Методическая разработка урока по литературному чтению в 3А классе на тему И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
Оценка 4.9

Методическая разработка урока по литературному чтению в 3А классе на тему И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

Оценка 4.9
docx
06.12.2021
Методическая разработка урока по литературному чтению в 3А классе на тему И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
УРОК.docx

Открытый урок по литературному чтению  на тему

И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

I. Организационный момент

Я хочу, чтобы вы не грустили,

Всем улыбки сегодня дарили!

- Подарите свою улыбку мне. Очень приятно видеть в ваших глазах улыбку, радость, лучики любознательности и творчества.

II. Мотивация учащихся

Учитель: Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. Наше путешествие продлится целый урок, на нашем пути будут встречаться препятствия и интересные задания.

III. Проверка домашнего задания (Из рисунков учащихся организуется выставка)

- Какое было домашнее задание? (Прочитать басню по ролям)

Театральная постановка  басни по ролям

- Давайте посмотрим, как эту басню можно разыграть на сцене.

- Оцените выступление ребят.

- Какие человеческие качества высмеивает автор?

- В ком же легче найти недостатки: в себе или в других? (В других легче найти недостатки, себе человек всегда кажется хорошим)

«В чужом глазу соломину видеть, в своём — бревна не замечать»

III. Повторение

        Учитель: Произведения, какого жанра мы читаем на уроках?

Давайте вспомним, что знаем о баснях. В тесте нужно отметить букву правильного ответа.

1.БАСНЯ – это:
А) краткий рассказ;
Б) поучительный рассказ;
В) краткий иносказательный рассказ поучительного характера.

2. БАСНИ  ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ:
А) высмеять пороки людей
Б) научить правильному поведению
В) показать пример для подражания
Г) рассмешить

3. ГЕРОИ БАСНИ – это:

А) богатыри
Б) животные, люди, растения

В) дети

4. В БАСНЕ:
А) есть вывод – мораль

Б) вывода нет, каждый придумывает его сам
В) вывод не нужен

(Самопроверка по слайду)

- Молодцы с заданием справились!

- С баснями какого автора мы с вами уже начали знакомиться? (Иван Андреевич Крылов)

- Сейчас Даша прочитает нам стихотворение (портрет И.А. Крылова)

(Стихотворение о Крылове читает ученик)

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Все знал и видел ум певца пытливый

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

- Интересные факты про И.А. Крылова вы мне уже рассказывали, а сейчас мы посмотрим фильм о творчестве И.А. Крылова (Фильм о И.А.Крылове, время показа 1мин 16 сек)

Учитель: А сейчас проверим, кто внимательно слушал информацию  о творчестве И.А. Крылова. Поработаем парами, + или -

Приём «Верные и неверные утверждения» 

лова да – нет появляются по щелчку мыши)

1.

Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года.

да

2.

Он родился в городе Самаре.

нет

3.

Его семья жила бедно.

да

4.

Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге.

да

5.

Он работал продавцом.

нет

6.

Крылов выучил несколько языков.

да

7.

Он начал писать в 16 лет.

нет

8.

Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова  стали поговорками.

да

9.

В первой книге Крылова  были рассказы.

нет

10.

Фраза «Басня – книга мудрости» принадлежит  Гоголю.

да

IV. Знакомство с басней «Ворона и Лисица»

1. Сообщение темы урока.

Учитель:  Ребята, сейчас вы познакомитесь с новым произведением великого баснописца. А о какой басне мы будем говорить на этом уроке, вы узнаете, разгадав загадки

- Кто на дереве сидит

И «Кар! Кар! Кар! Кар!» кричит?  (Ворона)

- Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, кур в деревне крадёт. (Лисица)

-Может вы догадались название произведения, которое написал Крылов?

- Какова тема нашего урока? (Тема урока: И.А. Крылов «Ворона и лисица»)

- Чему мы будем учиться на уроке? (знакомиться с произведением И.А.Крылова «Ворона и Лисица»; читать грамотно, выразительно, соблюдая интонацию; узнаем, что произошло с героями; проанализируем басню и узнать ее мораль)

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова «Ворона и лисица», будем анализировать поступки героев произведения, делать выводы, находить мораль басни, совершенствовать навыки выразительного чтения.

2. Работа по теме урока

Первичное восприятие. Аудиозапись.

1. Слушаем басню

- А теперь сядьте удобно и послушайте басню. Подумайте над вопросом: «Почему это произведение так называется?

2. Проверка предположений

-  Вам понравилась  басня? Какие чувства она у вас вызвала? (Басня очень понравилась. Поразила  хитрость и беспринципность Лисы, и наивность Вороны.

Мне стало жаль ворону, ведь Лисица её обманула)

3. Жужжащее чтение басни.

- Откройте учебники на стр. 137, возьмите в руки простой карандаш, когда будете читать басню, подчеркивайте слова, значения которых Вам не понятны.

4. Словарная работа   (индивидуальная работа)

- Чтобы басню легко было читать,
надо значения слов старинных узнать
.

Лесть – лицемерное, угодливое (неискреннее) восхваление.                                                                                 Гнусный – отвратительный, омерзительный.

Не впрок – не на пользу.                                                                                                           

Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо.
Пленить – очаровать, покорить чем – либо                                                                                                                                                      Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.
Ангельский (голосок) – нежный, добрый.
Царь – птица – главная, лучшая среди птиц.
Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны.                                                                                                       

5. Чтение басни учителем.

V. Физминутка «Я такой»

- Если я называю качества характера, которые вы не хотели бы иметь, вы должны присесть и закрыть лицо руками. А если называю качества, которые вы хотели бы иметь, то стоим на месте и хлопаем в ладоши.

- Хитрый, жадный, отзывчивый, добрый, льстец, злой, завистливый, прилежный, храбрый, лицемерный, аккуратный, справедливый, эгоист, лживый, зазнайка, ленивый, неблагодарный.

 - Молодцы!

 VI. Анализ литературного текста.

1. Анализ развития события

-На какие части можно разделить текст? (зачин, основная часть, концовка)

-Как вы думаете, подходят ли они к басне?

-Какой момент вы считаете началом описанного случая, т.е. завязкой. Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова. (Ворона нашла кусочек сыру)

- Прочитайте первую строку. (Вороне где-то бог послал кусочек сыру)

- Как понимаете, выражение «бог послал»? (Ворона случайно нашла кусочек сыра)

-Что произошло дальше, в основной части? Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова. (Рядом бежала лиса. Она почувствовала запах сыра и на цыпочках сала подходить к дереву, где сидела ворона. Лисица начала расхваливать ворону)

-Как Иван Крылов описывает появление лисицы? Зачитайте. (На ту беду Лиса  близехонько бежала)

-Как вы понимаете выражение «на ту беду» (Из-за лисы должна произойти беда)

-Что заставило лису остановиться? (Запах сыра). Зачитайте. (Вдруг сырный дух лису остановил Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил)

-Как вы понимаете выражение «сыр пленил»? (Взял в плен, она ничего не видела, ни о чем, кроме сыра не думала, она хотела его съесть)

-Что решила сделать Лисица, увидев ворону с сыром? (Лисица решила забрать сыр и его съесть)

-Как она решила забрать сыр у Вороны? (Лисица решила расхвалить Ворону)

-Чем все закончилось? Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича

Крылова. (Ворона на слова Лисы каркнула, сыр выпал, Лиса его подняла и убежала)

2. Анализ образа героев

- Что мы можем узнать о вороне из следующих строк? Зачитает учитель.

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала

-Как ворона очутилась на ели? (Взгромоздилась на нее)

-Что хотел показать нам автор словом «взгромоздилась»? (Она неуклюжая, неторопливая птица)

- Была ли голодна ворона? Докажите. (Она не была голодная, потому что она не стала сразу кушать сыр, а «призадумалась» сидя на дереве)

-С какой интонацией надо читать эти строки? ( Спокойно)

-Прочитайте, как автор характеризует Лису? Голосом покажите чувства.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша

-Как автор назвал Лису? (Плутовка)

-Что он этим хотел сказать? (Что она хитрая и обманщица)

-Объясните выражение «говорит так сладко, чуть дыша». (Лиса говорит тоненьким, спокойным, ласковым голосом, она хочет завладеть сыром)

Прочитайте ласковые слова, обращенные Лисой к Вороне.

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

-Истины ли были слова Лисицы? (Нет, она говорила неправду)

-Перечислите, что расхваливала Лиса? (Она расхваливала шейку, глазки, перышки, носок, голосок)

-Как она называла Ворону? (Голубушка, светик, сестрица, мастерица, Царь – птица)

-Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (От льстивых слов Лисицы у Вороны закружилась голова)

-Прочитайте, как об этом писал Крылов?

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло,

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло

-Как вы считаете, что значит выражение «вскружилась голова»? (Ворона перестала здраво думать, рассуждать)

-Как вы понимаете выражение «от радости в зобу дыханье сперло»?

(Испытывая большую радость, Ворона чуть не задохнулась, пришлось каркнуть)

-Итак, Лиса добилась своего, обманула Ворону.

-Зачитайте последнюю строчку басни. С какой интонацией необходимо читать. (Рубленое чтение - каждое слово читается медленно, со спокойной интонаций и с паузой) Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

- Как автор относится к героям? Смеется над их пороками (ворону он считает глупой, падкой на лесть, неуклюжей, неторопливой, доверчивой, несообразительной; лису считает льстивой, коварной, изворотливой, умной, которая знает, как добиться своего)

3. Проблемный анализ

Работа в парах.

-В каждой колонке оставьте только те качества, которые характеризуют: в 1 колонке-Ворону, Лису- во 2 колонке. Проверьте себя по слайду презентации. Поставьте оценку за вашу работу.

-Когда группа закончила, поднимаете руку.

(Проверка по слайду презентации. Самооценка)

(Критерии оценивания: если все правильно-5, если 1,2 ошибки -4, если больше ошибок-3. Поднимите руку у кого 1 ошибка и т.д.)

-Какой вы себе представляете лису? – Какой у вас будет голос при чтении? (вкрадчивый, льстивый)

-Какой вы себе представляете ворону? - Какой голос при чтении? (грубый, глупый, доверчивый)

-Почему на роль льстеца выбрана Лиса, а на роль доверчивой слушательницы Ворона?

(Лиса: льстивая, коварная, изворотливая, умная, знает, как добиться своего.

Ворона: глупая, доверчивая, несообразительная, любит лесть)

-Почему Лисе удалось обмануть Ворону? (Ворона любит лесть, а Лиса умеет льстить)

4. Нравственная проблема

- Прочитайте мораль басни, основная ее мысль. (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).

-Как понимаете смысл выражения «Уж сколько раз твердили миру»? (Много раз повторяли одно и то же)

-В чем же мораль басни? (Того, кто любит лесть, легко обмануть лестью)

-Чему учит эта басня? Что бы вы посоветовали Вороне? (Нельзя льстить, и нельзя верить льстивым речам. Нужно быть правдивым, чтобы мы были искренними)

-Что значит «лесть гнусна»? (Некрасиво, когда кто-то льстит)

-Объясните, как вы понимаете выражение «только все не впрок»? (Бесполезно)

-Чему учит басня? (Быть правдивым, чтобы мы были искренними)
Приём «Перевёрнутые логические цепочки»

Расположите цепочки слов в нужной последовательности:

а) ворона нашла кусочек сыру;
б) лиса близёхонько бежала;
в) ворона каркнула;
г) лисица говорит сладкие слова вороне;
д) плутовка подходит на цыпочках;
ж) лисица схватила сыр и убежала;
к) сыр выпал.

Работа в парах. Выбор пословицы.

- Представьте, что вы встретили героев басни за день до события, какой совет вы им дадите?

Дай совет герою басни, соедини стрелкой  пословицу с героем басни

« Верь своим очам, а не чужим речам»

« Хитри, да хвост береги»

ЛИСА            «На чужой каравай, рот не разевай »                   ВОРОНА

«Потерял - не сказывай, нашел - не показывай »

VII. Итог урока

- С какой басней познакомились?

-Чему нас научили И.А.Крылов и его басня?

(Чтобы не попасть в сети льстецов,  надо сохранять чувство собственного достоинства, копировать только хорошее поведение людей, положительные черты характера. Поступать всегда по совести)

- Какой порок человека высмеивает И.А. Крылов?

Домашнее задание

1) Задание для всех – подготовка к выразительному чтению басни.

Читать басню, по желанию – выучить наизусть.

2) Задание по выбору и желанию (творческая работа)

Напиши:

1.                              Письмо от Лисы:

«Здравствуйте, люди добрые! Пишет вам Лиса Патрикеевна.

Я знаю, что поступила с Вороной_______________________

Это произошло потому, что____________________________

2.                              Письмо от вороны:

«Здравствуйте, люди добрые! Пишет вам Ворона.

Я знаю, что в этой истории я выглядела __________________

Это произошло потому, что____________________________

Оценка деятельности учащихся.

Ребята выбирают смайлики по оценочному листу.

Смайлик « Отлично»

Смайлик «Хорошо»

Смайлик «Старайся»

Всё получилось, я доволен своей работой.

Не всё получилось, но могу работать лучше.

Ещё есть затруднения

Вот и подошел к концу наш урок.

Прозвенел опять звонок и закончился урок!

Много нового узнали, чуть мудрей, добрее стали.

Это нужно детворе для учёбы, при игре.

Будем басни впредь читать, а может, и свои писать.

Всем спасибо за урок!

Накопили знаний впрок!




Открытый урок по литературному чтению на тему

Открытый урок по литературному чтению на тему

Б) вывода нет, каждый придумывает его сам

Б) вывода нет, каждый придумывает его сам

Кто на дереве сидит И «Кар!

Кто на дереве сидит И «Кар!

Если я называю качества характера, которые вы не хотели бы иметь, вы должны присесть и закрыть лицо руками

Если я называю качества характера, которые вы не хотели бы иметь, вы должны присесть и закрыть лицо руками

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Работа в парах. -В каждой колонке оставьте только те качества, которые характеризуют: в 1 колонке-Ворону,

Работа в парах. -В каждой колонке оставьте только те качества, которые характеризуют: в 1 колонке-Ворону,

Потерял - не сказывай, нашел - не показывай »

Потерял - не сказывай, нашел - не показывай »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2021