Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по программе Планета Знаний "Находчивый солдат"
Оценка 5

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по программе Планета Знаний "Находчивый солдат"

Оценка 5
docx
21.10.2020
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по программе Планета Знаний "Находчивый солдат"
конспект урока Находчивый солдат.docx

Урок литературного чтения по программе «Планета знаний». Русская сказка «Находчивый солдат».           Терешкина Регина Артуровна

Класс: 4

  Русская сказка «Находчивый солдат»


Тип урока: урок получения новых знаний.

Учебные материалы урока: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка», изд. «Азбуковник»; М. - 1999; Э.Э.Кац «Литературное чтение» 4 класс, изд. «Астрель»; М. 2014.

Цель: познакомить учащихся с русской сказкой «Находчивый солдат».

Задачи урока:

  • совершенствовать речевые умения и навыки;
  • формировать навык правильного выразительного чтения; развивать навыки работы с текстом, речевые умения, память, внимание;
  • расширить и обогатить представление учащихся об истории нашей Родины;
  • способствовать воспитанию таких черт личности, как патриотизм, милосердие и доброта;
  • воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Предметные результаты: расширить представление учащихся о такой форме устного народного творчества, как сказка.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные УУД: уметь организовать свое рабочее место под руководством учителя; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности; самостоятельно определять последовательность выполнения действий.
  • Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; включать действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
  • Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог; уметь договариваться и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при групповой или коллективной работе; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Личностные результаты: эмоциональность и эмпатия – умение осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; формирование целостно – смысловых установок; уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов деятельности, анализировать соответствие результатов требованиям; обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Оборудование для учителя: компьютер, экран, проектор.

Оборудование для учащихся: листы бумаги, ручки, карточки для орфографической работы.

Зрительный ряд: презентация учителя.

Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся

 развернуть таблицу

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

1. Организационный момент (1 мин).

-  Я пришла на этот урок с отличным настроением, с волнением. Мне интересно, как пройдет урок, как я его задумала или по – другому. А отчего зависит, каким получится урок, как вы думаете?

 

 

 

Дети отвечают

 2.

 Начинаем урок литературного чтения.

Перед вами 2 шкатулки. Как вы думаете, почему их 2, что там может быть?

Поворачиваю шкатулки другой стороной, там буквы: на оной шкатулке ВП, на другой Нс.

В первой шкатулке вопросы и задания к сказке Василиса Прекрасная, а во второй  - к сказке Находчивый солдат

Ответы учащихся

 

Дети предполагают

 

Дети предполагают

3 Проверка д.з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов этапа проверки д.з.

 Проверяем домашнее задание

-Что задано на дом?

 1 колонке: назвать, дать характеристику и нарисовать героев сказки и объяснить, что пришло в сказку из мифов (найти иллюстрации в библиотеке)

2 колонке: повторить на с.22 законы сказок, найти эти законы в сказке Василиса Прекрасная

3 колонке: ответить на вопрос : Что считают добром, что злом создатели сказки, назвать главную мысль сказки ( счастье ждет всех, у кого доброе сердце, добрые мысли и работящие руки)

-Чему учит сказка?

Быть добрым, трудолюбивым, не бояться трудностей

    Учитель подводит итоги проверки д.з.

 Дети (капитаны команд) выставляют на листочке отметки за этот этап работы

 5. Актуализация знаний

   Сегодня мы прочитаем новое произведение, а один из героев нам известен. На слайде портрет Петра Первого.

-Кто это, что вы знаете об этом человеке?

Ученик нашего класса получил задание найти интересную и доступную информацию о Петре 1, слушаем его, полученные знания о Петре 1 пригодятся вам в работе.(можно записать в тетрадь)

Вот какой необычный царь, но почему же сказка названа не в честь царя, а в честь солдата? На это вопрос ответим в конце урока.

 

Ответы учащихся.

6. Объявление цели урока (1 мин)

- Сегодня мы познакомимся с русской сказкой «Находчивый солдат» и ответим на вопрос: «Почему сказка названа в честь солдата?»

- Что для этого будем делать?

 

 

 

 Дети отвечают: читать, думать, сравнивать

7. Знакомство с произведением. (8 мин)

Совместное «открытие» знаний.

-А теперь откроем другую шкатулку, что видим там?

В шкатулке, напечатанная на  листах бумаги, памятка  работы над сказкой:

1.Внимательно читаем сказку.

2.Находим непонятные слова

3.Отвечаем на вопросы по содержанию текста

4.Определяем главную мысль

 

Дети открывают шкатулку, достают план и располагают пункты плана по порядку.

- Послушайте русскую сказку «Находчивый солдат». Ваша задача: внимательно слушать и подумать, почему сказка названа в честь солдата, а не царя. Первое чтение  - фонограмма.

По желанию можно записать вопрос по содержанию свом товарищам.

 Вам понравилась сказка?
- Чем именно?
- Почему сказка называется «Находчивый солдат»?

-Кто такой Петр Алексеев?
- Как царь Пётр узнавал, что делается вокруг?
- Что такое «питейное заведение»? (заведение, где торгуют спиртными напитками и куда посетители приходят выпить и пообщаться)
- С кем разговорился царь?
- Кем представился солдату царь Пётр?
- Хороша ли была воинская дисциплина в полку? Почему?
- Зачем царь приехал в полк?
- Как вышел из сложившейся ситуации солдат?
- Всё ли было понятно?
- О том, что было непонятно, поговорим после физкультминутки.

Учащиеся слушают чтение русской сказки «Находчивый солдат».
 Звучит фонограмма.

 

Ответы учащихся.

8. Физкультминутка
(1 мин)

 Какую сказку про солдата мы читали в 3 классе?

Сейчас проверим, как вы помните эту сказку. Если я читаю отрывок из сказки «Каша из топора», вы встаете, если из сказки «Находчивый солдат» - садитесь

1)Старый солдат шел на побывку, притомился, есть хочется

2)Вот так зашел таким манером в питейное заведение

3)Дошел до деревни, постучал в крайнюю избу

4)Да тебе рано утром вставать: служба

5)Достал солдат ложку - помешивает варево

6)А солдат палаш заложил, выпил графинчик и с песенками отправился в казарму

7)Ну молодец, люблю таких, три дня на гауптвахте посиди

 Дети отвечают (Каша из топора)

9. Работа с текстом в группах (8 мин)

Совместное применение знаний.

 

- Класс разбит на 6 рабочих групп. Сейчас вы будете читать произведение самостоятельно, выполняя задания.
1 группа
- У вас на столах много книг, которые могут понадобиться вам для работы. Вы должны внимательно читать сказку и выписывать непонятные слова. Найдите информацию, которая поможет вам объяснить непонятные слова.

 

 

У учащихся группы на столах лежат различные словари, листки бумаги. Читают, выписывая сложные для восприятия слова. Находят толкование в словарях.

2 группа
- Стр. 37 №3. Читая сказку, вы думаете и даёте характеристику Петру I.

Читают, записывают характеристику на листках.

3 группа
- Стр. 37 № 2. Читая сказку, вы думаете и даёте характеристику солдату.

 

 

4 группа

Стр.37 №4а,б

 

5 группа

Нарисовать солдата, назвать главную мысль сказки

 

6 группа

Придумать синквейн про солдата

1 строка – одно слово (существительное)

2строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – фраза, ваше отношение к предмету

5 строка – одно слово, обобщение

 

Читают, записывают характеристику на листках.

10. Словарная работа (5 мин)

- С какой группы начнём?
- Без словарной работы мы упустим важные детали содержания сказки. Какой словарь вам понадобился для работы?
- Почему?
- Итак, первая группа по очереди озвучивает нам сложные для понимания слова.

 Учащиеся читают слова и дают им объяснение, пользуясь толковым словарём.

Трактир-гостиница с рестораном

Мастеровой –рабочий

Ремесло- изготовление изделий  ручным способом

Заклад- залог, взять деньги, отдав на хранение какую либо вещь

Амуниция- снаряжение военнослужащего кроме оружия и одежды

Лучинка- тонкая длинная щепка

 

 

11.  

 Выборочное

чтение. (8 мин)

-   

Вторая группа дает нам характеристику Петра

 .
- Третья группа даёт характеристику солдата.

Четвертая группа сравнивает солдат из двух сказок

Пятая группа рисует солдата

Шестая группа – сочиняет синквейн

 

Почему же сказка названа «Находчивый солдат», а не «Умный царь», например?

  Ученики характеристику героям сказки.

 

 

 

 

 

Дети совещаются в группах и отвечают на вопрос

 12. Чтение по ролям

- Сегодня на уроке мы отправимся в театр! А актёрами будете вы.
-  (Чтение сказки по ролям)

 Чтение по ролям

13. Домашнее задание

 

 

 

13. Итог урока. Рефлексия (1 мин)

Научиться читать по ролям, по желанию нарисовать иллюстрацию к сказке.

 

 

 

- Наш урок окончен.  Подводим итоги. Оцените работу товарищей по группе и поставьте отметку за урок.

Оцените свою работу и оцените того, кто сегодня много сделал для достижения темы урока

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.
Оценки за урок.

 

Литература

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка», изд. «Азбуковник»; М.-1999.
  2. Кац Э.Э. «Литературное чтение» 4 класс, изд. «Астрель»; М. 2013.
  3. Щёголева Г.С. «Уроки развития связной речи в начальной школе», изд. «Специальная литература»; С-Пб. 1996.
  4. Ладыженская Т.А. «Речевые уроки», изд. «Просвещение»; М. 1995.

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок литературного чтения по программе «Планета знаний»

Урок литературного чтения по программе «Планета знаний»

Оборудование для учителя : компьютер, экран, проектор

Оборудование для учителя : компьютер, экран, проектор

Проверка д.з

Проверка д.з

Что для этого будем делать?

Что для этого будем делать?

Всё ли было понятно? - О том, что было непонятно, поговорим после физкультминутки

Всё ли было понятно? - О том, что было непонятно, поговорим после физкультминутки

Всё ли было понятно? - О том, что было непонятно, поговорим после физкультминутки

Всё ли было понятно? - О том, что было непонятно, поговорим после физкультминутки

Словарная работа (5 мин) - С какой группы начнём? -

Словарная работа (5 мин) - С какой группы начнём? -

Домашнее задание 13. Итог урока

Домашнее задание 13. Итог урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2020