Методическая разработка: «Тренинговые упражнения при работе с группой риска».
1. Разминки
Задача разминочных упражнений — подравнять функциональное состояние группы, которая только что собралась вместе, ввести участников группы в тренинговую атмосферу, помочь им почувствовать эту атмосферу, расшевелить одних, несколько поубавить пыл других, начать притирку каждого члена группы к группе, поднять общий тонус всей группы и каждого ее участника. С этих упражнений начинается первое занятие. Необходимое количество разминочных упражнений определяется ведущим.
Вообще разминки нужны для трех-четырех первых дней тренинга. Только после этого подростки привыкают приходить на тренинг в адекватном для него функциональном состоянии, и необходимость в разминках отпадает. Разминки могут ритуализироваться, и тогда с них начинается каждый день тренинга до самого последнего.
Обычно разминки представляют собой общегрупповое — индивидуальное, попарное или коллективное — простое, приемлемое для всех, но необычное действие. В разминках всегда требуется немного символики, изобразительности, виртуальности.
ПСИХОГИМНАСТИКА
Существует огромное множество психогимнастических упражнений (Н.Ю.Хрящева и др). Опишем только два-три попроще и два-три посложнее.
«Рукопожатие»
Группа игроков произвольно делится ведущим на две примерно равные подгруппы-команды. Команды могут подобрать себе название. Еще лучше, если у ведущего уже заготовлены два броских общепонятных названия команд, типа «Команда забияк». «Молодые драчуны», «Львы» и «Пантеры» и т.д. Подгруппы становятся напротив друг друга. Ведущий встает во главе одной из них и объясняет упражнение. Его команда, выстроенная в затылок друг другу, подходит к «соперникам» (другой подгруппе) и здоровается с каждым из них за руку. Ведущий начинает это приветствие-рукопожатие; две цепочки (команды-соперницы) движутся навстречу друг другу.
Эта процедура напоминает приветствие двух футбольных или хоккейных команд. Возможно использование следующих вариантов усложнения:
а) необходимо поздороваться левой рукой;
б) похлопать соперника по плечу;
в) одновременно с рукопожатием и похлопыванием необходимо сказать сопернику несколько соответствующих ситуации слов, например: «Мы сегодня выиграем», «Что-то ты сегодня плохо выглядишь», «Не расстраивайся, мы тебя сегодня взгреем» и т.п. Члены второй подгруппы соответственно также побуждаются к вербальным и невербальным выражениям своего отношения к коллегам-соперникам.
Поскольку ведущий идет первым в своей команде, он и демонстрирует все необходимые образцы поведения. Упражнение, естественно, заканчивается, когда каждый «поприветствовал» всех соперников, и команды вновь оказались на своих исходных позициях.
«Наш камень в ваш огород»
Это упражнение можно проводить сразу после «Рукопожатия», когда подгруппы еще стоят друг против друга. Ведущий предлагает участникам своей подгруппы представить, что перед ними находится «большой и тяжелый камень (кусок скалы, спиленное дерево, бочка, бревно и пр.)». Он предлагает своей команде поднять этот воображаемый камень и, поднатужившись, бросить его «подальше», или даже в сторону «противников», как бы демонстрируя им свою силу. Ведущий побуждает всех членов своей группы принять участие в этом действии, демонстрируя усилия, руководя «подниманием камня» и пр. «Кинув камень», он вместе с членами своей подгруппы побуждает «противников» ответить каким-либо образом на свой вызов: «бросить» камень обратно или еще дальше, сделать что-то другое для демонстрации силы их команды. Вполне возможен еще один цикл «устрашающих действий». Пусть их форму предложат сами участники игры.
«Ловля моли»
Ведущий указывает на одну из участниц игры, представляя ее как «хозяйку, которая пригласила нас в гости. У нее дома развелось много моли. Она пригласила нас для того, чтобы все мы вместе помогли ей избавиться от моли». Далее ведущий предлагает всем участникам группы «убить по 10 штук моли», и первый демонстрирует «убивание моли» хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам и головам участников, по вещам в помещении и т.п. Он побуждает всех членов игры принять участие в этом действии.
Прекращает упражнение ведущий с учетом меры вовлеченности всех участников в игру.
РАБОТА С МЯЧОМ
«Здравствуй!»
Группа садится в круг. Используется мяч для большого тенниса или аналогичный. При отсутствии мяча приемлемы яблоко или апельсин. В некоторых случаях можно использовать завязанный в комок шарф. Тренер ловит взгляд одного из подростков и кидает ему мяч со словами: «Здравствуй! Как тебя зовут?». Далее он дает инструкцию: «Выбери любого в группе, кто тебе интересен, поймай его взгляд, перекинь ему мячик, поздоровайся».
В какой-то момент перекидывания мяча тренер уточняет инструкцию: «Старайтесь перекинуть мяч тому, кто еще не ловил его».
«Комплименты»
Мяч перекидывается так же, но необходимо не поздороваться, а сказать тому, кому вы кидаете мяч, комплимент. И опять-таки, в какой-то момент перекидывания мяча тренер дает дополнительную инструкцию: «Постарайтесь, чтобы каждый из нас получил хотя бы один комплимент».
«Рекорд группы»
Тренер подсчитывает количество участников тренинга и предлагает группе поставить рекорд — перекинуть мяч столько раз, сколько сегодня участников тренинга. Главное — ни разу не уронить мяч на пол, т.е. стараться ловить его. Опыт показывает, что в группе в 20—25 человек это не так легко.
Если же группа быстро добилась положительного результата, тренер вводит следующую инструкцию: «Сейчас мы перекинули мяч 25 (например) раз за полторы минуты. Сможем ли мы это сделать за одну минуту и 15 секунд. Помните, что главное — кидать мяч только тому, чей взгляд вы поймали».
У этого упражнения есть любопытное продолжение, но уже за пределами собственно разминки. Понятно, что перекидывать мяч в группе из 25 человек, сидящей в кружок, быстрее чем за 50 секунд, будет чрезвычайно трудно. Если все же группа добилась этого результата — примерно 50 секунд на 25 перекидываний, тренер может ввести креативную инструкцию: «Хорошо. Мы, кажется, поставили рекорд. Но есть способ, когда все 25 участников тренинга перекинут друг другу мяч всего за 25 секунд».
Решение здесь состоит в том, чтобы перекидывать мяч по кругу соседу. Пусть это решение найдут сами подростки. На это обычно нужно некоторое время. Но когда решение найдено, тренер вводит вторую креативную инструкцию: «Есть еще один рекорд:я гарантирую, что можно перекинуть мяч друг другу в группе из 25 человек всего за 5—7 секунд».
Решение заключается здесь в том, чтобы максимальное количество подростков сложили ладони в виде лодочки, расположив их друг под другом. Мяч кладется в верхние ладони, и перекидывание заключается всего-навсего в том, чтобы раздвинуть ладони. Самое трудное в этом решении: последний в серии — а ведь 25 подростков просто не смогут встать рядом друг с другом, чтобы их сложенные ладони были друг под другом, поэтому придется делать две или даже три такие «этажерки», — быстро передает мячик в соседнюю «этажерку», не допустив его падения на пол.
Упражнения на новый сенсорный опыт
Назначение упражнений этой группы — поставить человека (подростка, юношу, девушку) в ситуацию, в которой он заведомо вынужден будет столкнуться с относительно новым для него сенсорным опытом (опытом восприятия и ощущения), причем в достаточно психологически комфортной, не опасной для него ситуации, и затем побудить его поделиться с группой своими ощущениями и переживаниями, сравнить свои впечатления с впечатлениями и ощущениями других членов группы после получения от них обратной связи.
Сначала создаются благоприятные условия, чтобы участник тренинга более или менее произвольно, осознанно и добровольно совершил некоторое действие, связанное с новым сенсорным опытом (или по отношению к участнику были бы совершены действия, которые дадут ему новый опыт). Затем ему дается возможность в максимально свободной атмосфере и форме рассказать, что он чувствовал (ощущал, переживал, видел, слышал, вообще что происходило) и получить обратную связь по поводу своих переживаний от других, хотя бы в форме рассказа об их опыте в такой же ситуации. Этот принцип лежит в основе практически всех упражнений психологического тренинга. В данной группе упражнений он может быть наиболее выразителен и к тому же связан именно с новыми сенсорными ощущениями.
Поскольку больше всего ощущений нам дает зрение, общим моментом большинства упражнений этого типа является выключение зрения. Глаза или завязывают, или закрывают. Вторым принципом конструирования упражнений этого типа является поиск модальностей, которые обычно находятся на периферии ориентировки человека в мире, и подбор упражнений именно на эти модальности. Речь идет о тактильных ощущениях, о запаховом анализаторе, о вестибулярном аппарате и ощущениях и пр.
«Слепой и поводырь»
Это центральное, «ядерное» упражнение данного типа. Группа разбивается на пары. Одному человеку из пары предлагается закрыть глаза и на протяжении примерно 5 минут представлять, что он слепой. Для младших подростков иногда появляется необходимость завязать глаза, но для более старших это совсем не обязательно. Каждому второму из пар также предлагается как можно более реально представить, что перед ними слепые люди и что им необходима помощь. Предложите «поводырям» взять за руки своих подопечных — «слепых». После этого необходимо поставить игровую задачу. Это может быть задача:
а) познакомить «слепых» с комнатой, в которой находится группа, т.е. свободно поводить их по комнате;
б) не просто поводить, а максимально сориентировать «слепых» в комнате, сделать доступными для них все ключевые объекты комнаты, с которыми они могут столкнуться или каким-либо образом взаимодействовать (дверь, ее ручка, окно, форточки, основные препятствия и соответственно основные проходы и траектории движения, стол, стулья, вешалки, электроприборы, другие необходимые вещи и предметы);
в) не ориентировать, а предлагать вещи и объекты для отгадывания — «Что это такое?». Например, предлагается предъявить каждому «слепому» десять произвольно выбранных предметов для опознания. Это могут быть личные вещи участников, сами эти Участники («Кто это?»), предметы из обстановки и оборудование комнаты и пр.
Таким образом, возможны три варианта выполнения упражнения: когда «слепой» и его «поводырь» в основном молчат, когда они общаются, но инициатором-рассказчиком является «поводырь», и когда они общаются, но «поводырь» уже не рассказывает, а скорее загадывает «слепому» загадки.
После выполнения задания и небольшой паузы (для спонтанных реакций участников) ведущий побуждает бывших «слепых» рассказать о своих ощущениях в этой роли, об их переживаниях и наблюдениях. Как правило, выговориться предоставляется возможность всем желающим, в том числе и «поводырям». Возможны дополнительные вопросы: «Не было ли вам страшно? Уверенно ли вы себя чувствовали? Довольны ли вы своим поводырем? Что было труднее всего отгадать?» и т. п.
После этого надо дать возможность «слепому» и «поводырю» поменяться ролями, т.е. испытать эти новые для зрячего человека ощущения и наблюдения, а потом и всем членам группы. Причем во второй раз стоит давать и более сложные, более трудные задачи.
Это может быть задание, когда «слепой» и «поводырь» должны пройти по коридорам того этажа, на котором находится тренинговая комната, и даже по лестнице подняться на другие этажи, походить там и только потом вернуться.
Здесь также необходимо дать возможность выговориться и «слепым» и «поводырям».
Наконец, возможен еще один вариант этого упражнения. Для его реализации необходимо большое свободное пространство — асфальтированный двор или большая школьная рекреация. «Поводырь» просто отпускает «слепого» в это большое пространство, сопровождая его по возможности бесшумно и полностью гарантируя безопасность (стены, лужи во дворе, ступеньки, уступки, острые навесы и пр.).
«Нож в масло»
Это самостоятельное упражнение, в котором используется тот же принцип выключения зрительного восприятия и необходимость быть внимательным к остальным своим ощущениям. Однако в этом случае новые ощущения заведомо должны прийти не из мира вещей, а из мира людей.
Для этой игры необходим один доброволец. Он становится в начале или напротив достаточно длинного и не очень широкого прохода, который можно организовать из двух рядов стульев или как-то иначе. Середину этого прохода занимают стоящие в нем участники группы. Они образуют что-то вроде плотной пробки в этом проходе. Во всяком случае, ведущий, который становится в центр этой плотной группы, призывает всех сплотиться и предстать для добровольца «как монолит». Одновременно ведущий негромко инструктирует стоящих вокруг него: когда доброволец по команде ведущего пойдет «на группу», все должны в последний момент быстро и молча расступиться перед ним, сомкнувшись за ним опять. Добровольцу же ведущий громко говорит примерно следующее: «Посмотрите на группу. Вы видите перед собой плотный монолит из тел. Теперь закройте плотно глаза. Нацельтесь на мой голос. Нацелились? Теперь быстро и уверенно по моей команде идите на нас. Не думайте ни о чем, кроме своего желания сокрушить этот монолит, протаранить его. Ничего не бойтесь. Приготовьтесь. Внимание! Идите».
Самые первые попытки «идти на группу» могут быть не очень успешными: доброволец не знает, как быстро ему идти; группа еще не умеет быстро расходиться перед ним, чтобы он никого не задел. Но упражнение можно повторить, предложив добровольцу идти быстрее и увереннее. Да и группа быстро обучится своему маневру. Необходимо только отметить, что на ведущем лежит ответственность за то, чтобы самый «ретивый» доброволец, пройдя группу, не врезался в стену. В конце прохода можно поставить страхующего участника или же командовать добровольцу «Стоп!».
Можно придать упражнению характер испытания. Для этого несколько добровольцев предварительно покидают комнату, и для каждого следующего прогона упражнение сохраняет свою новизну. Кстати, потом можно будет обсудить индивидуальные стили поведения добровольцев в этой новой для них ситуации.
Возможно и другое усложнение упражнения: после трех-четырех проходов добровольцев предлагается «протаранить» группу сразу двум добровольцам, плотно взявшимся за руки. В этом случае надо подумать о резервах пространства для расходящейся перед идущими группы.
Однако это усложнение возможно только после того, как первые добровольцы не только пройдут сквозь группу, но и поделятся по возможности своими ощущениями от этого процесса. Эффект упражнения связан с эффектом сенсорного синтеза: испытуемый настроился на привычное комплексное ощущение, которое он обычно переживает, когда врезается в толпу людей. Но в ожидаемом месте траектории движения он не получает этого ощущения. Для неподготовленного человека это что-то вроде сенсорного шока. Он останавливается в недоумении и медленно идет Дальше. Вот про все это и должен рассказать испытуемый.
Вероятно, найдутся и те участники, которые вызвавшись добровольцами и пойдя на группу, в последний момент замедлят ход, спасуют, поосторожничают. Их тем более стоит побудить рассказать, что они ощутили в этот момент. Не возбраняется и ведущему принять участие в этом упражнении, но желательно не в числе первых, чтобы не задавать образец поведения. Это упражнение имеет и другую форму проведения. В модифицированном упражнении участвуют только два человека — тренер и доброволец. Они стоят друг против друга на расстоянии 4—5 метров. Доброволец закрывает или завязывает глаза. Тренер побуждает его нацелиться на голос и спокойным шагом «врезаться» в тренера. Однако на самом деле тренер в самый последний момент бесшумно уходит в сторону. Именно после этого упражнения в самоотчете один из добровольцев-подростков сказал: «Я почувствовал, что вхожу в живое пространство. Здесь только что был человек. Оно еще густое...».
Чтобы возникло это чувство, тренер должен оставлять добровольцам, которые пожелают повторить упражнение, шанс врезаться в человека. Установка на то, что можно врезаться в живого человека, должна все время сохраняться.
«Поднять и покрутить»
Это упражнение активизирует вестибулярный аппарат. В нем участвуют, как правило, только девушки. Тренер готовит крепкий стул и просит девушку, изъявившую желание испытать себя в интересном упражнении, крепко и глубоко сесть на этот стул и закрыть глаза. Одновременно он приглашает двух сильных юношей, которые бесшумно подходят к стулу, удобно берутся за него с двух сторон, мягко поднимают стул с девушкой и аккуратно крутят его несколько оборотов. Так же аккуратно стул ставится на землю. Затем девушку просят рассказать, что с ней происходило и что она чувствовала. Ощущения девушки связаны с тем, что она теряет опору, кружится со стулом, не знает, кто это делает, чувствует опасность слететь со стула, хочет, но не решается открыть глаза, переживает чувство «невесомости».
Если тренер угадал и на первые прогоны этого упражнения выбрал сензитивных, чувствительных девушек, группе достанутся восторженные отзывы. Это резко увеличит количество добровольцев, тренеру придется искать дополнительные пары юношей, чтобы «крутить девушек на стуле». На самом деле траектория воздушного движения девушек на стуле может быть самой разной, включая даже траектории «американских горок», главное, чтобы девушка чувствовала себя на стуле надежно и достаточно комфортно.
Юноши не участвуют в этом упражнении, потому что для них есть более серьезное испытание — «Поднять парня, стоящего на стуле». Это упражнение граничит с типом упражнений на испытания, и мы описываем его в соответствующем месте книги.
«Опознать на ощупь»
Это упражнение имеет множество модификаций. В его основу положен следующий принцип: подросток-доброволец знакомится с группой от трех до пяти подростков. Затем доброволец закрывает глаза, подростки меняются местами, и доброволец должен опознать их, используя только регламентируемую тренером сенсорную информацию.
Чаще всего используются такие варианты этого упражнения - опознать по рукопожатию; ощупывая руками волосы; ощупывая руками плечи; ощупывая лбом и носом плечо и шею; ощупывая спиной спины стоящих подростков.
В хорошо «разогретых» группах я решаюсь даже дать вариант с ощупыванием партнера коленкой.
Наконец, как вариант этого упражнения проводится опознание по запаху. Для этой модификации на стадии знакомства доброволец должен не столько зрительно познакомиться с группой подростков, сколько запечатлеть исходящие от них запахи. Для этого тренер подводит добровольца к каждому из опознаваемых и дает принюхаться к запаху в области шеи.
Хочется отметить, что последняя модификация значительно лучше выполняется девушками, они оказываются более внимательными к человеческим запахам, чем юноши. Тактильное же опознание очень индивидуально и в целом одинаково успешно для юношей и девушек.
Самостоятельным вариантом упражнения на опознание является игра, которую можно провести в небольшой группе. Она заимствована из подростковой субкультуры. Участники сидят на стульях, установленных в круг. Тот, кто водит, завязывает глаза. Тренер раскручивает его, а в это время сидящие меняются местами. Тренер побуждает отгадывающего (водящего) найти, не трогая руками, чьи-то колени и присесть на них. Если только по коленям водящий не может отгадать человека, он имеет право попросить того, на чьих коленях он сидит, сказать короткое слово, например «мама». По этим двум признакам — коленям и слову «мама», водящий должен отгадать человека. Если отгадал, угаданный водит. Если не отгадал, тренер вертит водящего еще и еще раз.
Это типичная задача на использование нового сенсорного опыта, хорошо преобразованная в детско-подростковую игру. В тренинге с подростками предпочтительно играть в эту игру уже после чая.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.