Методическая разработка урока окружающего мира в 3а классе на тему Разнообразие растений

  • docx
  • 03.04.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическая разработка урока окружающего мира в 3а классе на тему Разнообразие растений.docx

Открытый урок в 3А классе на тему:

«Разнообразие растений: зависимость внешнего вида от условий и места обитания».

Классный руководитель: Хамсуркаева Айсари Омурдиновна

Тема: Разнообразие растений: зависимость внешнего вида от условий и места обитания

Педагогическая цель: создание условий для ознакомления с разнообразием групп царства растений; формирования представлений о растении как о живом организме.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты:

Личностные: развитие любознательности, наблюдательности, чувства  гармонии человека с природой, формирование основ экологической культуры.

 Метапредметные:

регулятивные: формулируют учебную задачу, отвечают на поставленные вопросы, организуют свое рабочее место, оценивают свои достижения и результаты сверстников в группе (паре); развитие общеучебных умений: умение анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку;

коммуникативные: развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, логического мышления, воображения, умение сравнивать и делать выводы, систематизировать полученные знания, развитие устной речи,  умение контролировать и оценивать результат своей деятельности.

познавательные: расширение кругозора и словарного запаса учащихся.

Предметные: знакомство с классификацией растений; изучение основных признаков групп растений.

Образовательные ресурсы: проектор, экран, презентация «Разнообразие растений», учебник «Окружающий мир» 3 класс

Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы работы: общеклассная, индивидуальная, работа в группах, работа в парах.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

I. Мотивация к учебной деятельности

 

 

Проверяет готовность класса и оборудования; создает эмоциональный настрой.

- Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

- А теперь, ребята, сказали друг другу добрые слова. Пожелали успехов себе. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злобу, беспокойство.

Я желаю всем нам хорошего урока.

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место (проверяют наличие учебника, рабочей тетради, пишущих принадлежностей, ластика, линейки)

Желают друг другу и себе успехов.

Л имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность, формирование основ экологической культуры

II.

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос:

- Что такое почва?

- Назовите её главное свойство.

- Какой состав имеет почва?

– Какое значение имеет почва для нас? Почему почву надо беречь?

- Дома вы должны были написать небольшой рассказ «Путешествие маленького червячка».

Отвечают на вопросы.

- Почва – это верхний плодородный слой земли.

- Плодородие.

- Воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.

-Почва – кормилица человека.

Р - отвечают на поставленные вопросы, умение анализировать, делать выводы

К – развитие  коммуникативных навыков и устной речи

III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи

- А теперь отгадайте загадки, скажите, что между ними общего и определите тему нашего урока.

Загадки

1) В летний солнечный денёк

Золотой расцвел цветок,

На высокой тонкой ножке

Все дремал он у дорожки,

А проснулся – улыбнулся:

- Вот пушистый я какой,

Ах, боюсь, что разлечусь,

Тише, ветер луговой! 

 

2) Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила.

 

3) Круглое, румяное

С дерева достану я,

На тарелку положу:

«Кушай, мамочка», - скажу.

 

-Что общего между отгадками?

- Мы с вами знаем, что живая природа делится на царства: растений, бактерии, грибы, животных

- А теперь назовите еще представителей царства растений.

Сформулируйте цель урока.

- На уроке мы будем говорить о разнообразии растений в природе, а поможет нам в этом  ботаника – наука о растениях.

Отгадывают загадки.

 

Внимательно слушают

Формулируют учебную задачу.

 

 

- Одуванчик

 

 

 

- Ива

 

 

 

- Яблоко

 

 

 

 

(Относятся к царству растений)

 

 

 

 (Познакомимся с группами растений и их признаками.)

Р - формулируют и принимают учебную задачу, умеют анализировать, делать выводы, группировать предметы по общему признаку

П - расширение кругозора и словарного запаса учащихся, умеют ориентироваться в своей системе знаний.

III. Актуализация опорных знаний.

Введение
в тему урока

 

- Учёные  утверждают, что растения – живые организмы.
- А как вы думаете, это действительно так?
- Что дают  растения человеку?

– Назовите известные вам группы растений, приведите примеры.

– Заполните схему:

Практическая работа (работа в парах).

– Как и у всякого живого организма, у растения есть органы. Проведем практическую работу и научимся определять органы у растений. Работаем в парах. Оказывайте помощь друг другу.

1. Определите орган, который укрепляет растение в почве. (Корень.)

2. У дерева он один, а у кустарника – много. (Стебель.)

3. Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет. (Лист.)

4. Яркий, благоухающий… (цветок).

5. Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый. (Плод.)

6. Из него вырастает новое растение. (Семя.)

Внимательно слушают

Отвечают на вопросы.

- Да, так как растения растут, дышат, размножаются, питаются, умирают

 

Работают по схеме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в парах, определяют органы у растений,  отвечая на вопросы.

Р - формулируют ответы на вопросы, поставленные учителем; строят речевое высказывание согласно поставленной учебной

задаче

П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, сериацию, извлечение необходимой информации

Л – сохраняют мотивацию учебной деятельности, проявляют познавательный интерес

П - систематизируют полученные знания

К -  умеют работать в парах, оказывать помощь друг другу

 

IV. Изучение нового материала.

 

 

 

 

 1. Царство растений (знакомство)

- Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения - зелёная одежда Земли». Они образуют леса,  луга.  Зелёный наряд делает нашу планету удивительной.

Учёные – ботаники делят царство растений на несколько групп.

Растения

                   низшие                                                   высшие

                водоросли                  мхи, папоротники, хвойные, цветковые

Учитель демонстрирует схему:

Слушают внимательно учителя. Знакомятся со схемой.

Р ориентируются

в схеме; контролируют учебные действия

П –устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений, доказательства.

Физкультминутка

Релаксация

Я превращаю вас в маленькие семена  цветов. Присядьте на корточки. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали цветами. Медленно поднимайте руки, вставайте, выпрямляйтесь. Но вот лето в разгаре, сильно припекло солнце, завяли цветы. Расслабьте, уроните голову на грудь. Руки – вдоль тела. Опуститесь на пол. И вдруг полил дождик, ожили цветы, снова тянутся к солнцу.

Выполняют упражнения согласно инструкции
учителя.

Л – осознают важность сохранения и укрепления здоровья

Групповая работа

2. Планирование работы.

- А сейчас мы будем работать по группам самостоятельно.

- Работают 5 групп. Каждая группа изучит самостоятельно особенности  определённой группы растений, а затем познакомит всех нас.

 -Задания для самостоятельной работы:

Задание  для 1 группы -

 Дать краткую характеристику водорослям:

 - Задание для 2 группы –

Дать краткую характеристику мхам.

 - Задание для 3 группы –

Дать краткую характеристику папоротникам.

 - Задание для 4 группы –

Дать краткую характеристику хвойным растениям.

 - Задание для 5 группы –

Дать краткую характеристику цветковым растениям.

2.Сбор информации.

Учащиеся знакомятся с источниками информации, отбирают главное содержание. Учитель наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует.

3.Обмен информацией. Показ слайдов. Учитель дополняет.

Работают в группах самостоятельно.

Дают характеристику каждой группе растений с помощью текста в учебнике и на карточках.

Правила работы в группе:

• В дружной работе – залог успеха.

•  Вы – команда, значит, работать должны все!

•  Умейте выслушать товарища.

•  Не расстраивайтесь в случае неудачи, не ищите виновного.

•  Верьте – у вас всё получится!

П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации из текстов

Р планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей;

К умеют слушать друг друга, строить понятные для
партнера по коммуникации речевые высказыва-

ния, обмениваются
мнениями

Л – осознают свои
возможности в учении

V. Первичное закрепление

 

Ответьте на вопросы «Верите ли вы?»    Вопросы:

 1.     Верно ли, что наука, изучающая растения называется ботаникой? (да)
 2.     У мхов есть корень, стебель, лист, цветок?     (нет)
 3.     У цветковых растений есть корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами? (да)
 4.     У папоротников есть цветы? (нет)
 5.      Растение –  живой организм? (да)
 6.     Водоросли имеют корень, стебель, листья и цветок.  (нет)

Проверьте правильность своих ответов. Оцените свою работу.

 

Л – проявляют интерес и положительное отношение к предмету

П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение

VI. Итог урока. Рефлексия

 Кто остался доволен своим результатом?

  • Что было самым трудным?
  • Что помогало вам справиться с заданиями?
  • Что было самым интересным? Что нового для себя вы узнали?
  • Что полезного для себя  вы узнали на уроке?
  • Пригодятся ли вам полученные знания на уроке в дальнейшем?

Выставление отметок за работу на уроке.

Отвечают на вопросы с помощью сигналов.

Делают выводы и обобщения. Проверяют правильность своих ответов. Оценивают свою работу.

 

П – ориентируются

в своей системе
знаний.

Р – оценивают собственную деятельность
на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

VII. Домашнее задание

стр. 69–73 (читать)

Задают уточняющие
вопросы

Р – принимают
и сохраняют учебные задачи