Методическая разработка урока на тему "Греко-персидские войны"
Оценка 4.8

Методическая разработка урока на тему "Греко-персидские войны"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
история
5 кл—6 кл
09.01.2020
Методическая разработка урока на тему "Греко-персидские войны"
Методическая разработка урока
урок.doc

Тема: Греко-персидские войны

 

Цели урока:

 

1. Проследить основные события греко-персидских войн, поддержать интерес учащихся к теме.

 

2. Продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с исторической картой, понятиями и датами, заполнять хронологическую таблицу.

 

3. Воспитывать нравственные и патриотические чувства учащихся, содействовать формированию определенных качеств личности – мужества, смелости, отваги и чести.

 

Оборудование урока:

Учебник «История Древнего мира». 5 класс/ А.А. Вегасин и др.-М. Просвещение, 2014

Карта “Древняя Греция”. Схемы-карты сражений. Схема “Что объединяло греков?”. Рисунки учебника. Видеофрагмент фильма “300 спартанцев” (сцена завершения битвы).

 

Основные понятия: война, триера, стратег, фаланга.

Основные даты: 490 г. до н. э.; 480 г. до н.э.

 

Битва

Дата

Итог

Марафонская (в 42 км. от Афин)

490 г. д.н.э.

Победа греков

Фермопильский бой (ущелье)

480 г. д.н.э.

Победа персов

Саламинский (на море, у острова)

480 г. д.н.э.

Победа греков

При Платеях

479 г. д.н.э.

Победа греков

 

Раздаточный материал: таблицы для работы, карты.

Ход урока.

I. Повторение пройденного материала:

Слайд №3

1. Работа с настенной картой “Древняя Греция”:

 

- Назовите и покажите территорию, на которой расположена Греция.

- Назовите и покажите моря, которыми омывается побережье Греции.

- Назовите и покажите область, где расположен город Афины.

- Назовите и покажите область, где расположен город Спарта.

 

2. Работа со схемой “Что объединяло греков?”.

 

Вопрос классу: Что объединяло греков, как они называли себя и свою страну?

Слайд №4

 

В процессе обсуждения составляется схема.

 

 

- Хотя греки расселились на огромной территории и даже жили в чужих странах, нередко враждовали между собой, все они считали себя единым народом.

 

II. Изучение нового материала

1. Сообщение темы урока.

- Войны, война.… Попытайтесь дать определение этому понятию.

Мозговой штурм

- А теперь обратимся к БЭС, посмотрим, что обозначает это слово “война”.

 

Война – это вооружённая борьба между государствами и народами.

 

- Какие войны вам известны из истории?

- Тема нашего урока “Греко – персидские войны”.

- Цель урока: Проследить основные события греко-персидских войн, развивать умения заполнять исторические таблицы.

- Задачи: Выяснить причины, повод, основные события, и последствия войны, причины победы греков.

Заполнить таблицы.

 

2. Работа с картой (стр 162) слайд №5

- Каким цветом на карте обозначена территория персидского царства?

- Каким цветом на карте обозначена территория греческих государств?

- Территория, какого государства больше?

- Каким знаком на карте обозначены направления движения персидских войск и флота в Грецию?

- Каким знаком на карте обозначены военные сражения?

 

3. Причины войны.

Вопрос классу как вы думаете, почему началась эта война?

Заполнение таблицы: Причины войны

Слайд №5

4. Повод к войне.

Персидский царь Дарий I, несмотря на огромную территорию своего царства, стремился к новым захватам. В начале V в. до н.э. он завоевал часть островов в Эгейском море, его восточное и северное побережье (показ по карте). Разорил города. Во всех городах Греции появились персидские послы, они говорили:

« Наш повелитель,  царь царей, великий царь Дарий, владыка всех людей от востока до заката, требует от вас земли и воды….»

- Что обозначает это требование?

 

Во многих городах жители считали безнадёжным сопротивляться персам, они готовы были принять условия Дария. Но в двух самых крупных греческих государствах решили, не подчинятся персам.

 

- Кто может назвать эти греческие государства?

 

Когда персидские послы прибыли в Афины, афиняне в гневе убили и сбросили со скалы в море. А спартанцы сбросили послов в глубокий колодец со словами “Там вы найдёте много и земли и воды”.

Заполнение таблицы: Повод к войне.

Слайд №6

В истории “Греко-персидских войн” можно выделить три основных сражения.

Первое – Марафонское сражение.

Заполнение таблицы: Ход войны

— Шел 490-й год до н. э. Афины были охвачены тревогой и смятением. Гонец из прибрежного селения принес в город страш­ную весть: «В Марафонской бухте высадились персы. Готовьтесь к обороне!»

 (Найдите на карте город Марафон, расположенный в 42 км к северо-востоку от Афин.)

 

 

Афиняне избрали военачальником (по-гречески — стратегом) Мильтиада — непримиримого врага Дария  I

Все способные носить оружие встали в строй. В Афинах оста­лись лишь женщины, дети и старики. Десятитысячное пешее вой­ско двинулось по горным дорогам навстречу врагу.

Через несколько часов пути греки достигли холмов, окружав­ших Марафонскую бухту. С этих холмов они увидели вытащенные на берег корабли и вражеский лагерь. Было слышно ржание ко­ней, а временами даже смех и звуки речи чужеземцев. Мильтиад поостерегся спускаться на равнину: персы превосходили греков численностью. «Дадим бой здесь на холмах, преградим врагам путь на Афины»,— говорил Мильтиад на военном совете. Ему воз­ражали остальные военачальники: «А если персы посадят кон­ницу на корабли и с моря нападут на Афины?»—«Не тревожь­тесь,— ответил Мильтиад,— наши разведчики вовремя сообщат об этом».

Целых семь дней стояли друг против друга оба войска. Пер­сидский военачальник негодовал: «Пусть эти трусы стерегут свои холмы! Завтра Афины будут наши!» Он приказал коннице сесть на корабли, с тем чтобы обогнуть Аттику и захватить безоружный город

Но разведчики Мильтиада недаром прячутся на берегу моря. Едва рассвело, как они повернули свои бронзовые щиты навстре­чу солнцу и солнечными зайчиками подали Мильтиаду условный знак. Узнав, что конница посажена на корабли, греки немедленно спустились на равнину и построились фалангой.

Слайд №8

 Оставшиеся в живых персидские воины спешно покинули Марафонскую бухту.

 (Почему греки победили? За что они боролись?)

 

Еще не перевязали раненых, как Мильтиад приказал самому быстроногому из воинов: «Сообщи в Афины о великой победе. Торопись, ибо наши матери и жены не знают покоя!»—«Стратег! — отвечал юноша,— я буду бежать без отдыха и остановок!»

(Сколь­ко километров ему предстояло пробежать?)

В Афинах гонца окру­жила взволнованная толпа. «Радуйтесь, мы победили!»— чуть слышно произнес он и пал мертвым. Сердце воина не выдержало огромного напряжения.

По всем городам Греции пронеслась радостная весть — персы разбиты. И если прежде борьба с могущественной Персией каза­лась многим безнадежной, то теперь победа воодушевила всю Элладу.

 

- За что боролись греки?

- Какое спортивное состязание проводится в наши дни в память о подвиге бегуна – афинянина?

 

Многие греки считали поражение персов при Марафоне концом войны, но наиболее дальновидные из них думали иначе. В эти годы в Афинах выдви­нулся умный и энергичный человек по имени Фемистокл. Он был участником Марафонской битвы и хорошо понимал, что вскоре персы вновь вторгнутся в Грецию. Выступая в народном собрании, Фемистокл говорил: «На­ша родина — Эллада — разделена на десятки государств, которые часто воюют друг с другом. Чтобы победить персов, греки должны забыть взаимную вражду и объединиться».

Фемистокл ездил по разным городам Греции, и в конце кон­цов военный союз, к которому он призывал, был создан. Рас­сматривается карта на с. 143: для борьбы с персами объединились Афинское, Спартанское и другие государства. Командование объ­единенным войском поручили спартанцам, так как у них была лучшая в Греции пехота.

С именем Фемистокла связано также создание афинского воен­ного флота. Выступая в народном собрании, он говорил:

—  Если персидский царь двинется на Элладу со своими главными силами, на суше нам не победить врагов. Наше спасение в создании могучего флота, потому что эллины лучше остальных народов умеют водить корабли и сражать­ся на море.

—  Но где взять деньги, чтобы построить флот? — спрашивали афиняне.

—  Вы все знаете,— отвечал Фемистокл,— чт-о на юге Аттики имеются се­ребряные рудники, принадлежащие Афинскому государству. Обычно мы делим добытое серебро между всеми гражданами. Я предлагаю отказаться от этих денег и построить на них военные корабли.

Народное собрание приняло предложение Фемистокла, и к началу новой войны с персами у афинян было двести триер.

Триера была мелкосидящим кораблем с тремя рядами весел. Греческие военные корабли называются триеры. На них было 180 гребцов, рулевой и 20 – 30 воинов. Корабли развивали большую по тем временам скорость около 18 км/ч. Триеры были подвижны, способны делать резкие повороты и проходить узкие проливы, не сев на мель и не задев подводных камней.

Слайд №9

 (рис стр 168).

Паруса играли вспомогательную роль: перед боем их обычно убирали.

 

Вторая битва произошла у Фермопил.

Заполнение таблицы: Ход войны

В 480 г. до н. э. (через 10 лет после Марафонского сражения) сын Дария I, Ксеркс, вновь двинул своё войско в Грецию. Греки знали, что Ксеркс готовится к войне. Существует легенда о трёх разведчиках, которых греки послали узнать как велико войско персов. Разведчики были схвачены. Их ждала смерть. Ксеркс, узнав об этом, повелел развязать их и показать бесчисленное персидское войско: конницу, лучников, боевые колесницы. А потом – отпустить домой.

 

- Почему Ксеркс это сделал?

 

Из города Сарды (показ по карте) выступило персидское войско. Около пролива Дарданеллы оно остановилось. К приходу Ксеркса был построен мост (1 км.), но сильная буря разрушила его. Ксеркс приказал казнить строителей моста. А непослушное море высечь кнутами и даже опустить в него железные цепи. Отсюда крылатое выражение “высечь море”, т.е. люди пытаются возместить злобу на неподвластном им.

 

Новые мастера построили другой мост. Переправа на другой берег длилась 7 дней. Пройдя северное побережье (показ по карте), войско вторглось в Северную Грецию и стало занимать область за областью.

Слайд №11

Многие греческие города объединились, чтобы дать отпор персам. Отряды под командованием спартанского царя Леонида заняли узкий Фермопильский проход

 

 

(показ на карте).

Он преградил путь из Северной Греции в Среднюю Грецию. С одной стороны были скалы, с другой – обрыв к морю.

Здесь решено было дать сражение. Ксеркс отправил к грекам послов с требованием сложить оружие. Леонид ответил: “Приди и возьми”. Один из послов, желая напугать греков, сказал: “Наши стрелы и дротики закроют от вас солнце”. Спартанец ответил: “Ну что же, мы будем сражаться в тени”.

На третий день беспрерывных боёв в узком ущелье нашёлся предатель. Ночью Леониду доложили, что враги окружают греков. Леонид понял, что битва проиграна, но, желая спасти армию, пока не поздно, приказал греческим войскам отступать. Сам и 300 спартанцев остались, чтобы задержать наступающие персидские войска. Оставшиеся знали, что никто из них не выживет Позднее здесь поставят памятник и напишут на нём: “Путник, поведай спартанцам о нашей кончине, верны законам своим, здесь мы костьми полегли”.

(просмотр видеофрагмента).

Персы заняли Среднюю Грецию (показ по карте). Афиняне покинули город. Мужчины ушли в войско или на военные корабли. Женщин, стариков и детей перевезли на полуостров Пелопонесс и остров Саламин . С острова афиняне видели, как горел их родной город.

Слайд №12

Следующая битва – Саламинская битва.

Заполнение таблицы: Ход войны

Она произошла между Аттикой и островом Саламин (показ на карте). Греческий флот состоял из 370 триер (200 – афинских). У персов было 700 судов.

(Рассматривается схема сражения слайд №12.13).

Ксеркс был уверен в победе. Он приказал персам вступить в бой. Царь, окружённый вельможами, наблюдал за битвой с берега.

С острова смотрели женщины, старики и дети. Афиняне должны были или победить, или умереть: если бы они отступили, их семьи попали бы в рабство.

 

Древний поэт Эсхил писал:

“Вперёд, сыны Эллады!

Спасайте Родину, спасайте жён,

Детей своих, богов отцовских храмы,

Гробницы предков, бой теперь за всё!”

 

Бой был долгим и жестоким, греческий флот оказался сильнее флота персов. Греки хорошо знали мели, подводные скалы. Искусно маневрируя, они ломали вёсла противника и пробивали борта вражеских кораблей. Остатки флота персов отступили.

 

- Почему в этом сражении победили греки?

 

Через год, в 479 г. до н.э. в битве при Платеях греки разбили персов и изгнали их из своей страны.

Заполнение таблицы: Ход войны

 Греко–персидские войны закончилась победой греков, которые отстаивали свободу и независимость своей Родины.

Заполнение таблицы: Итоги войны.

Заполнение таблицы: Последствия войны.

Заполнение таблицы: Значение войны

Заполнение таблицы: Причины победы греков.

III. Закрепление изученного материала.

 

- Почему маленькая и раздробленная Греция смогла победить могущественную Персию?

- Что произошло, если бы победили персы?

- Справедливые или несправедливые были войны для греков? Почему?

 

IV. Домашнее задание.

 

Параграф 34-35; нарисовать рисунок, посвящённый одному из сражений.

Выучить таблички.

V. Подведение итога урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока на тему "Греко-персидские войны"

Методическая разработка урока на тему "Греко-персидские войны"

Методическая разработка урока на тему "Греко-персидские войны"

Методическая разработка урока на тему "Греко-персидские войны"

Методическая разработка урока на тему "Греко-персидские войны"

Методическая разработка урока на тему "Греко-персидские войны"

Методическая разработка урока на тему "Греко-персидские войны"

Методическая разработка урока на тему "Греко-персидские войны"

Методическая разработка урока на тему "Греко-персидские войны"

Методическая разработка урока на тему "Греко-персидские войны"

Методическая разработка урока на тему "Греко-персидские войны"

Методическая разработка урока на тему "Греко-персидские войны"

Методическая разработка урока на тему "Греко-персидские войны"

Методическая разработка урока на тему "Греко-персидские войны"

Методическая разработка урока на тему "Греко-персидские войны"

Методическая разработка урока на тему "Греко-персидские войны"

Методическая разработка урока на тему "Греко-персидские войны"

Методическая разработка урока на тему "Греко-персидские войны"

Методическая разработка урока на тему "Греко-персидские войны"

Методическая разработка урока на тему "Греко-персидские войны"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2020