Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)» в 4 классе УМК «Начальная инновационная школа» по теме «Молитва»
Оценка 4.9

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)» в 4 классе УМК «Начальная инновационная школа» по теме «Молитва»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
религиоведение
9 кл—11 кл +1
15.02.2022
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)» в 4 классе УМК «Начальная инновационная школа» по теме «Молитва»
Методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), «Основы православной веры» (для образовательных организаций с религиозным компонентом).
Методическая разработка открытого урока Голохматова Н.А..docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лингвистическая школа»

 муниципального образования городской округ  Люберцы

Московской области

(МОУ «Лингвистическая школа»)

 

Адрес: Московская область, г.о. Люберцы, Сиреневый бульвар, дом 1

                                            Почта: ling.school@mail.ru

                              +7 (499) 240-97-09

                                                                                               УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Лингвистичекская школа»

____________Н.Н.Соловьева

(подпись, печать)

 

Методическая разработка урока

«Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)»

в 4 классе

УМК «Начальная инновационная школа»

по теме «Молитва»

 

 

 

Разработчик:

                                                   Голохматова Н.А. учитель

 

 

 

 

 МО  г.о. Люберцы

2021

 

 

 

Номинация

 

·        Лучшая методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), «Основы православной веры» (для образовательных организаций с религиозным компонентом).

 

 

 

 

МОУ "Лингвистическая школа"

Методическая разработка  урока

«Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)»

в 4 классе

УМК «Начальная инновационная школа»

по теме «Молитва»

Цель: Осмысление молитвы как разговора человека с Богом, формы возможного общения человека с Богом. Знакомство с православным отношением христиан  и других религий  к Богу, с молитвой «Отче наш».

Задачи:

·         познакомиться с понятием «молитва», узнать значение молитвы в православной культуре; познакомиться с видами молитвы; узнать о происхождении молитвы «Отче наш», понять смысл входящих в нее слов и выражений.

·         воспитывать доброту, терпение, умение благодарить;

·         развивать умение вести диалог, делать самостоятельно выводы, работать в группах.

 

Ход урока

 

Деятельность

учителя

Деятельность

детей

(ответы)

Структурные элементы урока

 

1.Оргмомент

 

 

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы будем учиться слушать себя, учиться общаться с Богом.

 

 

 

 

2. Проверка домашнего задания

 

- На прошлых уроках вы мне рассказывали много историй из жизни исторических личностей.

- А я хочу спросить, поделились ли вы дома со своими родными услышанным и увиденным?

 

- Да

 

- Что особенно вам запомнилось и понравилось?

Ответы детей

 

-Скажите, для чего жили эти люди?

 

-Надо стараться жить так, чтобы побеждало добро.

 

 

- Удивительно простые и правильные слова.

 

 

 

 

3. Целеполагание

 

- Сегодня мы продолжим путешествие в мир православной культуры.

- Посмотрите, пожалуйста, видео и ответьте на вопрос.

 

 

Демонстрация видео «Молитва Ангелу - Хранителю».

Приложение №1

- О чем просит автор песни?

- А может быть, кто-то догадается, о чем будет наш сегодняшний разговор на уроке.

 

 

- Прозвучала песня на замечательные стихи Петра Андреевича Вяземского.

- Итак, о чем же просил автор?

Ответы детей:

- О том, чтобы ангел научил его молиться.

 

 

- Может быть, вы уже догадались о теме нашего урока?

 

- Предположения детей.

 

- Правильно, мы будем учиться молиться, а именно узнаем молитвы, при помощи которых люди общаются с Богом.

 

 

 

Тема урока «Молитва»

- Давайте подумаем, что мы знаем или слышали о молитве?

Ответы детей

Демонстрация

презентации

(Слайд 1)

Приложение №2

- А хотите узнать больше?

Ответы детей

 

 

4. Открытие нового

 

- Давайте разберемся в значении слова «Молитва». 

 

Демонстрация

презентации

(Слайд 2)

Приложение №2

Корень «мол» / от латинского «mollire» – умягчать/ указывает на то, что молитва умягчает наше сердце и душу.

- Словарь Ожегова дает такое определение «Молитва - моление, обращенное к Богу, к святым».

Словарь Ефремовой пишет «Молитва - хвалебное, благодарственное или просительное обращение к Богу, святым».

- Скажите, пожалуйста, что общего вы заметили в этих определениях?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

- Молитва это обращение. При помощи молитвы человек обращается к Богу, т.е. общается.

- Молитва – беседа человека с Богом, святыми и небесными силами. Это слово Истины, утешающее, умягчающее и окрыляющее человека; это свет в душе.

 

Демонстрация

презентации

(Слайд 3) Приложение №2

- За свою жизнь человек попадает в разные ситуации: бывают радости, горести, тревоги, страхи. И всегда внутри него звучит немое обращение, просьба к сильному и доброму, кто обязательно поможет и подскажет. Вспомните, у каждого из нас были такие моменты. Верно, ребята?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

- Именно тогда мы приближаемся к Богу.

 

Демонстрация

презентации

(Слайд 4) Приложение №2

- Как вы думаете, для разных случаев должны быть разные молитвы?

Ответы детей

 

- Существует три вида молитв. А вот какие нам предстоит понять. Работать будем в группах. - А самое главное правило работы в группе?

- Слушать все мнения и не перебивать.

 

 

 

 

- Слушать все мнения и не перебивать.

 

 

Задание:

В полученных конвертах вам следует определить название молитвы, подобрать символ, картинку, передающую смысл, и фразу, которая может подойти к данному виду молитвы. Оформить работу.  

 

В полученных конвертах дети находят и выбирают нужное их группе название молитвы, символ, картинку, передающую смысл, и фразу, которая может подойти к данному виду молитвы. Далее  приклеивают листочки с нужной информацией на лист А4./ до 7 минут/

 

 

- Итак, группы  готовы и мы начинаем презентацию составленных интеллект – карт.

Дети по одному человеку от группы выходят и коротко рассказывают о проделанной работе и объясняют, почему они выбрали именно эту информацию. /до 2 мин./

Демонстрация

работ учащихся

Приложение №3

На доске – плакат «Виды молитв». Учитель собирает на доске общую интеллект – карту. (Без указания взаимосвязей)

 

 

Демонстрация

презентации

(Слайды 5,6,7,8,9,10,11) Приложение №2

- Посмотрите, у нас получилась общая интеллект-карта, но пока она еще не до конца готова. Попробуем в ходе урока добавить взаимосвязи.

 

Демонстрация

презентации

(Слайд 12) Приложение №2

 

5. Физкультминутка

 

Мы руки к небу превозносим.
И милости у Бога просим.
Чтоб Он помог тебе и мне
И всем живущим на земле.

 

Демонстрация

презентации

(Слайд 13) Приложение №2

 

6. Открытие нового /продолжение/

 

- Приходилось ли вам слышать выражение: это надо знать, как «Отче наш»!

- Что оно означает?

- Знать очень хорошо, повторить в любой момент.

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

- Почему, на ваш взгляд, выражения «как Отче наш» и «знать очень хорошо» имеют одинаковое значение? 

- Потому, что на Руси все православные знали «Отче наш».

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

- Может быть кто-то знает, что такое «Отче наш»?

- Молитва.

Ответы детей

 

- Это очень известная молитва, название, которой образовано от ее первых слов. «Отче наш, Иже еси на небесех!». А самое главное, она подарена людям самим Иисусом Христом. Он учил так молиться.

- Давайте послушаем эту молитву и проследим глазами по тексту.

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация

презентации

(Слайд 14) Приложение №2

- Что вы заметили необычного? 

Ответы детей

Демонстрируется видео с молитвой «Отче наш».

Приложение №4

 

- Итак, что же необычного в этой молитве?

- Молитва звучит на старославянском языке.

- И от этого она не очень понятна современным людям.

Ответы детей

 

- А хотите перевести ее на русский язык?

- Перед вами таблица, где с правой стороны записаны фразы из молитвы, а слева место для перевода. Попробуем заполнить колонку справа.

Разбираем вместе текст молитвы

Демонстрация

презентации

(Слайд 15) Приложение №2

Отче

Отец

Иже

Который

Иже еси на небесех

Который находится на небесах, или небесный

Да

Пусть

 

Святится

Прославляется

Яко

Как

На небеси

На небе

Насущный

Необходимый для существования

 

Даждь

Дай

 

Днесь

Сегодня

 

Остави

Прости

Долги

Грехи

Должником

нашим

Тем людям, которые против нас согрешили

Искушение

Соблазн, опасность впасть в грех

 

Лукаваго

Всего хитрого и злого

- Ребята, если молитву читает священник. Он заканчивает ее словами признания воли Творца или славословием «Ибо твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». Слово «Аминь» означает «Да будет так».

 

 

- Теперь смысл молитвы вам стал понятнее?

- Каждый верующий считает своим долгом знать наизусть эту молитву.

 

Ответы детей

 

- Обратимся к нашей интеллект-карте. Определите, пожалуйста, к какому виду молитв относится «Отче наш» или здесь не все так просто?

 

-Дети перечитывают молитву и делают вывод, что в начале и в конце молитвы идет прославление Бога – значит хвалебная, а в середине молитвы – просьба к Богу о хлебе насущном и прощении грехов т. е. – просительная. Таким образом, молитва может объединять несколько видов.

 

Демонстрация

презентации

(Слайд 16) Приложение №2

Молитвы могут быть как самостоятельными, так и объединять в себе несколько видов молитв.

- Как вы думаете от чего это зависит?

- От того что хочет человек сказать Богу.

 

- А что и как нужно сказать, чтобы Бог услышал вашу молитву?

- Искренне, от сердца.

 

 

- А еще нужно иметь твердую веру в то, что Бог не оставит вас и обязательно вам поможет.

 

 

 

- Христиане верят, что Господь слышит любую молитву, которая идет от сердца, даже если вы забыли слова настоящей молитвы или заменили их.

- Посмотрите на экран.

 

Демонстрация

презентации

(Слайд 17,18,19) Приложение №2

 

 

Какой вывод можно сделать?

- Главное чтобы вы искренне верили в силу Бога, силу слова.

 

 

Демонстрация видео  «Память воды»

Приложение №5

Учеными доказано, что под действием слова изменяется молекула воды. Проводился опыт, в котором воде говорили разные слова, после чего ее быстро замораживали. Посмотрите, что получалось при этом.

- Вот так выглядит вода, услышавшая слово «спасибо, любовь». А этой воде сказали «дурак». А вот вода, которая послушала православную молитву, мусульманскую молитву, буддийскую молитву. Посмотрите, какие красивые правильные формы приняла вода.

- Представьте, какой силой обладает слово! А если оно сказано с твердой верой, оно обязательно дойдет до Бога. Поэтому произнося молитву, надо верить в силу каждого ее слова.

 

 

 

Демонстрация фотографий замерзших молекул воды. (Слайды 17,18,19,20) Приложение №2

 

 

7. Итог урока

 

Действие молитвы поистине сильно: как часто она превращает зло в добро; под ее влиянием из тьмы появляется свет; горе обращается в радость; среди бури возникает тишина, утихает всякая боль.

- С какой молитвой вы сегодня познакомились?

-Сегодня ваши сердца наполнились радостью. Прошу вас поделиться своими чувствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Отче наш.

 

 

 

Ребята рисуют свои впечатления от урока.

 

 

Рефлексия

 

- Посмотрите на экран и попробуйте продолжить фразы:

- Сегодня я узнал…

- Меня удивило…

- Мне захотелось…

- Молодцы! Урок окончен.

 

Демонстрация

презентации

(Слайд 21) Приложение №2

 

 

Приложение:

Приложение № 1 «Молитва Ангелу Хранителю»

Приложение №2 «Молитва»

Приложение №3 «Интеллект – карта»

Приложение №4 «Молитва «Отче наш»

Приложение №5 «Память воды»

Приложение №6

 

Используемая литература:

1.     Учебник: Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры : учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений: / А.В Бородина. - 2-е изд.- М. : ООО «Русское слово – учебник».

2.     Лукашенкова Ж. В. Формирование духовно- нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеурочной деятельности из опыта работы учителя.

3.     Интернет ресурсы.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лингвистическая школа» муниципального образования городской округ

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лингвистическая школа» муниципального образования городской округ

Номинация · Лучшая методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), «Основы духовно-нравственной культуры народов

Номинация · Лучшая методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), «Основы духовно-нравственной культуры народов

Проверка домашнего задания -

Проверка домашнего задания -

Может быть, вы уже догадались о теме нашего урока? -

Может быть, вы уже догадались о теме нашего урока? -

Богу, т.е. общается. - Молитва – беседа человека с

Богу, т.е. общается. - Молитва – беседа человека с

Оформить работу.

Оформить работу.

Почему, на ваш взгляд, выражения «как

Почему, на ваш взгляд, выражения «как

Попробуем заполнить колонку справа

Попробуем заполнить колонку справа

Обратимся к нашей интеллект-карте

Обратимся к нашей интеллект-карте

Проводился опыт, в котором воде говорили разные слова, после чего ее быстро замораживали

Проводился опыт, в котором воде говорили разные слова, после чего ее быстро замораживали

Рефлексия - Посмотрите на экран и попробуйте продолжить фразы: -

Рефлексия - Посмотрите на экран и попробуйте продолжить фразы: -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2022