Открытый урок в 3А классе на тему:
«Разнообразие растений: зависимость внешнего вида от условий и места обитания».
Классный руководитель: Хамсуркаева Айсари Омурдиновна
Тема: Разнообразие растений: зависимость внешнего вида от условий и места обитания
Педагогическая цель: создание условий для ознакомления с разнообразием групп царства растений; формирования представлений о растении как о живом организме.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Планируемые результаты:
Личностные: развитие любознательности, наблюдательности, чувства гармонии человека с природой, формирование основ экологической культуры.
Метапредметные:
регулятивные: формулируют учебную задачу, отвечают на поставленные вопросы, организуют свое рабочее место, оценивают свои достижения и результаты сверстников в группе (паре); развитие общеучебных умений: умение анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку;
коммуникативные: развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, логического мышления, воображения, умение сравнивать и делать выводы, систематизировать полученные знания, развитие устной речи, умение контролировать и оценивать результат своей деятельности.
познавательные: расширение кругозора и словарного запаса учащихся.
Предметные: знакомство с классификацией растений; изучение основных признаков групп растений.
Образовательные ресурсы: проектор, экран, презентация «Разнообразие растений», учебник «Окружающий мир» 3 класс
Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы работы: общеклассная, индивидуальная, работа в группах, работа в парах.
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащегося |
Формируемые
умения |
I. Мотивация к учебной деятельности
|
Проверяет готовность класса и оборудования; создает эмоциональный настрой. - Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь… Все это называется природа, Давайте же всегда ее беречь! В лугах ромашки солнечного цвета, Такие, что светлей на свете жить… Природой называется все это, Давайте же с природою дружить! - А теперь, ребята, сказали друг другу добрые слова. Пожелали успехов себе. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злобу, беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока. |
Слушают учителя. Желают друг другу и себе успехов. |
Л – имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность, формирование основ экологической культуры |
II. Проверка домашнего задания |
Фронтальный опрос: - Что такое почва? - Назовите её главное свойство. - Какой состав имеет почва? – Какое значение имеет почва для нас? Почему почву надо беречь? - Дома вы должны были написать небольшой рассказ «Путешествие маленького червячка». |
Отвечают на вопросы. - Почва – это верхний плодородный слой земли. - Плодородие. - Воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли. -Почва – кормилица человека. |
Р - отвечают на поставленные вопросы, умение анализировать, делать выводы К – развитие коммуникативных навыков и устной речи |
III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи |
- А теперь отгадайте загадки, скажите, что между ними общего и определите тему нашего урока. Загадки 1) В летний солнечный денёк Золотой расцвел цветок, На высокой тонкой ножке Все дремал он у дорожки, А проснулся – улыбнулся: - Вот пушистый я какой, Ах, боюсь, что разлечусь, Тише, ветер луговой!
2) Кудри в речку опустила И о чем-то загрустила.
3) Круглое, румяное С дерева достану я, На тарелку положу: «Кушай, мамочка», - скажу.
-Что общего между отгадками? - Мы с вами знаем, что живая природа делится на царства: растений, бактерии, грибы, животных - А теперь назовите еще представителей царства растений. Сформулируйте цель урока. - На уроке мы будем говорить о разнообразии растений в природе, а поможет нам в этом ботаника – наука о растениях. |
Отгадывают загадки.
Внимательно слушают Формулируют учебную задачу.
- Одуванчик
- Ива
- Яблоко
(Относятся к царству растений)
(Познакомимся с группами растений и их признаками.) |
Р - формулируют и принимают учебную задачу, умеют анализировать, делать выводы, группировать предметы по общему признаку П - расширение кругозора и словарного запаса учащихся, умеют ориентироваться в своей системе знаний. |
III. Актуализация опорных знаний. Введение
|
-
Учёные утверждают, что растения – живые организмы. – Назовите известные вам группы растений, приведите примеры.
– Заполните схему: Практическая работа (работа в парах). – Как и у всякого живого организма, у растения есть органы. Проведем практическую работу и научимся определять органы у растений. Работаем в парах. Оказывайте помощь друг другу. 1. Определите орган, который укрепляет растение в почве. (Корень.) 2. У дерева он один, а у кустарника – много. (Стебель.) 3. Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет. (Лист.) 4. Яркий, благоухающий… (цветок). 5. Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый. (Плод.) 6. Из него вырастает новое растение. (Семя.) |
Внимательно слушают Отвечают на вопросы. - Да, так как растения растут, дышат, размножаются, питаются, умирают
Работают по схеме
Работают в парах, определяют органы у растений, отвечая на вопросы. |
Р - формулируют ответы на вопросы, поставленные учителем; строят речевое высказывание согласно поставленной учебной задаче П – осуществляют
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, сериацию, извлечение
необходимой информации Л – сохраняют мотивацию учебной деятельности, проявляют познавательный интерес П - систематизируют полученные знания К - умеют работать в парах, оказывать помощь друг другу
|
IV. Изучение нового материала.
|
1. Царство растений (знакомство) - Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения - зелёная одежда Земли». Они образуют леса, луга. Зелёный наряд делает нашу планету удивительной. Учёные – ботаники делят царство растений на несколько групп. Растения низшие высшие водоросли мхи, папоротники, хвойные, цветковые Учитель демонстрирует схему:
|
Слушают внимательно учителя. Знакомятся со схемой. |
Р – ориентируются в схеме; контролируют учебные действия П –устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений, доказательства. |
Физкультминутка |
Релаксация Я превращаю вас в маленькие семена цветов. Присядьте на корточки. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали цветами. Медленно поднимайте руки, вставайте, выпрямляйтесь. Но вот лето в разгаре, сильно припекло солнце, завяли цветы. Расслабьте, уроните голову на грудь. Руки – вдоль тела. Опуститесь на пол. И вдруг полил дождик, ожили цветы, снова тянутся к солнцу. |
Выполняют упражнения согласно инструкции |
Л – осознают важность сохранения и укрепления здоровья |
Групповая работа |
2. Планирование работы. - А сейчас мы будем работать по группам самостоятельно. - Работают 5 групп. Каждая группа изучит самостоятельно особенности определённой группы растений, а затем познакомит всех нас. -Задания для самостоятельной работы: Задание для 1 группы - Дать краткую характеристику водорослям: - Задание для 2 группы – Дать краткую характеристику мхам. - Задание для 3 группы – Дать краткую характеристику папоротникам. - Задание для 4 группы – Дать краткую характеристику хвойным растениям. - Задание для 5 группы – Дать краткую характеристику цветковым растениям. 2.Сбор информации. Учащиеся знакомятся с источниками информации, отбирают главное содержание. Учитель наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует. 3.Обмен информацией. Показ слайдов. Учитель дополняет. |
Работают в группах самостоятельно. Дают характеристику каждой группе растений с помощью текста в учебнике и на карточках. Правила работы в группе: • В дружной работе – залог успеха. • Вы – команда, значит, работать должны все! • Умейте выслушать товарища. • Не расстраивайтесь в случае неудачи, не ищите виновного. • Верьте – у вас всё получится! |
П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации из текстов Р – планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; К – умеют
слушать друг друга, строить понятные для ния,
обмениваются Л – осознают свои
|
V. Первичное закрепление
|
Ответьте на вопросы «Верите ли вы?» Вопросы: 1. Верно
ли, что наука, изучающая растения называется ботаникой? (да) Проверьте правильность своих ответов. Оцените свою работу. |
|
Л – проявляют интерес и положительное отношение к предмету П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение |
VI. Итог урока. Рефлексия |
Кто остался доволен своим результатом?
Выставление отметок за работу на уроке. |
Отвечают на вопросы с помощью сигналов. Делают выводы и обобщения. Проверяют правильность своих ответов. Оценивают свою работу.
|
П – ориентируются в
своей системе Р – оценивают
собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету |
VII. Домашнее задание |
стр. 69–73 (читать) |
Задают уточняющие |
Р – принимают |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.