Методическая разработка урока «День воинской славы России 18 апреля - день победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (так называемое Ледовое побоище, 1242 г.)»
Оценка 4.6

Методическая разработка урока «День воинской славы России 18 апреля - день победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (так называемое Ледовое побоище, 1242 г.)»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
воспитание
02.05.2023
Методическая разработка урока «День воинской славы России 18 апреля - день победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (так называемое Ледовое побоище, 1242 г.)»
«День воинской славы России 18 апреля».docx

 

Федеральное казенное профессиональное

образовательное учреждение № 288 ФСИН России

 

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

 

Директор ФКП ОУ № 288

_________________ А. А. Сальников

«___» ________________ 2023 г.

 

Методическая разработка урока

«День воинской славы России 18 апреля - день победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (так называемое Ледовое побоище, 1242 г.)»

 

Автор-составитель:

Сваровский Андрей Сергеевич

 

Томск – 2023 г.

Аннотация

 

Данная методическая разработка урока представляет собой разработку воспитательного мероприятия, посвященного изучению дней воинской славы России установленных Федеральным законом № 32–ФЗ от 13.03.95 «О днях воинской славы (победных днях) России» (перечислено 16 дней воинской славы) и новыми изменениями в перечне Памятных дат, которые внёс Федеральный закон от 10 апреля 2009 № 59-ФЗ «О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России"», вступивший в силу с 1 января 2010 года проводится в целях формирования и воспитания гражданской ответственности, патриотизма, морально-нравственной подготовки учащихся к выполнению конституционного долга, толерантности, правопорядку и уважения к подвигам и самопожертвованию предков.

Мероприятия разной формы позволяют поддерживать интерес к теме методической разработки и продолжить формирование умения учащихся работать с информацией совместно с преподавателем и самостоятельно.

Основной акцент в содержании мероприятия делается на воспитании учащихся историей – как продолжателей традиций предыдущих поколений.

 

Содержание:

Введение                                                                                                  2 стр.

1. План – конспект проведения воспитательного мероприятия              4 стр.

1.1. Организационный этап                                                                      4 стр.

1. 2. Вводная часть                                                                                   4 стр.

1. 3. Ледовое побоище, 1242 г.                                                                5 стр.

2. Заключительная часть                                                                          11 стр.

3. Заключение                                                                                          11 стр.

 

Введение

 

Актуальность темы методической разработки.

Востребованность методической разработки урока заключается в том, что в настоящее время основной упор в процессе обучения и воспитания учащихся делается на профессиональное самоопределение и выбор дальнейшего пути. Одним из ключевых моментов в таком подходе является воспитание учащихся.

История России полна героики, романтики, истинного патриотизма, насыщена подчас драматическими событиями, представлена удивительными, уникальными личностями. Все это дает богатый материал для реализации высоких целей гражданского и патриотического воспитания учащихся, которое столь актуально сегодня. Воспитывать историей - значит сохранять и приумножать героическое прошлое и настоящее нашего народа. Многовековой опыт свидетельствует, что чем глубже будешь знать историю с ее героическим прошлым, тем точнее осмыслишь настоящее и свое место в нем.

 

Цели:

·               Закрепить знания учащихся об исторических событиях, связанных с днями воинской славы России, и их значении для нашей страны.

·               Расширение информированности обучающихся о значимости победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (так называемое Ледовое побоище, 1242 г.).

·               Формировать историческое сознание и гражданские качества личности на ярких примерах героического прошлого нашей Родины.

Задачи:

·               Патриотическое воспитание учащихся.

·               Подготовка учащихся к выполнению конституционного долга по защите Отечества.

·               Развитие внимания, логического мышления и коммуникативных способностей учащихся.

 

Задачи:

Образовательная:

·               знакомить обучающихся с историческими событиями, связанными с днями воинской славы России, и их значением для нашей страны.

Воспитательная:

·               воспитании учащихся историей – как продолжателей традиций предыдущих поколений.

Развивающая:

·               способствовать формированию навыков поиска и анализа информации по заданной теме, навыков публичных выступлений, совместной работы.

Методические основы проведения урока.

При подготовке материалов урока использованы дидактические принципы:

·               активной включенности;

·               доступности;

·               мотивации;

·               рефлективности;

·               системности;

·               открытости содержания.

Для реализации поставленных задач использованы:

Форма организации деятельности обучающихся:

·               коллективная;

·               индивидуальная.

Методы:

·               информационно – иллюстративный;

·               словесный;

·               наглядно-демонстрационный;

·               практический.

·                

Технология:

·               личностно-коммуникативная;

·               информационная.

Приемы:

·               активного слушания и активного восприятия информации;

·               публичного выступления.

Оформление и оборудование:

·               Компьютер, телевизор.

·               Информационный материалы к уроку (видео и иллюстрации по теме урока).

Информационные ресурсы:

·               Интернет.

Используемые технологии (методы) при проведении мероприятий:

·               информационно коммуникационная;

·                технология диалогового взаимодействия;

·               наглядно-иллюстративный метод.

 

I.             План – конспект проведения воспитательного мероприятия

«18 апреля - день победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (так называемое Ледовое побоище, 1242 г.)».

 

Дата проведения: 12.04.2023 г.

Время проведения: 45 минут.

Место проведения: ФКП ОУ № 288 ФСИН России.

Форма проведения: беседа, просмотр с использованием мультимедийных средств.

 

1. 1. Организационный этап

 

Действия преподавателя Сваровского А. С.:

·               чтобы материал был правильно понят и хорошо усвоен, готовит учащихся восприятию лекционного материала.

 

1. 2. Вводная часть

Действия преподавателя Сваровского А. С.:

·               вступительное слово, где обращается внимание учащихся на главные моменты изучаемой темы.

 

 

1.3. Ледовое побоище 1242 г.

5 апреля 1242 года на Чудском озере произошло знаменитое Ледовое побоище. Русские воины под командованием князя Александра Невского разгромили немецких рыцарей, собиравшихся нанести удар по Великому Новгороду.

События, о которых пойдет речь ниже, развернулись на фоне тотального ослабления русских княжеств во время монгольского нашествия.

В 1237-1240 гг. на Русь вновь вторглись монгольские орды. Это время было предусмотрительно использовано Папой Римским Григорием IX для очередной экспансии на северо-восток. Тогда Священный Рим готовил, во-первых, крестовый поход против Финляндии, в то время еще населенной преимущественно язычниками, а во-вторых – против Руси, которая рассматривалась понтификом в качестве главного конкурента католиков в Прибалтике.

На роль исполнителя экспансионистских замыслов идеально подходил Тевтонский орден. Времена, о которых пойдет речь, были эпохой орденского расцвета. Это потом, уже во время Ливонской войны Ивана Грозного, орден находился в далеко не лучшем состоянии, а тогда, в XIII веке, молодое военно-религиозное образование представляло собой очень сильного и агрессивного противника, контролировавшего внушительные территории на берегах Балтийского моря. Орден считался главным проводником влияния католической церкви в Северо-Восточной Европе и направлял свои удары против балтийских и славянских народов, проживавших в этих краях. Главной задачей ордена было порабощение и обращение в католичество местных жителей, а если они не желали принимать католическую веру, то «благородные рыцари» безжалостно уничтожали «язычников». Тевтонские рыцари появились в Польше, призванные польским князем на помощь в борьбе с прусскими племенами. Началось завоевание орденом прусских земель, которое происходило довольно активно и стремительно.

Следует отметить, что официальная резиденция Тевтонского ордена во время описываемых событий все еще находилась на Ближнем Востоке – в замке Монфор на территории современного Израиля (историческая земля Верхняя Галилея). В Монфоре размещался великий магистр Тевтонского ордена, архив и орденская казна. Таким образом, высшее руководство управляло орденскими владениями в Прибалтике дистанционно. В 1234 г. Тевтонский орден поглотил остатки Добринского ордена, созданного в 1222 или 1228 годах на территории Пруссии для защиты прусского епископства от набегов прусских племен.

Когда в 1237 году в состав Тевтонского ордена влились остатки Ордена меченосцев (Братство воинов Христа), тевтонцы получили контроль и над владениями меченосцев в Ливонии. На ливонских землях меченосцев возникло Ливонское ландмайстерство Тевтонского ордена. Интересно, что император Священной Римской империи Фридрих II еще в 1224 году объявил земли Пруссии и Ливонии подчиняющимися непосредственно Священному Риму, а не местным властям. Орден стал главным наместником папского престола и выразителем папской воли на прибалтийских землях. При этом продолжался курс на дальнейшую экспансию ордена на территории Восточной Европы и Прибалтики.

Еще в 1238 г. датский король Вальдемар II и великий магистр ордена Герман Балк договорились о разделе земель Эстонии. Великий Новгород был для немецко-датских рыцарей главным препятствием и именно против него был направлен основной удар. В союзе с Тевтонским орденом и Данией выступила Швеция. В июле 1240 года шведские корабли появились на Неве, однако уже 15 июля 1240 г. на берегах Невы князь Александр Ярославич нанес шведским рыцарям сокрушительное поражение. За это его прозвали Александром Невским.

Поражение шведов не сильно поспособствовало отказу их союзников от своих агрессивных планов. Тевтонский орден и Дания собирались продолжить поход против Северо-Восточной Руси с целью насаждения католицизма. Уже в конце августа 1240 года в поход на Русь отправился епископ Герман Дерптский. Он собрал внушительное войско из рыцарей Тевтонского ордена, датских рыцарей из Ревельской крепости и ополчения Дерпта, и вторгся на территорию современной Псковской области.

Сопротивление псковичей не дало должного результата. Рыцари захватили Изборск, а затем осадили Псков. Хотя первая осада Пскова не принесла желаемого результата, и рыцари отступили, вскоре они вернулись и смогли взять Псковскую крепость, воспользовавшись помощью бывшего псковского князя Ярослава Владимировича и предателей-бояр во главе с Твердило Иванковичем. Псков был взят, в нем разместился рыцарский гарнизон. Таким образом, Псковская земля стала плацдармом для действий немецких рыцарей против Великого Новгорода.

Сложная ситуация в это время складывалась и в самом Новгороде. Горожане зимой 1240/1241 годов выгнали из Новгорода князя Александра. Лишь когда неприятель подошел к городу очень близко, они послали в Переславль-Залесский гонцов – позвать Александра. В 1241 году князь выступил на Копорье, захватил его штурмом, перебив находившийся там рыцарский гарнизон. Затем, к марту 1242 года, Александр, дождавшись помощи войск князя Андрея из Владимира, выступил на Псков и вскоре взял город, вынудив рыцарей отступить в Дерптское епископство. Затем Александр вторгся в орденские земли, но, когда передовые силы потерпели поражение от рыцарей, принял решение отступить назад и подготовиться в районе Чудского озера к основному сражению. Соотношение сил сторон, если верить источникам, составляло примерно 15-17 тысяч воинов со стороны Руси, и 10-12 тысяч ливонских и датских рыцарей, а также ополчение Дерптского епископства.

Русским войском командовал князь Александр Невский, а рыцарями – ландмейстер Тевтонского ордена в Ливонии Андреас фон Фельфен. Уроженец австрийской Штирии, Андреас фон Фельфен до вступления в должность наместника ордена в Ливонии был комтуром (комендантом) Риги. О том, что это был за командир, свидетельствует тот факт, что он решил лично не участвовать в сражении на Чудском озере, а остался на безопасном расстоянии, передав командование более младшим орденским военачальникам. Датскими рыцарями командовали сыновья самого короля Вальдемара II.

Как известно, крестоносцы Тевтонского ордена обычно использовали в качестве боевого порядка так называемую «свинью» или «кабанью голову» – длинную колонну, во главе которой находился клин из рядов наиболее сильных и опытных рыцарей.

За клином шли отряды оруженосцев, а в центре колонны – пехота из наемников – выходцев из балтийских племен. По бокам колонны следовала тяжеловооруженная рыцарская конница. Смысл такого построения заключался в том, что рыцари вклинивались в строй противника, раскалывая его на две части, затем разбивали на более мелкие части, а уже потом добивали при участии своей пехоты.

 

 

Князь Александр Невский предпринял очень интересный ход – он заранее разместил свои силы на флангах. Кроме того, в засаде разместились конные дружины Александра и Андрея Ярославичей. В центре встало новгородское ополчение, а впереди – цепь лучников. Сзади поставили скованные цепями обозы, которые должны были лишить рыцарей возможности маневрировать и уклоняться от ударов русского воинства. 5 (12) апреля 1242 года русские и рыцари вошли в боевое соприкосновение. Первыми натиск рыцарей приняли лучники, а затем рыцари смогли прорвать русский строй с помощью своего знаменитого клина. Но не тут-то было – тяжеловооруженная рыцарская конница завязла у обоза и тут с флангов на нее двинулись полки правой и левой руки. Затем в бой вошли княжеские дружины, которые и обратили рыцарей в бегство. Лед проломился, не выдержав тяжести рыцарей, и немцы начали тонуть. Воины Александра Невского преследовали рыцарей по льду Чудского озера семь верст. Тевтонский орден и Дания потерпели в битве на Чудском озере полное поражение. Согласно Симеоновской летописи, погибли 800 немцев и чуди «без числа», 50 рыцарей попали в плен. Потери войск Александра Невского неизвестны.

 

Поражение Тевтонского ордена оказало на его руководство впечатляющее воздействие. Тевтонский орден отказался от всех территориальных претензий к Великому Новгороду и вернул все земли, захваченные не только на Руси, но и в Латгалии. Таким образом, эффект от поражения, нанесенного немецким рыцарям, был колоссальным, в первую очередь – в политическом отношении. Западу Ледовое побоище продемонстрировало, что на Руси прославленных крестоносцев ждет сильный противник, готовый сражаться на свои родные земли до последнего. Уже потом западные историки стремились всячески принизить значение битвы на Чудском озере – то утверждали, что в действительности там встретились гораздо меньшие по численности силы, то характеризовали сражение как отправную точку формирования «мифа об Александре Невском».

Победы Александра Невского над шведами и над тевтонскими и датскими рыцарями имели масштабное значение для дальнейшей русской истории. Кто знает, как сложилась бы история земли Русской, если бы воины Александра тогда не выиграли эти сражения. Ведь главной целью рыцарей было обращение русских земель в католичество и полное подчинение их владычеству ордена, а через него – и Рима. Для Руси, таким образом, битва имела определяющее значение и в плане сохранения национальной и культурной идентичности. Можно сказать, что Русский мир выковывался, в том числе, и в сражении на Чудском озере.

Александр Невский, победивший шведов и тевтонцев, навсегда вошел в русскую историю и как церковный святой, и как блестящий полководец и защитник земли Русской. Понятно, что не меньшим был вклад и бесчисленных ратников новгородских и княжеских дружинников. Их имена история не сохранила, но для нас, живущих спустя 781 год, Александр Невский – это и есть, в том числе, те русские люди, которые сражались на Чудском озере. Он стал олицетворением русского воинского духа, мощи. Именно при нем Русь показала Западу, что не собирается ему подчиняться, что она – особая земля со своим укладом, со своим народом, с собственным культурным кодом. Потом русским воинам приходилось еще не раз «давать по зубам» Западу. Но отправной точкой были именно сражения, выигранные Александром Невским.

Последователи политического евразийства говорят о том, что Александр Невский предопределил евразийский выбор России. В его княжение у Руси складывались более мирные отношения с монголами, чем с немецкими рыцарями. По крайней мере, монголы не стремились уничтожить идентичность русского народа, навязав ему свои верования. В любом случае, политическая мудрость князя заключалась в том, что в сложные для русской земли времена он смог относительно обезопасить Новгородскую Русь на востоке, выиграв сражения на западе. В этом заключались его военный и дипломатический таланты.

 

 

 

 

2. Заключительная часть

 

Преподаватель Сваровский А. С.:

·               выводы по теме воспитательного мероприятия, опрос и ответы на вопросы.

 

3. Заключение

 

Данное открытое мероприятие призвано ознакомить учащихся с переломными моментами нашей истории, знаменательными событиями, творцом которых был народ, идущий во имя Отечества на жертвы, лишения, самоотверженность, стойкость, героизм.

Дать понимание идеи свободы и независимости, единства Руси, величия России, воспитания чувства любви к ней, гордости за русский народ, его патриотизм, проявившийся в годы суровых испытаний.

Воспитание чувства глубокой любви и благодарности к нашим предкам, к таланту русского народа, его готовности во все времена отстоять свободу и независимость Отечества.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 288

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 288

Аннотация Данная методическая разработка урока представляет собой разработку воспитательного мероприятия, посвященного изучению дней воинской славы

Аннотация Данная методическая разработка урока представляет собой разработку воспитательного мероприятия, посвященного изучению дней воинской славы

Цели: · Закрепить знания учащихся об исторических событиях, связанных с днями воинской славы

Цели: · Закрепить знания учащихся об исторических событиях, связанных с днями воинской славы

Технология: · личностно-коммуникативная; · информационная

Технология: · личностно-коммуникативная; · информационная

Ледовое побоище 1242 г. 5 апреля 1242 года на

Ледовое побоище 1242 г. 5 апреля 1242 года на

Когда в 1237 году в состав Тевтонского ордена влились остатки

Когда в 1237 году в состав Тевтонского ордена влились остатки

Андрея из Владимира, выступил на

Андрея из Владимира, выступил на

За клином шли отряды оруженосцев, а в центре колонны – пехота из наемников – выходцев из балтийских племен

За клином шли отряды оруженосцев, а в центре колонны – пехота из наемников – выходцев из балтийских племен

Первыми натиск рыцарей приняли лучники, а затем рыцари смогли прорвать русский строй с помощью своего знаменитого клина

Первыми натиск рыцарей приняли лучники, а затем рыцари смогли прорвать русский строй с помощью своего знаменитого клина

Уже потом западные историки стремились всячески принизить значение битвы на

Уже потом западные историки стремились всячески принизить значение битвы на

Заключительная часть Преподаватель

Заключительная часть Преподаватель
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2023