Методическая разработка урока литературы в 9 классе на тему :" История создания, жанр и композиция романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Оценка 5

Методическая разработка урока литературы в 9 классе на тему :" История создания, жанр и композиция романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Оценка 5
docx
28.08.2022
Методическая разработка урока литературы в 9 классе на тему :" История создания, жанр и композиция романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Герой нашего времени.docx

Тема: История создания, жанр и композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Цель урока:   пробудить интерес к роману М.Ю. Лермонтова.                                                                                                                                    Задачи: напомнить учащимся о характерных особенностях жизни русского общества 30-х годов XIX века, о судьбе молодого поколения; рассказать об идейном замысле романа «Герой нашего времени» и об откликах на выход произведения; выяснить первоначальные читательские впечатления о романе Лермонтова; остановиться на важнейших особенностях композиции (отсутствие единого сюжета, нарушение хронологического порядка в расположении частей произведения, наличие в романе трех рассказчиков – автора, Максима Максимовича и Печорина).                                                                                                                                                                                                Тип урока – урок усвоение новых знаний.                                                                           Оборудование: презентация, учебник, тетради, карточки.                                                                                                       

       Ход уроков

Эпиграф к уроку:

«Глубокое чувство действительности, –верный инстинкт истины, простота, художественная обрисовка характеров, богатство содержания, неотразимая прелесть изложения, поэтический язык, глубокое знание человеческого сердца и современного общества, широкость и смелость кисти, сила и могущество духа, роскошная фантазия, неисчерпаемое обилие эстетической жизни, самобытность и оригинальность – вот качества этого произведения, представляющего собою совершенно новый мир искусства» (В. Г. Белинский).

В. Г. Белинский

 Вступительное слово учителя.

В1836 году юный поэт Лермонтов стремящийся  утвердить себя в прозе, решил создать монументальное произведение, которое со всех сторон показало бы жизнь его современника - молодого человека из дворянского сословия. При этом главный герой (по мысли писателя) должен был нести в своей душе противоречия человека своего времени.

В 1836 году еще был жив А.С. Пушкин, чье творчество (и в первую очередь роман в стихах , повествующий о судьбе Евгения Онегина) вдохновляло юного Лермонтова

История романа «Герой нашего времени» также по замыслу автора, опиралась на историю о молодом дворянине, фамилия которого должна  быть созвучна с фамилией Онегина. В итоге Лермонтов назвал главного героя Печориным, а , как известно, в нашей стране есть две похожие друг на друга реки- Онега и Печора.

В 1837 году произошло эпохальное в жизни Лермонтова событие: на дуэли погиб его кумир-русский гений А.С. Пушкин. Юный Лермонтов написал полное горечи и боли стихотворение «Смерть поэта», которое тут же разошлось в списках тысячными экземплярами. Это стихотворение и стало поводом ссылки Лермонтова на Кавказ

Уехав из Петербурга, Лермонтов продолжал работу над замыслом своего будущего произведения, написать которое он мечтал всю свою жизнь.

Путешествуя по Кавказу, посетив Тамань, побывав в селениях горцев, Лермонтов окончательно определился с сюжетом своего произведения. Его герой должен был предстать перед читателем в образе не скучающего дворянина, без особых занятий, а в образе молодого офицера, который по роду своей деятельности служит Родине, но на самом деле страдает от своих внутренних пороков и разочарований.

Также Лермонтов определился и с кругом действующих лиц: он задумал образ гордой русской княжны, влюбившейся в Печорина (образ чем-то созвучен с образом пушкинской Татьяны Лариной), красавицы –черкешенки, которая от всего сердца полюбит главного героя, автор определился, что персонажами его романа станут горцы, с из дикими, но справедливыми обычаями, контрабандисты, ведущие рискованный, но захватывающий образ жизни, светское общество той поры (офицеры, дворяне).

Писатель стремился создать произведение, которое поможет читателям увидеть в персонажах романа людей им близких и знакомых. Спустя два столетия мы можем сказать с уверенностью, что это Лермонтову удалось.

По мнению литературоведов, писатель трудился над созданием текста в течение 1838-1841 гг. До сих пор в науке идут споры относительно того, какой была последовательность написания частей произведения.. Считается , что сначала автор написал «Тамань», потом  «Фаталист», за ними части «Максим Максимыч» и «Бэла». При этом последовательность публикаций разных частей будущего единого романа не совпадали с их созданием.

 В 1839 году была опубликована часть под названием «Бэла», которая имела наименование «Из записок офицера на Кавказе». Следующей  была опубликована повесть «Фаталист»(1839год). Биографы Лермонтова высказали две основные версии происхождения сюжета: согласно первой из них, эпизод с офицером, стрелявшим в себя на пари, промахнувшимся , но погибшим в тот же вечер от шашки пьяного казака, произошел на глазах самого Лермонтова и его друга Столыпина в одной из казачьих станиц. Согласно второй версии, свидетелем произошедшего был родной дядя, который и поведал потом племяннику эту страшную и загадочную историю.

Следующей была опубликована «Тамань». Произошло это уже в 1840 году. Биографы писателя полагают, что Лермонтов описал в этой части событие , которое произошло с ним самим. Он сам в 1838 году был по делам службы в Тамани, и там молодого офицера приняли за полицейского, который выслеживает контрабандистов, которые его в последствии собирались утопить.

Довольный успехом своих повестей, Лермонтов в 1840 году решил опубликовать их в одном романе. Добавив последнюю часть «Максим Максимыч», он сделал сюжет более целостным   понятным читателям. При этом образ главного героя открывается читателям не сразу: сначала мы встречаем Печорина в первой части «Бэла». Здесь его пописывает добрейший служака Максим Максимович. Читатели по-разному оценивают личность Печорина, который украл молодую черкешенку, однако не сумел принести ей счастья и уберечь ее жизнь. Во второй части «Максим Максимоыч» мы видим описание портрета главного героя и перед нами раскрывается его личный дневник. Здесь уже читатель в полном объеме понимают, кем является герой романа. В эту часть включены два важнейших эпизода его  литературной биографии: рассказ о приключении на Тамани и его любовной истории с княжной Мэри Лиговской. Заканчивается роман «Фаталистом», который подводит итог рассказу о печальной судьбе Печорина.

История написания «Герой нашего времени» включает в себя и многочисленные споры современников о том, кто является прототипом главного героя этого произведения. Литературоведы называют много разных имен, начиная от личности известного красавца, франта и дуэлянта, А.П. Шувалова и заканчивая образом самого Лермонтова.

Так или иначе, этот роман сегодня является классикой русской литературы, гениальным произведением, которое показывает нам целый пласт русской жизни, быта и культуры начала позапрошлого века.

Вопросы по произведению:

Определите тему произведения

Примерный ответ: взаимоотношения личности и общества, человека и среды, воспитавшей его.

Какова основная идея этого произведения?

Примерный ответ: становление личности, ее развитие, поиски смысла жизни и определение своего предназначения.

Задание: Укажите, как Лермонтов расположил главы романа «Герой нашего времени».

 («Бэла»- «Максим Максимыч»- «Тамань»- «Княжна Мэри»- «Фаталист»)

Как должны быть расположены главы, чтобы была соблюдена хронологическая последовательность событий?

(«Тамань»- «Княжна Мэри»- «Фаталист»- «Бела»- «Максим Максимыч»)

- Найдите временные указатели в каждой из повестей и объясните, какова хронологическая последовательность событий в романе.

Примерный ответ: исходя из хронологической последовательности событий, первой повестью романа должна была быть «Тамань». В Тамани Печорин останавливается по пути из Петербурга на Кавказ. Затем «Княжна Мэри». Печорин переезжает на воды, живет в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого. Из «Бэлы» мы узнаем, что за это он был выслан в кавказскую крепость под начальство Максим Максимыча. Затем -«Фаталист». Печорин приезжает в казачью станицу, знакомится с Вуличем. Прожив несколько лет в Петербурге, Печорин уходит в отставку и едет в Персию. В пути, во Владикавказе, он встречается с Максим Максимычем и странствующим офицером- это повесть «Максим Максимыч». Возвращаясь из Персии, Печорин умирает. Об этом повествователь рассказывает в предисловии к  «Журналу Печорина».

- Объясните, почему Лермонтов нарушил хронологическую последовательность?

- В чем особенности жанра романа?

- Да и роман ли это? Можно ли называть собрание повестей романом?

В.Г. Белинский 1840 г

«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей, изданных в двух книжках и связанных только одним названием: нет, это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая. Несмотря на его эпизодическую отрывистость, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать».

Своеобразие жанра и композиции романа М.Ю. Лермонтова связано еще с одной особенностью. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе. Под психологизмом понимается художественное изображение внутреннего мира персонажей, то есть их мыслей, переживаний, желаний, чувств. Лермонтов чаще всего использует прямую форму психологизма, непосредственное изображение внутренней жизни человека, прежде всего Печорина, и передает эти процессы в виде монолога, диалога, психологического самоанализа.

Прочитайте высказывание ученого А.Б. Есина

«Для Лермонтова важно обнаружить скрытые мотивы повеления, причины душевного состояния, что обусловило и особую структуру повествования и, в частности, смену рассказчиков…»

Поразмышляйте и над этой особенностью романа. Сколько в романе рассказчиков, Почему сначала повествование ведется от имени Максим Максимовича, потом от имени проезжего офицера, близкого своим пониманием жизни Печорину, а потом- о себе рассказывает сам герой? Как такая смена рассказчиков связана с показом внутреннего мира Печорина?

Назовите черты романтизма и реализма  в романе.

Примерный ответ: черты романтизма:

 - разорванная композиция; в центре- журнал исповедь;.

- романтические черты в характере Печорина, он индивидуален, он конфликтует с обществом;

- описание пейзажа («Тамань», «Княжна Мэри»);

трагическая любовь.

Черты реализма:

- историзм ( отражение героя в эпохе);

- Печорин- представитель лучшей части дворянской интеллигенции;

- нет идеального героя,

- психологизм.

Домашнее задание.

 1.Составить план повести «Бэла», озаглавить части.

 2. Познакомьтесь с откликами на ром М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», составьте краткий конспект.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: История создания, жанр и композиция романа

Тема: История создания, жанр и композиция романа

История романа «Герой нашего времени» также по замыслу автора, опиралась на историю о молодом дворянине, фамилия которого должна быть созвучна с фамилией

История романа «Герой нашего времени» также по замыслу автора, опиралась на историю о молодом дворянине, фамилия которого должна быть созвучна с фамилией

Лермонтова и его друга Столыпина в одной из казачьих станиц

Лермонтова и его друга Столыпина в одной из казачьих станиц

Бэла»- «Максим Максимыч»- «Тамань»- «Княжна

Бэла»- «Максим Максимыч»- «Тамань»- «Княжна

Для Лермонтова важно обнаружить скрытые мотивы повеления, причины душевного состояния, что обусловило и особую структуру повествования и, в частности, смену рассказчиков…»

Для Лермонтова важно обнаружить скрытые мотивы повеления, причины душевного состояния, что обусловило и особую структуру повествования и, в частности, смену рассказчиков…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.08.2022