Методическая разработка
Урок толерантности
Мы разные, но мы вместе – и в этом наша сила!
(с группой учащихся 6, 7 классов)
Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью,
защищая ваше право высказывать собственное мнение.
Ф. Вольтер.
Тема нашего урока: «Мы разные, но мы вместе – и в этом наша сила».
Как вы думаете, о чём пойдёт речь? Мы начинаем разговор о толерантности.
Что же это такое? Не всем, может быть понятно это слово, многим даже и не знакомо. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества.
Современный культурный человек – это не только образованный человек. Этого мало. Это человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы людей, всего общества в целом.
Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году была принята Декларация толерантности. Согласно Декларации принципов толерантности, мы понимаем, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности…, это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира…»
В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, миров. социальных слоёв, поэтому надо уметь уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии., научиться находить точки соприкосновения.
Кроме того, толерантность как качество личности помогает человеку адаптироваться в другой среде, к неожиданно новым для него условиям жизни. Люди, не обладающие этим качеством, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
Определение слова «толерантность» у разных народов на разных языках звучит по-разному:
- в испанском – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
- во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
- в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
- в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
- в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
- в русском – способность терпеть что-то и от кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо и кого-либо).
- Какое из определений вам импонирует больше всего?
- Почему, на ваш взгляд, в разных странах эти определения различны?
- А что же объединяет эти определения?
- Почему так актуальна толерантность в наше время?
Задание №1
Попробуйте оценить ситуацию.
- Какова ваша реакция?
- А теперь попробуйте быть толерантным.
Ситуации.
-представьте, что вы находитесь в компании, где кто-то начинает говорить на незнакомом вам языке;
-что рядом с вами живёт человек с физическими недостатками (человек в инвалидной коляске, человек очень маленького роста, слепой);
-что ваш одноклассник принадлежит к значительно более обеспеченной семье, чем вы или наоборот;
-что на улице вы видите человека, одетого не так ,как другие.
Резюме:
Одно из главных качеств должно быть – умение отличать действительные ценности от мнимых. Важно не внешнее в человеке, а его человеческие качества. Цените жизнь, дружбу, здоровье, семью. Если вы хотите быть радостным, вы должны знать, что радость начинается только с вас, а не с кого-то и не с чего-то. Умеем ли мы чувствовать других людей? Умеем ли мы понимать чужую боль? Умеем ли мы входить в положение другого человека? С этого и начинается толерантность.
Задание №2
Распределите нижеприведённые варианты поведения людей или политики правительства по двум группам:
УВАЖЕНИЕ УНИЖЕНИЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
ДОСТОИНСТВА ДОСТОИНСТВА
Соблюдение законов страны
Уважение и защита прав человека
Равенство граждан перед законом
Лишение возможности обучаться на родном языке
Распространение негативных этнических стереотипов
Дискриминация или призывы к ней
Уважение культурных традиций других народов и религий
Поиск общих интересов для разрешения конфликтов
Насилие или призывы к насилию против этнических или религиозных меньшинств
Отказ от насилия в решении конфликтов
Угрозы, запугивание (моральный террор)
Физический террор, погромы, геноцид
Стремление к сотрудничеству
Участие к другим людям, сопереживание
Депортации, принудительные выселения
Задание №3
Готовим пары обуви на рисунках с различными размерами и видами обуви (традиционные для разных культур). Ребята ищут пару по картинкам (все стоят в кругу и поднимают над головой полученную картинку с рисунком). Сформированные пары получают задания:
- составить словарь из слов-примирений;
- смоделировать конфликт и подобрать несколько путей выхода из него;
- составить буриме из слов: обида, вина, прощенье, терпенье;
- написать правила хорошего тона для соседа по парте;
- сказать друг другу комплименты;
- записать ассоциации к слову «толерантность».
По окончании проводится презентация заданий.
Взаимоотношения между людьми могут быть как позитивными, так и негативными, могут стимулировать сотрудничество и поддержку, а могут приводить к ссорам и конфликтам. Иногда это зависит от обстоятельств, но чаще от нас самих, наших умений и желания позитивного взаимодействия.
Известный писатель Драйзер восхищался одной заповедью Христа, заповедью о служении другим: "Для того чтобы Он (человек) мог получить хоть какую-то радость на отведенном ему коротком отрезке пути, он должен думать – как улучшить положение не только для себя, но и для других. Если мы собираемся улучшить положение для других, то нам надо спешить. Время уходит. По этому пути я пройду всего лишь один раз. Так пусть я сейчас совершу какой-нибудь достойный поступок или проявлю доброту. Пусть я не отлажу и не упущу случая это сделать, ибо по этому пути я никогда больше не пройду".
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.