Методическая разработка урока "Атмосферное давление"
Оценка 4.8

Методическая разработка урока "Атмосферное давление"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
7 кл
01.12.2024
Методическая разработка урока "Атмосферное давление"
Атмосферное давление.docx

Методическая разработка урока

по теме: «Атмосферное давление»

Класс: 7

Цель: формирование понятия атмосферного давления, выявление причин существования атмосферного давления, его роли в жизни человека и животных,

Задачи:

1.     вспомнить общие понятия атмосферы и атмосферного давления; рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие.

2.     развить умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать и систематизировать предлагаемую информацию, давать полный развёрнутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов).

3.     создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; показать взаимосвязь атмосферного давления со здоровьем и жизнедеятельностью человека; формировать умение работать в парах, включаться в диалог друг с другом.

 

Планируемые результаты:

Личностные:

·        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

·        формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки

·        формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению

·        формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности

Метапредметные:

·        умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

·        умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

·        умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

·        умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

·        умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе

Предметные:

·        Понимание и способность объяснять физическое явление атмосферное давление

·        Умение использовать полученные знания в повседневной жизни

 

Оборудование: проектор, компьютер, раздаточный материал к уроку, пипетки, стаканы с водой, концентрированное молоко, консервный нож, монета, тарелка, бумага, спички, шприц.

 

Учитель: Здравствуйте ребята. Предлагаю наш сегодняшний урок начать с эксперимента.

Демонстрация 1.

Учитель. Кладет монетку на большую плоскую тарелку, наливает столько воды, чтобы она покрыла монетку.

Попросит одного из учащихся взять ее руками, не замочив пальцев. Для этого предлагает использовать ему предметы, находящиеся на столе: стакан, лист бумаги и спички.

Учащиеся. Один учащийся подходит к демонстрационному столу.

Если учащийся сообщает правильно решение проблемы, то учитель делает опыт под его руководством. Если же нет, то сам поясняет свои действия.

Подожгите лист бумаги, положите его внутрь стакана и быстро положите стакан на тарелку близ монеты, дном вверх. Огонь погаснет, стакан наполнится белым дымом, а затем под ним сама собой соберется вся вода с тарелки. Монета же, конечно, останется на месте, и через минуту, когда она обсохнет, вы сможете взять ее, не замочив пальцев.

Учитель: Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх.

Учащиеся: Вытягивают руки ладонями вверх.

Учитель: Что вы чувствуете? Вам тяжело?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Нет, странно, а ведь на ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗа, груженного кирпичом. То есть около 10 тонн! А кто-нибудь может ответить, почему мы не ощущаем этого веса?

Учащиеся: отвечают на вопрос.

Учитель: Объясняя эти явление, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока.

Тема урока: «Атмосферное давление. Вес воздуха», отметьте ее в своих тетрадях.

Учитель: Как называют воздушную оболочку окружающую нашу Землю?

Учащиеся отвечают на вопрос.

Учитель: Итак, воздушную оболочку, окружающую Землю, называют атмосферой.

Учитель: Что вы знаете об атмосфере?

Учащиеся рассказывают известные им факты об атмосфере.

Учитель: Атмосфера, как показали наблюдения за полетом искусственных спутников Земли, простирается на высоту нескольких тысяч километров. Масса всей атмосферы около 5∙1018 кг, а это одна миллионная часть массы Земли. Постепенно атмосфера переходит в безвоздушное пространство, но четкой границы атмосферы не существует.

Давайте попробуем дать определение атмосферному давлению.

Учащиеся высказывают свои мнения

Учитель: Атмосферное давление – это давление, оказываемое воздушной оболочкой Земли на земную поверхность и тела, находящиеся на ней

Учитель: Существованием атмосферного давления могут быть объяснены многие явления. Давайте теперь вернемся к опыту, показанному в начале урока. Какая же все-таки сила вогнала воду в стакан и поддерживает ее на определенной высоте?

Учащиеся высказывают свое мнение.

Ответ: Горящий лист бумаги нагрел в стакане воздух, давление его от этого возросло, и часть газа вышла наружу. Когда огонь погас, воздух снова остыл, но при охлаждении его давление ослабело и под стакан вошла вода, вгоняемая туда давлением наружного воздуха.

Учитель: Давайте еще раз попробуем доказать существование атмосферы и атмосферного давления.

Демонстрация 2.

Вызывает одного учащегося. Берет банку с концентрированным молоком, делает в ней один прокол. Предлагает учащемуся попробовать налить молоко в стакан.

Учащиеся: Вызванный, пытается налить молоко, но у него это не получается.

Учитель: Почему? Что нужно сделать, чтобы молоко полилось?

Учащиеся: Сделать второй прокол.

Учитель: Молодцы. Для того чтобы понять причину того, почему … не смог налить молоко, нужно разобраться в том, как жидкость выходит из банки? Что ее увлекает?

Учащиеся при желании высказывают свои мнения.

Учитель: Дело в том, что под давлением наружного воздуха жидкость устремляется в то пространство, где давление меньше, и таким образом выходит из банки. В данном же случае … не смог налить молоко, так как давление в банке и над жидкостью одинаково, а если как вы правильно заметили (если до этого было высказано данное предположение) проткнуть банку и в другом месте, то давление над жидкостью изменится и молоко вытечет.

Как вы думаете, принцип действия, каких еще приборов объясняется также существованием атмосферного давления?

Учащиеся предлагают приборы для демонстрации действия атмосферного давления (медицинского шприца, пипетки, поильника для птиц, ливера, доильная установка).

Учитель: Т.е. имеет широкое применение как в медицине, быту, так и в сельском хозяйстве.

Учитель: Великий Аристотель говорил – сначала собирать факты, и только после этого связывать их мыслью. Давайте прислушаемся к его совету. На столах у вас есть стаканы с водой, пипетка и шприц. Подумайте и проделайте возможные эксперименты с этими предметами. То, что вы наблюдаете – заполните в следующую таблицу:

Тела

Наблюдаемые явления

Объяснение, наблюдаемого  явления

1.

Пипетка

 

 

 

 

2.

Шприц

 

 

 

 

 

Учащиеся проводят собственные эксперименты и результаты заносят в таблицу.

Учитель: Мы с вами прошли трудный путь от предположения о существовании атмосферного давления к доказательствам. Цели нашего исследования достигнуты. В ходе нашего исследования вы показали себя хорошими наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.

Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?». Предлагаются варианты ответов:

·        Сегодня я узнал…

·        Было интересно…

·        Было трудно…

·        Я понял, что…

·        Я научился…

·        Меня удивило…

·        Мне захотелось…

Несколько учащихся отвечают на вопрос.

Учитель: Наш урок подошел к концу большое спасибо за совместную работу.


 


 

Методическая разработка урока по теме: «Атмосферное давление»

Методическая разработка урока по теме: «Атмосферное давление»

Метапредметные: · умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей…

Метапредметные: · умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей…

Учитель: Здравствуйте ребята

Учитель: Здравствуйте ребята

Учитель: Как называют воздушную оболочку окружающую нашу

Учитель: Как называют воздушную оболочку окружающую нашу

Учащиеся: Вызванный, пытается налить молоко, но у него это не получается

Учащиеся: Вызванный, пытается налить молоко, но у него это не получается

Пипетка 2

Пипетка 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2024