Методическая разработка урока окружающего мира на тему: «Водные богатства»
Оценка 5

Методическая разработка урока окружающего мира на тему: «Водные богатства»

Оценка 5
docx
03.04.2020
Методическая разработка  урока   окружающего  мира на тему:  «Водные богатства»
Сценарий урока Водные богатства.docx

 

Конспект урока   окружающего  мира на тему:  «Водные богатства»

Тип урока: урок открытие новых знаний

Класс 2.

Цель: познакомить обучающихся  с разнообразием водоёмов  планеты: океанами, морями,  озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов  родного края,  красотой моря.

Задачи:

1.     Учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.

2.     Формировать  умения  работать в группе с графической информацией: анализировать схему частей реки; формулировать выводы из изученного материала,  участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; осуществлять оценку и самооценку.

3.     Воспитывать  позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; чувство эстетического наслаждения от красоты моря, водоёмов родного края.

Методы обучения:  наглядный, словесный, практический, игровой, проблемно-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:  учебник, толковый словарь, карточки с заданиями, компьютер, глобус, мультимедийный проектор, сенсорная доска,  презентация, посылка, в которой шкатулка с  заданиями, сосуд  с  посланием, лист  успеха, смайлики.

Результаты освоения:

предметные:

1. формировать понятие река и её части;

2. формировать понятия значимости рек в жизни;

3. формирование умение работать с книгой, словарём.

Метапредметные:

познавательные УУД:

- формировать  умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

- формировать  умение на основе анализа объектов делать выводы;

- формировать  умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словаре;

- формируем умение находить ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:

- формировать умение слушать и понимать других;

- формировать  умение строить речевое высказывание в соответствии с  поставленными задачами;

- формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

- формировать умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

- формировать умение планировать свои действия;

- формировать  умения высказывать свое предложение на основе работы с материалом учебника;

- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- формируем умение осуществлять познавательную и личную рефлексию.

Личностные:

- формируем умение высказывать свое мнение;

- формировать мотивацию  к  обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Используемые технологии: здоровьесберегающая (физминутка, правильная посадка во время работы); технология проблемного обучения (при определении темы урока); групповая  работа (самостоятельный поиск информации, закрепление); информационно-коммуникационные технологии (презентация)

План  урока

1.     Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

2.     Проблемная ситуация + деятельность по её решению.

3.     Формулировка темы и задач урока  (загадки, водоёмы, водные богатства, вопросы, на которые будем искать ответы – задачи).

4.     Исследование.

5.     Обмен информацией (изложение результатов исследования).

6.     Физминутка.

7.     Связывание информации. Тест

8.     Применение новых знаний. Творческое задание.

9.     Домашнее задание.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Ход урока

Перед уроком поделить на группы (жетоны с картинками: капельки-5шт., облачка-5шт., солнышка-5шт.)

Слайд 1 «Песня улыбка».

1.     Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира проведу у  вас я. Разрешите представиться. Меня зовут Татьяна Анатольевна.

Тихо все за парты сели. На меня все посмотрели. Улыбнулись мне, друг другу, гостям.

Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение урока.

На уроке слушайте всё внимательно. Работайте все старательно. И тогда поймёте всё обязательно.

 Сегодня  у вас необычный урок, вы  будете исследователями и  поработаете  в группах Солнышки, капельки и Облачки.                                                                    (Стук в дверь.)

Слайд 2 «Солнышко».

Учитель: Слышите? Кто же это к нам пришел? Сейчас посмотрим.

Учитель: Ребята, нам пришла посылка. Ой, как интересно. Давайте посмотрим, что в посылке. Посмотрим, ребята?

Дети.  Да

Учитель. Здесь какой – то свиток. Для вас послание. Сейчас прочитаем. Ребята, здесь  даны задания.    

Учитель читает свиток.

2. Проблемная ситуация + деятельность по её решению.

Слайд 3 «Глобус».

Подсказка № 1.  Прочтите  послание  спрятанное в старинном сосуде.

Подойдите   к окну и возьмите  предмет, стоящий на подоконнике.

 

 

Учитель. Что это за предмет?          (Дети: глобус)

- А как ещё можно назвать глобус? (Дети: Копия Земли. Планета)

Учитель. Молодцы, ребята. Я держу в руках планету.  Посмотрите какая она красивая, разнообразная, цветущая.

Ребята, это необычное  письмо, в нём задание которое необходимо выполнить.

Доскажите стишок.

Если на  модель Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Странный вопрос возникает тогда:

Планета должна называться …

Дети. “Вода”?”

Учитель. Почему поэт предложил переименовать планету?

Дети.  Потому что на глобусе  мы видим много воды.

Учитель.  Молодцы, ребята.

Ребята, чем является вода для нашей планеты?

Дети. Источником жизни. (Если не ответа. Без неё возможна жизнь? Жизнь - это что?)

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему мы начали разговор о воде? (Дети: наверное, будем говорить о воде).

Мы окунёмся в бескрайние водные богатства. Значит будем не просто говорить о воде, а о водных богатствах.

2.     Формулировка темы и задач урока  (загадки, водоёмы, водные богатства, вопросы, на которые будем искать ответы – задачи).

Тема нашего урока… Дети. Водные богатства.

Слайд 4 «Водные богатства».

Учитель. С первым заданием справились. Переходим ко второму.

Учитель читает свиток.

Подсказка № 2. Прочитайте послание в конверте жёлтого цвета.

Учитель.  (Достаёт конверт и читает письмо)

Выполнив это задание, вы узнаете чем будете заниматься и что нового узнаете  на уроке. (Загадки)

 

Слайд 5 «Загадки».

Учитель. Ребята, в конверте загадки. Кто прочитает загадку? Дети читают загадки и отгадывают.

1.  Шириною широко,

Глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьётся.

Из него воды не пьётся,

Потому что не вкусна –

И горька, и солона. (Море)

2.Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий - в море. (Река)

 

3.Молодые берёзки свои перед ним

Поправляют причёски.

И месяц, и звёзды –

В нём всё отражается…

Как это зеркало называется? (Озеро)

Море - это большой водоём с солёной водой.

Озеро -   это природное углубление на поверхности земли, заполненное водой.

 Как это можно назвать одним словом море, озеро, реку? Водоёмы

(Наводящие вопросы. А, как ещё можно назвать? По другому?)

Нажать на слайд. Появится слово Водоёмы.

Какие цели урока   мы поставим?

Цель: Мы сегодня будем изучать водоёмы, узнаем из каких частей состоит река, будем учиться замечать и ценить красоту природы.

Учитель.  Ребята, вспомните,  что вы знаете о реке, море?  Где начинается река? Куда впадает? Какие водоёмы вам ещё известны?

Учитель. Почему водоёмы называют богатством Земли? (Дети: Без воды нет жизни. Вода - источник жизни.)

Учитель. Молодцы, ребята. Как  мы  должны  относиться к водным богатствам нашей планеты? (Дети: Не загрязнять их. Очищать от мусора…)

Учитель. Ребята, скажите все ли водоёмы одинаковые? (Дети: Нет. Водоёмы выглядят по – разному).

Слайд 6 «Разные водоёмы».

 

Учитель. Ребята, мы с вами живём в замечательном красивом  посёлке Базарный Сызган. В котором расп разных водоёмов.

А вы знаете, что означает название нашего посёлка? (Дети  высказывают предположения).

Учитель. В переводе на русский язык «Вода между гор».

Учитель. Подумайте, почему так называют? (Дети. Потому что по территории протекают реки).

Учитель. Назовите реки, которые протекают по территории посёлка.

(Дети называют: Тумайка, Сызганка, Кувай).

Слайд 7 «Карта Базарного Сызгана».

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему я  начала  разговор о реке? И выполнив следующее задание вы узнаете?

А задание находится в  зелёном конверте.

Подсказка №3.  Послание в зелёном конверте.

Здесь письмо, памятки и конверты (жёлтые, голубые, красные).

Сегодня вы побываете в роли исследователей. Сейчас вы будете работать в группах. Но для начала вспомните  правила работы. Прочитайте памятки. Договоритесь, кто из вас будет выступать.                                                                          Затем возьмите конверты, прочитайте и выполните задание.

 

 

 

 

Слайд 8 «Инструктаж по работе в группе».

Дети вполголоса читают памятки. Один ребёнок читает письмо вслух.

Работа в группах.    Дети выполняют задание в группах.

Карточка 1  для   группы  «Солнышко».   Что такое устье? Подберите определение.

Карточка 1  для  группы  «Капелька». Что такое исток?  Подберите определение.

 

Карточка 1  для  «Облачко». Что такое  русло?  Подберите определение.

 

Учитель. Как будете готовы к выступлению, поднимете сигнальную карточку.

Слово предоставляется группе …

Первая группа читает ответ по карточки 1.  Все  внимательно слушают. Следующая группа читает. Следующая группа читает.                                                                               

Учитель.    Ребята, чтобы проверить правильность выполнения задания к какому источнику  информации надо обратиться?  (Дети. К учебнику)

Учитель. Откройте учебники на с. 83  и  найдите определение.

Работа со схемой реки. Покажите на схеме (приклейте). Исток, русло, устье.

Оценивание 1.  Лист успеха. Объяснить чётко.

Учитель. У вас на столах лежат  листы успеха. Оцените работу в группе. Если вы справились с заданием  и не допустили ошибок  напротив задания приклейте жёлтый смайлик.

Если допустили 1-2 ошибки, то напротив задания приклейте зелёный смайлик. Если допустили 3 и более ошибок приклейте красный смайлик.

Ребята, а вы знаете,  что у реки есть правый берег и левый  берег, правый приток и левый приток?

Ребята, как вы думаете, как определить, правы и левый берега? Что такое притоки?

(Дети высказывают свои предположения).

Работа с учебником.   Сверьте ваши предположения с информацией в учебнике на с. 83.Найдите  и зачитайте как определить правый и левый берег. Что такое притоки.

Теперь вы знаете, как определить берега и притоки.

Работа со схемой. Покажите на схеме правый берег, левый берег. Правый приток и левый приток.

Молодцы! Ребята, устье, русло, исток, берега – это части реки.

Учитель. А сейчас ребята все дружно встанем и  немножко отдохнём.

Физминутка

Подсказка №4.  Прочитайте послание в волшебном сундучке.

Что означают слова «естественный» и «искусственный»?

Какие водоёмы имеют естественное происхождение, а какие искусственное?

 

Как вы думаете,  что означают слова «естественный» и «искусственный».  Предположения детей.

Что может быть  искусственным и естественным?

Учитель: Чтобы узнать правильно ли вы дали определение  с каким источником информации будем работать? (Дети. Со словарём.)

Правильно, ребята. Найдите в словаре понятия и прочитайте.

Дети читают определение.

Ребята, ответьте на второй вопрос. Какие водоёмы имеют естественное происхождение, а какие искусственное?

Ваши предположения. Дети высказывают свои предположения.

А правильно ли вы ответили, вы узнаете  открыв учебник на с. 82. Найдите что относят к естественным  и искусственным водоёмам.

Работа с учебником.  (Дети  читают информацию в учебнике).

Учитель: Кто готов выступать?

Дети  отвечают. Естественные  водоёмы: родник, река, море, озеро, океан).

Искусственные водоёмы: пруд, водохранилище, канал.

На слайде  Естественные и искусственные (перечислить).

Учитель:  А сейчас, ребята вам предстоит  выполнить тест. Возьмите тест. Внимательно прочитайте вопрос, выберете правильный ответ. И рядом с правильным ответом поставьте галочку.

Подсказка из свитка №5.    Выполнение теста.

Проверка правильности выполнения теста.

Оценивание . Ребята посчитайте количество «+».  Если  у вас получилось  5 + , то приклейте жёлтый смайлик. Если 4-3 «+», то приклейте зелёный смайлик,а  если 1-2 «+» , то приклейте  красный смайлик.

Теперь  возьмите все тесты и посчитайте общее  количество смайликов, которые вы себе поставили. Если у вас все жёлтые смайлики, то в листе успеха клеим напротив  теста  клеим   жёлтый смайлик. Если есть 1-2 зелёных смайлика, то напротив творческого задания клеим зелёный смайлик. А если есть красные смайлики,  то напротив клеим красный смайлик.

Подсказка №6 из свитка. Творческое задание. 

Последнее творческое задание. Возьмите конверты с вопросом  Почемучки, откройте их, прочитайте задание и выполните.

Группа «Солнышки»  будут исследовать   «Водные  богатства России».

Группа «Капельки» будут исследовать   «Водные богатства Ульяновской области».

Группа «Облачки» будут исследовать   «Водные богатства Базарносызганского района»

Вам надо прочитать текст и вместо точек приклеить картинку. Затем подготовиться выступать.

Учитель. Кто выполнил задание и готов выступить?

(Дети выступают  у доски)                 

 

Оценивание 2. Лист успеха

Учитель:  Ребята, возьмите лист успеха, оцените свою работу. Если всё у вас получилось  приклейте жёлтый смайлик. Если были допущены 1-2 ошибки приклейте зелёный смайлик, если более 2-х ошибок приклейте  красный смайлик.

Учитель. Ребята, вы сегодня  многое узнали. Я хочу проверить, как вы усвоили материал нашего урока.

Итоговое оценивание. Проверка листов успеха.

Итог урока. - Наш урок подошёл к завершению. А это значит, пора подвести итог.

Над какой темой мы работали на уроке? (с водными богатствами)

О каких водоемах вы узнали? Что вы знаете  о реке?

Домашнее задание:  Раздать листочки.

Прочитаете  в учебнике с. 82-84 о водных богатствах. Творческое задание, поработав с дополнительной литературой,  узнайте  о водных богатствах нашего края и напишите о них  письмо мудрой черепахе  в Т. на с. 52 34.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

«Для меня сегодняшний урок…»

Подчеркни  фразы, характеризующие твою работу  на уроке.

Урок

 

Я на уроке

 

Итог

1. интересно

 

1. работал

 

1. понял материал

 

2. скучно

 

2. отдыхал

 

2. узнал больше, чем знал

 

3.безразлично

 

3.помогал другим

 

 

3.не понял

 

Ребята, на столе у вас смайлики, поднимите  тот,  который соответствовал вашему настроению на уроке.

Спасибо за работу на уроке!

Приложение.

Список используемой литературы.

1. Интернет ресурсы.

2. Окружающий мир. А.А.Плешаков , 2012г., 2 класс стр. 82 - 85.

3. Толковый словарь русского языка Ожегова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Конспект урока окружающего мира на тему: «Водные богатства»

Конспект урока окружающего мира на тему: «Водные богатства»

Метапредметные: познавательные

Метапредметные: познавательные

План урока 1. Орг анизационный момент

План урока 1. Орг анизационный момент

Сегодня у вас необычный урок, вы будете исследователями и поработаете в группах

Сегодня у вас необычный урок, вы будете исследователями и поработаете в группах

Планета должна называться …

Планета должна называться …

Шириною широко, Глубиною глубоко,

Шириною широко, Глубиною глубоко,

Учитель. Ребята, мы с вами живём в замечательном красивом посёлке

Учитель. Ребята, мы с вами живём в замечательном красивом посёлке

Слайд 8 «Инструктаж по работе в группе»

Слайд 8 «Инструктаж по работе в группе»

Оценивание 1. Лист успеха. Объяснить чётко

Оценивание 1. Лист успеха. Объяснить чётко

Что означают слова «естественный» и «искусственный»?

Что означают слова «естественный» и «искусственный»?

Учитель: А сейчас, ребята вам предстоит выполнить тест

Учитель: А сейчас, ребята вам предстоит выполнить тест

Оценивание 2. Лист успеха Учитель:

Оценивание 2. Лист успеха Учитель:

Приложение. Список используемой литературы

Приложение. Список используемой литературы

Методическая разработка урока окружающего мира на тему: «Водные богатства»

Методическая разработка  урока   окружающего  мира на тему:  «Водные богатства»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2020