Методическая разработка урока
по чтению и развитию речи
для обучающихся 5 класса
специальной (коррекционной) школы VIII вида
Составитель
Шерлаимова Т.В. учитель
Тема: Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима.»
Цель. Совершенствование навыков беглого выразительного чтения.
Развитие внимания, памяти, связной устной речи.
Воспитание любви к природе, бережного отношения к ней.
Оборудование: картины о природе, снежинки, кроссворд, письмо Феи, животные, магнитная доска, звукозаписи.
Ход урока.
ОРГ. МОМЕНТ.
Сегодня, ребята, у нас не совсем обычный урок. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в волшебную страну. Нас пригласила к себе в гости прекрасная Фея в один из уголков своего волшебного царства. И как туда попасть, я тоже не знаю. А вот и её первая подсказка. Сейчас мы послушаем стихотворение А.С.Пушкина в исполнении Народного артиста России Юрия Васильева ивы ответите на вопрос: о каком времени года идёт речь в стихотворении? (Время года - зима).
- Но как же туда попасть? Не оставила ли нам Фея ещё какой-нибудь знак? Мне кажется, что вот эта снежинка необычная. Так и есть, в ней какая-то записка.
Письмо Феи.
Дорогие, ребята!
Сегодня я перенесу вас в свои владения. Это будет Зимнее царство. Для того, чтобы попасть туда вам надо показать свои знания. Вы справитесь, я знаю, я уверена в вас. Удачи вам, ребята!
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
Сегодня на уроке, шагая по дорогам зимнего царства, мы вернёмся к прочитанным произведениям по теме «Картины родной природы» Зима.
Вспомним, какие учили стихи, что читали, постараемся передать то настроение, о котором хотели сказать нам авторы. Опишем зимнее время года, так как мы видим, чувствуем.
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
- Слышите, это Фея пролетает над своей страной, указывая нам путь в царство Зимы…
- Мы в волшебном царстве. Поприветствуем жителей этого замечательного уголка.
1. УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ.
И.п. Встать, расправить плечи, голову держать прямо.
-Глубокий вдох( на счёт 1-5).
- Задержка дыхания( на счёт 1-3).
- Выдох( на счёт 1-5).
2. ЧТЕНИЕ ЧЕТВЕРОСТИШЕЙ.
( глаза, шёпотом, тихо, громко, по рядам, парами, по одному).
К НАМ ПРИШЛА ЗИМА САМА!
ПРИНЕСЛА ВО ДВОР ЗИМА
СНЕГ ПУШИСТЫЙ, ЛЁД, СНЕЖИНКИ,
САНКИ, ЛЫЖИ И КОНЬКИ!
3. « БЕГУЩАЯ ЛЕНТА».
- Почитать пословицу. КТО МНОГО ЧИТАЕТ, ТОТ МНОГО ЗНАЕТ.
- Что означает эта пословица?
- Приятно ли общаться с умным человеком?
РАБОТА ПО ТЕМЕ.
Фея тоже так считает. И посмотрите, что она нам подарила - книгу и не просто книгу , а Мудрую книгу.
-Что значит мудрая?
Здесь не хватает одной страницы, Фея предложила нам её собрать. В каждой книге есть стихи, рассказы, иллюстрации к ним. Вот этой то странички с иллюстрацией и не хватает. Мы должны её собрать , а чтобы собрать надо выполнить задание Феи.
Если мы будем выполнять все задания правильно, то вам будет дозволено, попасть в самый тайный уголок зимнего царства, там волшебники колдуют над страницей, и вы сможете им помочь.
1. страница.
Разгадать кроссворд «Зима», записать отгадку в кроссворд.
|
1 |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|||||||||
2 |
|
|
|
|
5 |
|
|||||
|
|
|
|||||||||
3 |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|||||||||
|
4 |
|
|
|
|
||||||
1.Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.(снег).
-С чем сравнивается снег?
2.Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (февраль).
-Почему вы решили, что это февраль?
3.Запорошила дорожки,
Разукрасила Окошки.
Радость детям подарила И на санках прокатила. (зима).
-Какую радость подарила детям зима?
4.И снег и лёд,
А серебром деревья уберёт. (иней).
-Приходилось ли вам видеть иней?
-Показать иней на картине.
1.Покружились звёздочки
В воздухе немножко,
Сели и растаяли На моей ладошке. (снежинки).
-Какой формы бывают снежинки? (снежинки у детей на столах).
5.Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу! (лыжи).
-Почему автор назвал лыжи две курносые подружки?
2. страница «Найди свою половинку».
Соединить половинку своей снежинки с другой половинкой, на одной половине снежинки имя автора, на другой - название произведения.
1.Зима. Ф. Тютчев.
2.Декабрь. Г. Скребицкий.
3.К зиме. К. Бальмонт.
4.Всяк по – своему. Г. Скребицкий.
5.Поёт зима – аукает. С.Есенин.
6.Берёза. С. Есенин.
7.Зимняя дорога. А. Пушкин.
3. страница «Поэты о природе».
1.- В каком стихотворении поэт называет Зиму «чародейка»?
- Что значит слово «чародейка»?
( рассказывание стихотворения наизусть).
- Какие слова передают красоту зимнего леса?
2…На коньках начнём кататься мы на звонком льду…
- Из какого стихотворения эти строки?
-Чему рады дети?
( рассказывание стихотворения наизусть).
- Какие ещё зимние забавы знаете?
3. С. Есенин подарил нам два прекрасных стихотворения. Чтение стихотворения «Берёза» наизусть.
- С чем автор сравнивает снег на ветках берёзы?
- Из серии картин выбрать ту, которая подходит к данному стихотворению.
- Кого поэт жалеет в стихотворении «Поёт зима- аукает»? Как надо читать начало стихотворения, конец?
Выразительное чтение стихотворения.
- Какое чувство вызывают у вас озябшие воробьишки?
- Какую помощь вы можете оказать птицам зимой?
4. страница «Следы на снегу».
- Почему зимой мы можем видеть следы зверей?
- Из какого произведения эти строки?
…В лесу теперь тихо… (Декабрь. Г.Скребицкий).
(выборочное чтение)
- Найти и прочитать, как проводят зиму барсуки, ежи, медведи. (стр.132).
- Прочитать, каких птиц спасает снег от холода?
- Зачем растениям необходим снежный покров? Прочитать.
- В каком произведении зайчик обрадовался снегу? (Всяк по-своему. Г.Скребицкий).
- Чем эта история похожа на сказку?
- Пересказать историю от имени зайца.
- Легко ли животным в зимнее время года? Почему?
- Чем мы можем помочь животным?
5. страница «Загадка». Подобрать родственные слова к слову-отгадке.
1.Лежал, лежал, а весной в реку убежал. (снег).
2.Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (мороз).
3.Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка:
Тряхнёт перинки,
Над миром пушинки? (зима).
- Составить предложения с данными словами.
- Составить рассказ по данному плану и картине, составленной учащимися (выставляется картина).
1.Природа зимой.
2.Звери и птицы зимой.
3.Помощь зимующим птицам.
ИТОГ УРОКА
- У кого мы были в гостях?
- Куда приглашала нас Фея?
- Что вам особенно запомнилось, понравилось? Почему?
КОММЕНТИРОВАНИЕ ОЦЕНОК.
- Слышите, это Фея пролетает над своей страной и указывает нам дорогу домой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.