Методическая разработка урока по литературе на тему: "Н.В. Гоголь "Мертвые души". Образ России, народа и автора в произведении".
Оценка 4.9

Методическая разработка урока по литературе на тему: "Н.В. Гоголь "Мертвые души". Образ России, народа и автора в произведении".

Оценка 4.9
docx
04.04.2024
Методическая разработка урока по литературе на тему: "Н.В. Гоголь "Мертвые души". Образ России, народа и автора в произведении".
9.81.docx

План урока литературы

ФИО учителя

Тема:

Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души».

Образ России, народа и автора в поэме.

Дата

Класс 9.81

Тип урока:

 урок усвоения изученного материала

Цель урока: рассмотреть, как изображен народ, в чем видит писатель его силу и слабость; путем анализа текста показать развитие темы родины в поэме, каким представлялось Гоголю будущее России 

5.Планируемые результаты:

 

·         Личностные: воспитывать бережное отношение к  слову, родной природе.

 

Предметные умения: развивать умение рассуждать, обобщать изученный материал; делать выводы.

Библиотека ЦОК https

 

Ход урока

Блочно-модульное описание урока

Этап 1/БЛОК 1. Вхождениев тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

1.Мотивирование на учебную деятельность

Предложите обучающимся рассмотреть изображение и ответить на вопросы:
• Почему слово «Поэма» начертано более крупным шрифтом, чем название? (Возможно, автор подчеркивает значительность произведения, задуманного в духе древнего эпоса)
• Какие черты быта города и помещичьих усадеб запечатлены на титульном листе? (Упряжка лошадей, улица, блюда, рюмки, рыба на блюде — черты быта города и помещичьих усадеб, то есть России)
• Почему вверху изображена бегущая лошадь, запряженная в коляску? (Это символ России, находящейся в движении, летящей вперед)
• Какие еще детали титульного листа привлекли ваше внимание?

Целеполагание

  • Вспомни, кому наносил визиты Павел Иванович в порядке возрастания степени омертвения их душ.
  • Прочитай слова Н. В. Гоголя и подумай над их смыслом: «Поэзия наша не выразила нам нигде русского человека вполне, ни в том виде, в каком он должен быть, ни в той действительности, в какой он есть».
  • Подумай, какую тему предстоит рассмотреть на уроке.

Актуализация знаний

1.      Восстанови последовательность изложения в произведении Гоголя «Мертвые души»:

1.Биография Чичикова 2. Приезд Чичикова в уездный город 3. Повесть о капитане Копейкине 4. Лирическое отступление «Птица-тройка» 5. Оформление купчих 6. Болезнь Чичикова 7. Посещение Чичиковым помещиков 8. Смерть прокурора 9. Разговор дам просто приятной и приятной во всех отношениях 10. Отъезд Чичикова из города

Ответ: 2, 7, 5, 9, 3, 6, 8,10,1,4,

1.      Имя и отчество Чичикова

1. Иван Павлович 2. Павел Иванович 3. Павел Николаевич.

Ответ: 2

1.      Выбери факты биографии Чичикова.

1.Родился в богатой дворянской семье. 2. Из детства помнил только упражнения письмом 3. Получил хорошее домашнее образование. 4. Отец отвёз Павлушу в город, чтобы тот учился 5. На прощание отец велел сыну копить копейку и не заводить товарищей 6. Павлуша быстро истратил деньги, оставленные отцом. 7. Чтобы заработать Павел давал уроки 8. Чтобы заработать, Павел продавал товарищам еду. 9. По окончании училища поступил на военную службу 10. Чтобы получить хорошую должность, дал взятку 11. Потеряв должность, начал пить. 12. Долгое время, служа в таможне, не брал взяток и ревностно исполнял свои обязанности. 13. Выгодно женился

Ответ: 2, 4, 5, 8, 12,

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала Прочитай текст, выдели основные мысли и подготовь пересказ.

Мы помним, что изучение прошлого русского народа — от самых его истоков — было предметом научных занятий писателя в период, предшествовавший работе над поэмой. Многочисленные выписки из летописей, византийских хроник и других источников, говорящих о жизни славян и русских в древнейший период их существования, которые сохранились в гоголевских бумагах, относятся к 1834—1835 гг. Работа над «Мертвыми душами» была для писателя естественным продолжением этих штудий, только теперь ее результаты отливались у него в живую поэтическую форму, близкую к той, которую он набросал в качестве примера для идеального историка в статье «Шлецер, Миллер и Гердер».

Художественный принцип, который позволил Гоголю действительно показать «всю Русь» в сравнительно небольшой по объему его поэме, кажется, теснее связан с методом близкой писателю исторической школы, чем с какими-либо чисто беллетристическими традициями.

Что касается временны́х рамок создававшейся Гоголем картины русской жизни, то и в решении этой проблемы писатель стоял на уровне передовых воззрений своей эпохи. Важнейшей тенденцией ее философской мысли было стремление увидеть и познать мир как процесс, как переход одного состояния в другое при сохранении общего единства явлений.

Гоголевский замысел показа «всей» нации несомненно предполагал полный охват ее исторического бытия, включая и взгляд в будущее — в собственной терминологии Гоголя «прозрение прекрасного нового здания, которое покамест не для всех видимо зиждется и которое может слышать всеслышащим ухом поэзии поэт или же такой духоведец, который уже может в зерне прозревать его плод».

Поэма посвящена нации, исследует ее жизнь в многообразных аспектах, на самых различных уровнях. Более того, мысли писателя о судьбе его нации неразрывно связаны в поэме с мыслями о судьбах всего человечества. Отсюда ее особая художественная сложность, состоящая, в частности, в том, что относительно небольшое число образных компонентов, входящих в ее сюжет, сочетается с исключительно высокой репрезентативностью каждого из них, несет очень большую смысловую нагрузку.

Этап 3/БЛОК 3.  Применение изученного материала

1.Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

1.       Лекция учителя АМ «Живые и мёртвые души» с использованием интерактивной доски.

Тезисы лекции

«Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом и всяк, пролезший иначе, есть тать и разбойник». (Н.В.Гоголь)

Каков реальный мир мёртвых душ? Реальный мир «Мертвых душ» страшен и уродлив. Его типичными представителями являются Манилов, Ноздрев, Собакевич и другие. Они всегда были такими, какими мы видим их сейчас. Гоголь не показывает никакого внутреннего развития помещиков и жителей города, это позволяет заключить, что души героев реального мира «Мертвых душ» полностью застыли и окаменели, что они мертвы.

- Мертвые души - когда душа во власти денег.

- Манилов, Ноздрев - расточители, проматывают деньги-мертвая душа.

- Собакевич, Коробочка-стяжатели, наполняют желудок, наполняют мешочки-скопидомство, убожество мертвая душа.

- Плюшкин «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек» - душа мертвая, нет души.

У всех ли действующих лиц поэмы «Мертвых душ» душа мертва? Есть в поэме один герой – народ. Это та самая живая душа, которая хранит и выявляет все лучшее, пламенное, русское. В образе народа живут боль и надежда, любовь и упрек. Его талант и его жизнь - в труде. Гоголь любит крестьян и потому ненавидит все те проявления общественной и моральной слабости, которые мешают им стать настоящими гражданами России. И народ составляет часть мира “идеального”, мира, который строится в строгом соответствии с истинными духовными ценностями, с тем высоким идеалом, к которому стремится душа человека.

Предугадывает ли Гоголь будущность России и если предугадывает, где это можно увидеть? Проблемы, рассматриваемые Гоголем, не общечеловеческие, а общерусские. В частности, это вопрос о судьбе России, о её будущем. Гоголь предугадывает будущность России, чувствуя её внутренние силы, возможности, сравнивая её с «птицей-тройкой», что «ровным гладнем разметнулась на полсвета, что всё обгоняет, оставляя позади». Но писатель не знает пути достижения прекрасного будущего России. Поэтому финал «Мёртвых душ» открыт. Гоголь задаёт вопрос: «Куда несётся Русь?» (просмотр видеофрагмента «Русь-тройка»).

2.Систематизация знаний и умений

Этап 5/БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание.

1. Рефлексия.

 

1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало :

сегодня я узнал…

было интересно…

2. Домашнее задание:

 

Творческая работа «Пути и перепутья».

Варианты содержания творческих работ:

1.       Создать символ России Гоголя.

2.       Какую обложку «Мёртвых душ» вы бы нарисовали сегодня?

3.       Создать стихотворение, отражающее главную идею поэмы.

4.       Написать очерк-путешествие: «Какой мы увидели Русь?».

5.       Создать коллаж «Куда несется Русь Гоголя?»

 

 


 

План урока литературы ФИО учителя

План урока литературы ФИО учителя

Выбери факты биографии Чичикова

Выбери факты биографии Чичикова

России. И народ составляет часть мира “идеального”, мира, который строится в строгом соответствии с истинными духовными ценностями, с тем высоким идеалом, к которому стремится душа…

России. И народ составляет часть мира “идеального”, мира, который строится в строгом соответствии с истинными духовными ценностями, с тем высоким идеалом, к которому стремится душа…

Домашнее задание: Творческая работа «Пути и перепутья»

Домашнее задание: Творческая работа «Пути и перепутья»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2024