Тема1: Основы исторического знания.
Тип урока: лекция с элементами практической работы
Цели урока: формирование представлений об основных закономерностях и направлениях развития истории, о неоднозначности процесса исторического развития; рассмотрение концепции исторического развития.
Задачи урока: дать представление (на базе ранее полученных знаний) о
неоднозначности процесса исторического развития, вовлечь учащихся в активную
деятельность (в группе или индивидуально), с целью формирования умения четко
и логично излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
План урока:
1. Введение.
2. Источники сведений о прошлом человечества.
3. Концепции исторического развития.
4. Проблемы периодизации истории.
Ход урока.
I. Изучение нового материала
1.1.Введение
Римский мыслитель Цицерон говорил: «Не знать, что случилось до твоего рождения, значит всегда оставаться ребенком».
Вы уже ознакомились с основными событиями отечественной и зарубежной истории. Однако усвоение определенной суммы дат и фактов – это лишь фундамент, основа исторических знаний. Глубину и основательность им придает только осмысление причинно-следственных связей в историческом развитии, понимание неразрывного единства прошлого и настоящего, взаимосвязи и взаимообусловленности процессов, протекавших в различных, нередко отдаленных друг от друга районах мира.
Мы будем рассматривать особенности исторического пути России в общем контексте развития человечества. Такой подход необходим, т.к. отечественная история – неотъемлемая часть всемирной истории. Формирование и жизнь народов России шло в постоянном взаимодействии с народами десятков государств Евразии. Специфику процессов становления духовного облика, традиций политического, социально-экономического развития России можно понять только в ее сравнении в различные периоды времени с переменами в жизни других государств.
Вопрос: Что такое история?
Задание: попытайтесь сформулировать определение: История - это…
Заслушать варианты ответов учащихся, представить несколько своих вариантов, например:
История – (с греч. «расследование, разыскание, установление») некая реальность прошлого, процесс развития природы и общества.
История – это наука о прошлом, о закономерностях развития общественной жизни в пространстве и времени.
История имеет особые общественные функции. Главными из них являются: научно-познавательная, политико-практическая, воспитательная, а также функция социальной памяти. Социальные функции истории имеют исключительно важное значение для выработки гражданских качеств, нравственных ориентиров, самоидентификации общества.
Предмет истории определяется неоднозначно. Им может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, семьи, частной жизни. Его определение субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка.
Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу, а вовсе не конкретным людям при объяснении причинности.
Историки, придерживающиеся либеральных взглядов, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой.
1.2. Источники сведений о прошлом человечества
Вопрос: Какие еще исторические (сопутствующие, вспомогательные) дисциплины вы можете назвать?
Вспомогательными историческими дисциплинами считаются:
- Археология – наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным (археологическим) памятникам.
- Этнография - исследует культуру, быт и нравы народов.
- Нумизматика – историческая дисциплина, изучающая монетное производство, историю денежно-весовых систем и денежного обращения.
- Палеография – наука, изучающая внешние признаки рукописных и печатных источников в их историческом развитии (знаки письменности, почерки, материалы для письма, орудия письма, краски, чернила, штемпели, формат и переплет рукописей).
- Топонимика – наука, изучающая происхождение географических названий.
- Геральдика – изучение гербов.
- Антропология – изучает изменчивость физической организации человека в пространстве и времени по его костным останкам.
История, как правило, оперирует установленными фактами. Как и в других науках, в исторической науке постоянно идет накопление новых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников.
Исторические источники – это как бы остатки прошлой жизни, свидетельства о прошлом.
Вопрос: Каковы источники исторического знания?
Выделяют четыре основные группы исторических источников:
1) вещественные;
2) письменные;
3) изобразительные;
4) фонические
До изобретения письменности знания о прошлом передавались в устной форме, от поколения к поколению. При этом в живой памяти народа в виде легенд, преданий нередко сохранялись сведения о событиях глубочайшей древности, хотя и принимавшие мифологизированную, сказочную форму.
Вопросы:
1)Что такое миф?
2)Какие мифы вы знаете? («Рамаяна», «Калевала», «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Нить Ариадны», «Всемирный потоп» и др.)
3)Какие виды письменности вы знаете?
С появлением письменности – первые ее системы возникли в городах Др. Востока в IV-II тыс. до н.э. – события стали записываться. Чаще всего упоминались войны, набеги врагов, солнечные и лунные затмения, смена правителей. Со временем записи стали более подробными, начали сопровождаться комментариями, появились летописи (самая древняя китайская летопись – VIII в. до н.э.; в Европе и России летописи сохранялись до XV – XVIвв.). Большое влияние на взгляды летописцев оказали господствовавшие в их время религиозные воззрения.
Вопросы:
1)Какие религии вы знаете?
2)Где и когда они появились?
1.3. Концепции исторического развития.
2. Христианская концепция (Августин Блаженный, 354-430 гг.): Бог сотворил мир и человечество; человечество должно прийти к общине избранных и вечной жизни.
3. Концепция мыслителей Просвещения (XVIII в.): движение истории – это прогресс, смена низших форм высшими. Мерило прогресса – развитие культуры, науки, просвещения.
4. Марксизм (К.Маркс и Ф.Энгельс, XIX век): развитие человечества рассматривалось как естественноисторический процесс, движущей силой которого считалась борьба между классами (имущими и неимущими).
5. Теория локальных цивилизаций (Н.Я. Данилевский, О.Шпенглер, Л.Гумилев, XXвек):
Прогресс в том, что каждая новая цивилизация, наследуя достижения своих
предшественниц, достигает все более высоких уровней материальной и духовной
культуры.
1.4. Проблемы периодизации.
Проблемы периодизации связаны с общим взглядом на всемирную историю. Периодизация всегда условна.
- К французским просветителям XVIII в. восходит разделение исторического процесса на стадии дикости-варварства-цивилизации.
- С марксистским связана периодизация всемирной истории на первобытнообщинную-рабовладельческую-феодальную-капиталистическую-коммунистическую формации.
- Распространенной является периодизация, опирающаяся на представления о последовательной смене обществ аграрного-индустриального-постиндустриального типов.
- Традиционна периодизация исторического процесса по эпохам:
2,5 млн. л. н. – 4-3 тыс. до н.э. – Первобытность
4-3 тыс. до н.э. – V в. н.э. – Древность
V – конец XV в. – Средневековье
Конец XV- начало XX в. - Новое время
XX- начало XXI в. – Новейшее время.
II. Закрепление изученного материала. Практическая работа с раздаточным материалом.
III. Домашнее задание:
- учить тему;
- ответить на вопросы:
1) можно ли считать историческую науку точной и неоспоримой?
2) зачем нужна периодизация истории?
3) чем лично для Вас может быть интересна история?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.