Тема: Греко-персидские войны
Цели урока:
1. Проследить основные события греко-персидских войн, поддержать интерес учащихся к теме.
2. Продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с исторической картой, понятиями и датами, заполнять хронологическую таблицу.
3. Воспитывать нравственные и патриотические чувства учащихся, содействовать формированию определенных качеств личности – мужества, смелости, отваги и чести.
Оборудование урока:
Учебник «История Древнего мира». 5 класс/ А.А. Вегасин и др.-М. Просвещение, 2014
Карта “Древняя Греция”. Схемы-карты сражений. Схема “Что объединяло греков?”. Рисунки учебника. Видеофрагмент фильма “300 спартанцев” (сцена завершения битвы).
Основные понятия: война, триера, стратег, фаланга.
Основные даты: 490 г. до н. э.; 480 г. до н.э.
Битва |
Дата |
Итог |
Марафонская (в 42 км. от Афин) |
490 г. д.н.э. |
Победа греков |
Фермопильский бой (ущелье) |
480 г. д.н.э. |
Победа персов |
Саламинский (на море, у острова) |
480 г. д.н.э. |
Победа греков |
При Платеях |
479 г. д.н.э. |
Победа греков |
Раздаточный материал: таблицы для работы, карты.
Ход урока.
I. Повторение пройденного материала:
Слайд №3
1. Работа с настенной картой “Древняя Греция”:
- Назовите и покажите территорию, на которой расположена Греция.
- Назовите и покажите моря, которыми омывается побережье Греции.
- Назовите и покажите область, где расположен город Афины.
- Назовите и покажите область, где расположен город Спарта.
2. Работа со схемой “Что объединяло греков?”.
Вопрос классу: Что объединяло греков, как они называли себя и свою страну?
Слайд №4
В процессе обсуждения составляется схема.
- Хотя греки расселились на огромной территории и даже жили в чужих странах, нередко враждовали между собой, все они считали себя единым народом.
II. Изучение нового материала
1. Сообщение темы урока.
- Войны, война.… Попытайтесь дать определение этому понятию.
Мозговой штурм
- А теперь обратимся к БЭС, посмотрим, что обозначает это слово “война”.
Война – это вооружённая борьба между государствами и народами.
- Какие войны вам известны из истории?
- Тема нашего урока “Греко – персидские войны”.
- Цель урока: Проследить основные события греко-персидских войн, развивать умения заполнять исторические таблицы.
- Задачи: Выяснить причины, повод, основные события, и последствия войны, причины победы греков.
Заполнить таблицы.
2. Работа с картой (стр 162) слайд №5
- Каким цветом на карте обозначена территория персидского царства?
- Каким цветом на карте обозначена территория греческих государств?
- Территория, какого государства больше?
- Каким знаком на карте обозначены направления движения персидских войск и флота в Грецию?
- Каким знаком на карте обозначены военные сражения?
3. Причины войны.
Вопрос классу как вы думаете, почему началась эта война?
Заполнение таблицы: Причины войны
Слайд №5
4. Повод к войне.
Персидский царь Дарий I, несмотря на огромную территорию своего царства, стремился к новым захватам. В начале V в. до н.э. он завоевал часть островов в Эгейском море, его восточное и северное побережье (показ по карте). Разорил города. Во всех городах Греции появились персидские послы, они говорили:
« Наш повелитель, царь царей, великий царь Дарий, владыка всех людей от востока до заката, требует от вас земли и воды….»
- Что обозначает это требование?
Во многих городах жители считали безнадёжным сопротивляться персам, они готовы были принять условия Дария. Но в двух самых крупных греческих государствах решили, не подчинятся персам.
- Кто может назвать эти греческие государства?
Когда персидские послы прибыли в Афины, афиняне в гневе убили и сбросили со скалы в море. А спартанцы сбросили послов в глубокий колодец со словами “Там вы найдёте много и земли и воды”.
Заполнение таблицы: Повод к войне.
Слайд №6
В истории “Греко-персидских войн” можно выделить три основных сражения.
Первое – Марафонское сражение.
Заполнение таблицы: Ход войны
— Шел 490-й год до н. э. Афины были охвачены тревогой и смятением. Гонец из прибрежного селения принес в город страшную весть: «В Марафонской бухте высадились персы. Готовьтесь к обороне!»
(Найдите на карте город Марафон, расположенный в 42 км к северо-востоку от Афин.)
Афиняне избрали военачальником (по-гречески — стратегом) Мильтиада — непримиримого врага Дария I
Все способные носить оружие встали в строй. В Афинах остались лишь женщины, дети и старики. Десятитысячное пешее войско двинулось по горным дорогам навстречу врагу.
Через несколько часов пути греки достигли холмов, окружавших Марафонскую бухту. С этих холмов они увидели вытащенные на берег корабли и вражеский лагерь. Было слышно ржание коней, а временами даже смех и звуки речи чужеземцев. Мильтиад поостерегся спускаться на равнину: персы превосходили греков численностью. «Дадим бой здесь на холмах, преградим врагам путь на Афины»,— говорил Мильтиад на военном совете. Ему возражали остальные военачальники: «А если персы посадят конницу на корабли и с моря нападут на Афины?»—«Не тревожьтесь,— ответил Мильтиад,— наши разведчики вовремя сообщат об этом».
Целых семь дней стояли друг против друга оба войска. Персидский военачальник негодовал: «Пусть эти трусы стерегут свои холмы! Завтра Афины будут наши!» Он приказал коннице сесть на корабли, с тем чтобы обогнуть Аттику и захватить безоружный город
Но разведчики Мильтиада недаром прячутся на берегу моря. Едва рассвело, как они повернули свои бронзовые щиты навстречу солнцу и солнечными зайчиками подали Мильтиаду условный знак. Узнав, что конница посажена на корабли, греки немедленно спустились на равнину и построились фалангой.
Слайд №8
Оставшиеся в живых персидские воины спешно покинули Марафонскую бухту.
(Почему греки победили? За что они боролись?)
Еще не перевязали раненых, как Мильтиад приказал самому быстроногому из воинов: «Сообщи в Афины о великой победе. Торопись, ибо наши матери и жены не знают покоя!»—«Стратег! — отвечал юноша,— я буду бежать без отдыха и остановок!»
(Сколько километров ему предстояло пробежать?)
В Афинах гонца окружила взволнованная толпа. «Радуйтесь, мы победили!»— чуть слышно произнес он и пал мертвым. Сердце воина не выдержало огромного напряжения.
По всем городам Греции пронеслась радостная весть — персы разбиты. И если прежде борьба с могущественной Персией казалась многим безнадежной, то теперь победа воодушевила всю Элладу.
- За что боролись греки?
- Какое спортивное состязание проводится в наши дни в память о подвиге бегуна – афинянина?
Многие греки считали поражение персов при Марафоне концом войны, но наиболее дальновидные из них думали иначе. В эти годы в Афинах выдвинулся умный и энергичный человек по имени Фемистокл. Он был участником Марафонской битвы и хорошо понимал, что вскоре персы вновь вторгнутся в Грецию. Выступая в народном собрании, Фемистокл говорил: «Наша родина — Эллада — разделена на десятки государств, которые часто воюют друг с другом. Чтобы победить персов, греки должны забыть взаимную вражду и объединиться».
Фемистокл ездил по разным городам Греции, и в конце концов военный союз, к которому он призывал, был создан. Рассматривается карта на с. 143: для борьбы с персами объединились Афинское, Спартанское и другие государства. Командование объединенным войском поручили спартанцам, так как у них была лучшая в Греции пехота.
С именем Фемистокла связано также создание афинского военного флота. Выступая в народном собрании, он говорил:
— Если персидский царь двинется на Элладу со своими главными силами, на суше нам не победить врагов. Наше спасение в создании могучего флота, потому что эллины лучше остальных народов умеют водить корабли и сражаться на море.
— Но где взять деньги, чтобы построить флот? — спрашивали афиняне.
— Вы все знаете,— отвечал Фемистокл,— чт-о на юге Аттики имеются серебряные рудники, принадлежащие Афинскому государству. Обычно мы делим добытое серебро между всеми гражданами. Я предлагаю отказаться от этих денег и построить на них военные корабли.
Народное собрание приняло предложение Фемистокла, и к началу новой войны с персами у афинян было двести триер.
Триера была мелкосидящим кораблем с тремя рядами весел. Греческие военные корабли называются триеры. На них было 180 гребцов, рулевой и 20 – 30 воинов. Корабли развивали большую по тем временам скорость около 18 км/ч. Триеры были подвижны, способны делать резкие повороты и проходить узкие проливы, не сев на мель и не задев подводных камней.
Слайд №9
(рис стр 168).
Паруса играли вспомогательную роль: перед боем их обычно убирали.
Вторая битва произошла у Фермопил.
Заполнение таблицы: Ход войны
В 480 г. до н. э. (через 10 лет после Марафонского сражения) сын Дария I, Ксеркс, вновь двинул своё войско в Грецию. Греки знали, что Ксеркс готовится к войне. Существует легенда о трёх разведчиках, которых греки послали узнать как велико войско персов. Разведчики были схвачены. Их ждала смерть. Ксеркс, узнав об этом, повелел развязать их и показать бесчисленное персидское войско: конницу, лучников, боевые колесницы. А потом – отпустить домой.
- Почему Ксеркс это сделал?
Из города Сарды (показ по карте) выступило персидское войско. Около пролива Дарданеллы оно остановилось. К приходу Ксеркса был построен мост (1 км.), но сильная буря разрушила его. Ксеркс приказал казнить строителей моста. А непослушное море высечь кнутами и даже опустить в него железные цепи. Отсюда крылатое выражение “высечь море”, т.е. люди пытаются возместить злобу на неподвластном им.
Новые мастера построили другой мост. Переправа на другой берег длилась 7 дней. Пройдя северное побережье (показ по карте), войско вторглось в Северную Грецию и стало занимать область за областью.
Слайд №11
Многие греческие города объединились, чтобы дать отпор персам. Отряды под командованием спартанского царя Леонида заняли узкий Фермопильский проход
(показ на карте).
Он преградил путь из Северной Греции в Среднюю Грецию. С одной стороны были скалы, с другой – обрыв к морю.
Здесь решено было дать сражение. Ксеркс отправил к грекам послов с требованием сложить оружие. Леонид ответил: “Приди и возьми”. Один из послов, желая напугать греков, сказал: “Наши стрелы и дротики закроют от вас солнце”. Спартанец ответил: “Ну что же, мы будем сражаться в тени”.
На третий день беспрерывных боёв в узком ущелье нашёлся предатель. Ночью Леониду доложили, что враги окружают греков. Леонид понял, что битва проиграна, но, желая спасти армию, пока не поздно, приказал греческим войскам отступать. Сам и 300 спартанцев остались, чтобы задержать наступающие персидские войска. Оставшиеся знали, что никто из них не выживет Позднее здесь поставят памятник и напишут на нём: “Путник, поведай спартанцам о нашей кончине, верны законам своим, здесь мы костьми полегли”.
(просмотр видеофрагмента).
Персы заняли Среднюю Грецию (показ по карте). Афиняне покинули город. Мужчины ушли в войско или на военные корабли. Женщин, стариков и детей перевезли на полуостров Пелопонесс и остров Саламин . С острова афиняне видели, как горел их родной город.
Слайд №12
Следующая битва – Саламинская битва.
Заполнение таблицы: Ход войны
Она произошла между Аттикой и островом Саламин (показ на карте). Греческий флот состоял из 370 триер (200 – афинских). У персов было 700 судов.
(Рассматривается схема сражения слайд №12.13).
Ксеркс был уверен в победе. Он приказал персам вступить в бой. Царь, окружённый вельможами, наблюдал за битвой с берега.
С острова смотрели женщины, старики и дети. Афиняне должны были или победить, или умереть: если бы они отступили, их семьи попали бы в рабство.
Древний поэт Эсхил писал:
“Вперёд, сыны Эллады!
Спасайте Родину, спасайте жён,
Детей своих, богов отцовских храмы,
Гробницы предков, бой теперь за всё!”
Бой был долгим и жестоким, греческий флот оказался сильнее флота персов. Греки хорошо знали мели, подводные скалы. Искусно маневрируя, они ломали вёсла противника и пробивали борта вражеских кораблей. Остатки флота персов отступили.
- Почему в этом сражении победили греки?
Через год, в 479 г. до н.э. в битве при Платеях греки разбили персов и изгнали их из своей страны.
Заполнение таблицы: Ход войны
Греко–персидские войны закончилась победой греков, которые отстаивали свободу и независимость своей Родины.
Заполнение таблицы: Итоги войны.
Заполнение таблицы: Последствия войны.
Заполнение таблицы: Значение войны
Заполнение таблицы: Причины победы греков.
III. Закрепление изученного материала.
- Почему маленькая и раздробленная Греция смогла победить могущественную Персию?
- Что произошло, если бы победили персы?
- Справедливые или несправедливые были войны для греков? Почему?
IV. Домашнее задание.
Параграф 34-35; нарисовать рисунок, посвящённый одному из сражений.
Выучить таблички.
V. Подведение итога урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.