Муниципальное казенное образовательное учреждение Болотнинского района Новосибирской области Светлополянская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В.Х. Иванова
ХИМИЯ
Методическая разработка урока
«Основания»
Автор: Парахневич Марина Матвеевна,
учитель химии высшей квалификационной
категории МКОУ Светлополянской СОШ
с. Светлая Поляна, 2024
УРОК ХИМИИ В 8 КЛАССЕ
ТЕМА: «ОСНОВАНИЯ»
Цель урока:
Предметные: – познакомить с понятием основание, классификацией, свойствами и применением; дать понятие о качественных реакциях и индикаторах; сформировать представление о рН как о характеристике кислотности среды.
Метапредметные: развивать интеллектуальные способности обучающихся:
анализировать полученную информацию, выделять главное в классе неорганических веществ, делать выводы при выборе конкретного вещества, предложенном учителем, сотрудничать с одноклассниками, работая в группе, совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
Личностные: учиться работать в группах, продолжить формировать коммуникационную компетентность, работать над заданием, связывая его с реальными жизненными ситуациями.
Основные вводимые понятия урока: основания, гидроксид-ион, щелочи, индикаторы, рН-водородный показатель
Тип урока: комбинированный.
Ведущая педагогическая методология: проведение исследования
Компьютер, программное обеспечение Releon Lite, цифровой датчик рН.
Дополнительное оборудование: штатив с зажимом, три химических стаканов (25 мл), пробирки, промывалка с дистиллированной водой., чаша для смыва воды
Материалы и реактивы: 0,1М растворы NaOH, Ca(OH)2 (насыщенный раствор), Сu(OH)2, растворы индикаторов: лакмуса, метилового оранжевого, фенолфталеина; универсальная индикаторная бумага; фильтровальная бумага.
На столах учащихся: стеклянные палочки, вода в стакане, реактивы: гидроксид натрия (кристаллы), свежеполученный гидроксид меди(II), фенолфталеин
Оборудование и реактивы: таблица растворимости, таблица «Окраска индикаторов», демонстрационный штатив, пробирки
Эпиграф к уроку
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я пойму.
(Китайская народная мудрость)
Ход урока:
Этап урока 1. Организационный |
||
|
|
Этап урока 2. Актуализация и обобщение знаний |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предполагаемая продолжительность: 10 мин. Педагогическая деятельность учителя: проводит фронтальную беседу; актуализирует имеющиеся знания, помогает обобщению знаний о основаниях; создаёт для обучающихся проблемную ситуацию; побуждает к высказыванию предложений о способе и средствах достижения поставленной цели. Работа с терминами и понятиями. основания, гидроксид-ион, щелочи, индикаторы, рН-водородный показатель Проблемная ситуация. Ребята, сегодня нам предстоит еще раз убедиться, что химия многолика. Скажите мне: вы не знаете, чем мыли волосы женщины в Древней Руси? "Раствором золы". А рецепт был такой: взять ковш золы, да не простой, а еловой или от подсолнечника, замочить в дубовом ведре ключевой или дождевой водой. Постоит такая смесь сутки, потом ее надо процедить или просто слить верхний слой, развести фильтрат чистой водой, подогреть на камельке в рубленой бане и вымыть косы. И волосы от такой смеси были крепкими, густыми. Ребята, полученный раствор, мыльный на ощупь – это средство под названием "щелок". А вспомнили мы о нём сегодня потому, что реакция среды раствора щелока такая же, как и растворов веществ, которые мы начинаем изучать на сегодняшнем уроке Учитель: 1) Существуют сложные вещества, которые состоят из 3-х элементов: Ме, О и Н, которые и называют основаниями. Ион металла – простой: Ме+, Ме+2, Ме+3 Ион ОН – сложный, давайте определим, чему равна величина его заряда, совпадает ли он со степенью окисления каждого элемента? А с суммой степеней окисления элементов? Ст. ок. – О-2 и Н+; сумма ст. ок. - (О-2Н+1)-1; название – гидроксид- ион. 2) Давайте попробуем дать определение оснований: Основания - это сложные вещества, состоящие из ионов металла и одной или нескольких гидроксогрупп. Ребята, я думаю, вы уже догадались какая же тема сегодняшнего нашего урока. Ребята, посмотрите на выписанные формулы и скажите мне, сколько гидроксильных групп может присоединить к себе металл? (Металл присоединяет к себе столько групп ОН, какова его степень окисления) Химические соединения имеют свое название: слово "гидроксид" + название металла в родительном падеже + (римская цифра, обозначающая числовое значение степени окисления металла) для металлов с переменной ст. ок. (проговорить формулы, дать названия) Примеры: NaOH - гидроксид натрия Cu(OH)2– гидроксид меди (II) Al(OH)3 – гидроксид алюминия Учитель: познакомимся со свойствами оснований. Основания — это твердые вещества. Растворимые в воде основания называются щелочами. Однако большинство оснований в воде не растворяются. (Показать растворы NaOH раств. и Cu(OH)2 нераств.) Ребята, для того, чтобы узнать растворимое основание или нет, мы с вами будем обращаться к таблице растворимости. (На слайде) Классификация оснований (Таблица №1)
(На слайде) Таблица №2
Давайте сделаем вывод. Как же можно классифицировать основания? Щелочи - едкие вещества. Они разъедают кожу и ткани. Правила ТБ при выполнении работы с щелочами. 1.Работайте только над лотком. 2.Необходимо следить за тем, чтобы щелочи не попадали на лицо, руки и одежду. 3.При попадании щелочи на кожу или одежду нужно смыть её большим количеством воды, а затем провести обработку 2-3%-м раствором борной, лимонной или уксусной кислот. 4.Запрещается передвигаться по лаборатории с щелочами. 5.Запрещается набирать щелочи в пипетку ртом. Для этого следует применять резиновую грушу или иное оборудование для отбора проб. 6. Кусочки щелочи можно брать только лопаткой, пинцетом или щипцами. 7.Пролитые растворы щелочей необходимо засыпать песком, нейтрализовать, а затем провести уборку. 8. После окончания работы, уберите за собой посуду, вылейте вещества в сосуд для отработанных реактивов, уберите рабочее место, сдайте лоток на стол учителю.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока 3. Применение знаний в новой ситуации |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предполагаемая продолжительность: 17 -20мин. Педагогическая деятельность учителя: 1.Учитель знакомит учеников с методикой проведения исследования, даёт задание, показывает оборудование и инструкцию по работе, обращает внимание на особенности работы с датчиком рН. Общие требования при выполнении лабораторного опыта 1.Изучите инструкцию по проведению опыта. 2.Проведите описанный опыт, соблюдая правила техники безопасности. 3.Объясните результаты, полученные при проведении опыта. 4.Сделайте вывод. 5.Оформите отчет. Для характеристики кислотности среды используют величину рН (водородный показатель). Он связан с концентрацией ионов водорода в растворе: чем больше концентрация ионов водорода, тем ниже рН. Нейтральной считают среду с диапазоном рН от 6 до 8. Чем меньше рН, тем среда более кислая от 0-5. Чем больше рН, тем среда более щелочная, мах до14. Работа в группах. 1 группа Цель: Определить значение рН растворов по датчику Порядок выполнения работы 1. Снять защитный колпачок с датчика, с помощью промывалки тщательно ополоснуть его нижнюю часть дистиллированной водой и осторожно осушить фильтровальной бумагой. 2. Подключить датчик рН к компьютеру. Запустить программу измерений Releon Lite. В химический стакан с раствором водопроводной воды погрузить электрод в раствор не менее чем на 3 см. 3.Нажать кнопку «Пуск». Подождать установления показаний в течение нескольких секунд и нажать кнопку «Пауза».
4.Вынуть из стакана электрод, с помощью промывалки ополоснуть его дистиллированной водой и осушить фильтровальной бумагой. 5. Провести измерение с гидроксидом натрия NaOH и гидроксидом кальция Ca(OH)2. Записать показания в таблице. 2 группа Цель: Определить среду растворов с помощью индикаторов Для щелочей существуют качественные реакции, с помощью которых растворы щелочей можно распознать среди растворов других веществ. Это реакции щелочей с веществами индикаторами (лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин). 1 Разделите раствор водопроводной воды по трём пробиркам и добавьте к ним по 1―2 капли индикатора. Запишите наблюдения. 2.Разделите раствор гидроксида натрия NaOH по трём пробиркам и добавьте к ним по 1―2 капли индикатора. Запишите наблюдения. 3. Провести измерение с гидроксидом кальция Ca(OH)2. Записать показания в таблице.
3 группа Цель: Определить среду растворов с помощью универсального индикатора (лакмусовой бумаги) 1.Нанесите стеклянной палочкой каплю водопроводной воды на универсальную индикаторную бумагу. На вторую полоску раствор гидроксида натрия NaOH На третью полоску раствор гидроксида кальция Ca(OH)2 2.С помощью соломки для соков продувайте углекислый газ через Cа(OH)2 (известковую воду). Отметьте цвет раствора. Запишите наблюдения.
изменится ли окраска индикатора в гидроксиде меди (II) добавьте каплю фенолфталеина. Сделайте вывод. Вывод: в растворах щелочей индикаторы изменяют окраску, а в нерастворимых основаниях – нет Учебная деятельность обучающихся: 1.Ученики выполняют экспериментальную работу; заносят результаты измерений в таблице 6.Выполняют задания учителя.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока 4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предполагаемая продолжительность: 7-10 мин. Педагогическая деятельность учителя: организует обсуждение результатов исследования, наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи . Результаты измерений/наблюдений
Контрольные вопросы: 1. Что общего в формулах веществ, дающих основную среду? (наличие гидроксогрупы ОН) Учебная деятельность обучающихся: делают выводы и оформляют лабораторное исследование на листах 2.Контроль усвоения знаний. Мини-тест. Проверка со слайда 1. Нерастворимыми основаниями являются каждое из двух оснований: 1. Al(OH)3 и Fe(OH)3 2 Cu(OH)2 и Ca(OH)2 3. Ba(OH)2 и NaOH 4. Zn(OH)2 и KOH 2. Только индикатором на щелочи является 1. Метилоранж 2. Фенолфталеин 3. Лакмус 4. Малиновый 3. В перечне веществ выберите формулы оснований 1. NH4OH 2. CaOHCl 3. CaCl2 4. Mg(OH)2 5. RbOH 6. Ca(HCO3)2 Ответы 1.1; 2.2; 3.1,4,5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока 5. Информация о домашнем задании и рефлексия |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предполагаемая продолжительность: 2 мин. Педагогическая деятельность учителя: информирует о домашнем задании, даёт комментарий по его выполнению;
п.20 1. Найти в дополнительных источниках интересные факты об основаниях; 2. Выполнить задание 6 с. 119 3. Задание для развития функциональной грамотности рН кожи и волос здорового человека составляет примерно 5 (смотри шкалу). Для мытья волос Таня использует нейтральный шампунь с рН в пределах 6―8. Какую жидкость может использовать Таня в качестве ополаскивателя волос после мытья головы, если она хочет поддержать естественный рН волос? 1) Дистиллированную воду. (рН в пределах 7). 2) Дождевую воду. (рН в пределах 5-6) 3) Слабый раствор пищевой соды. (рН в пределах 8-9). 4) Слабый раствор лимонного сока. (рН в пределах 2)
Ответ. Слабый раствор пищевой соды. (рН в пределах 8-9).
Учитель подводит рефлексивную статистику урока по количеству учеников, демонстрирует запись проблемы и цели урока, спрашивает: «Как вы думаете, решена ли проблема, достигнута ли цель?» Если проблема не решена и цель не достигнута, даёт объяснение, в дополнение к домашнему заданию предлагает подумать над причинами этого. высказывают оценочные суждения и соотносят результаты своей деятельности с целью урока |
Методическая литература
1. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразовательных
учреждений / О.С. Габриелян. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2017.
2. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П.,
Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. -
М.: Дрофа, 2021.
3. Габриелян, О. С. Методическое пособие к
учебнику О. С. Габриеляна «Химия». 8 класс / О. С. Габриелян. — М.: Дрофа,
2021. — 109.
4. Цифровая лаборатория по химии Releon
5. Сайт ФИПИ. Открытый банк заданий для формирования естественно-научной грамотности. https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.