Биология, 9 класс.
Тема: «Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции»
Цель: 1. Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс, формирование навыков работы с информацией
2) Рассмотреть закономерности изменчивости живых организмов, причины изменчивости и их влияние на признаки организмов.
3) Ввести понятие «нормы реакции» как предела модификационной изменчивости.
УУД:
Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения’ анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные:
1) умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов;
• приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
Тип урока: комбинированный
Технологии: Технология критического мышления, проблемное обучение
УМК: В.И Сивоглазов, А.А.Каменский, Е.К. Касперская, О.С. Габриелян- Биология 9 класс, Просвещение, 2019 год
Ход урока:
1. Вызов ( пробуждение имеющихся знаний и интереса к пробуждению новой информации)
1) Просмотр ролика о самых высоких людях планеты.
2) Постановка проблемного вопроса –
Почему рост человека никогда не будет равняться 5 метрам?
3) Работа с гербарием и рисунками учебника ( рис. 90, 91, стр.93)
4) Постановка проблемного вопроса –
Почему отличаются одуванчики, выращенные из одного корня?
5) Приём «Корзина идей»
6) Приём « Кластер»
1.Посередине классной доски написать ключевое слово по теме «изменчивость»
2. Вокруг записываем слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются логические связи c помощью стрелок.
На доске вырисовывается схема, которая графически отображает размышления обучающихся, определяет информационное поле поданной теме.
2. Осмысление ( получение новой информации)
- Работа с текстом ( стр. 93)
Прием « Инсерт»
٧ – уже знал
+ - новое
- - думал иначе
? – не понял, есть вопросы
٧ |
+ |
– |
? |
Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете соответствует тому, что вы знаете |
Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете, является для вас новым. |
Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что знаете. |
Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу |
Приём «Фишбоун», составляем схему
Работаем с терминами:
Модификационная изменчивость-
Нормы реакции-
Лабораторная работа « Выявление изменчивости. Построение вариационной кривой»
3. Рефлексия ( размышление, рождение нового знания)
1)Отвечаем на проблемные вопросы, поставленные в начале урока
2)Приём «Синквейн»
Домашнее задание п.23 стр.93-95
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.