Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Берёзовская детская школа искусств Арзамасского района»
Методическая разработка урока.
«Вольфганг Амадей Моцарт. Итоговое занятие».
Преподаватель. Пучкова Эллада Брониславовна.
Нижегородская обл., Арзамасский район, д. Берёзовка
|
2020 г.
Пояснительная записка.
Возраст учащихся: 10- 12 лет.
Класс: 3.
Специальность обучающихся: «Вокал», «Фортепиано», «Народные инструменты».
Реализуемая образовательная программа: дополнительная общеразвивающая программам в области музыкального искусства по учебному предмету «Музыкальная литература».
Цель урока:
-проверить знание учащихся известных фактов из жизни В. А. Моцарта;
- прояснить музыкальный кругозор учащихся по теме урока;
- оценить музыкально-слуховую память учащихся, знание предусмотренных программой произведений.
Задачи:
а) образовательные:
- закрепление и расширение знаний, умений и навыков учащихся, полученных на уроках по творчеству композитора;
б) развивающие:
-развитие музыкальной памяти, оригинальности мышления, творческой инициативы, воображения;
в) воспитательные:
- воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку В.А. Моцарта;
- воспитание инициативного отношения к предлагаемым заданиям.
Оборудование и технические средства: рояль, портрет В. А. Моцарта, изображение клавесина, семьи Моцарта, свечи, мультимедийная установка, видеопрезентация.
2.
Ход урока:
1.Орг. момент (приветствие).
2. Звучит Маленькая ночная серенада.
Преподаватель: что сейчас прозвучало? Что такое серенада?
Учащиеся: серенада- это вечерняя музыка. Она исполняется оркестром или одним человеком перед балконом возлюбленной.
Преподаватель: Вольфганг Амадей Моцарт- великий австрийский композитор, музыкант- виртуоз, яркий представитель Венской классической школы. Он оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Про детство Моцарта расскажет Арабян Анжела.
Преподаватель: В четырнадцатилетнем возрасте Леопольд с сыном посетили Рим, Милан, Венецию. Концерты в Италии проходили с блестящим успехом. Моцарт играл на скрипке, клавесине и органе. Предлагаю послушать клавесин.
Звучит «Турецкое рондо».
Преподаватель: О Моцарте говорили «чудо 18 века». Почему его называли гениальным и в чем секрет его музыки? Об этом нам расскажет Курилкин Илья.
Преподаватель: Вольфганг выступал перед знатной публикой в расшитом золотом костюме и напудренном парике, но вел себя при этом с чисто детской непосредственностью, мог прыгнуть на колени императрице, чем умилял и приводил в неописуемый восторг окружавшую его публику.
Вдовина Соня подготовила нам филворд. Учащиеся отгадывают филворд.
Преподаватель: За свою жизнь Моцарт написал около 50 симфоний, более 20
опер, 27 концертов для клавира, сонаты, квартеты, реквием. Он не просто работал
во всех музыкальных жанрах своего времени, но и добился в них большого
3.
успеха. Многие из его сочинений признаны шедеврами симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки. Искусство Моцарта особенно пленяет чуткостью к душевным переживаниям человека. Именно это и сделало его замечательным оперным композитором. Об оперном творчестве расскажет Касаткин Иван.
Преподаватель: Менуэт из оперы «Дон Жуан» прозвучит в исполнении Вдовиной Сони. Давайте создадим обстановку того времени. Электричества тогда не было. Горели свечи.
Преподаватель: я предлагаю поиграть в игру «Найди ошибку».
1. Мы с вами находимся на концерте маленького Моцарта. С ним выступают отец и брат (сестра).
2. На сцене стоит рояль (клавесин).
3.Выходит высокий, розовощекий (мал ростом, худенький, бледный) семилетний Вольфганг.
4. Он одет в тяжелый, расшитый золотом придворный костюм, с пышной прической (в парике).
5. Он подошел к инструменту и начал играть музыку П.И. Чайковского (жил в XIX веке).
6. Маленький виртуоз исполнял сложные произведения на скрипке и клавесине, импровизировал на заданную тему. После концерта в зале выключили свет (в XVIII веке не было электричества).
Преподаватель В.А. Моцарт прожил всего 35 лет. Доверчевый, отзывчивый, он всегда был готов помочь в беде другим. Единственным верным человеком, другом, который был предан ему до последней минуты, была его жена Констанция. В последние годы нужда, постоянная тревога о завтрашнем дне и
напряженная творческая работа подтачивали силы композитора. Одним из
4.
последних произведений Моцарта был Реквием. О таинственном создании этого произведения нам расскажет Агафонов Сергей.
Прослушаем номер под названием Lacrimosa.
Преподаватель Ребята, давайте прочитаем высказывания композиторов о музыке Моцарта.
3. Викторина. В викторине будут аудио и видео вопросы.
1. Маленькая ночная серенада.
2. Реквием.
3. Турецкое рондо.
4. Опера «Свадьба Фигаро». Ария Фигаро.
5. Симфония № 40, соль минор, 1 часть, ГП.
6. Опера «Свадьба Фигаро». Увертюра.
7. Опера «Свадьба Фигаро». Ария Керубино.
Проверка викторины.
4. Преподаватель: Ребята, я вам приготовила кроссворд с сюрпризом. Учащиеся отгадывают кроссворд.
Преподаватель: Вольфганг Амадей Моцарт подарил человечеству бесценные музыкальные сокровища. В наши дни его музыка продолжает звучать на концертах. В городе Зальцбурге ежегодно проводятся конкурсы, фестивали, посвящённые творчеству великого композитора. Наше занятие мне хочется завершить словами Ивана Сергеевича Тургенева: «музыка Моцарта очищает душу, поднимает её до идеалов совершенства. Звучит музыка Моцарта и светлеет мир. Звучит музыка Моцарта и пробуждается сердце».
5.
4. Задание на дом: написать небольшое сочинение о композиторе: «За что я люблю Моцарта».
5. Подведение итогов: Ребята, вы все отлично работали на уроке. Молодцы. Спасибо за занятие.
В заключении звучит увертюра из оперы «Свадьба Фигаро».
Использованная литература и интернет ресурсы:
1.Прохорова И. А. «Музыкальная литература зарубежных стран». М. «Музыка», 2003;
2.Шорникова М. И. - Музыкальная литература - 2 год обучения. Развитие западно- европейской музыки. ООО «Феникс», 2015;
3.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2019/...
Приложение. Филворд.
6.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.