Методическая разработка урока №7 по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в 10 классе

  • docx
  • 02.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок 7 достоевский.docx

 

 

Тема урока: Теория Раскольникова.


Урок № 7 Ход урока:


На первый взгляд Раскольников герой социального быта. Его поступок объясняется следствием его положения. Но этого мало для Достоевского. Мы даже не знаем, к какому социальному классу принадлежит Раскольников. Он просто студент.

Герой «хочет мысль разрешить», мысль о том, кто он такой, определить свои отношения с миром.

Роман написан в 60-е годы, когда рухнула система классовых отношений.

 

В чем состоит мысль Раскольникова?

Идея насильственного изменения жизни! Раскольников исходит из того, что

 

БОГА НЕТ ----- значит, человек СВОБОДЕН ----- значит, ВСЕ ПОЗВОЛЕНО----- поэтому,

человек САМ может решать, что есть ЗЛО и что есть ДОБРО------ как следствие, кровь

может быть разрешена ПО СОВЕСТИ, ради счастья многих людей.

 

ИСТОРИЯ вся построена на крови. Т.О. система запрета на кровь условна. Есть СВЕРХЛЮДИ, которым дано совершать насилие (Наполеон, Магомет). И вопрос состоит лишь в том, КТО имеет на это право, а кто нет. А что если он Раскольников и есть тот человек, который имеет право на кровь?!.

 

Т.О. совершение ПРЕСТУПЛЕНИЯ - это ОПЫТ.

Преступление - «переступить» через нравственные законы, нравственные запреты.

 

Раскольников – человек сильного и гордого ума. Он очень четко все рассчитал. Ему удается совершить убийство и остаться не пойманным (нет свидетелей, нет улик). Все просто. Но, оказывается, существует ряд неточностей на эмпирическом уровне.

 

Задание классу: Учитель читает отрывок из романа (Раскольников идет на убийство, убийство, после убийства), а учащиеся выписывают в тетрадь в виде таблицы слова и словосочетания.

 

Состояние Раскольникова

До убийства во время убийства после убийства

 

ВЫВОДЫ:

1.      Раскольников постоянно испытывает ТОШНОТУ, идет на убийство «не своими ногами», не вполне владеет своим телом. ПОЧЕМУ?

3.      Идея вселилась в Раскольникова и ведет его, а природа человека сопротивляется. Преступление еще не совершено, а наказание уже началось.

4.      Жизнь оказывается хитрее Раскольникова. Ему приходится убить Лизавету

«крестовую сестру» Сони Мармеладовой, ради которой тоже совершается его


деяние. Убив Лизавету, он ни разу не вспомнит ней впоследствии. Совершая преступление ради людей, он переступает через них.

5.      Раскольников не смог воспользоваться деньгами, хотя собирался сделать это.

 

Роман «Преступление и наказание» о всесилии идеи, но и о бессилии идеи тоже. Жизнь оказывается сильнее теорий.

 

В чем же ошибка Раскольникова?

 

Раскольников ставит       эксперимент за       чужой       счет.               Жертвует старухой. Соня тоже     преступница,     но     она,     переступая     нравственные законы, жертвует только собой, за свой счет.

Но есть еще один герой, еще одна позиция - Миколка: «Я убил». ПОЧЕМУ ПРИЗНАЕТСЯ? Ведь он не совершал преступления, его не подозревает даже Порфирий Петрович. В народе есть идея – ПОСТРАДАТЬ за чужую вину. Раз старуха убита, значит, вина на всем человечестве и кто-то должен пострадать за человечество, так почему же не я, раз меня выбрало провидение, нечто высшее.

 

Почему Порфирий Петрович не арестовывает Раскольникова сразу?

 

Он понимает, что Раскольникову важнее понять свою ошибку, а не понести наказание. И Раскольников приходит сам. Но он сначала отказался от себя, как от исполнителя хорошейидеи. И только на каторге он понимает и отказывается от самой ИДЕИ.