ГБОУ школа № 320
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 320 Приморского района Санкт-Петербурга
2021
Учитель: Дмитриева Валентина Александровна
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
9 класс
Тема урока:
Действия при проведении
искусственной вентиляции легких
Цель урока:
Изучить правила оказания первой помощи при прекращении дыхания, способствовать развитию устойчивых и прочных навыков выполнения ИВЛ
Задачи - учебные вопросы урока:
1. Повторить основные пройденные понятия
2. Понять причины и последствия остановки дыхания
3. Усвоить алгоритм выполнения «ИВЛ»
Определение понятий
Реанимация (лат. re — приставка, выражающая: возобновление, повторность + лат. animator — дающий жизнь)
Совокупность мероприятий по оживлению организма, находящегося в состоянии клинической смерти, восстановление резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций системы
Термин введен В.А. Неговским
Историческая справка
В 1936-1940 гг. замечательный русский ученый, академик В. А. Неговский обосновал систему приемов оживления. Им впервые были определены показания, основные принципы, методы возвращения к жизни
В 1961 г. Им же была создана новая наука – реаниматология
(наука о медицинской помощи при состояниях, пограничных между жизнью и смертью)
Клиническая смерть
обратимый этап смерти, переходный период между жизнью и биологической смертью
На данном этапе прекращается деятельность сердца и процесс дыхания,
полностью исчезают все внешние признаки жизнедеятельности организма
Непрямой массаж сердца (НМС)
комплекс неотложных мероприятий, 30 нажатий на середину грудной клетки с целью поддержания минимального кровообращения
и защиты головного мозга человека до момента восстановления эффективного самостоятельного кровообращения
Заканчивается
биологической смертью
или
интенсивной терапией
К признакам остановки дыхания относят:
нарушается сознание
посинение кожных покровов
возникновение учащенного сердцебиения выделение большого количества пота
открытие рта и попытки вдохнуть воздух
отсутствие характерных для дыхания звуков
(возможно появление «Гаспинга» – глубокие, резкие, убывающие по силе вдохи)
неподвижность грудной клетки
важно помнить
Отсутствие дыхания провоцирует остановку сердца, ведь сердечная мышца перестает работать без кислорода
Поэтому первая помощь включает в себя и выполнение искусственного дыхания
и непрямой массаж сердца
Искусственное дыхание
(искусственная вентиляция лёгких, «ИВЛ»)
— комплекс мер, направленных на поддержание оборота воздуха через лёгкие у человека переставшего дышать, последовательность и частота вдохов/выдохов;
Цели проведения ИВЛ
- Поддержка обмена газов
Алгоритм выполнения
ИВЛ может производиться с помощью аппарата искусственной вентиляции лёгких
либо человеком методом
искусственного дыхания
«Рот ко рту» или «Рот в нос»,
что обеспечивает степень замены естественного дыхания искусственным
Учебный вопрос № 3
При оказании помощи
Встаньте на колени сбоку от пострадавшего лицом к нему
Освободите грудную клетку пострадавшего от стесняющей одежды, расстегните поясной ремень/пуговицу (при наличии), так чтобы область живота была свободной
Проверить у пострадавшего наличие дыхания
– ладонь одной руки положите на лоб пострадавшего нижнюю челюсть приподнимите
двумя пальцами другой руки
запрокиньте назад голову
пострадавшего, освобождая
дыхательные пути, откройте
и осмотрите рот на предмет посторонних предметов, удалите их при помощи салфетки
Выполнение искусственной вентиляции легких
СМОТРЮ,ОЩУЩАЮ, СЛЫШУ
Приблизьтесь ухом к носу и губам пострадавшего, щекой ощущайте наличие или отсутствие потока воздуха, Глазами - наблюдайте за движением грудной клетки пострадавшего
считайте в слух до 10
Действия при распознавании дыхания
Выполнение искусственной вентиляции легкихНеобходимо соблюдать технику безопасности Защитите себя (используйте салфетку, носовой платок или маску с обратным клапаном, она должна быть в каждой аптечке) накройте рот и нос пострадавшего салфеткой плотно зажмите нос пальцами и выполните выдох в открытый рот, плотно прижимая свои губы к губам пострадавшего
Убедившись, что грудная клетка поднимается, а это значит воздух попал в легкие, проследите, что бы произошел пассивный выдох у пострадавшего , и повторите свой выдох снова
Продолжительность каждого
выдоха - одна секунда
Необходимо соблюдать пропорцию 30:2
(30 компрессионных нажатий на грудную клетку
2 выдоха)
Если наблюдаются изменения в состоянии пострадавшего
- Появилась реакция зрачка на свет, появился пульс на сонной артерии и восстановилось самостоятельное дыхание, то пострадавшего следует уложить в устойчивое положение на бок и дождаться скорой помощи
Оказание первой помощи детям
Оказание первой помощи пострадавшему детского возраста при остановке дыхания имеет ряд особенностей. Детям ИВЛ делают
не «рот ко роту», а «рот в нос»,
то есть губы спасателя должны
перекрывать не только область
рта ребенка, но и нос
Делать выдох в носоглотку ребенка с меньшей
интенсивностью, так как у ребенка
объем легких меньше
Выполнение НМС детям
Нажимать на грудную клетку малыша с меньшими усилиями, чтобы грудина опускалась максиму на 2 см. При непрямом массаже сердца
детям до 1 года на грудину
нажимают 2 пальцами,
а школьникам
и дошкольникам – 1 рукой
Ошибки при выполнении ИВЛ
Не освобождены дыхательные пути, не запрокинута голова или недостаточно запрокинута
воздух идет в желудок, а не в легкие
недостаточный объем вдуваемого воздуха, частота вдохов 8 раз в минуту и менее
(как правило, устанавливается в диапазоне 16 – 20 дыханий в минуту)
плохо зажат нос/рот при методах ИВЛ:
«рот ко роту» или «рот в нос»
Следует помнить, что все эти ошибки могут привести к неэффективности первой помощи
При оказании первой помощи при остановке дыхания важно знать, чего нельзя делать
Этим можно лишь навредить человеку:
Нельзя игнорировать вызов скорой помощи
Нельзя выполнять ИВЛ, когда человек дышит не выполнять НМС, если есть пульс
Нельзя оказывать первую помощь, если у пострадавшего во рту присутствует инородный предмет
Нельзя выполнять слишком резкие выдохи в ротовую полость пострадавшего: имеется высокий риск, что воздух попадет в желудок
Нельзя выполнять СЛР в хаотичном порядке
(по современным медицинским рекомендациям кратность составляет 30:2, независимо от количества спасателей и возраста пострадавшего )
Вывод
Об эффективном выполнении комплекса СЛР свидетельствует:
появление пульса на сонных артериях
возвращение реакции зрачков на свет
появление самостоятельного дыхания
Грамотно организованная первая помощь при остановке дыхания
поможет сохранить жизнь пострадавшему
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.