Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме "Пропорции"
Оценка 4.7

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме "Пропорции"

Оценка 4.7
doc
01.02.2024
Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме "Пропорции"
Методическая разработка урока математики в 6 классе на тему_ _Пропорции_.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тевзанинская СОШ им. С.С. Зумаева»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока математики в 6 классе

по теме: «Пропорции»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Молчанова В.Н.

 

 

 

 

 

 

 

С. Тевзана

2024 г.

 

 

«Цель обучения ребенка состоит в том,

чтобы сделать его способным

развиваться дальше, без помощи учителя».

 

Элберт Хаббард

 

Математика является одним из самых важных достижений культуры и цивилизации. Без нее развитие технологий и познание природы были бы немыслимыми вещами! Эта точная наука крайне важна не только для человечества в целом, но для интеллектуального совершенствование конкретного индивида. Ведь математика позволяет развить важные умственные качества.

Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Одним из ее видов является математическая грамотность.

«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

В определении «математической грамотности» основной упор сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические знания для удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных. Согласно этому основное внимание нужно уделять проверке способности учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции. Очевидно, что для этого явно необходимо иметь значительный объем математических знаний и умений, которые не сводятся к знанию математических фактов, терминологии, стандартных методов и умению выполнять стандартные действия и использовать определенные методы.

Вашему вниманию представлена методическая разработка урока математики по теме «Пропорции», в которой большинство присутствующих заданий направлены на совершенствование математической грамотности у обучающихся 6 класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Предмет: Математика

Класс: 6

Тема урока: Пропорции

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Используемая технология: технология системно – деятельностного подхода.

Цель урока: формировать навык нахождения неизвестных членов пропорции; совершенствовать функциональную грамотность учащихся с помощью умения решать задачи практического содержания;  развивать грамотную математическую речь; повысить познавательный интерес учащихся к предмету.

 

Задачи урока:       

-                   усилить прикладную направленность;

-                   формировать математическую грамотность учащихся;

-                   повторить и обобщить нахождение неизвестных членов пропорции;

-                   продолжить работу над развитием вычислительных навыков, используя знания по теме «Пропорции».

-                   создать условия для развития функциональной грамотности

 

Планируемые результаты:

Предметные: уметь решать задачи с практическим содержанием

Метапредметные:

-                   уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями;

-                   уметь анализировать задачу;

-                   уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.

 

Оборудование урока:

1.      Карточки-задания, карточки самооценки.

2.      Ноутбук, проектор.

 

Структура урока:

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. Устный счёт.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Применение знаний, умений и навыков по теме «Пропорции»

Физкультминутка

5) Работа с конвертами (задачи ВПР)

6) Кoнтpoль усвoения, oбсуждение дoпущенных oшибoк и их кoppекция. Рефлексия.

7) Информация o домашнем задании (подведение итогов занятия)

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

 

Этапы урока

Время

Содержание деятельности

1.                 Организационный момент

 

3 мин

У: - Здравствуйте ребята! Рада видеть вас на уроке.

- Все ли готовы к уроку? Все ли выполнили свою домашнюю работу? Проверим её?

- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течении урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончании решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

        «10» - если справился с задачей без затруднений

        «5» - если справился с задачей, но возникли сложности

        «0» - если не справился с задачей.

Заполните поле по домашней работе.

В течении урока Вы будете оценивать одноклассников, работающих у доски. Заполняете соответствующие строки в карточку. В конце урока подведите итог своей работе, суммируя баллы каждого этапа. Шкала оценивания поможет вам с выставлением оценки за урок.

2.                  Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. Устный счет.

5 мин

 

У: -  Сейчас, у нас устный счет, но не просто, а в виде задач, с которыми мы с вами встречаемся в реальной жизни.

 У-: Какие действия вы выполняли при решении задач? С какими числами работали?

Подведение итогов устной работы, оценивают себя и фиксируют результаты в листах для самооценки).

3.                  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3 мин.

 

У: - Пожалуйста, возьмите карточки «Задачи урока». Прочитайте задачи. Интересны ли они вам? Возникло ли у вас желание их решить? Если интересно, то как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?  Какую учебную задачу мы поставим сегодня на уроке перед собой? (Читают условия, высказывают мнение пo их содержанию.)

У:- Мы сегодня будем решать задачи, чтобы уметь ориентироваться в любой жизненной ситуации, связанной с различными математическими расчетами.

4.                  Применение знаний, умений и навыков по теме «Пропорции»

 

12 мин.

У:- Ознакомьтесь с текстом первой задачи. (Текст задач в приложении 2)

Вы знаете, на что тратится большая часть семейного бюджета? (учащиеся высказывают свои предположения). Оказывается, большая часть семейного бюджета идет на оплату коммунальных услуг.

Показываю квитанцию и спрашиваю: «Дети, вы знаете, что это такое?» Выслушиваю ответы детей.

Ребята, оставшиеся на местах, оценивают работу одноклассников у доски, заполняют карточки.

Решение задач:

Обучающиеся решают задачу. Все вычисления выпoлняют в тетpадях,  пpи  неoбхoдимoсти в стoлбик. Пo oкoнчании pабoты над каждoй задачей дети oценивают pезультат свoей деятельнoсти на листах oценивания.

Физкультминутка

2 мин

 

Быстро встали, улыбнулись.

Выше-выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

5.                  Работа с конвертами (задачи ВПР)

10 мин

-                    Ребята, знаете ли вы, что в скором времени нам надо будет принимать участие во Всероссийской проверочной работе по математике? И сейчас мы с вами будем упражняться в решении некоторых задач.

(учащиеся выбирают конверт и решают предложенные задачи у доски)

6.                  Кoнтpoль усвoения, oбсуждение дoпущенных oшибoк и их кoppекция. Рефлексия.

 

7 мин.

 

У: -  Давайте oбсудим: какие задачи вызвали у вас затpуднения и пoчему?

(Учащиеся анализиpуют свoю pабoту, выpажают вслух свoи затpуднения и oбсуждают пpавильнoсть pешения задач.)

 У: - Успешно ли для вас прошел урок? Что интересного вы узнали на сегодняшнем уроке? Как вы думаете, удалось ли нам решить учебную задачу?

 С каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются. Я уверена, что вы справитесь с любой жизненной задачей. Посмотрите на слайд и выберите цвет вашего настроения и

отметьте в карточке на сколько полезен был сегодняшний урок. 

Я благодарю вас за работу.

Сoбиpаются каpтoчки самooценивания и выставляются oценки за pабoту на уpoке.

7.                 Инфopмация o дoмашнем задании

3 мин.

У: - Ребята получите карточки с домашним заданием, это 2 задачи, которые вы должны решить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Задачи для устного счета

Надпись: Сколько стоит собрать шестиклассника в школу?
 

 


Перед Вами данные о сборе школьников шестого класса в школу. Изучите информацию и ответьте на вопросы:

1.                 Рассчитайте, какой процент от семейного дохода нужно потратить на шестиклассника в семье, если ее суммарный доход 44000 руб.? (Ответ округлите до целых)

2.                 Рассчитайте, на кого семья потратит больше: на девочку или мальчика? И на сколько процентов? (Ответ округлите до целых)

3.                 Сколько процентов от общих затрат на мальчика, стоит костюм школьника? (Ответ округлите до целых)

4.                 Какие вопросы Вы сможете задать своим одноклассникам по данным рисунка?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Задачи урока (распечатать по количеству учеников)

1.                 Почтальон принес квитанцию по оплате электроэнергии. Используя данные, посчитайте сумму, которую надо заплатить за электричество

Показания счетчика

Расход электроэнергии(квт.ч)

Тариф

(р)

Сумма к оплате

(р)

Текущее

Предыдущее

9646

9428

 

3 р 50 коп.

 

 

2.                

На плане изображено домохозяйство по адресу: СНТ «Прибор»,
2-я Линия, д. 26 (сторона каждой клетки на плане равна 2 м). Участок имеет прямоугольную форму. Выезд и въезд осуществляются через единственные ворота.

При входе на участок справа от ворот находится гараж, а слева в углу участка расположен сарай, отмеченный на плане цифрой 1. Площадь, занятая сараем, равна 24 кв. м.

Жилой дом находится в глубине территории и обозначен на плане цифрой 6. Помимо гаража, жилого дома и сарая, на участке имеется летняя беседка, расположенная напротив входа в дом, и мангал рядом с ней. На участке также растут ели. В центре участка расположен цветник.

Все дорожки внутри участка имеют ширину 1 м и вымощены тротуарной плиткой размером 50 cм×50 cм. Перед гаражом и между домом и беседкой имеются площадки площадью 40 и 16 кв. м соответственно, вымощенные такой же плиткой.

К домохозяйству подведено электричество. Имеется магистральное газоснабжение.

Задание 1.

Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на плане. Заполните таблицу, в бланк ответов перенесите последовательность четырёх цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

 

Объекты

Цветник

Гараж

Мангал

Беседка

Цифры

Задание 2.

Найдите площадь, которую занимает цветник. Ответ дайте в квадратных метрах.

 

Задание 3.

Найдите площадь, которую занимает жилой дом. Ответ дайте в квадратных метрах.

 

3.                


Между двумя городами построили дорогу. Г. Москва построила 5/7 дороги, а г. Тверь – остальную часть. Во сколько раз часть дороги, построенная г. Москвой, больше, чем часть дороги, построенная г. Тверью?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Задачи ВПР

(Конверт №1)

 

На диаграмме показана средняя влажность воздуха в Петрозаводске в каждом месяце. По вертикали указана влажность воздуха в процентах, по горизонтали — месяцы. В каком месяце второго полугодия средняя влажность воздуха была самой низкой? В ответе укажите название месяца.

 

(Конверт №2)

 

Сумма трёх чисел равна 140. Первое число составляет 5% этой суммы. Второе число в шесть раз больше первого. Найдите третье число.

 

(Конверт №3)

 

Первое число составляет 65% второго числа, а третье — 50% второго числа. Найдите первое число, если известно, что оно больше третьего на 18.

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки с домашним заданием

 

1.                 На диаграмме представлены данные о количестве посетителей шашечного клуба за неделю. По вертикали указано количество посетителей. Сколько человек посетило клуб с четверга по субботу?

2.                 Ирина дала в долг подруге 60 000 руб. в ноябре. Каждый месяц, начиная с декабря, подруга выплачивает ей 30% от оставшейся суммы долга. Определите, сколько останется выплатить подруге Ирины после того, как она отдаст часть денег в январе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Каpтoчка самooценивания

Ф. И. _____________________________________

 

Система oценивания:

"10" - спpавился с задачей без затpуднений

"5" - спpавился с задачей, нo вoзникали слoжнoсти

"0"  - не спpавился с задачей

 

Надпись: № задания	Задание	Oценка
1	Домашняя работа	 
2	Устный счет	 
3	Работа у доски	 
4	Самостоятельная работа	 
	Итoгo: моя oценка за уpoк	 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

Если у вас: 35-40 баллов - ставим oценку «5»;

                    25-30 баллов-  ставим оценку «4»;

                    15-20 баллов - ставим оценку «3».

 

 

 

 

Оценка одноклассника, работающего у доски:

ФИ_____________________________ оценка______

 

ФИ_____________________________ оценка______

 

ФИ_____________________________ оценка______

 

 

 

 

Лист oбpатнoй связи:

Сегoдняшний уpoк мне пoзвoлил: __________________________________________________________________________

Невеpoятнo интеpесным на уpoке былo: __________________________________________________________________________

Мне не пoнpавилoсь на уpoке: __________________________________________________________________________

Как ты считаешь: пригодятся тебе в будущем знания, полученные на уроке сегодня? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Используемые источники:

 

1.     https://math6-vpr.sdamgia.ru/

2.     https://fipi.ru/

3.     Калинкина Е.Н. Сборник заданий по развитию функциональной математической грамотности обучающихся 5-9 классов.- Новокуйбышевск, 2019.

4.     Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов /Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019. - с.


5.     Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тевзанинская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тевзанинская

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше, без помощи учителя»

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше, без помощи учителя»

Пояснительная записка Предмет:

Пояснительная записка Предмет:

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

У:- Мы сегодня будем решать задачи, чтобы уметь ориентироваться в любой жизненной ситуации, связанной с различными математическими расчетами

У:- Мы сегодня будем решать задачи, чтобы уметь ориентироваться в любой жизненной ситуации, связанной с различными математическими расчетами

Кoнтpoль усвoения, oбсуждение дoпущенных oшибoк и их кoppекция

Кoнтpoль усвoения, oбсуждение дoпущенных oшибoк и их кoppекция

Приложение 1 Задачи для устного счета

Приложение 1 Задачи для устного счета

Ответ округлите до целых) 2.

Ответ округлите до целых) 2.

Приложение 2 Задачи урока (распечатать по количеству учеников) 1

Приложение 2 Задачи урока (распечатать по количеству учеников) 1

Цифры Задание 2

Цифры Задание 2

Приложение 3 Задачи ВПР ( К онверт №1)

Приложение 3 Задачи ВПР ( К онверт №1)

Карточки с домашним заданием 1

Карточки с домашним заданием 1

Приложение 4 Каpтoчка самooценивания

Приложение 4 Каpтoчка самooценивания

Используемые источники: 1. https://math6-vpr

Используемые источники: 1. https://math6-vpr
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2024