Технологическая карта урока
Тема: Города Эллады подчиняются Македонии
Эпиграф урока: Когда мы едины, мы непобедимы.
Цели урока |
Способствовать ознакомлению с особенностями соц.-эконом. и политического устройства Македонии; содействовать развитию умения определять причины ослабления греческих полисов в V-IV в. до н.э.; создать условия для формирования представлений о противоборстве Греции и Македонии, деятельности Демосфена по сплочению греческих полисов, определения последствий греческого войска в битве при Херонее |
Тип и вид урока |
Изучение и первичное закрепление новых знаний/урок-исследование |
Планируемые результаты (предметные) |
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества в целом |
Личностные результаты |
Применение правил делового сотрудничества; проявление понимания и уважения к ценностям культур других народов |
Метапредметные результаты |
Умение определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе. |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Местоположение Македонии, характеристика ее социально-экономического и политического устройства. Пелопонесская война. Упадок греческих полисов. Возвышение Македонии при правлении Филиппа II, реформа армии. Наступление Македонии на север Греции. Деятельность Демосфена, объединение крупнейших полисов против македонской угрозы. Битва при Херонее (338 г. до н.э.) Смерть Филиппа II, переход власти к Александру Македонскому. Македоняне, македонская фаланга, филиппика |
Образовательные ресурсы |
Учебник. Карта «Древняя Греция». Рабочая тетрадь №2. Учебная картина «Македонское войско» |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||||||||||
1.Орг.момент |
Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|||||||||||||||||||||||
2.Повторение изученного материала |
Организует работу с вопросами 1.Как по- другому называли Древнюю Грецию? 2.Назовите знаменитого древнегреческого поэта и его произведения. 3.Как назывались древнегреческие военные корабли? 4.Назовите известных древнегреческих богов и героев мифов. 5. Какая форма правления получила свое начало в Греции? 6. Как назывались древнегреческие города- государства? 7. Что проводили греки каждые четыре года в честь своих богов? 8. Что означает фразеологизм «Говорить лаконично»? 9. Как называли людей в Древней Греции, умеющих красиво говорить? 10. Кто мог участвовать в работе Народного собрания при Перикле? 11. Как часто собиралось Народное собрание? 12. Какие вопросы решало Народное собрание?
13. Что свидетельствует о развитии демократии в нашем государстве сегодня? 14. А кто сегодня в нашем государстве может участвовать в выборах? 15. Могут ли женщины участвовать в выборах? 16. Могут ли они быть избраны в органы государственной власти? - Перечислить главные заслуги Перикла? Учитель подводит учащихся к выводу предыдущего урока |
Отвечают на поставленные вопросы 1)Эллада 2)Гомер, «Илиада» и «Одиссея»
3)триеры 4)Посейдон, Зевс, Афина, Гефест, Деметра, Ахиллес, Геракл… 5) демократия
6) полисы 7) олимпийские игры
8) коротко и ясно 9) ораторы
10) граждане, мужчины с 20 лет
11) 3-4 раза в месяц 12) выбирало первого стратега, принимало законы, ведало казной, объявляло войну, заключало мир 13)участие народа в выборах, органах управления, свобода слова 14)все граждане с 18 лет
15) да 16) да
Вывод: демократия при Перикле в Афинах достигла своего расцвета. |
Коммуникативные: строят понятные для соучеников высказывания, слушают и понимаю речь других |
|||||||||||||||||||||||
3.Постановка учебной задачи |
Мы с вами на прошлых уроках говорили о том, что Греция достигла своего расцвета. Город Афины привлекал многих людей, которые не только здесь жили, но и приезжали по делам. Но этот расцвет был недолгим. Ещё при жизни Перикла начались междоусобные войны. Главным соперником Афин была Спарта. Задание: Прочитайте вступление к §41 на стр. 196 учебника. - О какой войне идет речь? - Сколько она длилась? - К каким последствиям привела?
А в это время на севере Греции происходит возвышение государства Македония. Она превратилась в сильное государство, и подчинило себе все города Греции. Мы пока ничего не знаем о Македонии, но можно предположить, что: • либо это могущественное и огромное государство; • либо обладает передовой боеспособной армией. Вопрос: Ребята, что бы вы хотели узнать на нашем уроке? Формулирует проблему: Почему греки,, разгромившие в V в до н.э. мощное персидское войско, не смогли противостоять македонскому царю? |
З/Т Пелопоннеская война — серия войн за господство в Греции между Афинами и Спартой в 431-404 гг. до н.э. Предполагаемые ответы учащихся: 1.Упадок хозяйства 2.Разорение крестьян и ремесленников 3.Обострение борьбы между богатыми и бедными.
|
Регулятивные: Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем, планируют учебные действия Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи |
|||||||||||||||||||||||
4.Усвоение новых знаний и способов действий |
План 1.Македонский царь Филипп стремится покорить соседей. 2.Потеря Грецией независимости. 3.Приход к власти А. Македонского.
Организует работу с картой. - Какие крупные города-государства были в Греции? Где они находились?
- В какой части Балканского полуострова находится Македония? Как называется столица?
1. Рассказ учителя. З/Т Реформы Филиппа II ( 359- 336 г. до н.э.) 1)создал большую, боеспособную армию 2) укрепил царскую власть 3) чеканка золотой монеты 4)расширил торговлю с другими странами
Учитель предлагает познакомиться с п. 1 параграфа 41 и ответить на вопрос: - Чем македонская армия отличалась от греческой?
- Сделайте вывод о македонском войске. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
2. Внутренние греческие противоречия и раздоры были выгодны…? (для Филиппа), он решил захватить Грецию и начал подчинять один город за другим. Среди греков было много сторонников и противников Филиппа. Задание: заполните таблицу с.198 «Отношение греческого общества к угрозе македонского завоевания».
Речи Демосфена называли филиппиками – осуждение, обвинение. Демосфену удалось сплотить часть городов-государств для борьбы с Филиппом. В 338 г. при г. Херонея произошла решающая битва с войском Филиппа. Самостоятельная работа с текстом учебника п.2 параграфа 41 и картой: Задания: - Каковы были последствия битвы при Херонеи
- Какую роль в битве при Херонеи сыграл юный сын Филиппа? - Выписать в тетрадь причины покорения Греции Македонией.
3. Подчинив Грецию, Филипп не остановился на этом, он решил подготовить поход в Азию. Но осуществить ему самому этот замысел было не суждено. Почему Филипп не смог реализовать свои планы? Кто продолжил дело Филиппа? |
Находят на карте и показывают Афины и Спарту. Составляют тезисный план ответа. Представляют результат своей работы. - На севере Балканского полуострова; Пелла
1. З/Т Реформы Филиппа II
Изучают текст и выполняют задания: составляют схему. заполняют таблицу, делают вывод. Сравнительная таблица
2. Работа с текстом и заполнение таблицы с.198:
З/Т 338 г. до н.э. – битва при Херонеи, потеря Грецией независимости Самостоятельная работа с текстом
З/Т Последствия битвы при Херонеи: 1)афинской демократии пришел конец; 2)имущество у богатых граждан не отбиралось; 3)союз о «вечном мире и союзе» между греческими государствами и Македонией; 4)македонский царь провозглашен верховным главнокомандующим объединенными военными силами. 5)Греция потеряла надолго свою независимость
З/Т Причины покорения Греции Македонией. а)Греки воевали между собой, это ослабило страну. б)Филипп создал сильную, мощную армию. в)Умение Филиппа поссорить противников.
3.Знакомятся с обстоятельствами, при которых Александр стал царем.
|
Познавательные: используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждений Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания, слушают и понимают речь других Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи; |
|||||||||||||||||||||||
5. Закрепление знаний и способов действий |
Предлагает выполнить тестовые задания |
Выполняют задание. Участвуют в обсуждении |
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждений Коммуникативные: формулируют собственное мнение, слушают и понимают речь других |
|||||||||||||||||||||||
6.Информация о домашнем задании |
Параграф 41 о/в. Подготовить сообщение о личности Александра Македонского |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
|||||||||||||||||||||||
7. Подведение итогов урока. Рефлексия |
Организует проверку понимания поставленного в начале урока проблемного вопроса Почему греки,, разгромившие в 5 в до н.э. мощное персидское войско, не смогли противостоять македонскому царю?
|
Ученики заполняют схему
В голове: Причины возвышения Македонии? Скелет: верхняя линия (причины возвышения Македонии) - Филипп II, объединённая страна, реформы, сильная армия и флот нижняя линия (причины упадка Греции) – пелопонесская война, упадок хозяйства, разорение крестьян и ремесленников, слабые государства В хвосте делают вывод: Покорение Греции, потеря ею независимости. |
Коммуникативные: участвуют в обсуждении; строят понятные для партнера высказывания, слушают и понимают речь других Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи; |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.