Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"
Оценка 4.9

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Оценка 4.9
doc
21.01.2020
Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"
оу культра.doc

Тема урока: Гроза двенадцатого года

 

“Гроза  двенадцатого года

Настала  - кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский  Бог”  

                                                                                               А.С.Пушкин                                       

Х О Д   У Р О К А:

В этом году мы отмечаем 200-летие грандиозного события нашей истории – Отечественной войны 1812 года. Это событие – одно из самых героических страниц истории нашей Родины. Победа русского народа над завоевателем, который считался величайшим военным гением Европы. Последствия Отечественной войны были огромны для самой России. Русский народ в Отечественной войне с Наполеоном отстоял своё право на независимость.  Великая воля к победе, свободе, героизм всего русского народа на полях битв с Наполеоном позволяет нам сегодня отмечать эту дату, вспомнить героев той войны.

        Мы с вами попробуем к концу урока определить характер самой войны и  главную причину победы,  а также ответить на вопрос А.С. Пушкина.

        Отечественная война 1812 года носила  общенародный характер.  На  убийства, грабежи  и насилие наполеоновских  мародеров, народные массы ответили  широкой волной  партизанского движения.

     1 ученик:  «Великая армия» (выражение Наполеона) – это самая большая из тех, что Наполеон когда-либо собирал. Она насчитывала 600 тысяч человек. Армия была разноплемённая. Собственно французов в ней было 300 тысяч. Под личным командованием императора состояло 225 тысяч. Расчёт был на быструю блистательную победу и на генеральное сражение. Лёгкие победы в Европе вскружили Наполеону голову. Он шёл напролом, чтобы сокрушить Россию – главное препятствие на пути к мировому господству. Перед походом на Россию Наполеон рассчитывал на скорую победу. Он планировал умножить «массу на скорость», добиться победы в генеральном сражении. После того как Россия будет покорена, он планировал «на барабане» подписать с нею мир. Коротко планы сторон можно обозначить примерно следующим образом: Наполеон. Вступить в Москву и принудить Александра I подписать выгодный для Франции мир.

Отечественная война 1812 года  - это война между Россией и наполеоновской армией 1812 году.

        2 ученик: Александр I Павлович Благословенный - Государь император и самодержец Всероссийский. Издал манифест о начале войны с Францией, который заканчивался словами: «Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в царстве моём».

        Наполеон I Бонапарт - император Франции в 1804 — 1815 годах -  великий французский полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства.

Учитель: Сегодня на уроке мы неслучайно разделились на группы таким образом. Сейчас представитель от каждой группы расскажет нам доклад о военных полководцах, принимавших участие в Отечественной войне. Итак, начинаем с первой группы:

1. Имя великого русского полководца Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова неотделимо от Отечественной войны 1812 года. Именно в этот завершающий период своей жизни он полностью проявил себя как  государственный деятель, возглавивший народную войну против иноземных захватчиков.

Военная деятельность Кутузова началась в 1765 году. С 1770 года участвовал в походах против турок в армии фельдмаршала Румянцева. В июле 1774 года при штурме деревни Шумы Кутузов был ранен в голову, в результате правый глаз перестал видеть. В 1776 году служил в Крыму под командованием А. В. Суворова. Очаков, Аккерман, Бендеры и, наконец, штурм Измаила, после которого Суворов писал о нем: «…он шел на моем левом фланге, но был моей правой рукой».

В 1793 году Кутузов — посол в Константинополе, затем командующий войсками и флотом в Финляндии, литовский генерал-губернатор, генерал-губернатор Петербурга. В 1805 году командовал русскими войсками в войне против Наполеона в союзе с австрийскими войсками. В 1811 — главнокомандующий в Бессарабии. Бессмертен подвиг Кутузова в Отечественной войне 1812 года, о котором Пушкин писал:

… Когда народной веры глас

 Воззвал к святой твоей седине

 « Иди, спасай».

 Ты встал — и спас…»

        2. Пётр Иванович Багратион - русский генерал, герой Отечественной войны 1812 года. Багратион выступал сторонником привлечения к борьбе с французами широких слоёв народа, был одним из инициаторов партизанского движения. Партизанское движение – вооруженная борьба, которая ведется на территории, занятой противником. В партизанском движении нередко принимают участие части регулярных войск, действующие в тылу врага.

Участник штурма Очакова, Варшавы, Багратион проделал с Суворовым весь Итальянский поход, был его правой рукой. Войну 1812 года Багратион начал главнокомандующим 2-й Западной армией. После умело проведенного отхода, нанеся ряд поражений французам, Багратион соединился с армией Барклая.

26 августа на Бородинском поле Багратион совершил свой последний подвиг. На левом фланге русской армии у деревни Семеновской были построены земляные укрепления: Багратионовы флеши. На них обрушился главный удар наполеоновской армии. Даву, Ней, Жюно ничего не смогли сделать, чтобы сломить отпор русских полков. Рукопашный бой шел с шести часов утра до полудня, после чего Багратион отдал приказ перейти в контратаку. Спустя несколько минут он был ранен осколком ядра, раздробившим ногу. Через три недели Багратион скончался.

      3.  Михаил Багданович Барклай-де-Толли - выдающийся российский полководец, генерал - фельдмаршал (с 1814), военный министр, князь (с 1815), герой Отечественной войны 1812 года, полный кавалер ордена Святого Георгия.  

Военную службу начал в 15 лет унтер-офицером. В 1788—1789 годах участвовал в штурме Очакова, в бою под Каушанами, во взятии Аккермана и Бендер. С войны 1812 года — главнокомандующий 1-й Западной армией. 600-тысячной армии Наполеона противостояли 200 тысяч русских войск на границе. Барклай избрал единственно возможную тактику. Отступая и умело маневрируя, он стремился сконцентрировать русские войска, не дать Наполеону разбить их поодиночке. Эта стратегия не была понята патриотически настроенной армией. Не пользовавшийся популярностью полководец с иностранной фамилией, Барклай де Толли передал командование М. И. Кутузову, оставшись во главе 1-й армии. Руководя правым флангом при Бородине, Барклай проявил редкостную храбрость. После смерти Кутузова в 1813 году вновь был назначен главнокомандующим. В сражениях под Бауценом, Кульмом, Лейпцигом показал себя талантливым полководцем. Был произведен в фельдмаршалы, получил княжеский титул. Умер в 1818 году на 57-м году жизни.

4. Николй Николаевич Раевский - русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года, генерал кавалерии (1813). За тридцать лет безупречной службы участвовал во многих крупнейших сражениях эпохи. После подвига под Салтановкой  стал одним из популярнейших генералов русской армии. Борьба за батарею Раевского явилась одним из ключевых эпизодов Бородинского сражения.

        Военная деятельность Раевского началась во время второй турецкой войны, продолжалась в Польше и на Кавказе. В 1807 году он получил назначение в отряд Багратиона в Восточной Пруссии, а в кампании 1808 года в Финляндии командовал дивизией. 

4 августа 1812 года корпус Раевского целый день отражал атаки французов, пока не был сменен корпусом Дохтурова, сорвав этим план Наполеона взять Смоленск с ходу. На Бородинском поле Раевский стоял в центре русских позиций. Знаменитая батарея Раевского вошла в историю. В дальнейшем ходе войны участвовал в сражении под Красным, в боях под Бауценом, Дрезденом и Лейпцигом. В день взятия Парижа корпус Раевского овладел господствовавшими над городом Бельвильскими высотами.  «Человек с ясным умом, с простой, прекрасной душой», — писал о Раевском Пушкин.

Учитель: Покрыли себя неувядаемой славой знаменитые военачальники, командиры и офицеры:  Н.Н. Раевский, Ф.П. Уваров, М.И. Платов, Н.А. Тучков и другие.

Кульминацией Отечественной войны 1812 года было сражение при Березине, которое завершилось разгромом  наполеоновской армии. Именно там была поставлена окончательная точка в “русском походе” Наполеона.

      Спасаясь бегством, Наполеон ускакал в карете в Париж, а французских солдат еще долго ловили в лесах партизаны.

       В декабре 1812 года Кутузов доложил  императору Александру 1 “война закончилась за полным истреблением неприятеля “. 15 декабря Александр 1 подписал Манифест об окончании войны.

       В начале войны, 12 июня  русскую границу перешли 420 тысяч французских солдат,  у Бородино  сражалось 135 тысяч,  а через Березину переправились жалкие 10 тысяч солдат. И огромная заслуга в том тех патриотических сил.

Отечественная война 1812 года закончилась.

Так кто же нам помог? [слайд с эпиграфом урока], обсуждение.

Учитель: Английский фельдмаршал Б.Монтгомери, выступая в палате лордов в 1962 году заявил о том, что первое правило, начертанное  на первой странице книги войны гласит: “ Не ходи в Москву“. И это надо помнить всем недоброжелателям  России.

         Память о героях войны не угасла.  Она  сохраняется в тех исторических памятниках, площадях, улицах,  названных в их честь [презентация]. 

Рефлексия.

 

Спасибо за урок!!!

 

 

 

 

 

 

 

     1 ученик:  «Великая армия» (выражение Наполеона) – это самая большая из тех, что Наполеон когда-либо собирал. Она насчитывала 600 тысяч человек. Армия была разноплемённая. Собственно французов в ней было 300 тысяч. Под личным командованием императора состояло 225 тысяч. Расчёт был на быструю блистательную победу и на генеральное сражение. Лёгкие победы в Европе вскружили Наполеону голову. Он шёл напролом, чтобы сокрушить Россию – главное препятствие на пути к мировому господству. Перед походом на Россию Наполеон рассчитывал на скорую победу. Он планировал умножить «массу на скорость», добиться победы в генеральном сражении. После того как Россия будет покорена, он планировал «на барабане» подписать с нею мир. Коротко планы сторон можно обозначить примерно следующим образом: Наполеон. Вступить в Москву и принудить Александра I подписать выгодный для Франции мир.

Отечественная война 1812 года  - это война между Россией и наполеоновской армией 1812 году.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2 ученик: Александр I Павлович Благословенный - Государь император и самодержец Всероссийский. Издал манифест о начале войны с Францией, который заканчивался словами: «Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в царстве моём».

        Наполеон I Бонапарт - император Франции в 1804 — 1815 годах -  великий французский полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Имя великого русского полководца Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова неотделимо от Отечественной войны 1812 года. Именно в этот завершающий период своей жизни он полностью проявил себя как  государственный деятель, возглавивший народную войну против иноземных захватчиков.

Военная деятельность Кутузова началась в 1765 году. С 1770 года участвовал в походах против турок в армии фельдмаршала Румянцева. В июле 1774 года при штурме деревни Шумы Кутузов был ранен в голову, в результате правый глаз перестал видеть. В 1776 году служил в Крыму под командованием А. В. Суворова. Очаков, Аккерман, Бендеры и, наконец, штурм Измаила, после которого Суворов писал о нем: «…он шел на моем левом фланге, но был моей правой рукой».

В 1793 году Кутузов — посол в Константинополе, затем командующий войсками и флотом в Финляндии, литовский генерал-губернатор, генерал-губернатор Петербурга. В 1805 году командовал русскими войсками в войне против Наполеона в союзе с австрийскими войсками. В 1811 — главнокомандующий в Бессарабии. Бессмертен подвиг Кутузова в Отечественной войне 1812 года, о котором Пушкин писал:

… Когда народной веры глас

 Воззвал к святой твоей седине

 « Иди, спасай».

 Ты встал — и спас…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        2. Пётр Иванович Багратион - русский генерал, герой Отечественной войны 1812 года. Багратион выступал сторонником привлечения к борьбе с французами широких слоёв народа, был одним из инициаторов партизанского движения. Партизанское движение – вооруженная борьба, которая ведется на территории, занятой противником. В партизанском движении нередко принимают участие части регулярных войск, действующие в тылу врага.

Участник штурма Очакова, Варшавы, Багратион проделал с Суворовым весь Итальянский поход, был его правой рукой. Войну 1812 года Багратион начал главнокомандующим 2-й Западной армией. После умело проведенного отхода, нанеся ряд поражений французам, Багратион соединился с армией Барклая.

26 августа на Бородинском поле Багратион совершил свой последний подвиг. На левом фланге русской армии у деревни Семеновской были построены земляные укрепления: Багратионовы флеши. На них обрушился главный удар наполеоновской армии. Даву, Ней, Жюно ничего не смогли сделать, чтобы сломить отпор русских полков. Рукопашный бой шел с шести часов утра до полудня, после чего Багратион отдал приказ перейти в контратаку. Спустя несколько минут он был ранен осколком ядра, раздробившим ногу. Через три недели Багратион скончался.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      3.  Михаил Багданович Барклай-де-Толли - выдающийся российский полководец, генерал - фельдмаршал (с 1814), военный министр, князь (с 1815), герой Отечественной войны 1812 года, полный кавалер ордена Святого Георгия. 

Военную службу начал в 15 лет унтер-офицером. В 1788—1789 годах участвовал в штурме Очакова, в бою под Каушанами, во взятии Аккермана и Бендер. С войны 1812 года — главнокомандующий 1-й Западной армией. 600-тысячной армии Наполеона противостояли 200 тысяч русских войск на границе. Барклай избрал единственно возможную тактику. Отступая и умело маневрируя, он стремился сконцентрировать русские войска, не дать Наполеону разбить их поодиночке. Эта стратегия не была понята патриотически настроенной армией. Не пользовавшийся популярностью полководец с иностранной фамилией, Барклай де Толли передал командование М. И. Кутузову, оставшись во главе 1-й армии. Руководя правым флангом при Бородине, Барклай проявил редкостную храбрость. После смерти Кутузова в 1813 году вновь был назначен главнокомандующим. В сражениях под Бауценом, Кульмом, Лейпцигом показал себя талантливым полководцем. Был произведен в фельдмаршалы, получил княжеский титул. Умер в 1818 году на 57-м году жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Николй Николаевич Раевский - русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года, генерал кавалерии (1813). За тридцать лет безупречной службы участвовал во многих крупнейших сражениях эпохи. После подвига под Салтановкой  стал одним из популярнейших генералов русской армии. Борьба за батарею Раевского явилась одним из ключевых эпизодов Бородинского сражения.

        Военная деятельность Раевского началась во время второй турецкой войны, продолжалась в Польше и на Кавказе. В 1807 году он получил назначение в отряд Багратиона в Восточной Пруссии, а в кампании 1808 года в Финляндии командовал дивизией. 

4 августа 1812 года корпус Раевского целый день отражал атаки французов, пока не был сменен корпусом Дохтурова, сорвав этим план Наполеона взять Смоленск с ходу. На Бородинском поле Раевский стоял в центре русских позиций. Знаменитая батарея Раевского вошла в историю. В дальнейшем ходе войны участвовал в сражении под Красным, в боях под Бауценом, Дрезденом и Лейпцигом. В день взятия Парижа корпус Раевского овладел господствовавшими над городом Бельвильскими высотами.  «Человек с ясным умом, с простой, прекрасной душой», — писал о Раевском Пушкин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок. "Культура и быт в XVII веке". Преподаватель Лапшина Светлана Викторовна. Сентябрь 2015 года

Цель - охарактеризовать сочетание старых и новых элементов в русской культуре ХVII в.,

Задачи занятия:

познакомить учащихся с основными направлениями и особенностями развития культуры в XVII в., расширить знания обучающихся об архитектурном стиле России в XVII в. – московское (нарышкинское) барокко и о появлении парсуной живописи – прообразе русского портретного искусства ХVIII в., воспитание чувства гордости за свою родину, развитие художественного и эстетического вкуса.

Регулятивные действия: Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные действия:

Общеучебные: 1) Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; 2) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Логические : Сравнение с целью выявления черт сходства и черт различия, соответствия и несоответствия.

Коммуникативные действия: Владение монологической и диалогической формами речи;

Учебно-методическое обеспечение:

Данилов А. А. История Государства и народов России XVI-XVIII века: Учебник для 7 класса – М.: Дрофа, 2004г.; Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца XVIII века – М.: Просвещение, 1999г.; Симонова Е. В. История государства и народов России: Метод. пособие для учителей – М.: Дрофа, 2004г. , презентация 41 слайд (среда Power Point, Word)

План урока:

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ

План изучаемой темы:

1.     Отличается ли культура XVII в. от средневековой культуры?

2.     Грамотность и просвещение.

3.     Литература.

4.     Архитектура.

5.     Живопись.

6.      Быт.

Закрепление изученного материала

Домашнее задание.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход занятия:

Повторение изученного: фронтальный опрос

1.     Какое название получил XVII век? (Бунташный)

2.     Почему?

 ( XVII век начинается  Смутным временем. Иван Грозные не оставил после себя наследников на престол. Начинается борьба за власть между боярскими группировками. Борис Годунов  1598- 1605 г, Лжедмитрий I 1605-1606г , Василий Шуйский 1606- 1610, Лжедмитрий II 1607- 1610, польская интервенция 1609- 1612г , народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским.1611-1613\

                Восстание Болотникова 1606- 1607 гг.1613 год Воцарение Романовых, церковная реформа Никона, Соловетское восстание 1675- 1695 годы.

Это далеко не полный перечень событий XVII века, характеризующий его «БУНТАШНЫЙ» характер.

Изучение нового материала:

План:

1.Новое и старое в культуре ХVII в.

2.Грамотность и просвещение

 3.Литература.

4.Архитектура.

5.Живопись.

6.Быт.

1 вопрос: Актуализация целепологания. Здравствуйте, ребята! На протяжении нескольких уроках мы рассматривали эпоху XVII в. О чём сегодня нам предстоит говорить на уроке? (об особенностях развития культуры этого периода времени, познакомиться с различными направлениями (сферами) культурной жизни). Давайте подумаем, в чем важность изучения этой темы? (Обучающиеся высказывают свои точки зрения).

Отличается ли культура XVII в. от средневековой культуры? В конце урока мы сможем ответить на этот вопрос.

Основная особенность средневековой культуры – её ориентированность на религиозные ценности. Вековая духовная жизнь находилась под полным влиянием церкви, что отражалось на всех элементах культуры – образовании, живописи, литературе, зодчестве, музыке. Все элементы культуры были пронизаны христианскими образами и идеями. В отличии от стран Западной Европы, где обмирщение культуры стало развивать достаточно рано, в России ещё и в ХVII в. религиозное влияние на культуру оставалось значительным. Однако в ХVII в. появляются элементы обмирщения в русской культуре, при контакте с западноевропейской культурой. Обмирщение появляется прежде всего в элитарной культуре – при дворе (театральные постановки при дворе Алексея Михайловича), в среде московского боярства.

Давайте разберёмся какие же изменения произошли в культуре ХVII в.?

2 вопрос: Выступление учащегося с докладом «Грамотность и просвещение». Давайте с вами подумаем, с чем было связан рост потребности в образованных людях? Какое образование существовало в средневековье на Руси? (Экономическое развитие страны требовало немалого числа образованных людей, следовательно активизируется процесс развития образования. В средневековье школы при монастырях и домашнее образование ). В XVII в. возрастает количество грамотных (умевших читать и писать) людей. Так, среди посадского населения было 40% грамотных, среди купцов - 96%, среди помещиков - 65%.В России 17 века впервые были внесены элементы университетского образования. В 1687 году создана Славяно-греко-латинская академия-первое высшее учебное заведение в стране, во главе с греками братьями Иоанникием и Софронием Лихудами. Академия ставила своей целью обучение "от грамматики, риторики, диалектики, философии... до богословия" людей "всякого чина, сана и возраста". Обучение было рассчитано для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Букварь ("Азбука") Василия Бурцева, опубликованный в 1634 г.,
впоследствии несколько раз переиздавался. В конце века появился иллюстрированный букварь Кариона Истомина, в 1882 г. - печатная таблица умножения. Для "учебных целей" выпускались также "Псалтыри" и "Часословы". Накапливаются и развиваются знания об окружающей природе и
мире: астрономические и географические. В середине XVII в. в Россию проникают сочинения, знакомившие с гелиоцентрической системой Коперника. Еще в первой половине века составляются географические карты.

Спасибо за доклад. Давайте попытаемся заполнить таблицу «Русская культура XVII в.».

3 вопрос: Выступление учащегося с докладом « Литература». Главную роль в литературе 17 века, занимали произведения исторической тематики. Особенностью книг исторической тематики эпохи 17 века была яркая публицистичность. Появляются исторические сочинения обобщающего характера. В 70-ых года 17 века, появилась первая историческая книга «Синопсис» (обозрение). Написал её монах Киево – Печёрского монастыря Иннокентий Гизеля. Труд Гизеля рассказывал истории России и Украины с самого начала, с момента образование Киевской Руси. В 17-18 века, книга «Синопсис» использовалась как учебник по русской истории. Литература 17 века включила в себя не только исторические повествования далекого прошло. В этом веке происходили события, которые заслужили внимания современных литераторов. «Повесть об Азовском осадном сидении» рассказывает про Азовские походы. Основой повести послужил захват донскими казаками турецкой крепости. Автор сего замечательно произведения не установлен, но, есть вероятность, что это начальник воинской канцелярии Федор Порошин. Вот такую загадку нам оставила литература 17 века. Свою нишу в литературе 17 века заняли и книги нравственного содержания. Большое распространение получило «Жития Святых». Так же очень популярна была автобиография идеолога старообрядчества Аввакума – «Житие протопопа Аввакума». В литературе 17века активно зарождаются новые жанры для русской литературы. Появляются сатирические повести и книжная поэзия. Впоследствии эти жанры заняли свою, особую нишу, в русской литературе. С 1621 г. для царя стала изготовляться рукописная газета "Куранты", состоящая в основном из переводных
иностранных известий.

Спасибо за доклад. Давайте попытаемся заполнить таблицу «Русская культура XVII в.».

Направление (сферы культурной жизни)

Новые элементы

Представители

1) Грамотность и просвещение

Развитие книгопечатания.

Появление университетского образования.

В. Бурцов «Букварь»,1634г.

М. Смотрицкий «Грамматика», 1618г.

Софроний и Иоанникий Лихуды «Славяно-греко-латинское училище»,1687г.

2) Литература

Появляются исторические сочинения обобщающего характера, книги нравственного содержания.

Зарождаются новые жанры: сатирические повести и книжная поэзия.

Появляется первая печатная газета.

«Повесть об Азовском осадном сидении»

«Житие протопопа Аввакума»

«Повесть о Шемякином суде»

«Вирши» (стихи) Симеона Полоцкого

Газета «Куранты», 1621г.

4 вопрос: Выступление учащегося с докладом « Архитектура». В зодчестве на протяжении XVII в. произошли большие изменения. Хотя основным строительным материалом осталось дерево, но по сравнению с предыдущим временем значительно большее развитие получило каменное (кирпичное) строительство. Широко стали применяться новые виды строительных материалов: многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали.

К выдающимся произведениям деревянного зодчества относится царский дворец в подмосковном селе Коломенское, построенный в 1667-1678 гг. Это был целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, гульбищами, крылечками с витыми "колоннами". Различные постройки - хоромы, выполненные в индивидуальной манере, не похожие друг на друга, связывались между собой переходами и насчитывали 270 комнат и 3000 окон. Современники называли его "восьмым
чудом света". В деревянном церковном зодчестве преобладали шатровые здания. Строили также ярусные церкви. В целом деревянное зодчество испытывало обратное влияние каменной архитектуры. Несмотря на попытку патриарха Никона запретить строительство каменных шатровых храмов, этот тип стал преобладающим в церковной архитектуре. В конце XVII в. в храмовой архитектуре возникает новый стиль - нарышкинское (московское) барокко. Самым
значительным памятником его является московская церковь Покрова в Филях, отличающаяся изяществом, безукоризненными пропорциями, применением во внешней отделке таких декоративных украшений, как колонны, капители, раковины, а также своим "двуцветием"; использованием только красного и белого цветов. Барокко (итал. причудливый, странный). Один из главенствующих стилей в искусстве конца XVI – середине XVIII вв. Были свойственны: контрастность, динамичность, напряженность образов, стремление к величию и пышности, соединение реальности и иллюзии. Раннее барокко ( Нарышкинский стиль) – Доменико Трезини, Бартоломео Растрелли, Жан Леблон. Наряду с церковными в XVII в. строятся значительные
гражданские сооружения. Существенной перестройке подвергается Московский Кремль. Надстраиваются Кремлевские башни, Спасская возводится (в ее теперешнем виде),
создавая парадный въезд в Кремль. На всех башнях появляются шатровые навершия вместо прежних четырехскатных крыш. Все это придает Московскому Кремлю новый вид:
оборонно-крепостной его облик уступает место торжественному ансамблю. В XVII в. получает дальнейшее развитие торгово-промышленное строительство. Так, гостиные дворы сооружаются в
Китай-городе в Москве и в Архангельске. Архангельский гостиный двор, вытянувшийся вдоль Северной Двины на 400 м, окружали высокие каменные стены с боевыми башнями. Внутри
его размещалось более двухсот торговых помещений.

Спасибо за доклад. Давайте вернемся к нашей таблице и заполним следующую сферу культуры. Заполняем таблицу «Русская культура XVII в.».

Направление (сферы культурной жизни)

Новые элементы

Представители

4) Архитектура

Широко стали применяться новые виды
строительных материалов: многоцветные изразцы, фигурный
кирпич, белокаменные детали.

В храмовой архитектуре возникает новый
стиль - нарышкинское (московское) барокко-сочетание красной кирпичной кладки с белыми элементами отделки.

В деревянном церковном зодчестве преобладали шатровые
здания.

Строятся значительные
гражданские сооружения и развивается торгово-промышленное
строительство.

Церковь Покрова в Филях

Царский дворец в подмосковном селе Коломенское

Московский Кремль

Архангельский
гостиный двор

5 вопрос: Выступление учащегося с докладом « Живопись». В живописи в большей степени сохранились установившиеся традиции письма. Церковный собор 1667 г. строго регламентировал темы и образы, того же требовала придерживаться грамота царя Алексея Михайловича. Рьяно осуждал всякие отклонения от канонов в изображении святых идеолог старообрядцев Аввакум. Деятельностью живописцев руководила Оружейная палата Кремля, ставшая в XVII в. художественным центром страны, куда привлекались лучшие мастера. В течение 30 лет живописное дело возглавлял Симон Ушаков (1626-1686). Характерной чертой его творчества был пристальный интерес к изображению человеческого лица. Под его рукой аскетические лица приобретали живые черты. Такова икона "Спас нерукотворный".Кисти Ушакова принадлежит также икона "Троица", на которой появляются реалистические детали. Симон Ушаков оказал большое влияние на развитие русской живописи. Замечательным явлением в русском искусстве XVII в. стала школа ярославских мастеров. Традиционные церковно-библейские сюжеты на их фресках начинают изображаться в образах привычной русской жизни. Чудеса святых отходят на второй план перед обыденными явлениями. Особенно характерна композиция "Жатва" в церкви Ильи Пророка, а также фресковые изображения в церкви Иоанна Предтечи. Ярославские живописцы являлись также одними из "пионеров" в разработке пейзажа. Другим примером светского жанра, отразившим интерес к человеческой личности, стало распространение "парсунного" письма - портретных изображений. Если в первой половине века "парсуны" выполнялись еще в сугубо иконописной традиции (изображения Ивана IV, М. Скопина-Шуйского), то во второй они стали принимать более реалистический характер ("парсуны" царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича).

Спасибо за доклад. Давайте вернемся к нашей таблице и заполним следующую сферу культуры. Заполняем таблицу «Русская культура XVII в.».

6 вопрос: Выступление учащегося с докладом « Быт». В 17 в. изменился царский быт. Охрана царя доходила до 2000 человек. Специальные слуги-спальники, конюшие, сокольничьи, каретные помогали ему в течение дня. Главным развлечение царя были псовая и соколиная охота. Царские дворцы в 17 в. отличались большим великолепием. Появляются постоянные летние резиденции - Коломенское и Измайловское. В помещениях появляются картины, часы, зеркала. Для приема гостей используются парадные залы. На пирах зачастую накрывались столы на несколько тысяч гостей. Хоромы дворян были копией царских покоев в миниатюре. Они состояли из комплекса деревянных и каменных сооружений. В центре находилась печь. В окна вставляли слюду, или рыбьи пузыри. Мебель делалась из резного дерева. Полы делали деревянные, часто покрывали их коврами. Посуда была золотой и серебряной. Стеклянная посуда была редкостью.

Спасибо за доклад. Давайте вернемся к нашей таблице и заполним следующую сферу культуры. Заполняем таблицу «Русская культура XVII в.».

Направление (сферы культурной жизни)

Новые элементы

Представители

5) Живопись

Интерес
к изображению человеческого лица.

Распространение "парсунного"
письма - портретных изображений.

"Спас нерукотворный" Симон Ушаков

иконописные
традиции – (изображения Ивана IV, М. Скопина-Шуйского),

реалистический характер - ("парсуны" царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича).

6) Быт

Проникают элементы западноевропейской культуры: одежда, посуда, забавы.

Изменился царский быт (появляются постоянные летние резиденции)

Хоромы дворян были копией царских покоев в миниатюре.

Быт крестьянства оставался неизменным.

Коломенское и Измайловское.

II Закрепление:

Какие новые элементы в русской культуре по сравнению с предыдущими веками вы заметили? Чем объясняется их появление? Какие особенности быта людей в XVII в. вас удивляют, а какие кажутся естественными? Какой архитектурный стиль появился в конце XVII в.? Вывод по уроку: Развитие русской культуры XVII века отразило свойственные этому времени особенности и противоречия. Они были обусловлены, в конечном счете, социально-политическими и экономическими процессами, проходившими на Руси. Культурные достижения XVII в. вошли в круг непреходящих художественных ценностей нашей страны, они - части нашего национального богатства, славы и величия нашего народа. В XVII в строительство велось по определенному плану и город был построен в единый архитектурный ансамбль. В настоящее время единого архитектурного стиля нет на всей территории России. И города не выглядят так красиво и торжественно как прежде. Выставление оценок и их обоснование. Домашнее задание: Параграф 14-15, таблица в тетради

 

 

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"

Методическая разработка учебного занятия по истории на тему: "Отечественная война - гроза двенадцатого года"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020