Методическая разработка "Урок толерантности"
Оценка 5

Методическая разработка "Урок толерантности"

Оценка 5
Мероприятия
doc
другое
08.11.2023
Методическая разработка "Урок толерантности"
Методическая разработка Урок толерантности.doc

Методическая разработка

Урок толерантности

 

 

Мы разные, но мы вместе – и в этом наша сила!

(с группой учащихся 6, 7 классов)

 

                              Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью,

                                                                   защищая ваше право высказывать собственное мнение.

                                                                                                                                                                             Ф. Вольтер.

Тема нашего урока: «Мы разные, но мы вместе – и в этом наша сила».

Как вы думаете, о чём пойдёт речь? Мы начинаем разговор о толерантности.

Что же это такое? Не всем, может быть понятно это слово, многим даже и не знакомо. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Современный культурный человек – это не только образованный человек. Этого мало. Это человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы людей, всего общества в целом.

Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году была принята Декларация толерантности. Согласно Декларации принципов толерантности, мы понимаем, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности…, это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира…»

В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, миров. социальных слоёв, поэтому надо уметь уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии., научиться находить точки соприкосновения.

Кроме того, толерантность как качество личности помогает человеку адаптироваться в другой среде, к неожиданно новым для него условиям жизни. Люди, не обладающие этим качеством, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Определение слова «толерантность» у разных народов на разных языках звучит по-разному:

- в испанском – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

- во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

- в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

- в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

- в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

- в русском – способность терпеть что-то и от кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо и кого-либо).

 - Какое из определений вам импонирует больше всего?

 - Почему, на ваш взгляд, в разных странах эти определения различны?

 - А что же объединяет эти определения?

 - Почему так актуальна толерантность в наше время?

            Задание №1

Попробуйте оценить ситуацию.

- Какова ваша реакция?

- А теперь попробуйте быть толерантным.

Ситуации.

-представьте, что вы находитесь в компании, где кто-то начинает говорить на незнакомом вам языке;

-что рядом с вами живёт человек с физическими недостатками (человек в инвалидной коляске, человек очень маленького роста, слепой);

-что ваш одноклассник принадлежит к значительно более обеспеченной семье, чем вы или наоборот;

-что на улице вы видите человека, одетого не так ,как другие.

Резюме:

Одно из главных качеств должно быть – умение отличать действительные ценности от мнимых. Важно не внешнее в человеке, а его человеческие качества. Цените жизнь, дружбу, здоровье, семью. Если вы хотите быть радостным, вы должны знать, что радость начинается только с вас, а не с кого-то и не с чего-то. Умеем ли мы чувствовать других людей? Умеем ли мы понимать чужую боль? Умеем ли мы входить в положение другого человека? С этого и начинается толерантность.

 Задание №2

Распределите нижеприведённые варианты поведения людей или политики правительства по двум группам:

УВАЖЕНИЕ                                                             УНИЖЕНИЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО                                      ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

ДОСТОИНСТВА                                                     ДОСТОИНСТВА

Соблюдение законов страны

Уважение и защита прав человека

Равенство граждан перед законом

Лишение возможности обучаться на родном языке

Распространение негативных этнических стереотипов

Дискриминация или призывы к ней

Уважение культурных традиций других народов и религий

Поиск общих интересов для разрешения конфликтов

Насилие или призывы к насилию против этнических или религиозных меньшинств

Отказ от насилия в решении конфликтов

Угрозы, запугивание (моральный террор)

Физический террор, погромы, геноцид

Стремление к сотрудничеству

Участие к другим людям, сопереживание

Депортации, принудительные выселения

 

Задание №3

Готовим пары обуви на рисунках с различными размерами и видами обуви (традиционные для разных культур). Ребята ищут пару по картинкам (все стоят в кругу и поднимают над головой полученную картинку с рисунком). Сформированные пары получают задания:

- составить словарь из слов-примирений;

- смоделировать конфликт и подобрать несколько путей выхода из него;

- составить буриме из слов: обида, вина, прощенье, терпенье;

- написать правила хорошего тона для соседа по парте;

- сказать друг другу комплименты;

- записать ассоциации к слову «толерантность».

По окончании проводится презентация заданий.

Взаимоотношения между людьми могут быть как позитивными, так и негативными, могут стимулировать сотрудничество и поддержку, а могут приводить к ссорам и конфликтам. Иногда это зависит от обстоятельств, но чаще от нас самих, наших умений и желания позитивного взаимодействия. 

Известный писатель Драйзер восхищался одной заповедью Христа, заповедью о служении другим: "Для того чтобы Он (человек) мог получить хоть какую-то радость на отведенном ему коротком отрезке пути, он должен думать – как улучшить положение не только для себя, но и для других. Если мы собираемся улучшить положение для других, то нам надо спешить. Время уходит. По этому пути я пройду всего лишь один раз. Так пусть я сейчас совершу какой-нибудь достойный поступок или проявлю доброту. Пусть я не отлажу и не упущу случая это сделать, ибо по этому пути я никогда больше не пройду".

 

 

 

 

 

 

 


Методическая разработка Урок толерантности

Методическая разработка Урок толерантности

Какое из определений вам импонирует больше всего? -

Какое из определений вам импонирует больше всего? -

Поиск общих интересов для разрешения конфликтов

Поиск общих интересов для разрешения конфликтов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2023