МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА - ИНТЕРНАТ»
г. НЕРЮНГРИ
Направление «Методические разработки в системе школьного образования»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В 5 КЛАССЕ
Тема урока: «Якутские национальные прыжки»
Соснина Елена Викторовна,
учитель физической культуры
МОУ СКШИ г. Нерюнгри
Место и год создания: СКШИ, 2023 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
урока по физической культуре
Предмет: физическая культура, класс - 5
Тема урока: «Якутские национальные прыжки»
Цель: активизировать познавательную мотивацию к якутским народным играм, показать роль физической подготовки в якутской народной культуре, воспитывать интерес к физическим упражнениям национального характера, продолжить знакомство с традициями якутского народа.
Задачи урока:
Предметные:
- создание основы для формирования интереса к элементам национальных физических упражнений, национальным видам спорта;
- овладение знаниями о якутских национальных прыжках;
- формирование умения правильно приземляться на две ноги;
- расширение двигательного опыта за счет якутских подвижных игр.
Личностные:
- положительное отношение и интерес к национальной физической культуре;
- уважительное отношение к традициям своего родного края;
- ориентирование на понимание причин успеха.
- воспитание устойчивого интереса, мотивации к занятиям физическими упражнениями;
Регулятивные:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- умение ориентироваться в пространстве;
- следовать при выполнении движений инструкциям учителя;
- руководствоваться правилами при выполнении того или иного движения.
Познавательные:
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- анализировать предлагаемую информацию;
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и с одноклассниками;
- умение работать в парах, в группах, договариваться друг с другом.
Коррекционная: развитие силы основных мышечных групп, координации, пространственной ориентировки.
Тип урока: комбинированный
Формы работы по развитию познавательной деятельности: фронтальные, групповые, коллективные.
Методы и приемы: диалог, поисковые задачи, проблемные ситуации, наглядные, самостоятельной работы, использование ТСО, репродуктивные (в соответствии со спецификой предмета).
Материалы для проведения урока: аудиозаписи: «Якутские танцы», «Звуки природы»; «Национальные виды спорта – якутские прыжки».
Оборудование: компьютерный комплекс, наглядный материал, гимнастические палки, оборудование для перетягивании палки, ленты.
Место проведения: малый спортивный зал.
Дата проведения: 30 января 2018 г.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этапы урока Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
1. Организационный.
|
- Вот
звенит для нас звонок – начинается урок. (проверка правильной осанки, постановки ног) |
Проверка правильной осанки.
|
2. Постановка учебной задачи. 2.1 Дидактическая игра «Подбери слово» (регулятивные, работа с текстом)
2.2 Разминка с гимнастическими палками
|
Показ-презентация «Национальные виды спорта РС(Я) (ссылка) Проведение дидактической игры «Подбери слово». -Помогите мне, пожалуйста, подобрать слово. («Мы будем … прыжки». Слова: выполнять, повторять, изучать, читать рассказывать ) - Вы уже догадались, что мы будем делать на уроке? Помощь в определении цели на урок.
Показ упражнений под музыкальное сопровождение (ссылка), контроль над выполнением упражнений.
Поворот направо – переложить палку в левую руку. И. п. – палка в левой руке. Поворот налево – палка в правой руке. 4. И. п. – основная стойка, палка внизу сзади. 1 – 2. – Наклониться вперед, положить палку на пол сзади. 3 – 4. – Выпрямиться.5 – 6. Наклониться вперед, взять палку. 7 – 8. – И. п.Повторить7- 8 раз. 5. И. п. – основная стойка, палка спереди. 1. – Подбросить палку вверх. 2 – 3. – Присесть, поймать палку двумя руками.4. – И. п.Повторить4 – 6 раз. 6. И. п. –основная стойка, палка в опущенных руках. Перешагнуть через палку по очереди правой и левой ногой. Выпрямиться, палка сзади в опущенных руках. Проделать то же, но в обратном порядке. 7. И. п. – основная стойка, палка внизу. 1. – Прыгнуть вперед через палку.2. – Прыгнуть назад через палку в и. п.Повторить4- 6 раз.
|
Обзор национальных видов спорта. Ученики выбирают из нескольких глаголов подходящий к предложенному выражению («Мы будем … прыжки»: выполнять, повторять,изучать,читать, рассказывать ) в предлагаемых обстоятельствах. Формулировка цели на урок, прогнозирование, чем будем заниматься.
Выполнение инструкций, выполнение упражнений по показу.
|
3. Первичное усвоение знаний и применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений.
3.1 Разновидности ходьбы, бега, прыжковые упражнения.
3.2 Национальные прыжки: куобах, кылыы, ыстанга в игровой упрощенной форме (предметные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) |
- Якуты очень уважительно относятся к природе, почитают зверей и птиц. Настоящие лесники и охотники всегда исполняют особенный обряд перед тем как зайти в лес, чтобы дух-хозяин тайги Байанай был благосклонен и послал им удачу (ссылка). Для этого нужно «покормить» духа Байаная, бросить в огонь кусочки жира и окропить землю кумысом, поклониться, а потом исполнить ритуальный танец, в котором очень много подражательных движений. Подражательных, значит похожих на животных. - И мы с вами сейчас попробуем превратиться в животных.
Показ упражнений. - Повернулись друг за другом и пошли, как стерхи (упражнение «стерх») - …как олени (упражнение «олень») - …как муравьи (упражнение «муравьи») - … как жеребята (упражнение «жеребята») - … как горностаи (упражнение «горностай») - …как зайцы (упражнение «заяц») - Подскажите, пожалуйста, что надо делать, чтобы задобрить духа тайги? (варианты ответов)
- Смотрите внимательно и запоминайте. Прыжки зайца называются куобах и выполняются на двух ногах (ссылка). Показ выполнения прыжков, правильного приземления на две ноги. Инструктаж, контроль над правильностью выполнения упражнений. Приземляемся на две ноги. Ноги надо обязательно держать вместе. Попробуем выполнить прыжки куобах. По три человека готовимся к прыжку. - Прыжки журавля называются кылыы. Выполняются на одной ноге (ссылка). Показ выполнения прыжков, правильного приземления на две ноги. Инструктаж, контроль над правильностью выполнения упражнений. - Прыжки оленя – ыстанга, с ноги на ногу (ссылка). Показ выполнения прыжков, правильного приземления на две ноги. Инструктаж, контроль над правильностью выполнения упражнений. - Это самые большие широкие прыжки. А почему как вы думаете? (варианты ответов) Сообщение информации о принадлежности прыжков к национальным видам спорта. - Прыжки куобах, кылыы, ыстанга являются якутскими национальными видами спорта и включены в программу Международных спортивных игр «Дети Азии», которые проводятся в г.Якутске. Спортсмены состязаются в умении как можно дальше прыгнуть и получить золотую медаль. С 2003 года якутские национальные прыжки регулярно входят в программу первенства России по легкой атлетике среди студентов и Всероссийского фестиваля по национальным видам спорта на призы Василия Манчаары. В 2011 году этот вид спорта был впервые включен в Чемпионат России по легкой атлетики. |
Восприятие информации на слух, слушание звуков природы.
Выполнение образных и подражательных упражнений по показу. Выполнение инструкций.
Поиск ответов на вопросы, используя жизненный опыт. Ориентирование в области знаний, полученных во время урока.
Восприятие новой информации об якутских национальных прыжках: куобах – прыжок зайца, на двух ногах; кылыы – прыжки журавля, на одной ноге; ыстанга – прыжки оленя, с ноги на ногу. Все прыжки выполняются с продвижением вперед через гимнастические палки. Данные прыжки являются национальными видами спорта.
Выполнение прыжков поочередно тройками друг за другом, согласно правилам, следуя инструкциям учителя.
Поиск ответов на вопросы, используя жизненный опыт. |
4. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков. «Перетягивание палки» (предметные, регулятивные, личностные, коммуникативные). |
Сообщение правил соревнования по перетягиванию палки. Инструктаж по правилам ТБ при организации единоборств. Организация соревнований. Контроль над исполнением правил. |
Восприятие информации о правилах по перетягиванию палки. Участие в единоборстве.
|
5. Обобщение усвоенного материала Работа со схемами (предметные, регулятивные, личностные). |
Итоговая обобщающая беседа. - Давайте еще раз вспомним: прыжки куобах – на двух ногах, кылыы – на одной ноге, ыстанга – с ноги на ногу. Демонстрация схем. - Посмотрите на схемы (на экране) и попробуйте определить, какие прыжки показаны на схеме. Вопросы для фронтального опроса: Почему ты так решил?, Как ты догадался?, Как называется тот или иной прыжок?, Как нужно приземляться в конце каждого прыжка?, Чем так знаменательны именно эти прыжки? - Как называются соревнования по перетягиванию палки? |
Работа со схемами. Учащиеся с помощью схем определяют виды прыжков.
Поиск ответов на вопросы, опираясь на знания, полученные на уроке.
|
6. Рефлексия. Подведение итогов (личностные, познавательные, коммуникативные). |
Проведение рефлексии (ссылка). Подведение к самоанализу. - На эту священную веревочку, которая называется «салама» (якутское национальное украшение), привяжите синюю ленточку, если вы считаете, что активно работали на уроке. - Зеленую ленточку – если узнали сегодня что-то новое. - Белую ленточку – если у вас позитивное настроение. - Красную ленточку – если все понравилось.
|
Анализ своей деятельности на уроке. Рефлексия. дети выбирают ленточки согласно предложенным вариантам. |
Заключение: Данный урок является уроком усвоения новых знаний в изучении темы «Якутские национальные прыжки» учебной программы по курсу «Национально-региональный компонент» в 5 классе. В рамках курса изучается техника выполнения якутских национальных прыжков «куобах», «кылыы», «ыстанга» в упрощенной игровой форме; дается представление о причастности вышеназванных прыжков к национальному спорту РС (Я). Знания и умения, полученные на этих уроках, могут быть использованы при проведении занятий физической культуры, спортивных праздников, а также праздников, посвященных якутской национальной культуре.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.