Методическая разработка урока по истории. Перестройка: от Советского Союза к Российской Федерации.
Оценка 5

Методическая разработка урока по истории. Перестройка: от Советского Союза к Российской Федерации.

Оценка 5
Разработки уроков
doc
история
9 кл—11 кл
15.05.2020
Методическая разработка урока по истории. Перестройка: от Советского Союза  к Российской Федерации.
Цель: осмысление и понимание истории перестройки как процесса от частичных преобразований к смене модели общественного развития. Задачи: - систематизировать и обобщить исторический материала о перестройке, определить значение периода перестройки в истории страны; оценить влияние перестройки на дальнейшую историю России. - формировать умение проводить поиск исторической информации в историческом источнике, использовать принципы структурно-функционального анализа при работе с источником источником для решения исторической проблемы Технология критического мышления.
Методическая разработка Урок Перестройка.doc

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 г. НАДЫМА»

__________________________________________________________________________________629730, Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Надым, ул. Геологоразведчиков, дом 5/1, телефон/факс (3499) 53-68-76, E-mail:sosh3ndm@mail.ru, ИНН 8903020073, КПП 890301001, ____ОГРН1028900580290, Р/С 40701810900004000002, БИК 047186000 РКЦ Надым г. Надым

 

 

 

Методическая разработка урока по истории

 

Перестройка: от Советского Союза  к России.

 

 

 

Урок разработан:  Вайзберг И.А., учитель     истории, обществознания, высшая квалификационная категория

МОУ «СОШ №3 г.Надыма»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перестройка: от Советского Союза  к России

 (учебное занятие -история, 11класс).

Цель:   осмысление и понимание истории перестройки как процесса от частичных преобразований к смене модели общественного развития.

Задачи:

- систематизировать и обобщить  исторический материала  о перестройке,  

- определить значение периода перестройки в истории страны;

- оценить влияние перестройки на дальнейшую историю России.

- формировать умение проводить поиск исторической информации в историческом источнике,  использовать принципы структурно-функционального анализа  при работе с источником источником для решения  исторической проблемы

 

Планируемые результаты (личностно - знаниевая-  компетентностная парадигма):

Личностные:  ценностное понимание истории перестройки, рефлексия на собственную интеллектуальную деятельность.

Знаниевые:  освоение знаний об истории перестройки

Деятельностные:  поиск, подбор, анализ, структурирование, интерпретация, оценка социально-политической, экономической информации, представление ее в знаковой системе, презентация собственных исследований.

Социальные: формирование компетенций, необходимых для реализации избирательных прав, и в сфере межличностных отношений (коммуникативность, развитие речи, способность работать в команде-группе).

Тип урока: урок – практикум.

Форма урока:  исследовательская работа в группах.

Опорные знания - понятия: ускорение,  гласность, демократия, социализм, новое мышление, парад суверенитетов, перестройка.

Материалы к учебному занятию:

учебно-исторические тексты (Л.А.Кацва История. Отечества Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - М: АСТ - ПРЕСС, 2001)

Структура  урока:

Стадия

Дидактические принципы

 

Методические  приемы

Вывоз

Актуализация имеющихся знаний, мотивация учебной деятельности; вызов интереса к изучаемой

теме.

Вызов ассоциаций, сброс идей в корзину, кластер,  выход на тему урока.

Осмысление

Развитие поисковой, исследовательской деятельности, предъявление нового политического, социально-экономического материала.

Аргумент, «ИНСЕРТ», работа с источниками на основе познавательных заданий, групповая работа, представление результатов исследования.

Размышление

(рефлексия)

Организация обратной связи и контроля; оценка результатов исследования.

Кластер, «ИНСЕРТ».

 

План:

1.Вызов: актуализация темы, постановка цели

2.Осмысление: исследовательская работа в группах

а) Реформы в экономике

б) Политические реформы

в) Реформирование советской федерации

г) Итоги и последствия перестройки

 

3. Рефлексия: самооценка учащимися  результатов исследовательской, познавательной деятельности,

 

Ход урока:

I. Вызов  (эвристическая беседа, приемы ассоциаций, «сброс идей в корзину», «кластеры»).

Для создания познавательной мотивации учитель озвучивает ряд суждений, высказываний и предлагает аудитории определить смысловые идеи, ключевые слова, графически их оформить.

 Методический прием «кластеры»: аудитория предлагает свои решения, ассоциации, имеющие отношение  к данной информации; учитель записывает озвученные идеи на доске, создается «информационное поле идей», и таким образом учащиеся выходят на собственное целеполагание; определяется тема, цель и задачи занятия.

Эвристическая беседа:

 

Для определения темы занятия предлагается учащимся ряд понятий. Надо определить обобщающее, родовое  понятия.

 

Ускорение,  гласность, демократия, социализм, новое мышление, парад суверенитетов, перестройка.

Возможные версии – предположения учащихся: перестройка.

Таким образом, осуществляется выход на тему учебного занятия Перестройка......

Проблема: Оценка перестройки  Д. ВОЛКОГОНОВ: Историческая миссия Горбачева сводилась к тому, что он не мешал (часто этого не осознавая) самораспаду системе

 

Используя исторические знания, надо подтвердить или опровергнуть данную точку зрения (аргументы)

 

 

Цель: осмысление и понимание истории перестройки как процесса от частичных преобразований к смене модели общественного развития

Задачи:

1. Образовательная: систематизировать и обобщить  исторический материал о перестройке; определить значение периода перестройки в истории страны,

2. Воспитательная: оценить влияние перестройки на дальнейшую историю России с позиции гражданской самоидентификации, уважения к своему Отечеству. 

3. Развивающая: формировать умение проводить поиск исторической информации в историческом источнике,  использовать принципы структурно-функционального анализа  при работе с источниками для решения  исторической проблемы.

Источник исследования –  учебно-исторические тексты.

Стадия вызова завершена.

II. Осмысление. Исследовательская работа в группах.

Учитель предлагает выполнить проблемно - познавательные задания, проводит инструктаж.

Критерии формирования групп – реформы в период Перестройки. В основе исследовательской работы – деятельностный подход. Основные виды деятельности:

- работа с историческими текстами;

- аргументация позиции по проблеме;

- предъявление результатов исследования

На стадии осмысления содержания, для того чтобы аргументировать предположения и расширить знания по исследуемой теме используются технологические приёмы

1.Прием аргументации. Цель - посмотреть на проблему с разных сторон. Как выстроить аргумент? Начинать выполнение задания всегда необходимо с уяснения того, что собственно  требуется подтвердить/опровергнуть.

Структура аргумента: факт (тезисы) + объяснение (пояснение). Аргументы должны объяснять, почему приводимые факты подтверждают или опровергают выдвинутый тезис.

2. «ИНСЕРТ» (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления). Прием осуществляется в несколько этапов.

I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом: V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;  знаком «минус» помечается то, что думал иначе; знаком «плюс» помечается то, что является для них новым, «вопросительный знак» - не понял, есть вопросы.

II этап: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

 

III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, тезисно занести сведения в таблицу, в которой значки будут заголовками её граф.

 

V «галочка» (то, что уже известно)

знак «минус» (то, что противоречит представлению)

+ знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным)

? «вопросительный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

...

...

...

...

...

...

...

...

 

IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Данный приём помогает работать с информационным текстом, делает процесс работы более осмысленным, помогает выделять основные аспекты в изучаемой информации, формирует умение графически представлять результаты работы.

Учащиеся в группах обсуждают содержание своих таблиц перед общей дискуссией в классе. Рассмотрение результатов работы, озвучивание всех граф таблицы, и в особенности графы «?», обеспечивают выход на новые источники информации, сохраняют интерес к теме. 

 

I группа – Реформы в экономике.

Задание:

1. Какие были осуществлены экономические реформы?

2. Используя исторические знания, приведите аргументы, которыми можно подтвердить и опровергнуть данную точку зрения (кластер).   При изложении аргументов используйте

исторические факты

 Аргументы в подтверждении:

1....

2......

Аргументы в опровержении:

1.....

2....

3.Заполните таблицу  для последующей рефлексии

V «галочка» (то, что уже известно)

знак «минус» (то, что противоречит представлению)

+ знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным)

? «вопросительный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

...

...

...

...

...

...

...

...

 

 

 

II группа - Общественно-политическая жизнь СССР  в 1985–1991 гг.

Задание:

1. Какие были осуществлены политические реформы?

2. Используя исторические знания, приведите аргументы, которыми можно подтвердить и опровергнуть данную точку зрения (кластер).   При изложении аргументов используйте исторические факты

Аргументы в подтверждении:

1....

2......

Аргументы в опровержении:

1.....

2....

 

3.Заполните таблицу  для последующей рефлексии

V «галочка» (то, что уже известно)

знак «минус» (то, что противоречит представлению)

+ знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным)

? «вопросительный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

...

...

...

...

...

...

...

...

 

 III группа – Межнациональные отношения в период перестройки

Задание:

1. Какие были по характеру  межнациональные отношения?

2. Используя исторические знания, приведите аргументы, которыми можно подтвердить и опровергнуть данную точку зрения (кластер).   При изложении аргументов используйте исторические факты

Аргументы в подтверждении:

1....

2......

Аргументы в опровержении:

1.....

2....                      

 

3.Заполните таблицу  для последующей рефлексии

V «галочка» (то, что уже известно)

знак «минус» (то, что противоречит представлению)

+ знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным)

? «вопросительный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

...

...

...

...

...

...

...

...

 

Подведение итогов на стадии осмысления.

IV группа. Итоги и последствия перестройки (анализ и обобщение работ предыдущих групп).

Задание:

1. Какие были  итоги и последствия перестройки?

2. Составить кластер, создать микропрезентацию

 

3.Заполните таблицу  для последующей рефлексии

III. Размышление ( Рефлексия)

   

     Цель: обеспечить достижение полной осознанности исследуемой социально-политической информации, организация обратной связи и контроля.

На стадии рефлексии учитель предлагает использовать  «ИНСЕРТ» (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактический материал

 

I группа – Реформы в экономике.

Первый этап реформ – «ускорение» (апрель 1985 – июнь 1987 гг.). М.С. Горбачёв хотел остановить распад системы «государственного социализма», осторожно реформировать экономику. Но Горбачёв не представлял масштабов кризиса, поразившего страну, у него не было целостной концепции перестройки (в отличие, например, от Китая, где руководство сумело безболезненно провести экономические реформы.

Апрельский Пленум ЦК КПСС 1985 г. выдвинул задачу ускорения социально-экономического развития страны. Она предусматривала:

1. Внедрение достижений научно-технического прогресса.

2. Ускорение технического перевооружения машиностроения.

3.Решение социальных проблем: строительство жилья, снабжение населения продовольствием, развитие здравоохранения и образования.

Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» от 7 мая 1985 г. открыло антиалкогольную кампанию под лозунгом «Трезвость – норма жизни». Резко сократилось производство водки и марочных вин. Были вырублены виноградники. У магазинов выстроились гигантские очереди. Антиалкогольная кампания имела крайне вредные последствия. Она привела к росту наркомании, отравлениям суррогатами. Огромные потери понёс бюджет. В 1987 г. в вытрезвители попало 15 млн. человек. До 20% умерших в стране погибли от алкоголизма. С 1964 по 1980 г. средняя продолжительность жизни мужчин в СССР сократилась с 67 до 62 лет.

Борьба с «нетрудовыми доходами» 1985 г. формально была направлена против дельцов теневой экономики. На деле ограничились уничтожением овощных и цветочных теплиц простых граждан.

В 1985 г. произошла агропромышленная интеграция – шесть министерств и ведомств были объединены в Госагропром СССР – единый орган управления агропромышленым комплексом.

В 1986 г. М.С. Горбачёв поставил задачу: к 2000 г. обеспечить «каждую семью отдельной квартирой или индивидуальным домом». Но эти планы оказались нереализованными.

Таким образом, на первом этапе перестройки не было найдено адекватных способов реализации курса на «ускорение социально-экономического развития, совершенствование всех сторон жизни общества». Благородные замыслы оздоровления общества, не подкреплённые экономическими расчётами, вызвали углубление кризиса.

Второй этап реформ – «перестройка» (июнь 1987 – декабрь 1991 гг.). «Ускорение» сменила концепция «перестройки». Авторы реформы 1987 г. Л.Абалкин, Т.Заславская, А.Аганбегян, П.Бунич В 1987 г. правительство Н. И. Рыжкова разработало программу осторожных рыночных преобразований, перехода к «социали¬стическому рынку»:

1. Расширение самостоятельности предприятий.

2. Перевод их на хозрасчёт, самофинансирование и самоуправление.

3. Развитие индивидуальной и кооперативной форм собственности.

Трудовые коллективы получили право выбирать директоров (позднее от этого отказались). Государственный план заменялся госзаказом. Но реформы по-прежнему ориентировались на устранение «отдельных недостатков» системы при сохранении социалистической собственности и старых институтов управления (планирование, снабжение).

На селе возникли фермерские хозяйства. Но земля принадлежала местным Советам и колхозам, которые неохотно шли навстречу новоиспечённым фермерам.

Закон об индивидуальной трудовой деятельности 1986 г. разрешил индивидуальное предпринимательство в сфере производства товаров народного потребления и бытового обслуживания.

Закон о государственном предприятии 1987 г. расширил права предприятий. Они получили право самостоятельно выходить на внешний рынок, заключать сделки с иностранными партнёрами.

С 1988 г. была разрешена частная деятельность. Появились частные торговые ларьки, магазины, мастерские и новый слой населения – предприниматели-кооператоры («новые русские»). Следствием этого стала легализация теневой экономикки и преступных капиталов, разгул бандитизма, заказные убийства.

Постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» 1990 г. дало право разгосударствления собственности, учреждения акционерных обществ и банков, развития частного предпринимательства и др.

Программа «500 дней» 1990 г. была подготовлена С. С. Шаталиным (1934–1997) и Г. А. Явлинским (род. 1952). Она предусматривала:

1. Приватизацию госпредприятий за 500 дней (но только в РСФСР);

2. Переход к свободным рыночным ценам, ограничение экономической власти центра.

Правительство СССР отклонило эту программу.  СССР являлся крупнейшим в мире импортёром зерна и продовольственных товаров. В сер. 1980-х гг. США и Саудовская Аравия искусственно снизили мировые цены на нефть и газ на 1/3. Это окончательно подкосило экономику СССР. Стране не на что стало закупать импорт.

С 1988 г. началось сокращение производства. Инфляция достигла к 1991 г. 25 % в неделю. Золотой запас СССР сократился в 1991 г. в десять раз по сравнению с 1985 г. Уровень жизни населения падал. В магазинах исчезли продукты, введены талоны. В 1989 г. начались забастовки шахтёров Кузбасса, Донбасса, Караганды, Воркуты. Забастовки с тех пор постоянно сопутствовали перестройке. В 1989–1990 гг. были приняты резкие антирабочие законы, ограничивающие забастовки.

Итоги и уроки перестройки. Таким образом, экономическая политика горбачёвской администрации отличалась непоследовательностью. Принимаемые «правильные» законы не работали, глушились на местах бюрократией, видевшей в них угрозу своему благополучию. Крах перестройки стал реальностью к 1991 г. Её результат оказался вовсе не таким, на который рассчитывал Горбачёв. Ему не удалось ни вывести СССР на мировые рубежи в промышленном производстве, ни модернизировать и создать новую модель социализма. Реформы привели к ухудшению экономического положения страны, к падению жизненного уровня населения

 

II группа - Общественно-политическая жизнь СССР  в 1985–1991 гг.

10 марта 1985 г. Генеральным секретарём ЦК КПСС был избран самый молодой член Политбюро – 54-летний М. С. Горбачёв (род. 1931). Произошло обновление и омоложение кадров. Ушли на пенсию престарелые консервативные члены номенклатуры. К 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей обкомов, 40% членов ЦК КПСС. Перестройка общественно-политическая жизнь виделась Горбачеву М.С. как возвращение к ленинской концепции социализма, соединение социализма с демократией. Горбачёв намеревался укрепить порядок, дисциплину и активизировать «человеческий фактор».

В 1987 г. Горбачёв провозгласил курс на «гласность» – смягчение цензуры над средствами массовой информации, переосмысление советской истории. Ослабление идеологического контроля позволило публицистам, литераторам и историкам коснуться многих «белых пятен» отечественной истории. Гласность привела к крушению монополии КПСС на информацию. Закон о печати (август 1990 г.) провозгласил свободу средств массовой информации и недопущение цензуры.

Огромную роль в развитии гласности сыграло телевидение.В его практику вошли прямые трансляции, телемосты, появились новые телепередачи- «Взгляд», «12 этаж», «5 колесо».

Появились новые независимые газеты и журналы. Журнал «Огонёк» (редактор В. Корóтич) и др. издания с 1987 г. публиковали статьи о преступлениях сталинизма, ранее запрещённые произведения философов В. Соловьёва и Н. Бердяева, эмигрантов и репрессированных писателей: Д. Мережковского, З. Ги́ппиус, В. Набокова, В. Ходасевича, А. Платонова и др. Были опубликованы  «Реквием» А. Ахматовой, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Зубр» Д. Гранина, «Ночевала тучка золотая» А. Пристáвкина, «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Мы» Е. Замятина, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана.

 Возобновилась реабилитация жертв сталинских репрессий. Созданная в 1987 г. комиссия Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 30–40-х и начала 50-х гг. ХХ в., реабилитировала 1 млн. несправедливо репрессированных граждан – раскулаченных крестьян, участников антисталинской оп-позиции, в том числе Н. Бухарина, А. Рыкова, Г. Зиновьева, Л. Каменева и др. В 1986 г. возвращён из ссылки академик А. Сахаров. В 1987 г. произошла амнистия политзаключённых. Провозглашая приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, Горбачёв положил начало духовному раскрепощению общества.

Издержки гласности. Общество не подготовлено к стремительной и радикальной переоценки ценностей.  Гласность способствовала острому столкновению различных идейных, социальных, политических, национальных, религиозных течений и интересов.

На XIX конференции КПСС (июнь 1988 г.) провозглашен курс на создание правового государства,  разделение властей, создание советского парламентаризма. Учрежден новый высший орган законодательной власти – Съезд народных депутатов СССР. Выборы депутатов проводились в 1989 г. на альтернативной основе.  Введён новый пост – председателя Верховного Председателем Верховного Совета СССР стал генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачёв (март 1989 г.)

Создание многопартийной системы. Горбачёвская администрация перешла с весны 1990 г. к новому этапу реформ:

- в марте 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР (1977 г.), возникла многопартийная система. С 1991 г. началась регистрация новых политических партий – Либерально-демократической партии России (ЛДПР) В.В. Жириновского, Демократической партии России Н.Н. Травкина и др.);

-учреждена высшая государственная должность – Президент СССР. III съезд народных депутатов СССР в марте 1990 г. избрал Президентом СССР М.С. Горбачёва (Президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин всенародным голосованием в июне 1991 г.);

Во внешней политике повысился международный авторитет СССР.  Факт: Вывод советских войск  из Афганистана  1989 г,   отказ от вмешательства в дела бывших социалистических стран, согласие в 1990 году на объединение Германии. Михаил Сергеевич Горбачев 15 ноября 1990 года был награжден Нобелевской премией мира .

Уступки Западу  в вопросе о сокращении стратегических вооружений нанесли вред обороноспособности страны.  Факт: односторонний вывод войск СССР из стран  Восточной Европы в 1989 году, роспуск Организации Варшавского договора   и Совета Экономической взаимопомощи в 1991 году.   В декабре 1987 г. в Вашингтоне был подписан договор по ракетам средней и меньшей  дальности РСМД, предусматривающий полную ликвидацию ракет дальностью от 500 до 1000 км и от 1000 до 5500 км. Ратифицирован в обеих странах в мае  1988 года, в результате уничтожено 2692 ракеты, оснащенные 4000 ядерных боеголовок - 4% мирового запаса ядерного оружия. Советский Союз ликвидировал 1846 ракет , США -846.

 С одной стороны, ослабла угроза мировой ракетно-ядерной войны, начался процесс сокращения и уничтожения ядерного оружия. «Холодная война» сходила на нет. С другой стороны,  утвердилась главенствующая роль США на международной арене

Августовский путч 1991 г. В ночь с 18 на 19 августа 1991 г. произошло выступление консервативного крыла руководства СССР. В отсутствие М.С. Горбачёва, который отдыхал на даче в Форосе в Крыму, был учреждён Государственный комитет по чрезвычайному положению в стране (ГКЧП) из верхушки госаппарата СССР:

22 августа члены ГКЧП были арестованы по обвинению в попытке государственного переворота.

М. С. Горбачёв, прилетев из Крыма в Москву,  но реальная власть ушла из его рук. Президент РСФСР Б. Н. Ельцин приостановил деятельность КПСС на территории России, а в ноябре 1991 г. запретил её вовсе. Фактически КПСС была ликвидирована.

8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии (Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук, С.С. Шушкевич) объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Этот акт был подготовлен втайне от Президента СССР М.С. Горбачёва и народа. В оппозиционной  печати его назвали «Беловежский сговор», так как он не имел под собой легитимных оснований и противоречил законодательству.

21 декабря к СНГ присоединились ещё 8 республик (Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизстан, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), санкционировав тем самым конец существования СССР. 25 декабря 1991 г. М. С. Горбачёв подал в отставку с поста Президента СССР.

Несмотря на колоссальные ошибки, допущенные Горбачёвым, не могут быть забыты его заслуги в разрушении «железного занавеса», ликвидации тоталитарной системы, проведении демократических преобразований.

 

 

III группа – Межнациональные отношения в период перестройки.

Межнациональные конфликты. В 1986–1988 гг. в союзных республиках СССР возникли националистические антикоммунистические и антисоциалистические партии и массовые движения: «народные фронты» в Молдавии, Латвии и Эстонии, литовский «Сáюдис», украинский «Рух», «Свободная Грузия» и др. Они выступали за независимость от Москвы. В противовес им сложились «интерфронты» – движения русскоязычного населения против сепаратистских тенденций.

В 1986 г. в Казахстане вспыхнул национальный конфликт. Причина: Горбачёв назначил Первым секретарём ЦК Компартии Казахской ССР русского чиновника Г.В. Колбина, сместив Д.А. Кунаева (1912–1993).

В 1988 г. армянское большинство населения Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана потребовало передачи области Армении. Произошли армянские погромы в г. Сумгаите и Баку. Между Арменией и Азербайджаном вспыхнул военный конфликт.

В 1989–1990 гг. межнациональные столкновения произошли в Средней Азии – Фергане, Оше, Душанбе. Жертвами стали сотни людей.

В 1991–1992 гг. Абхазия и Южная Осетия в результате вооружённого конфликта откололись от Грузии.   

На фоне напряжённости между коренным и русскоязычным населением народные фронты Эстонии, Латвии, Литвы требовали восстановления своей государственной независимости.

Декларация о суверенитете РСФСР. 12 июня 1990 г. делегаты Первого съезда народных депутатов РСФСР под руководством Б.Н. Ельцина приняли Декларацию о государственном суверенитете.

Провозглашение государственной независимости России означало на деле двоевластие в стране, активизацию и без того сильных сепаратистских настроений в других республиках. Вслед за этим все союзные и большинство автономных республик приняли декларации о своём суверенитете, верховенстве республиканских законов над союзными. СССР вступил в полосу дезинтеграции.

Всесоюзный референдум (март 1991 г.). Из 185,6 млн. граждан СССР проголосовали 148,6 млн. 76,4 % голосовавших высказались за «сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой Федерации равноправных суверенных республик». Референдум давал М.С. Горбачёву надежду, что «глас народа» будет услышан республиканскими политиками.

Борьба М.С. Горбачёва за сохранение СССР. В 1991 г. начались переговоры в подмосковной резиденции Ново-Огарёво Президента СССР М.С. Горбачёва с руководством союзных республик о заключении нового Союзного договора.

В переговорах согласились участвовать представители только 9 из 15 союзных республик. Они выступили против позиции М.С. Горбачёва, стремившегося сохранить единое государство на основе федерации его субъектов. С трудом удалось подготовить компромиссный проект Союзного договора. Республики получали значительно бóльшую самостоятельность. Центр из управляющего превращался в координирующий. В ведении Центра оставались лишь вопросы обороны, финансов внутренних дел. Часть вопросов находилась в совместном ведении (принятие новых законодательных актов, определение налоговых отчислений в пользу Центра). Остальные полномочия передавались исключительно республикам. Русский язык, оставаясь «языком межнационального общения», утрачивал функцию государственного языка. Подписание договора было намечено на 22 августа 1991 г., но оно не состоялось.

В ночь с 18 на 19 августа 1991 г. произошло выступление консервативного крыла руководства СССР. В отсутствие М.С. Горбачёва, который отдыхал на даче в Форосе в Крыму, был учреждён Государственный комитет по чрезвычайному положению в стране (ГКЧП).

ГКЧП считал, что проект Союзного договора несёт угрозу целостности СССР, ведёт к утрате центром контроля над республиками.  22 августа члены ГКЧП были арестованы по обвинению в попытке государственного переворота.

М. С. Горбачёв, прилетев из Крыма в Москву, по его выражению, «вернулся в другую страну». Реальная власть ушла из его рук. На местах власть переходила в руки местных административных элит. Доверие к центральной власти было полностью подорвано.

 В августе 1991 г. Эстония, Латвия, Литва заявили о своём выходе из СССР, Горбачёв был вынужден это признать. Съезд народных депутатов СССР (август–сентябрь 1991 г.) объявил о своём самороспуске. Президент Горбачёв, лишившись поста генерального секретаря ЦК КПСС, продолжал бороться за Союзный договор. В сентябре он предпринял попытку вместо СССР сформировать Союз Суверенных Государств в форме конфедерации. Но эта попытка не удалась. 

Беловежское соглашение. 8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии (Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук, С.С. Шушкевич) объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Этот акт был подготовлен втайне от Президента СССР М.С. Горбачёва и народа. В оппозиционной печати его назвали «Беловежский сговор», так как он не имел под собой легитимных оснований и противоречил законодательству. 21 декабря к СНГ присоединились ещё 8 республик (Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизстан, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), санкционировав тем самым конец существования СССР. 25 декабря 1991 г. М. С. Горбачёв подал в отставку с поста Президента СССР. Таким образом, завершилось существование СССР. Советский Союз обеспечивал своим гражданам гордое чувство принадлежности к великому целому, внушающему другим странам уважение и страх. Распад же Союза породил у многих граждан настроения растерянности и отчаяния.

Исторически СССР повторил судьбу многонациональных империй, которые закономерным образом приходили к своему краху. Распад СССР явился также результатом воздействия объективных и субъективных причин. Среди первой группы предпосылок - неудачи экономических реформ, осуществлявшихся в горбачевский период; ослабление КПСС и последующая ликвидация партийно-политической монополии, составлявшей основу СССР; движение за национальное самоопределение республик, начавшееся в ходе перестройки: политический выбор лидеров трех славянских республик. Представители местных политических элит, лидеры национальных движений в силу обретенной самостоятельности также ставили в качестве одной из главных целей задачу обретения республиканской независимости.

Крушением СССР завершился горбачевский период перестройки. Произошел процесс от частичных преобразований к смене модели общественного развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Перестройка: от Советского Союза к

Перестройка: от Советского Союза к

План: 1.Вызов: актуализация темы, постановка цели 2

План: 1.Вызов: актуализация темы, постановка цели 2

Цель: осмысление и понимание истории перестройки как процесса от частичных преобразований к смене модели общественного развития

Цель: осмысление и понимание истории перестройки как процесса от частичных преобразований к смене модели общественного развития

V «галочка» (то, что уже известно) знак «минус» (то, что противоречит представлению) + знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным) ? «вопросительный знак» (если…

V «галочка» (то, что уже известно) знак «минус» (то, что противоречит представлению) + знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным) ? «вопросительный знак» (если…

II группа - Общественно-политическая жизнь

II группа - Общественно-политическая жизнь

Подведение итогов на стадии осмысления

Подведение итогов на стадии осмысления

Дидактический материал I группа –

Дидактический материал I группа –

Трудовые коллективы получили право выбирать директоров (позднее от этого отказались)

Трудовые коллективы получили право выбирать директоров (позднее от этого отказались)

II группа - Общественно-политическая жизнь

II группа - Общественно-политическая жизнь

Президент СССР. III съезд народных депутатов

Президент СССР. III съезд народных депутатов

III группа – Межнациональные отношения в период перестройки

III группа – Межнациональные отношения в период перестройки

Центра). Остальные полномочия передавались исключительно республикам

Центра). Остальные полномочия передавались исключительно республикам

Методическая разработка урока по истории. Перестройка: от Советского Союза к Российской Федерации.

Методическая разработка урока по истории. Перестройка: от Советского Союза  к Российской Федерации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2020