раскручивает его, а в это время сидящие меняются местами. Тренер побуждает отгадывающего (водящего) найти, не трогая руками, чьи-то колени и присесть на них. Если только по коленям водящий не может отгадать человека, он имеет право попросить того, на чьих коленях он сидит, сказать короткое слово, напри­мер «мама». По этим двум признакам — коленям и слову «мама», водящий должен отгадать человека. Если отгадал, угаданный во­дит. Если не отгадал, тренер вертит водящего еще и еще раз.

Это типичная задача на использование нового сенсорного опы­та, хорошо преобразованная в детско-подростковую игру. В тре­нинге с подростками предпочтительно играть в эту игру уже пос­ле чая.

 


 

Методическая разработка: «Тренинговые упражнения при работе с группой риска»

Методическая разработка: «Тренинговые упражнения при работе с группой риска»

Вполне возможен еще один цикл «устрашающих действий»

Вполне возможен еще один цикл «устрашающих действий»

Упражнения на новый сенсорный опыт

Упражнения на новый сенсорный опыт

После этого надо дать возможность «слепому» и «поводырю» поменяться ролями, т

После этого надо дать возможность «слепому» и «поводырю» поменяться ролями, т

Это упражнение имеет и другую форму проведения

Это упражнение имеет и другую форму проведения

По этим двум признакам — коленям и слову «мама», водящий должен отгадать человека

По этим двум признакам — коленям и слову «мама», водящий должен отгадать человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2024