Методическая разработка урока №9 по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в 10 классе

  • docx
  • 02.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок 9 достоевский.docx

Урок 9 Тема урока: Романы Достоевского. Проблема жанра.

Ход урока:

 

Попытки определить жанр романа Достоевского. I попытка.

В XIX веке современники Достоевского определяли его как

1.      «Социальный роман» (Белинский)

2.      Роман философский (единая мировоззренческая система идей, представлений о мире, человеке, боге и т.д.)

3.      Роман психологический (вопросы сложности человеческой природы, сознательного и бессознательного в человеке. Но у Достоевского нет психологии ребенка, человек в 11, 12 лет ничем не отличается от взрослого, нет особенностей возраста. Женской психологии тоже нет, только женщина как личность. Т.О. психологизм Достоевского особенного качества.)

 

II  попытка.

Вопрос о поэтике романов Достоевского был поставлен в начале XX века.

Вячеслав    Иванов дал    определение    романам    Достоевского   в статье    «Роман- трагедия».

Достоевский, изображая человека:

·         пользуется методом проникновения в чужое «я». А это принцип драмы.

·         Принцип звучания отдельных голосов.

·         Нет объектного описания.

·         Герои существуют в столкновении, т.е. есть принцип конфликта (драматического конфликта).

 

Почему роман?

·         Жанр, где в центре герой, личность.

·         Многое Достоевский заимствует у европейского романа (Бальзак - социальный план, Диккенс - униженные и оскорбленные, тема города, Пушкин представления о русской душе, русском характере, Гоголь – тема гибели и воскрешения души).


Почему трагедия?

·         предполагает всегда катастрофу Достоевского каждый отдельный эпизод катастрофичен)

·         принцип построения романов Достоевского: катастрофа страдание очищение (катарсис в древнегреческой трагедии)

·         принцип сцены (даже в исповеди герой работает на публику)

·         колорит трагедии (нет солнечного света, сумерки, замкнутое пространство). Через темноту к истине. Раскольников и Соня читают Библию при свече и только.

·         От античной трагедии: понятия вины, греха, судьбы, возмездия, преображения.

 

Борис Энгельгард считал романы Достоевского идеологическими. Роман об идее ( а не роман с идеей).

Достоевский считает, что конфликт современной ему жизни в оторванности русской интеллигенции от народной жизни. Отсюда и тема скитальца, нигилизм, скептицизм.

Власть идей!!!

Идея ведет сюжет через поступки героя. В романах Достоевского 3 ступени восхождения мысли, 3 идеологии:

1ступень - низшая среда (причинно-следственные связи между явлениями, человек явление социальное) == ум Раскольникова, его точка зрения.

2     ступень почва (жизнь, где царят страсти, работает не только разум, а вся человеческая природа) ==Митя Карамазов.

3    ступень высшая земля (земля как мир, созданный богом, мир гармоничный, царство любви, свободы) == старец Зосима, Алеша Карамазов.

 

По 3-м ступеням распределяются герои:

1.      русский сверхчеловек бунт против мира и бога (Раскольников и его двойники)

2.      герои горячего сердца на распутье, герои страстей (Рогожин)

3.      русские праведники.

 

Диалог в романе Достоевского не просто художественный прием, а существо романа. В диалогах утверждается ИДЕЯ.

Диалог:

-  внутренний (внутри героя)

-  диалог-спор

-  большой диалог о существовании или не существовании Бога.

Слово в романе Достоевского

*  Некрасочное, неизобразительное, одноцветное. Герои говорят на одном языке.

*  ДВУГОЛОСОЕ СЛОО (слово с оглядкой, два голоса в одном теле).

*  прием цитаты (часто у Достоевского сложная система ассоциаций).

III  попытка.

Современная критика. Бахтин.

Сюжет в романе Достоевского = способ испытания идеи. Идеи равны между собой, но не равны в отношении с жизнью. В романе есть 2-а голоса, 2 идеи, 2 точки зрения (доминирующие)

1.      в центре мира человек, его воля (человекобог)

2.      в центре мира Бог.