Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 60
(МАДОУ детский сад № 60)
Переулок Утренний, 3, Екатеринбург, Свердловская область, 620025
E-mail: mdou60@eduekb.ru; сайт: https://60.tvoysadik.ru; телефон: 8 (343)252-35-53 ИНН 6685037867 КПП 668501001 ОГРН 1136685014872
Методическая разработка воспитательного события
Разработала:
Новойчик Марина Валерьевна воспитатель ВКК МАДОУ № 60
Номинация:
«Семейное воспитание»
г. Екатеринбург, 2024 г.
Форма совместной деятельности - экскурсия в библиотеку
Направление воспитания согласно Федеральной Рабочей Программы Воспитания, в котором реализуется воспитательное событие:
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально значимого поступка, приобретения ребёнком опыта заботы о других людях.
Традиционная российская духовно-нравственная ценность, на сохранение и укрепление которой ориентировано данное воспитательное событие - формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к окружающему миру, становление опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей.
Тема Воспитательного события: «Экскурсия в школьную библиотеку»
Возраст: старший дошкольный возраст, дети подготовительной группы - 6 лет; Цель: создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру: книгам.
Задачи воспитательного события Образовательные:
• познакомить детей с профессией библиотекарь, заинтересовать детей вместе с родителями на регулярное посещение библиотеки, показать ее значимость;
• дать основы библиографических знаний (абонемент, читальный зал, библиотекарь, разделы книг);
• совершенствовать у детей умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по алгоритму или схеме (закладка).
Развивающие:
• развивать ценностное отношение к труду взрослых;
• развивать литературную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей по теме (библиотека, библиотекарь, читальный зал, абонемент, стеллажи, формуляр, книгохранилище)
• развивать умение сотрудничества со сверстниками и взрослыми, при поддержке родителей (законных представителей) включаться в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО; Воспитательные:
• воспитывать интерес к книге, бережное отношение, любознательность;
• воспитывать культуру общения;
• воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой. Технологии, методы и приемы работы на воспитательном событии Технологии:
• ИКТ – презентация викторины «Герои сказок»;
• Здоровье сберегающие – физкультурная разминка «Буратино»;
• Проблемно-личностные; Методы и приёмы работы:
• Экскурсия по залу с книгами – беседа. Показ детям полок с книгами около буквенного разделителя и на определенной полочке, по теме; возможность взять в руки книги;
• Художественное слово - например, по детскому фольклору (загадывание и отгадывание загадок);
• Дидактическая игра - викторина на знание героев сказок;
• Работа в творческой мастерской - изготовление закладки с дорисовыванием мордочки;
• Словесные методы и приемы: ведение диалога, умение слушать и отвечать на вопросы, словарная работа.
• Дидактические материалы Печатные:
• учебные пособия, атласы, учебники, книги художественной литературы;
• карточки – формуляры;
• алгоритм выполнения задания – схемы изготовления закладки; Иллюстративные материалы:
• иллюстрации или фото библиотек разных видов:
Демонстрационный материал:
• виды закладок для книг:
Раздаточный материал:
• цветные листы бумаги;
• маркеры;
Необходимое оборудование:
• помещение библиотеки, столы и стулья для детей и родителей Основные понятия:
Базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности:
• Библиотека - это дом (хранилище) книг;
• Книжный фонд - это все книги и журналы, которые есть в библиотеке;
• Абонемент - это место, где выдают книги на дом;
• Формуляр - это читательский формуляр, куда записываются все книги, которые читатель прочтёт;
• Картотека - это систематизированное собрание карточек со сведениями, материалами;
• Читальный зал - место, где можно работать с книгой, выбирать нужный материал.
Планируемые результаты
• Проявление интереса к чтению художественной литературы. У детей расширится кругозор о детских книгах, их авторах, персонажах, сформируется запас литературных впечатлений;
• Развитие литературной речи. У воспитанников будут формироваться предпосылки функционально грамотного читателя в будущем;
• Формирование художественного восприятия и эстетического вкуса. Дети научатся внимательно рассматривать книжные иллюстрации и правильно воспринимать содержание произведений, сопереживать их героям;
• Воспитание бережного отношения к книге. Дошкольники поймут, что книга - результат труда многих людей;
• Формирование предпосылок к возрождению традиций семейного чтения. Родители получат информацию о том, как воспитать у ребёнка любовь
к чтению;
• Развитие навыков сотрудничества. Совместная деятельность педагогов и сотрудников библиотеки сформирует у детей познавательный интерес к различным областям знаний.
Форма мониторинга результативности воспитательного события
Для мониторинга результативности воспитательного события знакомства с библиотекой для дошкольников используются следующие формы:
• Анализ предметно-развивающей среды в группе: центра книги. Созданы ли условия для полноценного восприятия художественной литературы.
• Беседа и наблюдение за действиями детей в центре книги. Так можно оценить уровень развития детей, в том числе их интерес к книге и умение работать с ней.
• Анализ наглядной педагогической пропаганды в уголках для родителей, а также анкетирование родителей. Так можно оценить формы взаимодействия с родителями по теме знакомства детей с библиотекой.
• Педагогическая диагностика уровня литературного развития детей старшего дошкольного возраста. Её проводят два раза в год (на начало и на конец года). Критерии диагностики включают интерес детей к книге, умение выразительно пересказывать сказки, участвовать в инсценировках, различать литературные произведения по жанрам (сказка, рассказ, стихотворение). Диагностика (Акулова О.В. и Сомкова О. Н.)
Ход воспитательного события
|
Содержание |
Описание деятельности педагога |
Описание деятельности обучающегося |
1. |
Мотивационный этап, постановка личностнозначимой проблемы |
Загадывает детям загадки о книгах и библиотеке. Напоминает детям о книге, которую они хотели бы почитать, но ее не |
Отгадывают загадки, отвечают на вопросы |
|
|
оказалось в библиотеке детского сада |
|
2. |
Этап совместного планирования |
Предлагает отправиться в школьную библиотеку, напоминает о правилах поведения в библиотеке; задает вопросы о библиотеке |
Идут в школьную библиотеку, вспоминают правила поведения в библиотеке |
3. |
Основной этап |
Рассказ библиотекаря о книгах, работе библиотекаря, учит детей правилам обращения с книгой, проводит викторину по сказкам. Воспитатель проводит разминку, показывает способ сложения закладки для книги. |
Дети ведут диалог с библиотекарем, участвуют в экскурсии по библиотеке, рассматривают книги, учебники, отвечают на вопросы викторины; Участвуют в физической разминке воспитателя; изготавливают закладки для книг первоклассникам. |
4. |
Рефлексивный этап |
Подводит итог – что дети узнали о библиотеке; дарит энциклопедии в дар библиотеке |
Дети отвечают на вопросы педагога, благодарят библиотекаря, подносят книги, прощаются |
Приложение 1
Печатные:
• учебные пособия, атласы, учебники, книги художественной литературы;
• карточки – формуляры;
• алгоритм выполнения задания – схемы изготовления закладки; Иллюстративные материалы:
• иллюстрации или фото библиотек разных видов:
Демонстрационный материал:
• виды закладок для книг:
Раздаточный материал:
• цветные листы бумаги;
• маркеры;
Приложение 2
1. Мотивационный этап
Воспитатель загадывает детям загадки о книгах и библиотеке.
• Без языка и голоса,
А все расскажет. (Книга)
Воспитатель напоминает детям о книге, которую они хотели бы почитать, но ее не оказалось в библиотеке детского сада… Ставит проблему перед детьми: - А если у вас нет книги, которую вам хотелось бы почитать, где её можно взять? (ответы детей)
• С наружи смотришь - дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нем,
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными. (Библиотека)
Ребята, что такое библиотека? зачем нам нужна библиотека? А какие книги бывают в библиотеке? Мы сможем найти там необходимую нам книгу?
2. Этап совместного планирования. Воспитатель предлагает детям и родителям отправиться в школьную библиотеку.
Воспитатель: Вот мы и пришли в библиотеку, давайте с вами вспомним правила поведения в библиотеке.
Дети:
• надо внимательно слушать
• разговаривать можно только шепотом
• если хочешь, задать вопрос нужно поднять руку
• взял посмотреть, положи на место
(Воспитатель просит поделиться родителей ответами.)
Воспитатель: Молодцы ребята, все правила помните, тогда приглашаю вас в дом, где живут книги. Я приглашаю вас в волшебную страну – «Читалию», то есть в школьную библиотеку.
Воспитатель: Кто самый главный в библиотеке?
Дети: - Библиотекарь.
Воспитатель: - Правильно. А чем занимается в библиотеке библиотекарь? Нам сейчас расскажет и покажет.
3. Основной этап.
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы гости нашей библиотеки. А начну я нашу экскурсию со стихотворения. Слушайте его внимательно, в нем прозвучит вопрос, на который вам необходимо будет ответить.
Снаружи смотришь. дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нем,
Там книги интересные стоят рядами тесными,
На длинных полках вдоль стены Вместились сказки старины:
И Черномор, и царь Гвидон
И добрый дед Мазай…
Как называют этот дом попробуй, угадай!!! (Дети отвечают: «Библиотека»)
Библиотекарь: Молодцы!!! Конечно же библиотека! Что же, по-вашему, библиотека? (Дети отвечают) Я вам хочу сказать, что слово «библиотека» состоит из двух частей. Первая часть «библио» - означает «книга», а «тека» – «хранилище». Что получилось?
Дети: Хранилище книг
Библиотекарь: Правильно. Библиотека - дом, где хранятся книги.
Библиотекарь: У кого из вас дома много книг? У кого есть книжные полки или книжный шкаф? А у кого отдельная комната - библиотека? В нашей библиотеке книги хранятся на специальных открытых полках - стеллажах. Отгадайте, сколько здесь книг? (Ответы детей.)
Библиотекарь: В нашей школьной библиотеке более тысячи книг. Но это не так много. Когда вы пойдете в школу, то запишитесь в школьную библиотеку. Вы увидите, что она гораздо больше. А если в школьной библиотеке не будет книг, которые вам нужны, вы с мамой пойдете в детскую библиотеку. Там еще больше книг. Посмотрите, какие существуют огромные библиотеки! (Библиотекарь демонстрирует фотографии.)
Библиотекарь: Сейчас я вам открою один секрет: каждая книга в библиотеке имеет свой документ. Какие документы есть у ваших родителей? Что там написано?
Дети: Паспорт и водительские права.
Библиотекарь: Вот и у книг есть документ - каталожная карточка. Как вы думаете, что на ней должно быть написано? Что важно знать про книгу?
Дети: На ней должно быть написано название книги, кто ее автор.
Библиотекарь: Правильно. Также указывается, где и когда эту книгу издали.
Рассмотрите карточки.
Библиотекарь: Хранятся эти карточки в специальных ящиках. Кто мне напомнит, что означает слово «библиотека», а точнее его часть «тека»? Как вы думаете, как будет называться место, где хранятся карточки? Карто….
Дети: Картотека.
Библиотекарь: Правильно. Представьте, что наши стеллажи пустые. Мы принесли книги и нам их нужно расставить. Как мы будем это делать? Давайте подумаем, какие бывают книги? (Если воспитанники затрудняются ответить, демонстрируются пары книг - большая и маленькая, толстая и тонкая.)
Библиотекарь: Если расставить книги таким образом: здесь большие, здесь маленькие, легко ли нам будет найти нужную, если мы не знаем, какая она? Как еще можно расставить книги?
Библиотекарь: Иногда в библиотеках книги стоят по темам, по алфавиту, по фамилиям авторов. Давайте проверим. Вы помните, какая первая буква алфавита, а какая последняя?
Далее библиотекарь проводит детей по библиотеке, показывает стеллажи, и какая литература на них стоит, обращает внимание на разделители, дает книги в руки детям. Библиотекарь: Когда вы записываетесь в библиотеку, на каждого заводится карточка. (формуляр), где указывается ваша фамилия, имя, класс.
Библиотекарь: Книги - как люди: рождаются, живут, стареют и могут болеть. Главные причины - время и небрежное отношение к книге. Книга может полностью разрушится.
- Ребята чтобы такого не случилось с вашими книжками, помните правила пользования книгой:
Библиотекарь:
Правила обращения с книгой
• Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.
• При чтении книг пользуйся закладкой.
• Не загибай книжные страницы.
• Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на отдельные листочки.
• Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.
• Не читай во время еды. На страницах появятся пятна, которые невозможно очистить.
Библиотекарь: Запомнили, как нужно правильно читать книгу?
Дети: - Нельзя читать лежа, нельзя загибать листы, нельзя читать при плохом освещении.
Библиотекарь: - А какие книги носят в класс? (учебники) Правильно. А так как у нас школьная библиотека, то основными книгами являются учебники. Они расставлены по классам (показывает), и по названиям предметов – уроков.
Библиотекарь: Ребята, а какие книги вы любите читать с родителями? Назовите свою любимую книгу? (дети отвечают)
Сейчас проведем викторину про сказочных героев: (используется презентация)
• Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (Семеро козлят)
• Покупала самовар,
А спасал ее комар. (Муха-Цокотуха)
• В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)
• Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон)
• Родилась у мамы дочка Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)
• Вот совсем нетрудный, Коротенький вопрос: Кто в «чернилку» сунул
Деревянный нос? (Буратино)
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с заданием. А мы знаем разминку про «Буратино» - предлагает размяться… Физкультминутка «Буратино»:
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся, Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул И по улице шагнул.
Воспитатель: - А я на стеллаже присмотрела одну интересную книгу. Сейчас почитаем. (Достаёт книгу и начинает читать. Смотрит на часы и «случайно» закрывает книгу):
- Ой, что же делать? Как же найти ту страничку? (Надо было закладку положить.) - Ребята, а для чего нужна закладка? Закладка нужна для того, чтобы быстро найти нужную страницу и тем самым не портить и не сгибать листы.
- Вы молодцы, догадались, мы можем с вами сделать доброе дело и изготовить закладки для книг, чтобы книги, всегда были в порядке, листочки не сгибались. А как это сделать я вам сейчас покажу. (Приглашает присесть детей и родителей за столы).
Воспитатель: Ребята, посмотрите я сделала вот такую закладку. (Демонстрация готовых образцов закладок). Закладку мы будем делать из цветной бумаги. Я вам рассказываю и показываю ход действий, а вы за мной повторяете и делаете тоже самое.
• Берём квадрат цветной бумаги складываем по диагонали.
• Загибаем уголки наверх.
• Разворачиваем.
• Загибаем один верхний угол вниз.
• Поднимаем правый уголок вверх.
• Заправляем его в кармашек.
• Левый уголок заправляем точно так же.
• Переворачиваем. Заготовка готова! Берём маркеры и рисуем мордочку животных.
Я - красивая закладка
Я нужна вам для порядка.
Зря страницы не листай -
Где закладка, там читай. (Показ как пользоваться закладкой.)
Воспитатель: Какие вы, молодцы! Такие красивые закладки сделали, я думаю книгам они тоже понравятся! А особенно, если эти закладки мы подарим первоклассникам, которые сейчас учатся в школе и берут в библиотеке учебники… хотите подарить? 4. Рефлексивный этап.
Воспитатель: Ребята, а что же вы узнали о профессии библиотекарь? Какие новые слова вы сегодня узнали? Ребята повторяют (прием словарной работы).
Воспитатель подводит итог - мы с вами много узнали о библиотеке, о том, что библиотекарь - очень важная и нужная профессия, как пользоваться книгами; изготовили закладки для книг для первоклассников. Но мы зачем пришли в библиотеку? Чтобы найти и прочесть книгу. Давайте спросим про нее. (дети называют автора и название нужной книги, благодарят библиотекаря)
Библиотекарь. Ребята, на этом наша экскурсия подошла к концу. Я всегда рада видеть вас в нашей библиотеке вместе с вашими родителями. Воспитатель и дети благодарят библиотекаря за интересную, познавательную экскурсию и дарят энциклопедии для школьной библиотеки.
Приложение 3 Методическое описание форм мониторинга, используемых для воспитательного события
В дошкольном детстве художественная литература является важнейшим средством развития ребенка. Литературное развитие дошкольника можно определить, как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности.
Педагогическая диагностика (Акулова О.В. и Сомкова О. Н.) осуществляется 2 раза в год (на начало года и на конец года).
Цель: выявить уровень литературного развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить особенности литературного опыта детей.
2. Выявить наличие и особенности читательских интересов детей.
3. Изучить своеобразие восприятия детьми литературных текстов разных жанров.
4. Выявить возможности использования детьми литературного опыта в творческой деятельности.
Критерии диагностики:
1.Интерес детей к книге;
2. Интерес к слушанию;
3. Умение выразительно пересказывать сказки;
4. Участие в инсценировки;
5. Умения различать литературные произведения по жанрам: сказка, рассказ, стихотворение.
Уровни литературного развития детей старшего дошкольного возраста: Низкий. Ребенок предпочитает слушанию чтения другие занятия. Литературный опыт ограничен произведениями для детей более младшего возраста. Не различает жанров литературных произведений. При восприятии литературного произведения устанавливает связи между отдельными фактами без проникновения в подтекст. Эмоциональный отклик на прочитанное, выражен слабо. Ребенок пассивен при обсуждении книги, в драматизациях и других видах художественной деятельности. Положительно откликается на предложение воспитателя послушать чтение или рассказывание, но тяготения к общению с книгой не испытывает.
Средний. Ребенок способен устанавливать наиболее существенные связи в текстах с динамичным содержанием, испытывает затруднения при слушании более сложных видов произведений (познавательная книга, лирическое стихотворение, басня и др.). Литературный опыт не богат, включает лишь произведения программы. Различает основные жанры: стихотворение и сказка. Обращает внимание на действия и поступки героев, но игнорирует их внутренние переживания. Охотно принимает участие в играх, драматизациях, литературных развлечениях как исполнитель, но не проявляет творческой инициативы.
Высокий. Ребенок проявляет стремление к постоянному общению с книгой, испытывает явное удовольствие при слушании литературных произведений. Имеет богатый литературный опыт, включающий произведения разной тематики и жанров. Различает основные жанры литературных произведений: стихотворение, сказка, рассказ. Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра. Способен устанавливать существенные связи в произведении, проникать в его эмоциональный подтекст. Верно осознает мотивы поступков героев, видит их переживания, мысли, чувства. Проявляет внимание к языку литературного произведения. Активно проявляет себя в разных видах художественной деятельности, творчески активен в изобразительной, театрализованной, игровой деятельности по литературному произведению, проявляет речевое творчество в сочинении загадок, сказок, рассказов.
С целью выявления уровня сформированности интереса к книге и чтению у детей используются следующие диагностические методики В.И. Зверевой:
Методика 1. Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Библиотека»
Цель: выявить интерес ребёнка к книге
Методика 2. Наблюдение за деятельностью детей в «Мастерской по ремонту книг»
Цель: выявить уровень отношения ребёнка к книге Подготовка материла: порванные книги.
Наблюдение фиксируется.
Критерии, уровень |
Интерес к книге |
Интерес к книге, к рассматрива нию иллюстраций |
Интерес к слушанию чтения книги, понимание содержания литературного произведения, способность к проговариванию и инсценировкам |
||||||
В |
С |
Н |
В |
С |
Н |
В |
С |
Н |
|
ФИ |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
ФИ |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
(по методике Ушаковой О.С. и Струниной Е.М.)
№
|
ФИ ребёнк а |
|
|
|
|
Речевые умения
|
|
|
|
|
Уро вень разв ития в цело м |
|
точное употребл ение слов в различн ых граммат ических формах и значения х |
поним ание разных значен ий многоз начног о слова |
самостоя тельно подобрат ь синоним ы и антоним ы |
уровень осознани я смыслов ых отношен ий между словами |
гладко сть и плавно сть изложе ния |
отсутс твие преры вистос ти и повтор ений, запино к, пауз в связно й речи |
уровень развития навыка речи – доказате льства |
урове нь ориен тиров ки на смысл овую сторо ну слова и выраж ения |
определяе т жанр произведе ний |
знание детьми послов иц и загадо к |
|||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровень развития по критерию |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокий уровень. Ребёнок составляет предложение из трёх (или более) слов. Правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, в речевой ситуации подбирает по два – три слова разных частей речи (прилагательных и глаголов). Ребёнок замечает неточности в небылице («Так не говорят», «Неправильно»). Правильно определяет значение слова по функции предмета («Лес – туда ходят за грибами, ягодами») или по родовому понятию («Лес – это место, где растет много деревьев, грибов, ягод, где много животных, птиц»). Правильно поясняет значение пословицы и может придумать рассказ. Умеет доказать отгадку. Кроме того, много знает пословиц, поговорок, считалок и т.д.
Средний уровень. Ребёнок составляет предложение или словосочетание из двух слов. Правильно подбирает синонимы и антонимы по смыслу, но не в требуемой грамматической форме. В речевой ситуации называет по одному слову. Даёт свои варианты, исправляя неточности в небылице. Вместо определения значения слова даёт описание предмета, рассказывает о чём-то конкретном («Я был в лесу», «А я знаю, где лес есть»). Может дать объяснение значению пословицы, но не совсем точно. Составляет рассказ, используя отдельные слова из пословицы. Отгадывает правильно загадку, но в доказательстве использует не все признаки. Называет по одному – два примера на каждый предложенный жанр.
Низкий уровень. Ребёнок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово. Не может подобрать синонимы, а, подбирая антонимы, использует частицу «не» («Человек от лени болеет, а от труда не болеет»). В речевой ситуации подбирает неточные по смыслу слова, либо также использует частицу «не». Не замечает неточность в небылице. Ребёнок не может определить значение слова и пословицы. Загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку. Составляет рассказ без учёта задания. Практически не знает пословиц, загадок, считалок и т.д.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.