Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лингвистическая школа»
муниципального образования городской округ Люберцы
Московской области
(МОУ «Лингвистическая школа»)
Адрес: Московская область, г.о. Люберцы, Сиреневый бульвар, дом 1 |
Почта: ling.school@mail.ru +7 (499) 240-97-09 |
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Лингвистичекская школа»
____________Н.Н.Соловьева
(подпись, печать)
Методическая разработка урока
«Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)»
в 4 классе
УМК «Начальная инновационная школа»
по теме «Молитва»
Разработчик:
Голохматова Н.А. учитель
МО г.о. Люберцы
2021
Номинация
· Лучшая методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), «Основы православной веры» (для образовательных организаций с религиозным компонентом).
МОУ
"Лингвистическая школа"
Методическая разработка урока
«Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)»
в 4 классе
УМК «Начальная инновационная школа»
по теме «Молитва»
Цель: Осмысление молитвы как разговора человека с Богом, формы возможного общения человека с Богом. Знакомство с православным отношением христиан и других религий к Богу, с молитвой «Отче наш».
Задачи:
· познакомиться с понятием «молитва», узнать значение молитвы в православной культуре; познакомиться с видами молитвы; узнать о происхождении молитвы «Отче наш», понять смысл входящих в нее слов и выражений.
· воспитывать доброту, терпение, умение благодарить;
· развивать умение вести диалог, делать самостоятельно выводы, работать в группах.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность детей (ответы) |
Структурные элементы урока |
|||||
1.Оргмомент
|
|||||||
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы будем учиться слушать себя, учиться общаться с Богом.
|
|
|
|||||
2. Проверка домашнего задания
|
|||||||
- На прошлых уроках вы мне рассказывали много историй из жизни исторических личностей. - А я хочу спросить, поделились ли вы дома со своими родными услышанным и увиденным?
|
- Да |
|
|||||
- Что особенно вам запомнилось и понравилось? |
Ответы детей |
|
|||||
-Скажите, для чего жили эти люди?
|
-Надо стараться жить так, чтобы побеждало добро.
|
|
|||||
- Удивительно простые и правильные слова.
|
|
|
|||||
3. Целеполагание
|
|||||||
- Сегодня мы продолжим путешествие в мир православной культуры. - Посмотрите, пожалуйста, видео и ответьте на вопрос.
|
|
Демонстрация видео «Молитва Ангелу - Хранителю». Приложение №1 |
|||||
- О чем просит автор песни? - А может быть, кто-то догадается, о чем будет наш сегодняшний разговор на уроке. |
|
|
|||||
- Прозвучала песня на замечательные стихи Петра Андреевича Вяземского. - Итак, о чем же просил автор? |
Ответы детей: - О том, чтобы ангел научил его молиться.
|
|
|||||
- Может быть, вы уже догадались о теме нашего урока?
|
- Предположения детей. |
|
|||||
- Правильно, мы будем учиться молиться, а именно узнаем молитвы, при помощи которых люди общаются с Богом.
|
|
|
|||||
Тема урока «Молитва» |
|||||||
- Давайте подумаем, что мы знаем или слышали о молитве? |
Ответы детей |
Демонстрация презентации (Слайд 1) Приложение №2 |
|||||
- А хотите узнать больше? |
Ответы детей |
|
|||||
4. Открытие нового
|
|||||||
- Давайте разберемся в значении слова «Молитва». |
|
Демонстрация презентации (Слайд 2) Приложение №2 |
|||||
Корень «мол» / от латинского «mollire» – умягчать/ указывает на то, что молитва умягчает наше сердце и душу. - Словарь Ожегова дает такое определение «Молитва - моление, обращенное к Богу, к святым». Словарь Ефремовой пишет «Молитва - хвалебное, благодарственное или просительное обращение к Богу, святым». - Скажите, пожалуйста, что общего вы заметили в этих определениях? |
Ответы детей |
|
|||||
- Молитва это обращение. При помощи молитвы человек обращается к Богу, т.е. общается. - Молитва – беседа человека с Богом, святыми и небесными силами. Это слово Истины, утешающее, умягчающее и окрыляющее человека; это свет в душе. |
|
Демонстрация презентации (Слайд 3) Приложение №2 |
|||||
- За свою жизнь человек попадает в разные ситуации: бывают радости, горести, тревоги, страхи. И всегда внутри него звучит немое обращение, просьба к сильному и доброму, кто обязательно поможет и подскажет. Вспомните, у каждого из нас были такие моменты. Верно, ребята?
|
Ответы детей |
|
|||||
- Именно тогда мы приближаемся к Богу. |
|
Демонстрация презентации (Слайд 4) Приложение №2 |
|||||
- Как вы думаете, для разных случаев должны быть разные молитвы? |
Ответы детей |
|
|||||
- Существует три вида молитв. А вот какие нам предстоит понять. Работать будем в группах. - А самое главное правило работы в группе? - Слушать все мнения и не перебивать.
|
- Слушать все мнения и не перебивать.
|
|
|||||
Задание: В полученных конвертах вам следует определить название молитвы, подобрать символ, картинку, передающую смысл, и фразу, которая может подойти к данному виду молитвы. Оформить работу.
|
В полученных конвертах дети находят и выбирают нужное их группе название молитвы, символ, картинку, передающую смысл, и фразу, которая может подойти к данному виду молитвы. Далее приклеивают листочки с нужной информацией на лист А4./ до 7 минут/
|
|
|||||
- Итак, группы готовы и мы начинаем презентацию составленных интеллект – карт. |
Дети по одному человеку от группы выходят и коротко рассказывают о проделанной работе и объясняют, почему они выбрали именно эту информацию. /до 2 мин./ |
Демонстрация работ учащихся Приложение №3 |
|||||
На доске – плакат «Виды молитв». Учитель собирает на доске общую интеллект – карту. (Без указания взаимосвязей)
|
|
Демонстрация презентации (Слайды 5,6,7,8,9,10,11) Приложение №2 |
|||||
- Посмотрите, у нас получилась общая интеллект-карта, но пока она еще не до конца готова. Попробуем в ходе урока добавить взаимосвязи. |
|
Демонстрация презентации (Слайд 12) Приложение №2 |
|||||
5. Физкультминутка
|
|||||||
Мы руки к небу превозносим. |
|
Демонстрация презентации (Слайд 13) Приложение №2 |
|||||
6. Открытие нового /продолжение/
|
|||||||
- Приходилось ли вам слышать выражение: это надо знать, как «Отче наш»! - Что оно означает? - Знать очень хорошо, повторить в любой момент.
|
Ответы детей |
|
|||||
- Почему, на ваш взгляд, выражения «как Отче наш» и «знать очень хорошо» имеют одинаковое значение? - Потому, что на Руси все православные знали «Отче наш».
|
Ответы детей |
|
|||||
- Может быть кто-то знает, что такое «Отче наш»? - Молитва. |
Ответы детей |
|
|||||
- Это очень известная молитва, название, которой образовано от ее первых слов. «Отче наш, Иже еси на небесех!». А самое главное, она подарена людям самим Иисусом Христом. Он учил так молиться. - Давайте послушаем эту молитву и проследим глазами по тексту.
|
|
Демонстрация презентации (Слайд 14) Приложение №2 |
|||||
- Что вы заметили необычного? |
Ответы детей |
Демонстрируется видео с молитвой «Отче наш». Приложение №4
|
|||||
- Итак, что же необычного в этой молитве? - Молитва звучит на старославянском языке. - И от этого она не очень понятна современным людям. |
Ответы детей |
|
|||||
- А хотите перевести ее на русский язык? - Перед вами таблица, где с правой стороны записаны фразы из молитвы, а слева место для перевода. Попробуем заполнить колонку справа. |
Разбираем вместе текст молитвы |
Демонстрация презентации (Слайд 15) Приложение №2 |
|||||
Отче |
Отец |
||||||
Иже |
Который |
||||||
Иже еси на небесех |
Который находится на небесах, или небесный |
||||||
Да |
Пусть
|
||||||
Святится |
Прославляется |
||||||
Яко |
Как |
||||||
На небеси |
На небе |
||||||
Насущный |
Необходимый для существования
|
||||||
Даждь |
Дай
|
||||||
Днесь |
Сегодня
|
||||||
Остави |
Прости |
||||||
Долги |
Грехи |
||||||
Должником нашим |
Тем людям, которые против нас согрешили |
||||||
Искушение |
Соблазн, опасность впасть в грех
|
||||||
Лукаваго |
Всего хитрого и злого |
||||||
- Ребята, если молитву читает священник. Он заканчивает ее словами признания воли Творца или славословием «Ибо твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». Слово «Аминь» означает «Да будет так». |
|
|
|||||
- Теперь смысл молитвы вам стал понятнее? - Каждый верующий считает своим долгом знать наизусть эту молитву.
|
Ответы детей |
|
|||||
- Обратимся к нашей интеллект-карте. Определите, пожалуйста, к какому виду молитв относится «Отче наш» или здесь не все так просто?
|
-Дети перечитывают молитву и делают вывод, что в начале и в конце молитвы идет прославление Бога – значит хвалебная, а в середине молитвы – просьба к Богу о хлебе насущном и прощении грехов т. е. – просительная. Таким образом, молитва может объединять несколько видов.
|
Демонстрация презентации (Слайд 16) Приложение №2 |
|||||
- Молитвы могут быть как самостоятельными, так и объединять в себе несколько видов молитв. - Как вы думаете от чего это зависит? |
- От того что хочет человек сказать Богу. |
|
|||||
- А что и как нужно сказать, чтобы Бог услышал вашу молитву? |
- Искренне, от сердца.
|
|
|||||
- А еще нужно иметь твердую веру в то, что Бог не оставит вас и обязательно вам поможет.
|
|
|
|||||
- Христиане верят, что Господь слышит любую молитву, которая идет от сердца, даже если вы забыли слова настоящей молитвы или заменили их. - Посмотрите на экран. |
|
Демонстрация презентации (Слайд 17,18,19) Приложение №2
|
|||||
- Какой вывод можно сделать? - Главное чтобы вы искренне верили в силу Бога, силу слова.
|
|
Демонстрация видео «Память воды» Приложение №5 |
|||||
- Учеными доказано, что под действием слова изменяется молекула воды. Проводился опыт, в котором воде говорили разные слова, после чего ее быстро замораживали. Посмотрите, что получалось при этом. - Вот так выглядит вода, услышавшая слово «спасибо, любовь». А этой воде сказали «дурак». А вот вода, которая послушала православную молитву, мусульманскую молитву, буддийскую молитву. Посмотрите, какие красивые правильные формы приняла вода. - Представьте, какой силой обладает слово! А если оно сказано с твердой верой, оно обязательно дойдет до Бога. Поэтому произнося молитву, надо верить в силу каждого ее слова.
|
|
Демонстрация фотографий замерзших молекул воды. (Слайды 17,18,19,20) Приложение №2
|
|||||
7. Итог урока
|
|||||||
- Действие молитвы поистине сильно: как часто она превращает зло в добро; под ее влиянием из тьмы появляется свет; горе обращается в радость; среди бури возникает тишина, утихает всякая боль. - С какой молитвой вы сегодня познакомились? -Сегодня ваши сердца наполнились радостью. Прошу вас поделиться своими чувствами. |
- Отче наш.
Ребята рисуют свои впечатления от урока. |
|
|||||
Рефлексия
|
|||||||
- Посмотрите на экран и попробуйте продолжить фразы: - Сегодня я узнал… - Меня удивило… - Мне захотелось… - Молодцы! Урок окончен. |
|
Демонстрация презентации (Слайд 21) Приложение №2
|
|||||
Приложение:
Приложение № 1 «Молитва Ангелу Хранителю»
Приложение №2 «Молитва»
Приложение №3 «Интеллект – карта»
Приложение №4 «Молитва «Отче наш»
Приложение №5 «Память воды»
Приложение №6
Используемая литература:
1. Учебник: Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры : учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений: / А.В Бородина. - 2-е изд.- М. : ООО «Русское слово – учебник».
2. Лукашенкова Ж. В. Формирование духовно- нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеурочной деятельности из опыта работы учителя.
3. Интернет ресурсы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.