Урок № 9 Тема урока: Романы Достоевского. Проблема жанра.
Попытки определить жанр романа Достоевского. I попытка.
В XIX веке современники Достоевского определяли его как
1. «Социальный роман» (Белинский)
2. Роман философский (единая мировоззренческая система идей, представлений о мире, человеке, боге и т.д.)
3. Роман психологический (вопросы сложности человеческой природы, сознательного и бессознательного в человеке. Но у Достоевского нет психологии ребенка, человек в 11, 12 лет ничем не отличается от взрослого, нет особенностей возраста. Женской психологии тоже нет, только женщина как личность. Т.О. психологизм Достоевского особенного качества.)
II попытка.
Вопрос о поэтике романов Достоевского был поставлен в начале XX века.
Вячеслав Иванов дал определение романам Достоевского в статье «Роман- трагедия».
Достоевский, изображая человека:
· пользуется методом проникновения в чужое «я». А это принцип драмы.
· Принцип звучания отдельных голосов.
· Нет объектного описания.
· Герои существуют в столкновении, т.е. есть принцип конфликта (драматического конфликта).
Почему роман?
· Жанр, где в центре герой, личность.
· Многое Достоевский заимствует у европейского романа (Бальзак - социальный план, Диккенс - униженные и оскорбленные, тема города, Пушкин – представления о русской душе, русском характере, Гоголь – тема гибели и воскрешения души).
Почему трагедия?
· предполагает всегда катастрофу (у Достоевского каждый отдельный эпизод катастрофичен)
· принцип построения романов Достоевского: катастрофа – страдание – очищение (катарсис в древнегреческой трагедии)
· принцип сцены (даже в исповеди герой работает на публику)
· колорит трагедии (нет солнечного света, сумерки, замкнутое пространство). Через темноту к истине. Раскольников и Соня читают Библию при свече и только.
· От античной трагедии: понятия вины, греха, судьбы, возмездия, преображения.
Борис Энгельгард считал романы Достоевского идеологическими. Роман об идее ( а не роман с идеей).
Достоевский считает, что конфликт современной ему жизни в оторванности русской интеллигенции от народной жизни. Отсюда и тема скитальца, нигилизм, скептицизм.
Власть идей!!!
Идея ведет сюжет через поступки героя. В романах Достоевского 3 ступени восхождения мысли, 3 идеологии:
1ступень - низшая – среда (причинно-следственные связи между явлениями, человек – явление социальное) == ум Раскольникова, его точка зрения.
2 ступень – почва (жизнь, где царят страсти, работает не только разум, а вся человеческая природа) ==Митя Карамазов.
3 ступень – высшая – земля (земля как мир, созданный богом, мир гармоничный, царство любви, свободы) == старец Зосима, Алеша Карамазов.
По 3-м ступеням распределяются герои:
1. русский сверхчеловек – бунт против мира и бога (Раскольников и его двойники)
2. герои горячего сердца на распутье, герои страстей (Рогожин)
3. русские праведники.
Диалог в романе Достоевского не просто художественный прием, а существо романа. В диалогах утверждается ИДЕЯ.
Диалог:
- внутренний (внутри героя)
- диалог-спор
- большой диалог о существовании или не существовании Бога.
* Некрасочное, неизобразительное, одноцветное. Герои говорят на одном языке.
* ДВУГОЛОСОЕ СЛОО (слово с оглядкой, два голоса в одном теле).
* прием цитаты (часто у Достоевского сложная система ассоциаций).
III попытка.
Сюжет в романе Достоевского = способ испытания идеи. Идеи равны между собой, но не равны в отношении с жизнью. В романе есть 2-а голоса, 2 идеи, 2 точки зрения (доминирующие)
1. в центре мира человек, его воля (человекобог)
2. в центре мира Бог.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.