Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Пермское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
Методическая разработка урока по химии для 8 класса
«Химические индикаторы»
Преподаватель:
Сурикова Ольга Викторовна,
преподаватель отдельной дисциплины
(физика, химия, биология)
пгт Звездный
2022 год
Пояснительная записка
Урок химии «Экспериментальное определение растворов кислот и щелочей» разработан для 8 класса с целью систематизации и укрупнения знаний по разделу «Классы неорганических соединений». Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что просто обзорное изучение термина «индикаторы», как это продиктовано школьной программой, само по себе не имеет почти никакого практического смысла. Важно научить детей пользоваться индикаторами и применять полученные знания, умения и навыки для изучения других родственных тем.
Данный урок в 8 классе выстроен таким образом, что, изучая новую тему «Индикаторы», обучающиеся расширяют и углубляют знания о таких классах неорганических веществ, как кислоты и основания.
Ведущей технологией на уроке является исследовательская технология, которая позволяет объединить материал разных тем в единое целое. Кроме того, нельзя забывать о том, что химия – это, прежде всего, наука экспериментальная. Только опытным путём можно добиться желаемых результатов в приобретении знаний обучающимися 8 классов, которые только приступили к изучению этого сложного естественно-научного предмета.
В организации урока реализуется деятельностный подход, который осуществляется через индивидуальную, фронтальную и групповую формы работы.
Для привлечения внимания и повышения интереса к теме, используются информационные технологии, как средство наглядного оформления, а также на этапе первичного усвоения знаний (работа в малых группах с интерактивным тестом). При этом, результаты интерактивного теста преподаватель выводит на доску и в зависимости от уровня его выполнения (90-100% - отличный, 70-89% - хороший, 50-69% - удовлетворительный), суворовцы получают дифференцированное домашнее задание. Домашнее задание для суворовцев, освоивших новый учебный материал на «хорошо» и «отлично» имеет практико-ориентированный характер: одним предстоит найти информацию по природным индикаторам и выяснить их биологическую роль, а другим – найти информацию о том, какой характер среды (pH) имеют биологические жидкости или жидкости, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни: слюна, кровь, кофе, молоко, желудочный сок, лимонный сок, лимфа, раствор пищевой соды и т.д.
Суворовцы, получившие за урок отметку «удовлетворительно», получают репродуктивное домашнее задание – выучить окраску индикаторов в зависимости от реакции среды.
Здоровьесберегающая технология предназначена для предупреждения переутомления и усталости суворовцев. Элементы технологий проблемного обучения и развития критического мышления позволяют активизировать мыслительную деятельность обучающихся.
Разработка урока может быть полезна преподавателям химии суворовских училищ и кадетских корпусов.
Использование современных образовательных технологий
Современные образовательные технологии |
Этапы урока, на которых технология применяется |
Инновационный прием и методы работы |
Элементы проблемного обучения |
Мотивация к учебной деятельности |
Создание проблемной ситуации: поиск решения, выдвижение гипотезы |
Здоровьесберегающая технология |
Динамическая пауза |
Выполнение упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук; для улучшения мозгового кровообращения; для снятия напряжения с глаз |
Технология исследовательской деятельности |
Открытие нового знания |
Выполнение химического эксперимента в малых группах (по 4 человека) |
Элементы ИКТ-технологии |
Открытие нового знания; проверка усвоения знаний
|
Выполнение интерактивного теста в on-lineсервисе BRAINOOM (на ноутбуках) в малых группах (по 4 человека) |
Элементы технологии развития критического мышления |
Рефлексия |
Создание условий для самооценки по изученной теме. |
План-конспект урока
Класс: 8
Тема: Экспериментальное определение растворов кислот и щелочей
Цель: создание условий для расширения и углубления знаний по теме «Кислоты и щёлочи» на основе представления о их качественных реакциях с участием индикаторов и универсальной индикаторной бумаги.
Задачи:
Обучающие:
· закрепить знания по номенклатуре оснований и кислот;
· познакомить с понятиями: «универсальная индикаторная бумага», «индикатор» и видами индикаторов;
· способствовать формированию знаний об изменении окраски универсальной индикаторной бумаги и индикаторов в зависимости от реакции среды;
· закрепить правила техники безопасности при работе в химической лаборатории;
Развивающие:
· продолжить формирование умений работать с лабораторной посудой и химическими реактивами;
· развивать психические процессы: внимание, память и мышление;
· развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний;
· развивать навыки самоконтроля;
Воспитательные:
· воспитывать самостоятельность и ответственность;
· воспитывать умение работать в группе;
· воспитывать экологическую грамотность;
· формировать потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи.
Методическая цель: продемонстрировать применение технологии исследовательской деятельности.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Используемые технологии обучения: элементы ИКТ-технологии; элементы технологии проблемного обучения; здоровьесберегающая технология; технология исследовательской деятельности; элементы технологии развития критического мышления.
Оснащённость:
1.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: учебники и тетради; дидактические карточки; опорные листы с инструкциями по выполнению практической работы; лабораторная посуда: химические стаканы и пробирки; химические реактивы: раствор серной кислоты H2SO4, раствор гидроксида калия KOH; универсальная индикаторная бумага; индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый.
2.Электронно-програмное обеспечение: интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбуки, Интернет.
Технологическая карта
Этапы урока |
Время, мин |
Деятельность |
Формируемые УУД |
|
Преподавателя |
Обучаемых |
|||
1. Организационный момент |
1 |
Демонстрирует свою готовность к уроку, проверяет готовность учащихся к уроку.
|
Приветствуют преподавателя; показывают свою готовность к уроку: наличие учебников, рабочих тетрадей, дневников и т.д. |
Регулятивные: самоконтроль |
2. Актуализация знаний
Элементы ИКТ-технологии
|
6
|
Организует работу с интерактивной доской на повторение знаний по номенклатуре оснований и кислот Приложение 1– 3
|
Слушают, выполняют задания на карточках и на интерактивной доске.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
|
Регулятивные: самоконтроль Познавательные воспоминание, воспроизведение |
3.Мотивация к учебной деятельности
Элементы ИКТ –технологии
Элементы проблемного обучения
|
3 |
Демонстрирует бесцветные растворы серной кислоты и гидроксида калия; спрашивает суворовцев, как можно различить эти растворы. Рассказывает о использовании серной кислоты и гидроксида калия в военном деле Слайд 1
|
Пытаются предложить способы, которые позволяют различить раствор кислоты от щёлочи.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
|
Личностные: мотивация Познавательные поиск решения проблемы Коммуникативные: отстаивание своей точки зрения; умение слушать собеседника |
4. Формулирование темы и постановка цели
|
2
|
Задаёт вопросы, наводящие на тему урока; уточняет и корректирует Слайд 2
|
Слушают и отвечают на вопросы; формулируют тему урока; записывают тему урока в тетрадь Формы работы: индивидуальная, фронтальная. |
Познавательные целеполагание |
5. Динамическая пауза
Здоровье-сберегающая технология |
3 |
Предлагает сделать упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук; для улучшения мозгового кровообращения; для снятия напряжения с глаз Слайды 3 – 5
|
Выполняют упражнения
Формы работы: индивидуальная
|
Регулятивные: самоконтроль. |
6. Открытие нового знания
6.1. Универсальная индикаторная бумага
6.2. Индикатор, виды индикаторов
Элементы ИКТ –технологии
6.3. Изменение окраски универсальной индикаторной бумаги и индикаторов в зависимости от реакции среды
Технология исследова-тельской деятельности
|
18
3
15 |
Вводит понятия: «универсальная индикаторная бумага», «индикатор» и знакомит с учащихся с тремя видами индикаторов Слайд 6 – 7
Объясняет цель и этапы выполнения химического эксперимента, раздаёт опорные листы; помогает учащимся Приложение 4
|
Слушают, записывают
Формы работы: индивидуальная
Вспоминают правила работы с химической посудой и реактивами; слушают объяснения, выполняют предложенный химический эксперимент Форма работы- групповая. |
Регулятивные: самоконтроль; планирование Познавательные целеполагание; логические действия – анализ, синтез; установление причинно-следственных связей; структурирование знаний; наблюдение и эксперимент
Коммуникативные: отстаивание своей точки зрения; умение слушать собеседника; самостоятельно организовывать свою работу в группе |
7. Проверка усвоения знаний
Элементы ИКТ –технологии |
5 |
Предлагает учащимся выполнить интерактивный тест на ноутбуках (работа в малых группах по 4 человека) Слайд 8
Приложение 5
|
Выполняют интерактивный тест, знакомятся с результатом, просматривают свои ошибки
Форма работы- групповая. |
Регулятивные: самоконтроль Познавательные установление причинно-следственных связей; воспоминание; воспроизведение Коммуникативные: отстаивание своей точки зрения; умение слушать собеседника |
8. Рефлексия
Элементы развития технологии критического мышления |
5
|
Предлагает оценить работу всех учащихся в группе (одному суворовцу из каждой группы). Предлагает закончить предложение: «Сегодня на уроке… (мне удалось, вызвало затруднения, было интересно, научился…). Выставляет отметки. |
Оценивают работу каждого учащегося. Сообщают о своих достижениях и неудачах. Форма работы- фронтальная. |
Регулятивные: само- и взаимоконтроль; само- и взаимооценка. Коммуникативные: умение слушать. |
9. Объяснение домашнего задания
Элементы ИКТ –технологии |
2 |
Сообщает и объясняет; благодарит за урок Слайд 9-10
|
Записывают в дневники домашнее задание, ориентируясь на оценку, полученную на уроке Формы работы: индивидуальная |
Коммуникативные: умение слушать |
Краткая характеристика основных этапов урока
Этап актуализации знаний позволяет вспомнить ключевые моменты изученной темы «Кислоты и основания»: понятия, номенклатура и классификация.
Этап мотивации вызывает практический интерес у обучающихся – как отличить бесцветный раствор кислоты от такого же бесцветного раствора щёлочи?
Этап открытия нового знания знакомит обучающихся с новой темой «Индикаторы» и опытным путём (экспериментально) позволяет расширить и углубить ранее пройденную тему, с целью систематизации и укрупнения знаний по разделу «Классы неорганических соединений».
Этап проверки знаний позволяет каждому суворовцу определить свой уровень первичных знаний по новой теме, а преподавателю, в зависимости от полученных результатов, довести до суворовцев, дифференцированное задание на этапе объяснения домашнего задания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.